Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, направленные на укрепление здоровья детейСтр 1 из 2Следующая ⇒
Оздоровительная работа с детьми старшего дошкольного возраста планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности. Оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении – это часть системы оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой положен игровой метод и широкое использование имитационных движений. У детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон. Основываясь на работу Э.Й. Адашкявичене мы можем сказать что, мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей - это те мероприятия, которые укрепляют здоровье, повышают тонус всего тела, настроение. Мероприятия должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении [1; с.145]. Э.Я. Степаненкова в своем методическом пособии указывает что, двигательный режим в старшем дошкольном возрасте складывается из самостоятельнойдвигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий. Как уже было описано в параграфе 1.2 в детском учрежении используются следующие оздоровительные мероприятия: физические общеразвивающие упражнения; занятия по физической культуре; подвижные игры; обучение элементам спортивных игр; обучение плаванию; закаливающие процедуры; физические прогулки; утренняя гимнастика; двигательно-оздоровительные физкультминутки; разные виды гимнастики (пробуждения; пальчиковая; для глаз; ЛФК; стрейчинг); нетрадиционные формы оздоровления детей; физкультурные досуги и праздники; дни здоровья; каникулы и задания на дом; работа с родителями [24; с.262]. Физические упражнения – одно из основных и специфических средств воспитания детей. Так написала о физических упражнениях О.М. Литвинова, которая разработала систему физического воспитания в дошкольном учреждении. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только комплексное их применение в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяют добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта. У закаленного человека повышается устойчивость организма к температурным условиям, солнечной радиации, резким колебаниям погодных условий, увеличивается сопротивляемость к разнообразным заболеваниям [12; с.18]. Значительное место занимают общеразвивающие упражнения в системе физического воспитания, которые вводятся во второй части физкультурного занятия. По утверждению Г.П. Лесковой они необходимы для укрепления, развития и оздоровления организма и сознательного управления движениями. Разнообразные варианты общеразвиваюших упражнений способствуют быстрому овладению новыми комбинациями движений [11; с.4]. М.А. Рунова в своих работах отмечает, что положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи [22; с.17]. Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста способствует развитию двигательных навыков в основе физической культуры, особенно в старшем дошкольном возрасте, формирует у них потребность в здоровом образе жизни. Н.М. Соломенникова составила систему оздоровительной работы, направленную на укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма; укрепление умственной и физической работоспособности; формирование систем и функций организма, обеспечивающих гармоничность физического развития; формирование правильной осанки; совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; овладение детьми основными видами движений и их координации; формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни (рациональное питание, закаливание, физические упражнения); воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; развитие двигательных способностей [27; с.5]. Из работ О.М. Литвиновой также основные виды движений благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей: укрепляют и развивают мышцы, связки, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и кожи. Ходьба – один из видов основных движений. Во время ходьбы и бега в работе принимает участие большое количество крупных групп мышц. Работа мышц при этом динамична и совершается без особого напряжения, что создает благоприятные условия для улучшения дыхания, кровообращения, обмена веществ. Бег – интенсивное движение. Он оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм ребенка, является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания быстроты, выносливости. Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм занимающегося. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости и смелости. Очень ценны прыжки со скакалкой [12; с.188]. Ползание разносторонне развивает и укрепляет мускулатуру как крупных (плечевого пояса, спины, живота), так и более мелких мышечных групп (кисти рук, предплечья, стопы). При упражнении в переползание напряжение чередуется с отдыхом, что способствует более длительному функционированию мышц. Такие упражнения оказывают благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Развиваются координационные способности. При лазании в работе принимают участие как мышцы рук и плечевого пояса, так и мышцы туловища и ног. Упражнения в лазании, перелезании, пролезании чрезвычайно благоприятные для гармоничного физического развития ребенка и формирования осанки. О.М. Литвинова обращает внимание на то, что упражнения с разными предметами способствуют совершенствованию координации движений. Особенно в старшем дошкольном возрасте полезны движения в ловле и метании. Эти упражнения развивают ловкость и глазомер, способствуют укреплению мышц ног, рук, туловища и плечевого пояса. Так как у детей координация и глазомер развиты еще недостаточно, метание и ловля представляют довольно сложные физические упражнения, они требуют большого напряжения внимания, расчет определенного направления, траекторию и скорость полета предмета [12; с. 187]. Также к главным физическим упражнениям относятся упражнения на равновесие, которое является важнейшей функцией организма, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность. Сохранение равновесия зависит от сложного взаимодействия вестибулярного аппарата, кожно-мышечного и зрительного анализатора, регулируемых ЦНС. Развитию и совершенствованию равновесия способствуют игры и спортивные упражнения, они способствуют развитию тонкой координации движений, решительности, уверенности в своих силах. Такие упражнения воспитатели групп организовывают в разных подвижных играх в группе, а также на прогулке. Воспитатель по физической культуре на занятиях использует более сложные упражнения на равновесие [12;с. 190]. Эффективность решения задач физкультурного воспитания проявляется при условии целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Физическая культура как метод, являющийся важным компонентом системы восстановительного процесса. Занятия физической культурой, спортом, разными видами гимнастики и ритмики, закаливанием, использование физиотерапии, трудовых процессов должны широко применяться в укреплении здоровья. Физкультурные занятия – это основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Из исследований Э.Я. Степаненковой эта форма является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности [24; с.263]. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. В.Г. Фролов говорит, что прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Занятия на свежем воздухе расширяют знания детей о природных и погодных явлениях, помогают установить причинные связи между явлениями, а это влияет на развитие мышления и речи [30; с.3]. Е.И. Подольская указывает на то, что физкультурные занятия на свежем воздухе очень полезны для укрепления здоровья. В последние годы разработаны методы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста на открытом воздухе на протяжении круглого года [О. Г.Иванова, В. Г.Фролов, Г. П.Юрко]. Установлено, что при соблюдении разработанной методики у детей повышается уровень здоровья, снижается заболеваемость [20; с.3]. По изучению Э.Я. Степаненковой, мы узнаем, что с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне проводятся физкультминутки. Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение [24; с.286]. Н.Э. Власенко выделяет важное место в работе с детьми 5 – 6 лет занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. У детей развиваются и закрепляются физические качества и формируется ответственность за себя и других ребят, а также взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. Подвижная игра - это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, стороны жизни, получают полезную информацию, игры способствуют развитию кругозора и наблюдательности. Игра заслуживает большого уважения за огромные педагогические возможности, заложенные в ней. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, воспитания нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе [3; с.3]. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания, подчеркивает Э.Я. Степаненкова. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы [25; с.5]. Э.Й. Адашкявичене большое внимание уделяет спортивным играм. Особенный интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, теннис, бадминтон, волейбол, водное поло и т.д.), а также спортивные упражнения (плавание, катание на велосипедах, роликах, коньках, ходьба на лыжах, санках, самокатах и т.п.). Основной целью занятий спортивными играми и упражнениями является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Отличительная черта занятий спортивными играми – их эмоциональность. Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Бадминтон, хоккей, футбол и другие спортивные игры могут быть использованы для спортивных развлечений детей в дошкольном возрасте, начиная с 5-6 лет. В этом возрасте осваивают лишь отдельные элементы игр с эпизодическим привлечением элемента соревнования. Спортивные развлечения для детей дошкольного возраста описаны В. Г. Гришиным, А. Ф. Осиповым. Ходьба на лыжах. Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Чистый морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия [1; с.22]. Э.Й. Адашкявичене обращает внимание на то, что большое оздоровительное и воспитательное значение для детей имеет плавание, которое является одним из важных видов циклических нагрузок, обладающим мощным оздоровительным общеразвивающим действием. Плавание отличается от всех других спортивных упражнений неограниченным возрастным диапазоном применения и оказывает благотворное воздействие на сердечно – сосудистую, дыхательную системы: улучшает терморегуляцию, газообмен, сон, повышает работоспособность. Плавание является также эффективным средством профилактики и даже лечения нарушения осанки и сутулости. Во время плавания позвоночник ребёнка выпрямляется, мышцы рук и ног выполняют ритмические движения, влияющие на гибкость позвоночника [1; с.54]. Э.Я. Степаненкова уделяет внимание одной из форм физического воспитания - это закаливающие процедуры, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей. В старшем возрасте процесс закаливания многообразен. Он включает в себя специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны) и определенные условия в связи с установленным режимом дня (проветривание, длительность прогулок, двигательная активность); по исследованиям А.В. Кенеман все это обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает положительно-эмоциональное состояние психики) [24; с.287]. В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный сон. Наряду с различными оздоровительными мероприятиями с детьми старшего дошкольного возраста проводится гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В дошкольных учреждениях проводятся разные виды гимнастик. Э.Я. Степаненкова обращает внимание, что ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Гимнастика способствует развитию слуха, формирует чувство ритма, темпа, способствует развитию выразительности, грациозности, красоты, музыкальности и ритмичности движений. Часто используются элементы художественной гимнастики, отличающейся пластичностью, утонченностью движениями, танцевальным характером, склонным к импровизации. Зачастую используются гимнастические предметы (мяч, скакалка, обруч, лента). Используются и элементы спортивной гимнастики (растяжка и кувырки) [24;с.144-145]. О.В. Козырева описывает лечебную физическую культуру (ЛФК) – медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и профилактики различных заболеваний и является политерапевтическим методом лечения (физические упражнения, массаж, упражнения в воде, естественные факторы природы). ЛФК направлена на профилактику и лечение опорно-двигательного аппарата (сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие) [10; с.7]. Уникальная методика дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой восстанавливает нарушенное носовое дыхание, улучшает функцию легких, положительно влияет на обменные процессы. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная гимнастика или упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Дыхательная гимнастика может выполняться на протяжении всего дня и на каждых оздоравливающих мероприятиях [14; с.44]. Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Т.С. Никанорова уточняет, что упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний[16; с.44]. Е.Ю. Тимофеева говорит о пальчиковой гимнастике – это развитие мелкой моторики пальцев рук. Работая пальцами формируются моторные функции, подготавливая руку к письму и происходит влияние на развитие речи, внимания и памяти, улучшает работу мозга [29; с.5]. В некоторых дошкольных учреждениях вводят нетрадиционные методы оздоровления детей, например, фитобар, где воспитанники получают кислородный коктейль. Кислородный коктейль – это сок, фитораствор или любой другой напиток, насыщенный кислородом до состояния нежной воздушной пены. Кислородный коктейль - это очень полезный продукт. Он помогает сконцентрироваться и улучшает память, улучшает зрение. Для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям детям рекомендовано орошение зева отварами календулы, эвкалипта, шалфея, ромашки, зверобоя, подорожника, мать-и-мачехи, дубовой коры. Дети в течение всего года получают витаминные чаи, настои трав ромашки, крапивы, зверобоя, мяты, подорожника. Постоянно дети полощут рот отварами трав шалфея, эвкалипта, календулы [6]. Доказано, что различные ароматы определённым образом влияют на развитие ребёнка, на его здоровье и настроение (Б.В. Шеврыгин). Различать запахи способен даже грудной малыш. Разные запахи влияют на детей по-разному: приятные ароматы способны действовать как хорошие лекарств, могут вызывать аппетит, нормализуют деятельности нервной системы, улучшают зрение в сумерках и цветоощущение; и, наоборот, неприятные запахи могут угнетать и раздражать ребёнка[6]. В некоторых дошкольном учреждениях используется аромотерапия. Практическое применение аромотерапии и аромопрофилактики преследует следующие цели: - предупреждение и снижение заболеваемости острыми респираторными и вирусными инфекциями; - профилактика вегето-сосудистой дистонии, функциональных нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы; - стимуляция общего иммунитета организма с целью повышения сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям, расширения адаптационных возможностей; - расширение комплекса реабилитационных мероприятий у больных с хроническими и неспецифическими заболеваниями лёгких [5]. По утверждению Э.Й. Адашкявичене эффективность учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении зависит от правильной организации оздоровительной работы. Обязательно в дошкольном учреждении с детьми старшего возраста должны проходить массовые мероприятия. К массовым мероприятиям, проводимые в старшем дошкольном возрасте относятся всевозможные физкультурные праздники, досуги недели здоровья, олимпиады, соревнования между садами. Они воспитывают проявление товарищеских чувств, чувств взаимопомощи, коллективности, сплоченности, дисциплинированности. Прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья, игры – эстафеты, спортивные игры, а также подвижные игры. Для организации этих видов существуют разные методики [1; с.122]. Больше всего детям старшего дошкольного возраста нравятся физкультурные праздники. Дети получают огромное удовольствие, участвуя в праздниках. У детей воспитываются такие черты характера как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. Физкультурные праздники и досуги проводятся как летом так и зимой. Они как правило проводятся в параллельных группах детского сада, во всем саду и даже в нескольких садах [1; с.123]. Физкультурные досуги лучше проводить на открытом воздухе, что В зимнее время физкультурный досуг проводится на открытом воздухе при температурных условиях, соответствующих гигиеническим нормам данного региона страны. В случае неблагоприятных условий (сильный мороз, дождь и т.д.) физкультурный досуг проводят в хорошо проветренном помещении. В программу физкультурного досуга включаются соревнования по подвижным и спортивным играм (по упрощенным правилам), комбинированные и комические эстафеты, аттракционы. Также можно предусмотреть домашнее задание, придумать приветствие соперникам, номера художественной самодеятельности, конкурс капитанов и т.д. [1; с.126]. День здоровья проводится на свежем воздухе. Многообразная и интересная двигательная деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе способствуют физической рекреации детей после умственной работы, укреплению здоровья, закаливанию организма, приучают их к активному отдыху. Игровая деятельность организуется в спокойной обстановке, без спешки и постоянных поторапливаний, она должна создать жизнерадостное настроение у детей [1; с.127]. Мы систематизировали мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста, и составили таблицу [см.таб. 1]. Оздоровительные мероприятия в дошкольном учреждении, направленные на укрепление здоровья детей старшего возраста, их цели и влияния на укрепление здоровья. Таблица1.
Из проведенной работы сделаем вывод. В дошкольном образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста используется широкий спектр педагогических, психологических, медицинских, профилактических и оздоровительных мероприятий. Оздоровительная работа планируется в соответствии с принципами последовательности, систематичности, комплексности использования естественных сил природы и гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности. По изучению работ Э.Й. Адашкявичене, мы можем сказать что, мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей укрепляют здоровье, повышают тонус всего тела, настроение; должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку. Двигательный режим в дошкольном учреждении складывается из самостоятельнойдвигательной деятельности детей и организованных оздоровительных мероприятий, которые очень разнообразны и, каждое из них направлено на укрепление здоровья детей. Мы подробно познакомились с каждым из мероприятий, выявили их цели, задачи и проследили их влияние на здоровье детей. Некоторые формы оздоровительных мероприятий мы систематизировали в таблицу [см.таблица1] для того, чтобы было легко и доступно понять влияние оздоровительных мероприятий на укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста. Date: 2016-05-17; view: 3042; Нарушение авторских прав |