Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка педагогических технологий по воспитанию, обучению и коррекции психофизических недостатков аномальных детей





Аномальными (от греч. anomalos - неправильный) - считаются люди, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития (28)В скобках даны номера источников по списку использованной и рекомендуемой литературы ко всему курсу.. Под нормой, по-мнению В.П. Кащенко, понимается, "просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение. Это среднее не будет постоянным явлением, а будет меняться в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и прочих условий эпохи"22 Более широко понятие "норма" раскрыто в словаре пособия.. Коррекционная педагогика объединяет ряд самостоятельных отраслей: это сурдопедагогика (от греч. surdus-глухой), изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; тифлопедагогика (от греч. tiphlos-слепой) - вопросы воспитания и обучения детей с дефектами зрения; олигофренопедагогика (от греч. olygos-малый, phren-ум) - вопросы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью; логопедия (от греч. logos-слово, paideia-воспитание, обучение) - вопросы изучения и исправления недостатков речи.

Специальная (коррекционная) педагогика, связана с рядом смежных наук - психолого-педагогических и медицинских. Это, в-первую очередь, педагогическая психология, так как без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания нетипичных детей.

Поскольку коррекционная педагогика занимается вопросами изучения, образования и развития детей с психофизическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического исследования, которые можно получить из невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдо- и тифлопедагогики большое значение имеют данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).

Разработка фундаментальных методических основ образования и социализации нетипичных детей осуществляется с опорой на общую и специальную (тифло-, сурдо-, олиго-) психологию, изучающую психологические особенности детей с проблемами.

Основные положения обучения и воспитания нетипичных детей коррекционная педагогика разрабатывает в соответствии с общепедагогическими принципами, что и делает ее частью общей педагогики. В свою очередь, специальная (коррекционная) педагогика разрабатывает специфические пути реализации данных принципов, средства и приемы коррекционной работы, что и делает ее самостоятельной наукой.

Категориально - понятийный аппарат коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика как наука оперирует рядом категорий и понятий.

Воспитание (от рус. "питание" и приставки "вос", что означает - "воспоить", "воскормить") - процесс целенаправленного, систематического взаимодействия взрослого и ребенка с целью формирования личности последнего в соответствии с действующими в обществе социокультурными практиками и нормативными моделями.

Обучение детей - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Развитие личности - это сложный процесс ее духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, людям, в познавательных процессах.

Развитие нетипичного ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от формально организованного обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от сверстников с сохранным психофизическим статусом; при сложных нарушениях онтогенеза возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.


И воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывать зону ближайшего развития (ЗБР), то есть тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью взрослого. Согласно Л.С. Выготскому, ЗБР определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития ребенка с проблемами. Любое обучение должно стимулировать переход ЗБР в актуальное развитие (зону актуального развития), то есть со временем руководство взрослого становится излишним, а решение задач ребенком - самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.

В рамках коррекционной педагогики разрабатываются вопросы специальной дидактики (от лат. didaktikos-поучающий). Специальная дидактика изучает проблемы теоретико-прикладных основ коррекционного обучения, выявляет закономерности, которым оно подчиняется, определяет педагогические основы содержания образования, исследует сущность принципов обучения, способы активизации учебно-познавательного процесса. Другими словами, основной задачей специальной дидактики является такая обработка подаваемого аномальным учащимся материала, в результате которой он становится доступным, доходчивым, легким для усвоения, но не теряет при этом логики предмета.

Задачи, содержание, принципы организации коррекционного учебно-воспитательного процесса выделяются, подбираются и разрабатываются для каждого конкретного типа специального образовательного коррекционого учреждения с учетом глубины и характера дефекта, находящихся в нём детей. В зависимости от этого выбираются методы обучения, наглядные и технические средства, решается проблема дифференциации обучения. По-мнению Т.В. Власовой, центральная задача, стоящая перед коррекционной педагогикой - определение тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. При организации специального компенсаторно-коррекционного учебно-воспитательного процесса обязательно учитывается возраст ребенка, время возникновения и структура дефекта. Особое значение имеет, например, момент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохранились ли зрительные представления).

Коррекция (от лат. correctio - исправление) - система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями. Это может быть как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность ребенка с ограниченными возможностями в целях достижения положительного результата в процессе коррекционной учебно-воспитательной работы.

Компенсация (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) - замещение, перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма, своеобразное его приспособление к изменившимся негативным условиям существования и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами. Например, компенсация нарушенных или утраченных функций зрительного анализатора возможна преимущественно через развитие слуха, обоняния, осязания, то есть с помощью сенсорной системы кожного и кинестетического анализатора.


Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности человека. Этот процесс типичен и для животных при нарушении или утрате какой-либо функции, являясь проявлением биологической приспособляемости организма, которая устанавливает его равновесие с окружающей средой. Компенсация пораженных функций у человека качественно своеобразна - это процесс развития всех сторон личности, в основе которого лежит единство биологических и социальных явлений.

У детей с отклонениями в развитии в ходе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, коррекция нарушенных или ослабленных функций, развитие личности в целом. Специфическое развитие нетипичных детей происходит на фоне активизации защитных сил, средств организма и мобилизации его резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов.

В этой связи Л.С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации: "Положительное своеобразие дефективного ребенка создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития"(23).

При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, замещающих пораженные системы, Л.С. Выготский объясняет не их особым врожденным строением у нетипичного ребенка, а активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии ребенка с нарушениями ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные, третичные социокультурные последствия, его социально-психологическая реализация.

Процессы компенсации (включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, социально-полезная деятельность на основе компенсаторных возможностей) не в состоянии польностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом. Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздействие, практика социальной работы, тем успешнее развивается процесс компенсации. Работа по социокультурной и психолого-педагогической реабилитации, начатая на ранних этапах развития, предупреждает появление вторичных и третичных последствий нарушения органов и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении. Для некоторых групп детей с проблемами пределы компенсации ограничены, в силу наличия выраженных отклонений в онтогенезе. Тем не менее, их психофизическое здоровье улучшится при осуществлении интеграционных механизмов (практик).


Иногда, в связи с тем, что нетипичные дети крайне подвержены негативным влияниям и состояниям (болезненные процессы, психические перегрузки - аффекты, стрессогенные факторы, травмы), компенсаторные механизмы могут разрушаться. При этом резко снижается работоспособность и замедляется психофизическое развитие. Это явление называется Декомпенсация (от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие).

Подобные рецидивы функциональных нарушений приводят к неустойчивости и ослаблению психических процессов. Поэтому ребенок с проблемами нуждается в создании охранительного режима, ограничении учебной нагрузки.Успешное протекание компенсаторных процессов у детей с ограниченными возможностями зависит от ряда условий, например (42):

1. Правильно организованная система образования, предусматривающая дифференцированное построение сети специальных образовательных коррекционных учреждений, построение учебно-воспитательного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-реабилитационной работы, их разумное чередование;

2. Использование принципов учета индивидуальных и типологических особенностей нетипичных детей, индивидуального и дифференцированного подхода, соединения теории и практики (обучения с трудом);

3. Формирование и поддержание правильных межличностных отношений в детском коллективе, а также между педагогами и детьми;

4. Правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, предупреждающая возможности перегрузки учебными занятиями;

5. Использование широкого арсенала наглядных и технических средств для оптимальной реализации возможностей и способностей детей.

Интеграция (от лат. integratio-восстановление, соединение) - в контексте коррекционной педагогики, это включение детей и подростков с ограниченными возможностями в окружающую среду, обычные межличностные отношения с целью максимальной нормализации их социокультурного статуса. Одним из оптимальных средств интеграции является интегрированное обучение - процесс совместного образования обычных и аномальных детей.

Абилитация (от лат. abilitas - оборудовать умением, способностью) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка.

Социальная реабилитация (от лат. re - вновь, habilitas -восстановление пригодности к чему-либо, способности и socium - общество) - в международной практике - это восстановление имевшихся в прошлом физических, социальных, образовательных способностей, утерянных по причине болезни или изменения условий жизнедеятельности. В России, по словам В.Н. Ярской, реабилитацией называют как восстановление после тяжелой болезни, так и комплексную помощь детям с ограниченными возможностями.

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. У нетипичных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении, вплоть до аномии, как считают социологи Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Они под аномией понимали разрушение имеющихся cоциокультурных представлений, норм, установок, которое может сопровождаться фрустрационными состояниями. Промежуточным звеном между процессами адаптации и аномии выступает дезадаптация (от лат. de(s) - прекращение, удаление, устранение, отрицание какого-либо понятия) - процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.

 







Date: 2016-05-16; view: 532; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию