Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обследование детей с заиканием





Заикание у детей - это форма речевой патологии, основу которой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов.

Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.

Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о наличии заикания у родителей или других близких родственников.

Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особенности воспитания и психологических проявлений у заикающегося ребенка:

  • отношение к нему взрослых;
  • помощь в формировании правильной речи;
  • время возникновения заикания, его первые внешние признаки;
  • особенности проявления заикания в зависимости от обстановки;
  • отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;
  • оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было рекомендовано и каковы результаты.

Второй этап - исследование самого заикающегося ребенка.

После уточнения сведений о ребенке, об истории возникновения и особенностях протекания у него заикания обследуются собственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказывающие непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной деятельности, особенностей личности заикающегося. Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении, в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.

Материалом для исследования собственно речи детей являются картинки, детские книги, игрушки.

Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:

  • место возникновения и форму речевых судорог;
  • частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
  • сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;
  • отношение заикающегося к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тонические, смешанные) определяются на слух или зрительно.

Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.

С целью изучения речевого поведения и речевых судорог используются следующие приемы:

  • составление рассказа или описание содержания картинки;
  • пересказ прослушанного текста;
  • сопряженное и отраженное повторение простых и сложных фраз;
  • рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.

Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня громкости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.

При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой активности, эмоциональное состояние.

В ходе всего обследования отмечаются психологические особенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружающими, оценка собственной речи, в частности болезненное фиксирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, речевое поведение при обследовании.

Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:

  • форма судорог (тонические, клонические, смешанные);
  • вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, смешанные);
  • степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);
  • темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);
  • сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи);
  • состояние моторной функции;
  • наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.

Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, индивидуально-психологические особенности заикающегося ребенка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.


Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), а также различить разные формы заикания. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка позволяют установить природу заикания.

Контрольные вопросы

  1. Какова цель логопедического обследования?
  2. Какие разделы составляют содержание логопедического обследования?
  3. В чем особенность обследования связной речи?
  4. Какие характерные ошибки связной речи отмечаются при речевом недоразвитии?
  5. По какому принципу подбирается лексический материал для обследования словарного запаса?
  6. В чем выражается своеобразие словарного запаса при речевом недоразвитии?
  7. Какие приемы используют для изучения грамматического строя речи?
  8. Какие виды аграмматизма отмечаются при недоразвитии речи?
  9. В чем состоит особенность обследования звуковой стороны языка?
  10. Какие параметры учитываются при написании логопедического заключения?
  11. В чем заключается особенность изучения медицинской и психолого-педагогической документации при обследовании заикающегося ребенка?
  12. Каковы задачи речевого обследования заикающегося?
  13. Какие приемы используются при изучении речи заикающихся?
  14. Какие характеристики учитываются при написании логопедического заключения заикающегося ребенка?

Литература

Основная

  • Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб., 1993.
  • Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Г. Власенко и Г.В. Чиркиной / Сост. Т.П. Бессонова. - М., 1996.
  • Филичева Т.Е., Чевелева H.A. Логопедическая работа в специализированном детском саду. - М., 1987.

Дополнительная

  • Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. - М., 1993.
  • Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педагогических институтов. - М., 1998.
  • Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М., 1998.






Date: 2016-05-13; view: 586; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию