Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологические проблемы сегодня





В 1866 г. Э. Геккель обозначил будущую науку об отношениях всех организмов к природной среде обитания экологией. В ХХ в. сформировалась в своей основе глобальная экология, центральное место в которой заняло влияние совокупной человеческой деятельности на природу в целом и на ее отдельные элементы.

Нарушение гармоничных отношении с природой может иметь опасные и даже трагические последствия для уже живу­щего и будущих поколений людей. Нарастание числа проблем. связанных с состоянием окружающей среды и истощением ре­сурсов Земли, кризисы, с которыми столкнулось человечество - следствие и свидетельство неверного пути развития.

С каждым годом все более обостряется глобальный экологический кризис, т. е. кризис, охвативший не отдельные регионы, а всю планету. Глобальный кризис - это комплексное явление, складывающиеся из целого ряда проблем:

Демографическая проблема. Численность населения нашей планеты 11 октября 1999 года составило 6 млрд. человек. Ежедневно население планеты увеличивается на 350 тыс. человек.

Рост численности населения Земли происходил крайне неравномерно:

10 000 лет назад на планете жило около 5 млн. человек, т. е. популяция человека не отличалась от популяций крупных млекопитающих.

1 в. н. э. - численность населения возросла в 20 раз и составила примерно 100 млн. человек;

1640 г. - 1-я перепись населения (уже полностью освоенной планеты) составила 500 млн. человек;

середина XIX в. - 1 млрд. человек;

начало ХХ столетия (1900 - 1902 гг.) - 1,5 млрд. человек;

конец 20-х годов - 2 млрд.

к началу 50-х - 2,5 млрд.

к 60-му году - 3 млрд.

к 70-м - 3,5 млрд.

к 80-му - 4 млрд.

к 90-му - 5,5 млрд.

1999 г. - 6 млрд.

Были и периоды снижения численности населения, например, в 1400 г. население Земли было меньше, чем в 1200 г. Причина - эпидемии чумы, холеры, других болезней, приводившие к вымиранию целых районов.

Население Земли распределено крайне неравномерно не только из-за климатических особенностей. В развитых странах высокий уровень урбанизации, т. е. большая часть населения живет в крупных городах, что неблагоприятно с точки зрения концентрации загрязнений, отходов, стоков, разрушения естественных экосистем. Большие города - экологически неблагоприятны для человека. Наиболее экологичны для проживания маленькие и средние населенные пункты. Проблемы влияния урбанизации на окружающую природную среду и человека изучает раздел экологии - урбоэкология.

Теория Мальтуса утверждает, что живые организмы, в том числе человек, размножаются в геометрической прогрессии, тогда как рост материальных благ происходит в арифметической прогрессии. Однако социальная сущность человека вносит в эту закономерность свои коррективы. Так, рост численности населения в развивающихся странах, Азии, Африки, Латинской Америки близок к этой закономерности, тогда как в развитых странах Европы смертность равна рождаемости и общий рост численности населения идет за счет эмигрантов. В ряде стран Северной Европы, России и др. смертность превышает рождаемость. Из этого следует, что каждой стране нужная своя научно обоснованная демографическая политика. Так, в Китае введено ограничение рождаемости за счет прогрессивного налога. Чтобы стимулировать рождаемость, в частности в нашей стране, необходима формула рождаемости 2+3 (расширенное воспроизводство), т. е. у двоих родителей должно быть не менее трех детей.

Экономическая проблема. Человечество хочет жить в хороших условиях жизни, например как в странах, Западной Европы, США, но только немногим более миллиарда человек (т. н. «золотой миллиард») живет в таких условиях. Остальные почти 5 млрд. живут в удовлетворительных или плохих материальных условиях. Частые кризисы в странах третьего, часто связанные с падением курсов национальных валют, усугубляют эту ситуацию. Необходима более совершенная общемировая экономическая интеграция.

Продовольственная проблема. Из всего числа государств - членов ООН, около 20 стран имеют благополучное положение с продовольствием, имеется ввиду самообеспечение себя продовольствием и доступность его для населения. Основные причины этого явления следующие: различие климатических условий, климатические аномалии, потери при уборке урожая, его транспортировке, хранении (до 25 %), эрозия почв, низкая культура ведения сельского хозяйства, национальные конфликты и др. В ряде районов Азии, Африки периодически возникают ситуации возникновения голода. Значительная часть населения России, ввиду тяжелой экономической ситуации, питается весьма несбалансированно и недополучает необходимые питательные вещества.


Проблема использования природных ресурсов и загрязнение окружающей среды - две тесно взаимосвязанные проблемы. По данным ЮНЕСКО, за один календар­ный год в мире при перепашке полей, строительных и других работах перемещается более 4000 куб. км почвы и грунта, из­влекается из недр земли 120 млрд. тонн руд, горючих иско­паемых, строительных материалов, выплавляется 800 млн. тонн различных металлов. В то же время в конечном продук­те содержится не более 5 - 7 % от количества сырья, запущен­ного в производство, а 93 - 95% идет в отходы, загрязняя ат­мосферу и природные водоемы. В целом общемировое промышленное производство имеет очень низкий КПД. Это касается и вырабатываемой электроэнергии, где КПД составляет от 12 до 40 %.

Общая площадь разрушен­ных и деградированных почв за всю историю человечества составляет примерно 20 млн. кв. км, что больше совокупной площади, используемой сегодня в мире в сельскохозяйствен­ных целях.

Грозным предупреждением становится сокращение площадей тропических лесов, которые наряду с северной тай­гой являются легкими планеты - они вырабатывают основную массу кислорода, необходимого для жизни животного мира.

На протяжении последних 50 лет человек уничтожил 60 % мировых лесов. За последние 200 лет жители Австралии выру­били 75 % своих тропических лесов. Только за минувшие 40 лет Африка потеряла 23 % лесного массива. Латинская Америка - 38 %. Сегодня США дышат чужими «легкими». Вырубка лесов является одной из причин опустынивания обширных площа­дей. В настоящее время опустыниванием охвачена территория, равная по площади Северной и Южной Америке.

К числу экологически опасных явлений относится загрязнение мирово­го океана, которое происходит сегодня в огромных масшта­бах. В реки, озера, моря и океаны планеты ежегодно сбрасыва­ется до 7000 млрд. куб. метров неочищенных сточных вод, ко­торые содержат около 300 млн. т. железа, 2,3 млн. т. свинца, 7000 т. ртути, 6,5 т. фосфора и множество других ток­сичных веществ. Закономерно, что это приводит к сокраще­нию океанской биоты, а, следовательно, и к сокращению пи­щевых ресурсов человека.

Для решения этой проблемы необходимо совершенствование производства, введение новых малоотходных и безотходных технологий, замкнутых циклов производств, использование вторичного сырья. Особой проблемой являются утилизация мусора, его переработка (рекуперация), захоронение радиоактивных и высокотоксичных отходов. Эта проблема стала достаточно острой для стран с большой территорией, остро нуждающихся в валюте и имеющих правительства не подотчетные своим народам. Загрязнение рек, воздуха в крупных городах, замусоривание среды и рост площадей свалок заставили ряд стран Европы ввести очень жесткие экологические законодательства. Во многих развитых странах наблюдается рост влияния политических партий экологической направленности.

Проблема изменения климата -связана в первую очередь спарниковым эф­фектом и разрушением озонового слоя.

Антропогенные выбросы углекислого газа, метана и некоторых других газов, разного типа аэрозолей, задержи­вающих тепловое излучение нашей планеты, приводят к по­вышению средней температуры поверхности Земли. Эти газы, попадая в атмосферу, затрудняют отдачу тепла с поверхности Земли и действуют как стекло или пленка в теплице. Как считают эксперты, к середине следующего века изменение климата в сторону потепления вследствие парникового эффекта сдела­ется вполне ощутимым. Расчеты показывают, что в экватори­альной зоне заметного потепления не произойдет, но в поляр­ных областях температура вырастет весьма существенно. Это заметно скажется на состоянии ледового покрова, особенно в Арктике (он может даже исчезнуть), на границе тундры и вечной мерзлоты.


Самое главное следствие уменьшения разности темпе­ратур между полярными и экваториальными зонами - это изменение структуры атмосферной циркуляции. Сейчас на­гретый на экваторе воздух поднимается вверх, движется там к полярным зонам и, охлаждаясь, опускается в приземные слои. Затем вдоль поверхности Земли воздух возвращается к эква­тору. За счет этого происходит основной перенос влаги, ис­паряющейся над океанами, на континентальную часть плане­ты. Изменение теплового баланса приведет к уменьшению интенсивности этого переноса, количество влаги, переноси­мой в глубину континента, может заметно уменьшиться, что резко расширит область пустынь и полупустынь. Уменьшится также и область засушливых земель, дающих сегодня основ­ное количество зерна, что снизит общую продуктивность растительного покрова на континентах. И такой эффект мо­жет произойти даже несмотря на значительное увеличение содержания в атмосфере углекислоты, являющейся пищей растений.

Если рост поступления в атмосферу парниковых газов сохранится, то уже в ближайшие десятиле­тия из-за таяния полярных льдов и теплового расширения во­ды на десятки сантиметров поднимется уровень мирового океана. Это тоже внесет немалые осложнения в жизнь плане­тарного сообщества. Изменится положение границ, разделяю­щих природные зоны «степь - тайга» и «тайга - тундра». По­требуется перестройка всей структуры сельскохозяйственного производства.

Основные последствия парникового эффек­та не вызывают серьезных разногласий среди климатологов. Все они единодушно считают, что климатические изменения произойдут на всем северном полушарии планеты.

Глобальные изменения климата происходят не только из-за парникового эффекта и вырубки лесов, но также и из-за уменьшения толщины озонового слоя, что пропорциональ­но увеличивает интенсивность ультрафиолетового излучения, достигающего поверхности Земли. В полярных районах планеты зафиксированы озоновые дыры диаметром до 10 км2. Причиной этого, по мнению ученых, является широкое использование во всех промышленно развитых странах качестве хладоагентов в холодильниках фреонов и других хлорфторуглеродов. Попадая в атмосферу, в результате фотохимических реакций они уничтожают молекулы озона. Это ведет к усилению ультрафиолетовой радиации Солнца, смертельной для жизни в больших дозах. За последние 16 лет в Северном полушарии содержание озона в стратосфере умень­шилось в среднем на 3 % над территориями Северной Америки и Европы. Ученые подсчитали, что каждый процент уменьше­ния озонового слоя приводит к увеличению числа заболеваний раком на 5 - 7 %.


Проблема сохранения генофонда - одна из острейших проблем современности. В настоящее время официально учтено около 1,5 млн. видов организмов, из которых около 500 тыс. - растения, а примерно 1 млн. - животные. Из этого числа 4000 видов занесены в Красную книгу. 40 видов безвозвратно исчезли с лица земли. 25 %, т. е. каждый четвертый вид нуждается в паспортизации на страницах Красной книги. Исчезновению организмов не всегда способствует их прямое физическое истребление ради использования. Из 1,5 млн. видов человек использует около 100. Быстрое сокращение числа видов происходит по четырем основным причинам:

1) сокращение ареалов обитания;

2) изменение экосистем:

3) прямое физическое уничтожение;

4) отравление промышленными отходами, ядохимикатами.

Проблема сохранения генофонда человечества вызывает особую тревогу. Количество мутантов в диких популяциях животных не превышает 2 - 2,5 %. Они составляют материал для естественного отбора. Если среда не изменяется, они погибают. В человеческом обществе, где социальная среда поддерживает мутантов и больных особей, накопился значительный «генетический груз», т. е. рецессивные мутации, не проявляющие себя в гетерозиготном состоянии, но способные проявиться в гомозиготном. Известен факт, что в 50-е годы в Швеции - небольшой по населению стране, накопилось 25 - 30 % мутантов по сахарному диабету. Проблема была решена с помощью сети генетических консультаций, где на основе анализа родословных гражданам давались обоснованные рекомендации перед вступлением в брак. Остроту проблемы снизили эмигранты, которые внесли новый поток генов. С 50-х к 80-м годам количество мутантов по сахарному диабету снизилось на 10 %. Это доказывает генетическую нецелесообразность всякого рода национальных, кастовых, этнических изоляций, которые приводят к близкородственным бракам и повышают риск проявления наследственных заболеваний.

Проблема сохранения здоровья в изменяющихся условиях среды, в связи с этим весьма актуальна. Очень часто болезни становятся прямым следствием высокоурбанизированного образа жизни. Факторами риска здоровью человека являются:

1) некачественные пищевые продукты;

2) измененные физические и химические параметры среды;

3) вредные привычки: наркомания, курение, алкоголизм;

4) стрессы;

5) разбалансированное питание;

6) гиподинамия.

Болезнь - нарушение оптимального психосомати­ческого состояния и способности удовлетворять свои потреб­ности. Это понятие тесно связано с понятиями нормы, которая понимается как функциональный оптимум биологической системы, и патологии - как нарушения этой нормы.

Причинами болезней, как принято сегодня считать, явля­ются не внешние и внутренние факторы (патогенные воздейст­вия среды и нарушения функций организма), а их взаимодей­ствие. При этом роль различных факторов, вызывающих бо­лезни, меняется в зависимости от времени, эпохи, уровня соци­ально-экономического развития общества.

Если в прошлом характер патологии был обусловлен в основном патогенными природными воздействиями, то в настоящее время он определяется прежде всего воздейст­виями, идущими от преобразованной самим же человеком природы. На протяжении многовековой эволюции человек ис­пытывал воздействие таких факторов, как гипердинамия, то есть максимальная мускульная активность на фоне общей калорийной недостаточности, недоедания, недостатка микроэлемен­тов, витаминов. Главную роль в возникновении многих заболеваний в настоящее время игра­ет гиподинамия, то есть недостаточная физическая актив­ность на фоне информационных перегрузок и психоэмоционального стресса. Определенное сочетание психоэмоциональных стрессов с малоподвижным образом жизни и избыточным питанием ве­дет к суммированию этих воздействий, способствует росту ряда сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, сексуальных расстройств, язвенных заболеваний желудка, двенадцатиперстной кишки и др.

С переходом от одной ступени общественного развития к другой все более усложняются психоэмоциональные отноше­ния людей. Нервная система человека подвергается постоянным, все возрастающим эмоцио­нально-психическим воздействиям, начиная от здоровых, тонизирующих, и кончая отрицательными, даже болезнетвор­ными эмоциями. Возрастает темп жизни, укорачиваются сроки морального износа техники, происходит устаревание некото­рых профессий, убыстряется развитие науки, техники, куль­туры и т.п. Все это предъявляет новые, повышенные требова­ния к внутренним ресурсам человека, важным компонентом которых является психическое здоровье и эмоциональное равновесие.

Если современный этап общественного развития характе­ризуется ускорением темпов жизни во всех сферах, то скорости психофизиологических и соматических реакций организма не­редко оказываются слишком замедленными, отстают от рит­мов социальной и производственной жизни, возникает соци­ально-биологическая аритмия как общая предпосылка воз­никновения многих заболеваний.

Поэтому закономерно, что здоровье населения страны с каждым годом ухудшается. Около 20 % людей вслед­ствие физических особенностей, особенностей поведения, ха­рактера, состояния здоровья не вступают в брак. У плодовитых роди­телей около 15 % зачатых организмов гибнет до рождения, 5 % при рождении и непосред­ственно после рождения, 3 % людей умирает, не дос­тигнув половой зрелости. В России за последние 5 лет показатель младенческой смертности уве­личился на 15 %, до 20 % возросла доля новорож­денных с физическими и неврологическими нарушениями. Сего­дня каждый 500-й или 700-й ребенок в силу естественных му­таций и структуры генофонда рождается с заметными откло­нениями от нормы.

У каждой популяции существует некоторый порог допус­тимого размывания генофонда (процент неполноценных осо­бей), за которым уже никакой естественный отбор не сможет восстановить его качество и предотвратить деградацию по­пуляции. Человек не составляет исключения. Через несколько поколе­ний, может быть, уже к началу XXII века, человечество, вероятно, подойдет к этому опасному ру­бежу. И обратного хода эволюционному процессу тогда уже не будет. Иначе говоря, без кардинальных изменений условий жизни человека генетическая деградация вида Homo sapiens неизбежна.

Не менее тревожными являются показатели влияния не­которых компонентов окружающей среды на здоровье чело­века. Так, достоверно известно, что загрязненность воздуха и курение вызывают заболевания органов дыхания, кровообращения, пищеварения, способствует развитию целого ряда онкологических заболеваний.

Примерно 85 % заболеваний вызываются качеством воды. К болезням приводит прежде всего низкое ее ка­чество, содержание различных токсичных соединений, тяжелых металлов, вредных органических примесей и бактерий. Чем больше насыщенность воды солями, тем выше риск забо­леть атеросклерозом, инсультом, мочекаменной болезнью и т. д. В значительной степени портит здоровье хлор. Хотя хлорирование воды спасает от инфекций, однако его производные медленно подрывают здоровье, так как обладают канцерогенным и мутагенным эффектами. Они могут влиять на наследственность, многие из них являются сильнейшими печеночными ядами.

Сейчас в ряде локальных районов формируется новая физико-химическая и экологическая среда. В силу этого возникают задачи изучения механизмов социальной и биологической адаптации к новой среде. Нельзя не учитывать, что к воздействию некоторых но­вых факторов среды человек эволюционно не подготовлен (новые химические вещества и виды энергий), ибо в ходе эво­люции он с ними не сталкивался.

Чтобы из­бежать катастрофы, необходимо осознать естественные эколо­гические принципы и правила, которые сегодня разрабатыва­ются экологией человека и социальной экологией.

 

Понятие о ноосфере

 

На протяжении многих сотен человеческих поколений взаимодействие человека с окружающей средой заметных из­менений в биосфере не вызывало, но все это время шло накоп­ление знаний и сил. Постепенно, используя свое интеллекту­альное превосходство над остальными представителями жи­вотного мира, человек охватил своей деятельностью всю биосферу. Эта деятельность при­вела к приручению животных, к выведению культурных расте­ний. Человек стал менять окружающий его мир и создавать для себя новую, не существовавшую никогда на планете живую природу.

Под влиянием человеческого труда с момента появления человечества начался и в нарастающем темпе продолжает происходить процесс видоизменения биосферы и ее переход в новое качественное состояние. Естествознанию известны бо­лее ранние переходы биосферы в качественно новые состояния, сопровождавшиеся почти полной ее перестройкой. Но данный переход представляет собой особенное, ни с чем не срав­нимое явление.

Данные антропологии и палеонтологии свидетельствуют, что современный человек сформировался около 30 - 40 тыс. лет назад. Его появление стало крайне важным обстоятельством в эволюции биосферы, так как в этом процессе начал действовать новый фактор - антропогенный: человек стал использовать биосферу для удовлетворения своих потребностей. С этой це­лью им были созданы различные орудия труда и придуманы способы, обеспечивающие его жизнедеятельность. Таким образом, человек стал творцом культуры.

Первая созданная человеком культура - палеолит (камен­ный век) - существовала примерно 20 -30 тыс. лет. Она сов­пала с периодом длительного оледенения. Экономической ос­новой жизни человеческого общества тогда была охота на крупных животных: оленей, носорогов, ослов, лошадей, ма­монтов. На стоянках человека каменного века ученые находят многочисленные кости диких животных - свидетельство ус­пешной охоты. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к сравнительно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов.

Несмотря на трудные условия, человек в это время сумел распространиться на значительной территории планеты, соз­дав социальный организм - общество, основанное на совмест­ном труде (охоте и собирательстве) и коллективной памяти. Тем не менее человек палеолита еще продолжал оставаться ча­стью природы, пользуясь ее дарами и не начиная ее сознатель­ного переустройства. Тем самым человек все еще вписывался в естественные биогеохимические циклы.

К концу палеолита, как считают современные ученые, человечество столкнулось с первым в своей истории демографическим кризисом - перена­селенностью. 10 - 12 тысяч лет назад наступило резкое потепление, от­ступил ледник, леса распространились в Европе, вымерли крупные животные. В результате были созданы новые условия жизни, которые коренным образом изменили экологическую базу человеческо­го общества и привели к первому глобальному экологическому кризису - перенаселению планеты. Это означало, что закон­чился период использования человеком готовых (созданных природой) средств существования. В новых условиях необхо­димо было активно добывать и перерабатывать природные продукты.

Началась эпоха неолита (нового каменного века), в кото­рой наряду с охотой, рыбной ловлей и собирательством все большее значение приобретал процесс производства пищи. Предпринимаются первые попытки одомашнивания животных, разведения растений, зарождается производство керамики. Уже 9-10 тысяч лет назад существовали поселения, среди ос­татков которых обнаруживают пшеницу, ячмень, чечевицу, кости домашних животных - коз, овец, свиней. В разных местах Передней и Средней Азии, Кавказа, Южной Европы фор­мируются зачатки земледельческого и скотоводческого хозяй­ства. Развивается подсечное земледелие, начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается металлургия. Происходит переход к производящему хозяйству - неолитическая револю­ция, которая и стала способом разрешения экологического кризиса. Ценой, которую человечество заплатило за это, было уменьшение численности населения в 8 раз. Эта революция за­вершила эру животной жизни человека, с нее начинается целе­направленное его вмешательство в природные процессы, транс­формация биосферы в соответствии со своими потребностями.

На этом этапе культуры развитие человеческого общества пошло значительно быстрее. Появились первые цивилизации на Древнем Востоке, затем в Древней Греции; возникли част­ная собственность и наука, ставшие основой европейской, а затем и мировой цивилизации. Тем не менее, 5 - 2 тысячелетий назад разразился второй экологический кризис, связанный с подсечно-огневым земледелием. Это привело к быстрому истощению, эрозии почв и образованию пустынь на обширных территориях (Средняя Азия, Сахара). Историки считают, что гибель культуры народа майя связан экологической катастрофой по причине низкой культуры земледелия.

В современный период разум человека, вопло­щенный в научную мысль и деятельность стали фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы. Человечество становится доминирующим видом среди живого вещества биосферы. Сегодня человек ос­воил не только всю территорию нашей планеты, но и вышел в космос, освоение которого уже вполне реально является делом завтрашнего дня, ближайшего будущего.

Все это позволило В. И. Вернадскому назвать не только жи­вое вещество планеты, человека, вооруженно­го научной мыслью, величайшей геологической силой совре­менности. Если живое вещество создавало современный облик нашей планеты в течение миллионов и миллиардов лет, то че­ловек своей деятельностью значительно изменил ее за тысячелетие. Датский этнограф И. Бьерре сделал выразительное сравнение. Если всю историю Земли сжать в рамки одного года, то в ноябре возникает первая жизнь. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового года возникает первый антропоид. Вся человеческая эра занимает самую последнюю минуту уходящего года. За эти 60 секунд выросла мощная планетарная сила - человеческое общество. Человек и природа вошли в тесное взаимодействие.

Таким образом, все эти 12 тысяч лет, прошедшие после неолитической революции, были эпохой покорения приро­ды, когда она сама не принималась во внимание в качестве активного партнера для человечества. Особенно это характер­но для европейской цивилизации, которая приняла христиан­ский тезис о сотворении мира для человека, считающегося гос­подином этого мира, имеющим право делать с этим миром все что угодно.

Масштабы созданной человечеством материальной куль­туры огромны. Темпы ее развития постоянно увели­чиваются и вместе с этим увеличивается воздействие человека на биосферу. Уровень воздействия человека на окружающую среду зави­сит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития челове­чества, но с развитием общества, в ходе технического прогресса ситуация изменялась коренным образом. XX столе­тие, сформировавшее качественно новые отношения науки, техники и технологии, колоссально увеличило масштабы воз­действия общества на природу и поставило перед человечест­вом целый ряд чрезвычайно острых проблем.

По силе своего воздействия на планету техника сегодня в состоянии на равных спорить с живым вещест­вом. По результатам преобразованной окружающей среды с помощью техники можно уже говорить о новом ее состоя­нии - техносфере. Понятие «техносфера» выражает совокуп­ность технических устройств и систем вместе с различными видами технической деятельности человека. Ее структура достаточно сложна, так как включает в себя техногенное ве­щество, технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с на­чалом эры космических полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземное космиче­ское пространство.

Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на дру­гие сферы и оболочки Земли. Однако, пока что наука и техни­ка нацелены на максимальную эксплуатацию природных ре­сурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой це­ной. Последствия такого воздействия на природу во многом негативны: технические ландшафты производства, уничтожение жизни в целых регионах и др. Поэтому в настоящее время жизненно необходимым становится изменение характера взаимоотношений человека с природой.

Жизнь на Земле развивается по строгим законам природы. Современное естествознание от­крыло основные принципы и законы, определяющие сущест­вование жизни на Земле. Человеческая цивилизация для обес­печения своего устойчивого развития также должна следовать этим законам и принципам.

Жить в согласии с природой - один из основополагающих принципов существования Человека на Земле. Еще великие философы античности учили тому, что повелевать природой можно только повинуясь ее законам (принцип природосообразности). Однако многие факты дают основания характеризовать современные отношения человека и природы как третий экологический кризис. Его называют антропогенный экоцид - разрушение людьми естественной среды обитания, в том числе и условий собственного существования.

Современное человечество находится на грани потери возможной устойчивости (стабильности) биосферы как целостной системы, частью которой является человечество. Результатом потери стабильности нынешнего квазиравновес­ного состояния будет переход биосферы (как и всякой нели­нейной системы) в новое и неведомое нам состояние квазирав­новесия, в котором человеку просто может не оказаться места. Биосфера, как саморегулирующаяся система, до поры до вре­мени могла компенсировать изменяющиеся внешние нагрузки. На протяжении миллиардов лет удерживались параметры био­сферы в том узком интервале их значений, в котором только и мог возникнуть наш биологический вид. И это регулирова­ние обеспечивалось несмотря на то, что за время существования планеты биосфера Земли неоднократно подвергалась до­полнительным внешним нагрузкам - колебания солнечной ак­тивности, падение метеоритов, интенсивный вулканизм и т.д. Но теперь основной опасностью для стабильности биосферы становится человек. И есть основания полагать, что компенса­ционные возможности биосферы либо уже нарушены, либо находятся на пределе своих возможностей.

Биосфера обладает колоссальной самоочищающей способ­ностью. К сожалению, эти способности природы не безгра­ничны. Антропогенные воздействия на природу поставили под угрозу нормальное осуществление присущих ей биотических процессов, нарушили равновесие состояния биосферы. Антропогенная нагрузка на окружающую природную среду достигла сегодня таких масштабов, что привела к глобальному эколо­гическому кризису. Многие ученые считают, что мы стоим на грани экологической катастрофы.

Катастрофа может разразиться совершенно неожиданно и столь стремительно, что никакие наши действия уже ничего не смогут изменить. Поэтому проблема изучения стабильности биосферы должна превратиться в одно из основных направле­ний фундаментальных исследований. Но самое главное - должна появиться новая стратегия цивилизации, согласован­ная со стратегией природы. Это должна быть стратегия выжи­вания. Для этого нам предстоит научиться изучать биосферу как единый целостный организм и соизмерять свой образ дей­ствия с реакцией на него этого общепланетарного организма. Антропоцентризм должен уступить место биосфероцентризму. Поэтому так важно создать концепцию перехода, а затем - будущего человеческой культуры и цивилизации. Немалую помощь в этом может оказать учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Современная биосфера является результатом длительной эволюции всего органического мира и неживой природы. В этой эволюции принимает участие и сам человек, воздействие которого на природу постоянно усиливается и по своим мас­штабам приближается к действию геологических процессов. Биосфера Земли все больше становится управляемой человече­ским разумом, постепенно превращаясь в ноосферу.

Еще в 20 - 30-х годах нашего столетия В.И. Вернадский, размышляя о геологической роли человека, вооруженного на­учной мыслью (разумом), пришел к выводу, что геохимическая роль человека определяется не его массой (хотя численность человечества постоянно растет), а производственной деятель­ностью. Это значит, что важнейшим фактором, от которого зависит жизнь на нашей планете, становится разумная коллек­тивная деятельность человека.

Биосфера под влия­нием разумной человеческой деятельности переходит в качест­венно новое состояние. Это новое состояние биосферы, преоб­разованной человеческой мыслью и трудом, Вернадский на­звал ноосферой. Ее существенной характеристикой является поддержание глобального равновесия системы на основе оп­тимального сочетания социально-исторических и естественно-природных законов.

Термин «ноосфера», в прямом переводе означающий «сфера разума», был введен французскими учеными и филосо­фами Е. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, которые по их соб­ственному признанию, впервые использовали его после париж­ских лекций В. И. Вернадского 1922 - 1926 годов. Вернадский, знакомый с ними, тоже стал использовать этот термин, но с сугубо материалистических по­зиций. Концепция ноосферы Вернадского явилась логическим завершением многолетней работы ученого над проблемами живого вещества и биосферы.

С появлением человека на Земле идет процесс ноосферогенеза. Но если до сих пор он проходил бессознательно, как стихийный природный процесс, то сейчас мы подошли к тому рубежу, который требует от человека четкого осознания им своей глобальной задачи, выработки стратегии и тактики для достижения поставленной цели.

Развивая свои представления и идеи, Вернадский выделил необходимые предпосылки для создания ноосферы:

1. Человечество стало единым целым. Сегодня событие, происшедшее в захолустном уголке любой точки любого кон­тинента или океана, отражается и имеет следствия - большие и малые - в ряде других мест, всюду на поверхности Земли.

2. Преобразование средств связи и обмена информацией, которые сегодня обеспечивают мгновенную ее передачу.

3. Реальное равенство людей как необходимое условие ноо­сферы.

4. Поднятие общего уровня жизни как условие реального равенства людей, а также возможность влияния народных масс на ход государственных и общественных дел.

5. Развитие энергетики, открытие и использование новых видов энергии, необходимых для подъема уровня жизни.

6. Исключение войн из жизни общества.

Создание этих предпосылок становится возможным в ре­зультате взрыва научной мысли в XX веке. Это же обстоятель­ство соответственно приведет к трансформации биосферы в ноосферу, а в жизни народов произойдут необходимые пози­тивные изменения, никак не противоречащие этому процессу. Становление ноосферы теснейшим образом связано с овладением всеми формами движения материи и созданием новых живых организмов с помощью методов и средств био­технологии и генной инженерии.

Ценность концепции Вернадского состоит в том, что она дает конструктивную модель вероятного будущего, а ее огра­ниченность в том, что она рассматривает человека прежде все­го как разумное существо, тогда как он редко ведет себя по-настоящему разумно. Идеи Вернадского сегодня вновь широко обсуждаются в научных кругах. Они становятся методологиче­ской основой для многих современных концепций и теорий, направленных на решение экологической проблемы и сохра­нение человечества.

Биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы су­ществовать не может. Осознание глобальной экологической опасности грозящей гибелью человечеству, заставило мировое сообщество искать новые пути выхода из создавшегося поло­жения и привело к пониманию необходимости разработки концепции устойчивого развития.

Эта концепция была принята на конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 год, Рио-де-Жанейро), где была отмечена невозможность прогресса развивающих­ся стран по пути, который прошли развитые страны. Было признано, что эта модель развития завершится гибелью чело­вечества. Поэтому провозглашена необходимость пере­хода мирового сообщества на путь устойчивого развития, то есть развития общества на базе экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни для людей целого ряда поколений.

Устойчивое развитие было выдвинуто как основная задача человечества на конец XX - началоXXI века. Эта модель раз­вития предполагает:

1. Снижение материало- и энергоемкости производства, максимальное сокращение отходов, снижение оборота токсич­ных веществ и расширение использования возобновляемых ре­сурсов, включая источники энергии.

2. Переход к ценообразованию, учитывающему экологиче­ские критерии (цену ущерба окружающей среде) и стимули­рующему использованию новых, экономически безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий в сочетании с сис­темой налогов и штрафов.

3. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов через повышение продуктивности сельскохозяйственных культур, улучшение питательных свойств растительной и животной продукции, использование комплекс­ных методов борьбы с вредителями сельского хозяйства и т.д.

4. Передача индустриально развитыми странами передовых технологий развивающимся странам, в частности, новых тех­нологий, созданных на основе генетических материалов, полу­ченных из развивающихся стран.

5. Создание международных институтов, способных опре­делить единую глобальную линию устойчивого развития, ус­танавливать единые для всех стран экологические стандарты, аккумулировать и перераспределять ресурсы в интересах всего сообщества, контролировать соблюдение всеми государствами единых правил экологического поведения.

Сегодня очевидно, что биосфера Земли - сложнейшая сис­тема - находится в сильно неравновесном состоянии. Из таких состояний самоорганизующиеся сис­темы, к числу которых принадлежит и биосфера, выходят скачком. Мы подходим к точке бифуркации, за которой лежат несколько возможных вариантов будущего. Среди них - воз­можность экологической катастрофы, полное исчезновение жизни на Земле или существование жизни, но уже без человечества. Наиболее благоприятным выходом для человечества из этой ситуации было бы образование ноо­сферы. Присутствие разума в системе, находящейся в ситуа­ции перехода, меняет эту ситуацию. Предотвратить переход­ный процесс в биосфере человек не в силах, но есть возмож­ность свести к минимуму или совсем убрать те неблагоприят­ные флуктуации, которые подталкивают неустойчивую сис­тему к нежелательным для человека вариантам перехода. Так, запрещение и полное уничтожение ядерного и химического оружия устранит ситуацию, способную уничтожить биосферу в военном конфликте. Еще лучше, если будут достигнуты договоренности о сокращении и уничтожении обычных видов вооружений, а высвободившиеся ресурсы на­правлены на решение экологических проблем. Также очевид­но, что экологические проблемы нужно решать каждый день совместными усилиями всех стран, народов, всех людей. Человечеству не обойтись без снижения потребле­ния энергии, более экономичного ведения промышленного производства, сокращения добычи и расходования важней­ших полезных ископаемых. Необходимо осознать демогра­фические проблемы, изменить отношение к животному и рас­тительному миру планеты. Все это невозможно без научного предвидения результатов любой природопреобразующей и социальной деятельности людей, а также без создания нала­женной системы управления и контроля за проведением в жизнь разрабатываемых мероприятий.

В решении проблем выживания человечества большую роль может сыграть становление новой экологической этики (биоэтики), основы которой были заложены в буддизме, затем развиты Л. Н. Толстым и сформулированы в этическую систему А. Швейцером. В соответствии с основными положениями биоэтики, нравственна та деятельность человека, которая способствует поддержанию и развитию всякой жизни и безнравственно то, что уничтожает жизнь. Природа, породившая человека, достойна чувства уважения и от отношения людей к ней будет в конечном итоге зависеть жизнь человечества, его дальнейшая коэволюция, т. е. совместное гармоничное развитие.

Примерные ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Наука и ее место в культуре.

2. Критерии науки.

3. Структура науки.

4. Естествознание, его структура и отличие от гуманитарного знания.

5. Научная теория, ее структура и основания.

6. Гносеологические предпосылки науки и проблема истинности научных теорий.

7. Методы научного познания.

8. Системный подход в современной науке.

9. Три начала термодинамики и классическая концепция развития.

10. Проблемы самоорганизации материи. Основы синергетики и неравновесной термодинамики.

11. Основные модели развития науки. Научные революции.

12. Проблема возникновения науки.

13. Античная наука. Возникновение первых научных программ и первой научной картины мира.

14. Наука в средние века.

15. Научная революция XVI-XVII вв.

16. Основные черты классической науки. Наука XVIII в.

17. Наука XIX в. Вторая глобальная научная революция.

18. Основные черты современной науки.

19. Механическая физическая картина мира.

20. Электромагнитная физическая картина мира.

21. Современная физическая картина мира.

22. Структурные уровни организации материи. Понятие микро-, макро- и мегамира. Свойства материи на микроуровне.

23. Классификация элементарных частиц.

24. Основы кварковой теории.

25. Физическое взаимодействие: общая характеристика. Типы взаимодействия.

26. Развитие представления о пространстве и времени.

27. Основное содержание специальной теории относительности.

28. Основное содержание общей теории относительности.

29. Соотношение динамических и статистических законов и решение проблемы детерминизма в современной физике.

30. Принцип симметрии и его роль в современной физике.

31. Принципы соответствия и суперпозиции.

32. Принцип дополнительности и соотношения неопределенностей.

33. Становление современной космологической модели Вселенной (от античности до XX века).

34. Начало и ранний этап эволюции Вселенной.

35. Образование структурной Вселенной (галактик, звезд, образование химических элементов).

36. Образование Солнечной системы.

37. Химическая картина мира.

38. Структурные уровни организации Жизни и задачи современной биологии.

39. Основные концепции происхождения и сущности жизни в биологии.

40. Определение жизни. Концепции голобиоза и генобиоза.

41. Появление и начальный этап развития жизни на Земле.

42. История идеи развития в биологии. Концепции К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ж.Л. Кювье.

43. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

44. Основы генетики.

45. Синтетическая теория эволюции, ее отличия от классического дарвинизма.

46. Происхождение и сущность человека.

47. Биосфера, ее строение и функции. Биосфера, человек и космос. Концепция А.Л. Чижевского.

48. Антропный принцип в современной науке.

49. Человек и природа. Экологическая проблема сегодня.

50. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

 

 

***

P.S. Автор-составитель данного пособия будет признателен за высказанные предложения и замечания, по улучшению качества данного пособия.

Контактный телефон: 9 -75-30. Зубарев Александр Евгеньевич







Date: 2016-05-16; view: 516; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.056 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию