Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предписания и драйверы

Личностные адаптации

(Двери в терапию)

Резюме

Типы личностей и психотерапевтические подходы к ним представлены в концептуальной рамке личностных адаптации и «дверей» терапии. Сгруппировав психопатологию и нарушения приспособленности в шесть категорий (Истерическая, Обсессивно-Компульсивная, Шизоидная, Антисоциальная, Пассивно-Агрессивная и Параноидная), автор описывает соответствующий подход для установления контакта (открытая дверь) с клиентами и тот, который надо избегать (дверь-ловушка). Он также предлагает дальнейшее направление для изменения (дверь-цель) с каждой личностной адаптацией. Дано общее описание влияния предписаний и контрпредписаний в формировании различных личностных адаптации, вместе с их характеристиками. Для иллюстрации подходов и интервенций, использованных при каждой личностной адаптации, цитируются выдержки из терапевтических сессий автора.

Эта терапевтическая модель оказывается ценной для лиц, обучающихся терапии, и для практикующих терапевтов, которые зашли в тупик со своими клиентами.

 

---------------------------------------------------------------

 

Одним из способов понимания того, как люди становятся теми, кем они есть, и как они функционируют, является рассмотрение базисных личностных адаптации в контексте ТА. Контакт с клиентом облегчается знанием его личностных характеристик и адаптационных паттернов: процессов, которые помогают прояснить терапевтическую задачу. Поскольку каждый тип личности имеет свой собственный паттерн, терапевт должен осознавать ту область, в которую клиент вкладывает максимум энергии - будет ли это эмоции, мышление или поведение, как первоначальна предполагал Erskin. В этой статье представлена концепция личностных адаптации и соответствующих им «дверей», которая дает возможность терапевту установить эффективный начальный контакт и «работать с сопротивлением». В сущности, в ней предлагается направление, необходимое терапевту в отношении и лечении клиента.

 

Развитие

Согласно доктору Eric Berne, личность можно разделить па три эго-сотояния: Родителя, Взрослого и Дитя. Ребенок рождается родителями со всеми тремя эго-состояниями. Традиционно в нашей культуре мать берет на себя ответственность за уход за своим беспомощным новорожденным и сначала функционирует в нормальном симбиозе с младенцем. Когда малыш плачет, мать должна подумать, решить, что не так, и разрешить его проблемы. Если его биологические и эмоциональные потребности удовлетворяются, ребенок растет и физически, и эмоционально и, по ходу, учится думать. Однако это начальное мышление примитивно и интуитивно скорее, чем осторожно, объективно или последовательно. По мере продолжения развития, ребенок также учится, как заботиться о других и, делая это, учится, как заботиться о себе. Постепенно его мышление становится более иску­шенным и абстрактным, так что он учится заботе о людях, играя в папу и маму. Многое из того, что ребенок знает о том, как думать, а также о том, как заботиться о других, естественно вырастает из его взаимоотношений со своими родителями и другими важными взрослыми фигурами в его жизни. Если биологические и физические потребности удовлетворяются, он вырастет нормально, научится думать ясно и эффективно заботиться о других и себе самом. Симбиотическая зависимость перестанет существовать, и ребенок постепенно станет автономным.

 

Когда младенец полностью погружен в свои желания и потребности, и мир откликается на его плач, он, некоторым образом, является более сильным, чем когда-либо будет снова. Но в реальности, конечно, человек не сможет всегда удовлетворять все желания и потребности. Поэтому в процессе развития дети должны адаптироваться к окружающему миру и могут выбрать один из трех возможных путей. Они могут остаться беспомощными и маленькими, тем самым, приглашая других продолжать заботиться о них, думая о них. Второй путь адаптации - заботиться о других людях, угождать им и быть полезным. Третий путь - быть вредным или бунтующим с установкой «Я поборю тебя» или «Ты не сможешь заставить меня». Те. кто учится заботиться о других, могут начать делать это очень рано в своей жизни с 3-5-летнего возраста. Если один из родителей беспомощен, ребенок переворачивает роли и, примитивным образом будет думать и заботиться о беспомощном родителе. Те, кто адаптируется через вредность и бунт, всю свою жизнь продолжают цепляться к людям, которые пытаются заставить их делать или думать определенным образом, и они продолжают свою битву. Люди первоначально адаптируются одним, в некоторых случаях двумя, из этих способов и продолжают все больше и больше углублять адаптацию по мере проживания своей жизни.

 

Предписания и драйверы

В процессе роста дети получают два первичных типа посланий от родителей и других значимых взрослых: предписания и драйверы (контрсценарные послания), которые более специфично влияют на личностную адаптацию. Предписание, данное родителями в начале жизни развивающегося ребенка, говорит ему, что не делать, как действовать, думать и чувствовать. Предложенная Robert Goulding (1972) концепция предписаний является крайне полезной в понимании того, как люди становятся теми, кем они являются, и как нарушается и задерживается их эмоциональное развитие. Он перечислил 13 предписаний: НЕТ, НЕ СУЩЕСТВУЙ, НЕ БУДЬ БЛИЗОК, НЕ БУДЬ ХОРОШИМ, НЕ БУДЬ ЗДОРОВЫМ, НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ, НЕ ЧУВСТВУЙ, НЕ ВЫРАСТАЙ, НЕ ДУМАЙ, НЕ ПРИНАДЛЕЖИ, НЕ ДЕЛАЙ ЭТО, НЕ РАДУЙСЯ, НЕ БУДЬ ВАЖЕН. Определенные комбинации предписаний приводят к определенному типу персональной адаптации. Кроме того, некоторые, такие как НЕ СУЩЕСТВУЙ и НЕ ДЕЛАЙ ЭТО (наиболее повреждающие и деструктивные), приводят к более патологической адаптации, чем другие.

 

Терапия

Получив эти два типа посланий в качестве поведенческих детерминант, ребенок выбирает один (или более) из шести главных личностных типов в качестве своей адаптации, хотя многие индивиды не являются чистыми типами. Дети, которые получили послания от родителей (или других значимых взрослых фигур), не являющихся чистыми типами, обычно становятся смесью двух основных личностных типов с первичной и вторичной личностными адаптациями. Этими шестью типами являются: Истерическая, Обсессивно-Компульсивная, Шизоидная, Антисоциальная (или, по старой терминологии, Социопатическая или Психопатическая), Пассивно-Агрессивная и Параноидная личность. Другие типы, перечисленные в DSM III (1980) не представляются чистыми личностным адаптациями (см. Таблицу I).

 

Таблица 1. Личностные адаптации.

 

Адаптация Характеристики Описание Драйверы Предписания
Шизоидная Избегающая пассивность Мечтатели Избегающие Отделенные Робкий Чрезмерно сензитивный Эксцентричный Будь сильным Старайся или Угождай другим Не делай это Не принадлежи Не радуйся Не будь здоров Не вырастай Не чувствуй (любви, секса,. радости) Не думай
Истерическая Восторженные Эмоционально лабильные Гиперреагирующие Незрелые Эгоцентричные Пустые Зависимые Угождай мне Старйся или Спеши Не вырастай Не будь значимым Не думай
Обессивно-компульсивная Добросовестные Конформные Совершенные Чрезмерно зажатые Сверхсознательные Напряженные Будь сильным Будь совершенным Не будь ребенком Не чувствуй (радость, секс) Не будь близок Не радуйся
Параноидная Ригидность мысли Грандиозность Прожектерство Сверхчувствительные Подозрительные Ревнивые Завистливые Будь сильным Будь совершенным Не будь ребенком Не будь близок Не чувствуй Не радуйся
Антисоциальная Конфликт с обществом Низкая переносимость фрустрации Потребность в возбуждении и драме Эгоистичные Бездушные Безответственные Будь сильным Угождай другим Не делай это Не будь близок Не будь ребенком Не чувствуй
Пассивно-агрессивная Агрессивная личность Обидчивость Мешающий Упрямый Старайся Будь сильным Не чувствуй Не будь близок Не радуйся Не делай это

 

ИСТЕРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Истерические личности вносят свою энергию, по большей части, в чувства. Они демонстрируют восторженность, эмоциональную лабильность и гиперреагирование. Их часто воспринимают как актеров, желающих привлечь внимание и ведущих себя соблазняюще. Истериков описывают как незрелых, сосредоточенных на себе и пустых. Хотя они восторженны и забавны, взаимоотношения с этими людьми могут быть трудными. Они цепляются за других, становятся близки и зависимы, и провоцируют конфликт с человеком, от которого они зависят. Их драйвер номер один УГОЖДАЙ МНЕ или УГОЖДАЙ ДРУГИМ. Их второй драйвер - СТАРАЙСЯ или ТОРОПИСЬ, или наоборот. Предписаниями, задерживающими развитие, являются НЕ ВЫРАСТАЙ, НЕ ДУМАЙ и, обычно, НЕ БУДЬ ВАЖЕН. Послания более часто идут от родителя одного с ними пола. Если Истериком является мужчина, он вероятно, получил предписание НЕ БУДЬ СОБОЙ или НЕ БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ ТОГО ПОЛА, КОТОРЫЙ У ТЕБЯ ЕСТЬ, предписания, которые могут привести к гомосексуальной адаптации.

Для заключения контракта с Истерическими личностями и приглашения их к изменению, терапевт общается и связывается с ними сначала на уровне чувств, где находится их энергия. Затем он приглашает Истерика к изменению через его дверь-цель (его мыслительный процесс) и внимательно следит за тем, чтобы общаться с ним скорее из ОК позиции, чем свысока. Дверью-ловушкой, которую надо избегать, является поведение Истерика, которое обычно протекает на бессознательном уровне. Если терапевт конфронтирует его поведение, пытаясь изменить его, он попадается в ловушку и проваливается с этим клиентом. С другой стороны, если контакт с Истериками устанавливается на уровне чувств, и они приглашаются к мышлению, терапевт, в конечном итоге, будет иметь дело с их поведением, где произойдут максимальные изменения. Научившись думать и хорошо относится к своему мышлению, Истерические личности также научатся (или учатся??? Определись Лена) ценить условные поглаживания за выполнение и действия, которые стали критическими в их жизненном развитии.

 

Во время недавнего интервью, которое было у меня с молодой Истеричной женщиной, я был поражен тем, насколько привлекательна, восхитительна, мила и эмоциональна она была. Поскольку она наклонилась ко мне, мы установили эмоциональный контакт, когда я принял ее игривость на уровне эмоций. Моей первой терапевтической интервенцией после этого был комментарий по поводу ее мышления. Она даже сказала: «Все, что мне надо делать - это думать, и это то, для чего мне нужно время». Когда она сделала это важное замечание, я заякорил или усилил ее мышление, наклонившись и коснувшись ее руки. Продолжая говорить, она ясно демонстрировала драйвер УГОЖДАЙ МНЕ, используя такие фразы, как «Вы знаете», «Я думаю также», «Правильно». Несколько раз я прерывал ее драйвер СПЕШИ, приглашая ее думать четко и быть ближе к процессу мышления тогда, когда она начинала решать проблему. Поскольку она упомянула гнев, который она чувствовала относительно симбиотических отношений, имеющихся у нее с матерью, я погладил ее, провел интервенцию и завершил сессию, сказав ей, что путь выздоровления это взросление, мышление и отделение от матери.

 

ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВИАЯ ЛИЧНОСТЬ

Противоположностью Истерической личности является Обсессивно-Компульсивная. Характеризуемые своей конформностью, Обсессивно-Компульсивные лица подчиняются правилам и инструкциям, обладают чрезмерно строгим сознанием и являются своими собственными наихудшими критиками. Вкладывая значительную энергию в выполнение долга, они испытывают трудности с расслаблением. Главный индикатор их успеха в терапии появится, когда они научатся расслабляться и играть. Драйвером номер один для Обсессивно-Компульсивных лиц является БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ, вторым драйвером часто оказывается БУДЬ СИЛЬНЫМ или СТАРАЙСЯ. Очень рано в своей жизни они получили приказание НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ и приняли его, подавив свои чувства. Вторым приказанием, полученным Обсессивно-Компульсивными, является НЕ ЧУВСТВУЙ или НЕ ЧУВСТВУЙ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВЕЩЕЙ, особенно НЕ ЧУВСТВУЙ РАДОСТИ. Они также приняли послание НЕ БУДЬ БЛИЗОК, которое приводит их к борьбе во взаимоотношениях. Однако, не смотря на эту борьбу и их трудности с чувствами радости, они очень сильно хотят иметь близкие отношения. Терапевт должен быть очень осторожен, работая с Обсессивно-Компульсивными, пока они так хорошо интегрируют информацию на когнитивном уровне, а не на уровне эмоций. Танцуя, они могут казаться улыбающимися и наслаждающимися собой, но в уме они будут считать: «1, 2, 3 и 1, 2, 3», продолжая работать, чтобы быть веселым, тяжело работать, чтобы выполнить все хорошо.

Совершенные, способные и организованные Обсессивно-Компульсивные лица вкладывают свою энергию в основном в мышление (их открытая дверь). Терапевту нужно сначала погладить их за мышление чем-то вроде: «О, я действительно восхищен ясностью вашего мышления. Когда вы думали так, что вы чувствовали?» Обычно Обсессивно-Компульсивные отвечают: «Да, я думал», и терапевту нужно спросить: «Я знаю, что это то, о чем вы думали, но что вы чувствовали?»

Дверью-ловушкой для Обсессивно-Компулъсивных является их поведение. Если терапевт попадает в ловушку, прося этих индивидов изменить поведенческий паттерн, никаких изменений, как правило, не происходит. Например, бесполезно просто сказать компульсивному индивиду с фобией мытья рук, чтобы он прекратил мыть свои руки. Сначала его нужно пригласить пройти от его открытой двери-мышления в дверь-цель - эмоции, прежде чем последует какое-либо поведенческое изменение.

Нижеследующее взаимодействие, которое было у меня с Обсессивно-Компульсивной женщиной средних лет на групповой терапевтической сессии, проиллюстрирует эту личностную адаптацию. После того, как она рассказала мне о том, какой требовательной она была по отношению к себе, она начала качаться, предоставляя мне возможность для того, чтобы дать ей разрешение чувствовать и воодушевить ее в этом. Двигаясь дальше к двери-цели-чувствам, я заметил язык ее тела, когда она гладила рукой свою ногу, и попросил ее дать слово руке, на которую она реагировала. Я отступил и погладил ее за мышление и за то, что она так хорошо заботилась о себе. Делая следующий шаг, я пригласил ее попросить членов группы позаботиться о ней. Во время этой сессии перфекционистские тенденции клиентки, знания о том, как надо заботиться о других, недостаток разрешения быть ребенком и подавленные эмоции - все то, что помогало ей в детстве, было достаточно очевидным. В детстве она буквально научилась быть взрослой, испытывая трудности в близких отношениях, радости и разрешении другим заботиться о ней. Ее драйверы БУДЬ СОВЕРШЕННОЙ и БУДЬ СИЛЬНОЙ были очень очевидны в символической коммуникации: «Ты должна делать это совершенно» и «Если ты достаточно хороша, все будет ОК» (БУДЬ СОВЕРШЕННОЙ) и «От тебя не ждут проявления твоих чувств» и «Ожидается, что ты позаботишься о себе и не будешь ранимой» (БУДЬ СИЛЬНОЙ). Проходя от открытой двери мышления через дверь-цель - эмоции к финальной поведенческой двери, она получала опыт правильного эмоционального поведения, когда просила позаботиться о ней, а затем, разрешая себе принять эту заботу. Подобное движение от мышления к эмоциям и, наконец, к наслаждению радостными чувствами является общей целью лечения для Обсессивно-Компульсивиых лиц.

 

ШИЗОИДНЫЕ ЛИЧНОСТИ

 

Далее давайте рассмотрим Шизоидную личность и ее характеристики. Шизоидные индивиды пассивны, а более точно избегающе пассивны. Обсуждая пассивность, Jackie Schiff (1971) говорит, что понимание и конфронтация пассивности является секретом лечения Шизоидов. Они не только избегают пассивным образом, но также мечтают и вовлекают себя в пассивные действия. Если они шизофреники, они галлюцинируют, оставаясь отделенными и избегающими близости и соревновательных ситуаций. Застенчивые и чрезмерно сензитивные Шизоиды также часто описываются как эксцентричные. Избегая контакта с другими, они кажутся странными из-за своей отстраненности и изоляции в собственном внутреннем мире.

Главный драйвер Шизоидов - БУДЬ СИЛЬНЫМ, а драйвер номер два - СТАРАЙСЯ или УГОЖДАЙ ДРУГИМ. УГОЖДАЙ ДРУГИМ является приспособлением для взаимодействия с другими зависимым или симбиотическим образом, так чтобы им не нужно было быть активными, утверждать себя или принимать собственные решения. Они получили жесткое предписание НЕ ДЕЛАЙ ЭТО или более точно НЕ ДЕЛАЙ ЭТО ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ. Они ЧУВСТВУЮТ ЛЮБОВЬ ИЛИ НЕЖНЫЕ ЧУВСТВА и НЕ ИМЕЮТ СЕКСУАЛЬНЫХ ЧУВСТВ. Другими посланиями, связанными с драйвером НЕ РАДУЙСЯ, которые получил Шизоид, являются - НЕ ПРИНАДЛЕЖИ, НЕ ПРИСПОСАБЛИВАЙСЯ К ДРУГИМ. Это ведет к изолированному или отчужденному типу зависимых взаимоотношений с другими людьми, с чувством инакости и оставленности. Некоторые Шизоиды с предписанием НЕ БУДЬ ХОРОШИМ (НЕ БУДЬ ЗДОРОВЫМ, БУДЬ СУМАСШЕДШИМ), демонстрирующие психотическое поведение, болеют шизофренией.

Открытая дверь для Шизоидного типа личности - их избегающее, пассивное поведение, в которое вложена их энергия. Их дверь-цель - мышление, и их самочувствие в значительной степени улучшается, когда они научатся, как думать ясно, то есть, научатся, как решать проблемы и прекратить мудрствовать. Их дверь-ловушка - чувства, особенно негативные чувства. Если Шизоидные пациенты находятся в негативных чувствах, а терапевт пытается взаимодействовать с ними через эту дверь, их негативные чувства усиливаются, а терапевтический процесс блокируется. Необходимо помнить, что лечение Шизоидов - медленный, кропотливый процесс, идущий маленькими шажками.

Ниже дано описание одного из наиболее глубоких шизоидов, с которыми я когда-либо работал, для иллюстрации вышеописанного подхода. Этот клиент был госпитализирован, так как он не мог удерживаться на работе. Когда он контактировал с другими людьми на работе, он становился избегающим, «таким замороженным и нервным», что не мог управлять машиной или нормально функционировать. Будучи спрошенным, как он показывал свою нервозность, он ответил: «Я слишком дергаю своим коленом». Вместо желания работать, часть его «хотела бы только сидеть и слушать радио и только спать; вставать, чтобы только провести день и возвратиться в кровать». Застенчивость клиента, его избегание, отчужденности и «жизнь в своем собственном мире» были особенно заметны в этом интервью.

Драйвер БУДЬ СИЛЬНЫМ проявлялся в эмоциональной недостаточности клиента. Драйвер УГОЖДАЙ ДРУГИМ обнаружился в том, как он приспособился к моим инструкциям, даже повторяя некоторые мои слова как свои собственные. Приказания НЕ ЧУВСТВУЙ, НЕ РАДУЙСЯ и результат НЕ БУДЬ ЗДОРОВЫМ были ясно видны. На НЕ ВЫРАСТАЙ и НЕ ДУМАЙ указывали его беспомощность и отказ отвечать за себя. Наконец, НЕ ПРИНАДЛЕЖИ проявилось в его избегании других. Поскольку его энергетический уровень был очень низким, мне пришлось вложить в сессию много своей энергии, чтобы прорваться через его избегающую пассивность, его открытую дверь - поведение. Когда я вошел в его мир, я пригласил его к двери-цели - мышлению, побуждая его таким образом перейти из пассивного в активное состояние. Затем я резюмировал интервью, приглашая его стать хозяином своего пассивного поведения. Если он сделал бы это, то стал бы готов к изменению и улучшению. Как только Шизоид начитает чувствовать себя лучше, он становится эмпатичным, переживает позитивные чувства и начинает взаимодействовать с другими.

 

АНТИСОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Следующей личностной адаптацией является Антисоциальная или Характерологическое Расстройство (ХР), формально известное как Социопатическое или Психопатическое. Находясь в конфликте с обществом, Антисоциальные лица имеют низкую фрустрационную толерантность, проблемы с правилами и инструкциями и часто имеют трудности с законом. Наиболее важной характеристикой, превалирующей у Антисоциальных лиц, является их поиск возбуждения и драмы, так как соприкосновение с чувствами требует много усилий. Антисоциальных лиц также можно описать как эгоистичных, безответственных, импульсивных, черствых и жестоких. Но, они также очаровательны и хитры, и являются экспертами в угождении другим людям, чтобы получить то, что они хотят для себя. Они часто вынуждают, поражают, и, с другой стороны, управляют другими, чтобы получить то, что они хотят.

Первый драйвер Антисоциальных лиц - БУДЬ СИЛЬНЫМ; драйвер, в котором они нуждались, чтобы справиться со своим ранним миром эмоциональной депривации. Вторым драйвером является УГОЖДАЙ ДРУГИМ, поскольку умная часть их самих говорит: «Я буду угождать вам и быть вместе с вами и, если я сделаю это эффективно, я смогу заставить вас делать то, что я хочу, чтобы вы делали». Их предписаниями является смесь НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ, НЕ ЧУВСТВУЙ или НЕ ЧУВСТВУЙ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВЕЩЕЙ. Особенно в сценарии запрещены чувство страха или печали. Достаточно интересно, что они также получают НЕ ДУМАЙ (или НЕ ДУМАЙ О БУДУЩЕМ) или НЕ РЕШАЙ ПРОБЛЕМЫ, не смотря на тот факт, что они очень быстро обучаются умно обманывать и делать из других дураков. Антисоциальные также имеют НЕ ДЕЛАЙ ЭТО, но независимо от того, насколько они смышлены или умны, они всегда ловятся, что является частью их программирования. Другим четким предписанием, которое они имеют, является НЕ БУДЬ БЛИЗОК или, более точно, НЕ ОСТАВАЙСЯ БЛИЗОК. Они мастера в создании внешнего фасада близости и быстро находят общий язык с другими, но их взаимоотношения непродолжительны. Они используют других и двигаются к своей цели. Антисоциальные особенно склонны к привлечению Истериков и быстро подключаются к ним.

Главной открытой дверью Антисоциальных личностей - их активно агрессивное поведение. Они живут за счет других и разрушают их, чтобы получить то, что они хотят, и являются очень манипулятивными и угождающими. Терапевт начинает с конфронтации этого поведения, а затем движется к их двери-цели - эмоциям. Поскольку мышление является дверью-ловушкой Антисоциальных лиц, ее нужно избегать, из-за их неискренности, быстрого и умного мышления и способности перехитрить врача. Следовательно, их поведение должно конфронтироваться, и они должны связаться со своими чувствами, что позволит им думать иным образом. Это является основой для Игры Synanen и Aeskalepian модели, разработанной Marty Groder, предназначенной для конфронтации поведения, разрушения защит, оставления Антисоциальных лиц открытыми для своих чувств, а позже, для приглашения их к мышлению.

Далее следует выдержка из интервью с молодым Антисоциальным мужчиной, который был не совсем закоренелым. Следовательно, я смог конфронтировать его поведение и пригласить его прикоснуться к чувствам без того, чтобы быть таким тщательным, каким бывает необходимо быть терапевту с Антисоциальным клиентом. Я начал сессию, конфронтируя его поведение в игровой форме, но говоря в понятных для него терминах о его скользких уклончивых ответах. Его драйвер БУДЬ СИЛЬНЫМ и привычка не принимать вещи близко к сердцу были достаточно очевидны, когда он снова и снова использовал слово «это» (безличные предложения). В нужный момент я двинулся к его двери-цели - чувствам, спросив: «Что ты чувствуешь?», и на секунду я увидел печаль в его глазах. Однако он быстро ушел от эмоций в свою защитную структуру - стену жесткости, которую он научился строить вокруг себя для выживания. Чтобы скрыть свою печаль, он усмехнулся на мою конфронтацию. Однако поскольку он установил контакт со мной и принял мою конфронтацию, я знал, что могу пригласить его к изменению и в этот раз конфронтировал его жесткость. Обращаясь к избеганию, он ответил: «Я не претендую на жесткость». Я оставался с ним, а он продолжал избегание. Наконец, я смог установить контакт с ним на истинно эмоциональном уровне. В интервью была достаточно очевидна его негативная экономика поглаживаний, характеризующаяся получением внимания негативным способом, который типичен для Антисоциальных лиц. Начиная изменять паттерны поглаживаний, Антисоциальные лица часто чувствуют трудность, поскольку они не знают, как получить признание и позитивные поглаживания. Когда вы лечите Антисоциальных лиц, похожих на данного, главной целью является их отлучение от негативного паттерна поглаживаний и формирование позитивного.

 

ПАССИВНО-АГРЕССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Пятым типом личностных адаптации является Пассивно-Агрессивная личность. Характеризующиеся особенно агрессивной пассивностью (агрессивностью в пассивной форме), Пассивно-Агрессивные лица сердиты, обижены на мир, обструктивны, недовольны и упрямы. Другие чувствуют негодование так, как будто «всосали его с молоком матери». Пассивно-Агрессивные лица чрезмерно зависимы в отношениях с другими, несмотря на свою суетливость, бунт и нытье. Их драйверами являются: СТАРАЙСЯ, БОРИСЬ, ДЕЛАЙ ЖИЗНЬ ТРУДНОЙ. Другими посланиями, которые они получили, являются: БУДЬ СИЛЬНЫМ, НЕ ПОЗВОЛЯЙ НИКОМУ УЗНАТЬ, ЧТО ВНУТРИ ТЫ РАНИМ, НЕ ПОЗВОЛЯЙ НИКОМУ ЗНАТЬ, ЧТО ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗАВИСИМЫМ ОТ НИХ. Приказаниями, которые поддерживают их жизненную позицию, являются: НЕ ВЫРАСТАЙ и достаточно интересное НЕ ЧУВСТВУЙ. Они также получили НЕ БУДЬ БЛИЗКИМ и НЕ ДЕЛАЙ ЭТО, которые ведут их борьбе и, наконец, НЕ РАДУЙСЯ. Их энергия инвестирована в их агрессивно-пассивное поведение, их открытую дверь. Терапевт должен избегать их дверь-ловушку, которой является их мышление. Пассивно-Агрессивные лица, как и Антисоциальные являются скользкими мыслителями, но иного типа. Терапевт должен начинать с мягкой конфронтации их поведения, затем двигаться к их двери-цели - эмоциям, описывая их пассивное поведение и говоря им о том, что он чувствует по поводу поведения. Одним из способов установить контакт с ними на эмоциональном уровне является принятие их пассивности и приглашение их к общению.

Интервью, которое я провел с молодым Пассивно-Агрессивным мужчиной, вскрыло жесткость и агрессивную пассивность, описанные выше. Он непрерывно демонстрировал двойные послания: когда ему бросали мяч, говоря, он не хотел ловить его, и в то же время улыбался, что указывало на некоторое принятие интеракции. Заглатывание и выплевывание происходит одновременно и фрустрируст тех, кто не знает, как иметь дело с этой личностной адаптацией. Когда пациент начал говорить (без давления с моей стороны), он прикрыл рот рукой, смазывая слова. Со стороны Пассивно-Агрессивных лиц требуется много энергии, чтобы так сдерживать коммуникацию. Это поведение вместе с его тихой речью показало его драйверы СТАРАЙСЯ и БУДЬ СИЛЬНЫМ, приглашая меня к трудной работе с ним, что могло бы только привести его к еще большему погружению в свою пассивность. Демонстрируя мастерскую технику, мой ко-терапевт (Ellen Bayder) обратилась к нему с поглаживанием и в шутливой манере сказала: «Эй, я слышу, какой ты несгибаемый». В это время его партнеры в группе напомнили нам, что в действительности он не таков внутри.

Типичные Пассивно-Агрессивные лица очень одиноки внутри и хотят взаимодействия, но контакты не подходят к их предписанию НЕ БУДЬ БЛИЗОК. Пациент ответил на подход Ellen классическим пассивно-агрессивным образом: «Я не знаю». Заключительной умной вещью, которую сделала Ellen, было то, что она обратилась к нему со словами: «Я заинтересована в тебе, и когда у тебя есть что сказать, дай мне знать, я выслушаю». Пассивно-агрессивный паттерн, показанный в этой терапевтической сессии, обречен на провал, так как под своей жесткостью индивид защищает свое настоящее желание, чтобы о нем позаботились. С тех пор, когда предписание НЕ ДЕЛАЙ ЭТО беспрерывно действует, Пассивно-Агрессивные лица принуждают других людей контролировать их, пока они остаются маленькими и зависимыми. Одним из секретов взаимодействия с этим типом личностей является их принятие и повторные мягкие обращения к ним на уровне эмоций.

 

ПАРАНОИДНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Другой личностной адаптацией является Параноидная, которая характеризуется грандиозностью и ригидностью, особенно мыслительных паттернов. Их грандиозность, отражающая их нереалистичные ожидания от самих себя, покрывает некоторое глубоко сидящее чувство небезопасности и неадекватности. Параноики сильно проецируют на других то, что они думают и чувствуют, и являются очень обвиняющими. Ревнивые и завистливые, они сверхчувствительны до такой степени, что они воспринимают такие стимулы из своего окружения, которые другие не замечают. Они действуют в манере «перебирающего» паттерна, устанавливая контакт с кем-то сегодня, а затем рвутся к следующему.

Главный драйвер Параноиков - БУДЬ СИЛЬНЫМ, а второй драйвер - БУДЬ СОВЕРШЕННЫМ, что по настоящему связывает их. БУДЬ СИЛЬНЫМ помогает им выжить в одиночестве и блокирует чувства.

Параноики также очень критичны к себе и другим, их основная мысль - делать лучше и лучше. Очень рано в жизни они получили предписания: НЕ ДОВЕРЯЙ, НЕ БУДЬ РЕБЕНКОМ, НЕ ЧУВСТВУЙ, НЕ БУДЬ БЛИЗОК и НЕ ПРИНАДЛЕЖИ. Их открытой дверью является мышление, они могут мыслить внимательно и аккуратно из-за своего сверхчувствительного перцептивного механизма. Их дверь-цель - чувства, а дверь-ловушка - поведение. Если их поведение атакуется, они становятся более подозрительны и иллюзорны, и начинают проецировать, чтобы обвинить других.

 

Следующее интервью с очень яркой, высоко чувствительной и очень восприимчивой молодой Параноидной личностью иллюстрирует, как я двигался от мышления к уровню эмоций в очень мягкой и поддерживающей манере. В начале интервью она сказала мне о некоторых марках, которые она собрала в течение наших взаимоотношений, что указывало на ее чувствительность и внимательность мышления. Сидя в начале тихо, она вкладывала значительную энергию в мышление, не избегая по-настоящему. Первым шагом, который я сделал, было приглашение ей думать вслух и разделить негативные чувства, которые она имела таким образом, чтобы мы могли иметь с ними дело. Если терапевт защищается и не является прямым, они построят забор вокруг себя. Когда я погладил ее за ясное мышление, мой ко-терапевт Tabi Kahler искусно вмешался и сказал: «Я представляю, что у вас масса чувств к Paul», и сломал ее приказания БУДЬ СИЛЬНОЙ и НЕ ЧУВСТВУЙ. Когда она начала плакать и посмотрела на меня, я двинулся дальше и установил контакт с ней на эмоциональном уровне. Несмотря на осторожность и трудности, она была более доступна (имея хорошую терапию ранее) для чувств, эмоционального контакта и изменения, чем многие Параноики. Ее предписание НЕ БУДЬ БЛИЗКОЙ проявлялось в испуге, который она чувствовала при близости и позитивных эмоциях. Параноиков, похожих на нее, необходимо включать в позитивные чувства и постоянно подтверждать, что забота о другом и близость, хотя и пугающи, но не деструктивны.

 

Резюме

Предпринято внимательное изучение шести основных паттернов, с помощью которых индивиды адаптируются к своему значимому окружению. Каждая личность обычно инвестирует энергию в свои мышление, эмоции или поведение, и для облегчения изменения терапевт должен понимать эти паттерны. Открытая дверь является тем местом, куда индивиды вкладывают свою энергию, и дорогой, которую нужно выбрать терапевту в коммуникации, для установления контакта в начале. Затем он движется к двери-цели, приглашая клиента уйти от сопротивления, когда он готов. Наконец, к середине или концу терапии дверь-ловушка становится целью, где клиент делает значимую работу. Эффективные терапевты давно следовали этому процессу на интуитивном уровне. Однако через понимание этого на когнитивном уровне, они могут интегрировать интуицию и знания, которые терапевт автоматически применял (смотри Таблицу 2).

 

Таблица 2. Двери терапии личностных адаптаций

 

Адаптация Дверь контакта Двери
Дверь-цель Дверь-ловушка
Шизоидная Поведение (ИП) Мышление Эмоции
Антисоциальная Поведение (АУ) Эмоции Мышление
Параноидная Мышление Эмоции Поведение
Истерическая Эмоции Мышление Поведение
Обсессивно-компульсивная Мышление Эмоции Поведение
Пассивно-агрессивная Поведение (АП) Эмоции Мышление

 

ИП – избегающая пассивность

АУ – активно-утверждающее

АП – активная пассивность

 

 

Личностные адаптации и двери в терапию являются особенно полезной концепцией для лиц, обучающихся на терапевтов. Для практикующих терапевтов, которые могли зайти в тупик с клиентом, она может помочь вернуться назад и определить, не попали ли они в дверь-ловушку другого личностного типа, чем тот, с которым, как они думали, они имели дело. Каждый клиент является иным и учится адаптироваться, как бы дезадаптивно это не было, таким способом, который лучше всего подходит для него. Ясное понимание этих поведенческих паттернов может увеличить эффективность терапевта через приглашение клиентов к лучшему пониманию самих себя и улучшению через рост и изменение.

 

Литература

Kahler, Т., & Capers, H. The miniscript. Transactional Analysis Journal, 1974, 4(1), 26-42.

Schiff, A.W., & Sctliff, J.L. Passivity. Transactional Analysis Journal, 1971, 1(1), 71-78.

Goulding, R. New directions in transactional analysis: Creating an environment for redecision and change. Progress in group and family therapy. Eds.

Sagar, C.J., & Kaplan, W.S. New York: Brunner/Mazel, 1972, 107-113.

The American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders, 3rd edition. Washington, D.C.: The American Psychiatric Association, 1980,305-330.

Доктор Paul Ware, д.м.н. живет и работает в Shreveporl, LA.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Поняття Культури. Сутність, структура та основні функції культури. Культура і діяльність

Date: 2016-05-16; view: 575; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию