Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список использованных источников. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Юридический институт

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

(для всех направлений подготовки)

 

 

Сыктывкар 2015

 


 

Методические рекомендации утверждены Учёным советом Юридического института ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» «___» __________ 2015 г. (протокол № ___).

 

Авторы-составители: д-р. юрид. наук, профессор Колмаков П.А.

канд. юрид. наук, доцент Чалых И.С.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения ………………………………………………………................  
   
Структура и содержание курсовой работы ………………………………………  
   
Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы ………………...  
   
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образец титульного листа курсовой работы ………………  
   
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Образец оформления текста и ссылок на источники заимствования в курсовой работе ………………………………………………..  
   
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Пример оформления списка использованных источников  

 

 


Общие положения

 

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебным планом по профильным дисциплинам на каждом курсе. Графики этапов курсового проектирования, написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются и утверждаются кафедрами. Тематика курсовых работ (направления самостоятельных исследований) по учебной дисциплине ежегодно пересматривается и утверждается соответствующей кафедрой одновременно с утверждением графика их написания. Курсовое проектирование и написание курсовой работы осуществляются под руководством ведущего преподавателя – научного руководителя курсовой работы.

Студенту предоставляется право самостоятельно выбрать тему курсовой работы по примерному перечню, имеющемуся в структуре и программе соответствующего учебного курса или предложить ведущему преподавателю свою тему с обоснованием целесообразности её исследования, разработка которой не противоречит содержанию и требованиям учебной дисциплины. Тема и содержание курсовой работы должны соотноситься с основными направлениями и разделами учебной дисциплины с обязательным выделением личного вклада автора в разработку и написание курсового проекта.

Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения исследовательских задач и проблемных правовых аспектов.

Курсовое проектирование базируется на изучении и анализе законодательства, подзаконных актов, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале, статистических данных. Выполнение курсовой работы требует от студента не только проработать общую и специальную литературу по теме, но и уметь проводить различные виды исследования, основанные на применении разнообразных методов научного познания, увязывать вопросы теории с юридической практикой, делать обобщения, выводы и предложения по оптимизации в рамках проблемы исследования. На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материала. Студенту необходимо продемонстрировать умение собирать из разнообразных источников содержательную правовую, научную и статистическую информацию. Данная информация необходима для правильного формулирования темы и проблемы предстоящей работы, эффективного проведения научного поиска, научных исследований, осуществления эффективного курсового проектирования.

Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, определяет структуру работы, сроки её поэтапного выполнения, перечень необходимой литературы и других материалов.

В процессе работы студент учится самостоятельно обрабатывать полученные материалы, правильно структурно располагать их, анализировать, проводить разноаспектные промежуточные исследования, исправлять неточности и недостатки, получать результаты, наглядно представлять их, вырабатывать собственные рекомендации, предложения, делать грамотные выводы, оформлять курсовую работу в соответствии с предъявляемыми требованиями.


Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных её вопросов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Содержание работы можно иллюстрировать рисунками, схемами, таблицами, диаграммами, графиками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать исчерпывающие пояснения.

Выполненная студентом курсовая работа регистрируется в Учебно-методическом центре Юридического института, проверяется в срок до 14 дней преподавателем-руководителем работы, который даёт письменное заключение по работе – рецензию. Соответственно, срок представления итоговой работы должен составлять не менее 15 дней до дня защиты. По согласованию с научным руководителем промежуточные варианты курсовой работы могут представляться в электронном виде – посредством электронной почты.

При оценке итоговой курсовой работы учитываются содержание работы, её актуальность, научная и практическая значимость, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный по дисциплине). Одновременно рецензент отмечает её положительные стороны и недостатки, а в случае надобности обязательно указывает конкретно, что надлежит доработать. Рецензия заканчивается выводом о том, может ли работа быть допущена к защите.

Курсовая работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления. Если же курсовая работа по заключению рецензента является неудовлетворительной и подлежит коренной переработке, то после исправления она предоставляется на повторное рецензирование при обязательном наличии первой рецензии.

При защите курсовой работы студентам необходимо грамотно показать знания терминологии, теоретических положений и практических методов основ научных исследований, основных процедур проведения научных работ, направления использования достигнутых результатов в материалах курсовой работы. Работа, выполненная студентом в рамках плана научно-исследовательской работы кафедры и представленная (защищенная) на её заседании (конференции), может быть засчитана как курсовая. Курсовая работа подлежит дифференцированной оценке.

 

Структура и содержание курсовой работы

 

Курсовая работа должна включать:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть (разделы, подразделы, пункты / главы, параграфы и выводы по разделам (главам));

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Титульный лист

Титульный лист, первый лист курсовой работы, заполняется по форме, приведенной в Приложении 1. Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001. Наименование ВУЗа пишется строчными буквами, с первой прописной. Название института пишется строчными буквами, с первой прописной, слова «КУРСОВАЯ РАБОТА» – прописными буквами, наименование темы – строчными буквами, с первой прописной. Обязательно указываются должность и учёная степень научного руководителя. Подпись студента выставляется в день регистрации курсовой работы, научного руководителя – в день защиты. Внизу указывается город и год выпуска работы без знаков препинания.


Оглавление

В оглавлении приводят название разделов, подразделов и пунктов / глав, параграфов в полном соответствии с их названиями, приведёнными в работе, указывают страницы, на которых эти названия размещены. Название разделов / глав печатают без отступа от левого края листа. Название подразделов, пунктов / параграфов – с отступом (1,25 см). Промежутки от последней буквы названия раздела до номера страницы заполняют многоточием. Над колонкой цифр в оглавлении сокращение «стр.» не пишут и после них точек не ставят. «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» и «Приложения» также включаются в оглавление, но не нумеруются (в отличие от глав и иных структурных единиц работы).

Введение

Введение представляет собой наиболее ответственную часть курсовой работы, поскольку содержит в сжатой форме ключевую проблему (проблемы), исследованию которой посвящена работа. Это актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, цель и содержание поставленных задач, его теоретическая, нормативная правовая и эмпирическая основа, избранные методы исследования (методологическая основа).

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему, и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определённые трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков их объём, качество и т.д.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке объекта и предмета исследования. Объект исследования (работы) – это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделённость от окружающей его среды. Для юридических исследований это, как правило, определённая совокупность общественных отношений в исследуемой области. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для рассмотрения. Предмет исследования (работы) – логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки мысленного обзора, аспекта, «среза» отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание автора работы, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как её заглавие. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности (общественных отношений), то предмет – это изучаемый процесс, явление в рамках объекта исследования (или совокупность правовых норм, правовая основа и т.п.).


Далее формулируются цель исследования, а также указываются его конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (проанализировать.., описать.., установить.., выяснить и т.п.). Желание исследователя ответить на вопросы по объёму и качеству новых знаний определяет цель исследования. Формулирование цели – весьма важный этап в исследовании (ориентировано на исследование, анализ, оценку и т.п. предмета исследования), так как она определяет и задачи самого исследователя: что рассмотреть, что анализировать, какими методами можно получить новые знания. Наименование задач должно соотноситься с наименованием таких структурных элементов работы, как подразделы или параграфы.

После этого необходимо показать теоретическую, нормативную правовую, эмпирическую и методологическую основу курсовой работы. Теоретическая основа работы должна содержать инициалы и фамилии авторов (в алфавитном порядке) работ, на которых базируется её содержание. Нормативная правовая основа включает – по аналогии – акты, которые располагаются по иерархии (юридической силе); ссылки на них не даются. Эмпирическая основа включает указание на судебную практику, статистические данные и иные материалы, использованные в работе (при наличии). Методологическая основа состоит из общенаучных, частнонаучных и специальных методов исследования, примененных в процессе подготовки работы (отражаются конкретные их виды).

В заключительной части введения необходимо кратко сказать о структуре работы.

Основная часть

Требования к конкретному содержанию основной части курсовой работы устанавливаются научным руководителем.

Основная часть должна содержать, как правило, две или три главы.

В ней на основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых юридических явлений и процессов. Описание объекта исследования должно быть дано чётко. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом. Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов по решению рассматриваемой проблемы. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определённых понятий (авторское определение) или даёт их критическую оценку. Степень реализация указанных рекомендаций зависит от темы исследования. Таким образом, в целом, автору курсовой работы:

- следует критически проанализировать позиции учёных и законодательства, сделать свои выводы и указать их;

- необходимо выявить проблемные вопросы в заявленной сфере и авторские (собственные) направления их решения;

- в конце каждой главы (или параграфа) надлежит делать авторские выводы; глава не может оканчиваться ссылкой.

При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывание содержания учебников, учебных пособий, монографий, Интернет-ресурсов, в частности, без соответствующих ссылок на источник. Автор работы должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе.

Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены юридических терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приёмам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор и из достоинства работы превращается в ее недостаток.

Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведётся от первого лица множественного числа («Полагаем», «По нашему мнению»), от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора») или обезличенно («Представляется», «Видится обоснованным»).

Ключевые научно-технические требования к содержательной части курсовой работы состоят в следующем:

• в тексте на все использованные и указанные нормативные и теоретические источники должны быть сделаны подстрочные ссылки;

• помимо учебной литературы, для работ подобного рода требуется обращение к монографической и периодической литературе;

• источники заимствования и литература в большей части должны включать актуальные варианты издания (последние три-пять лет);

• ссылка на Конституцию и иные нормативные правовые акты, включая международные акты, дается один раз – при первом упоминании;

• аббревиатуру «РФ» (др. аббревиатуры) следует использовать в тексте только после указания на это по форме «…Российской Федерации (далее – РФ)»;

• оформлять ссылки следует в соответствии с представленными в Приложении 2 образцами (примерами); практически аналогично (без выходных данных) оформляются нормативные источники в тексте работы.

Заключение

Заключение как самостоятельный раздел работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведённого исследования, описание полученных в ходе него результатов. Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают чёткое представление о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

В заключении должны быть представлены:

- общие выводы по результатам работы;

- оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ;

- предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в юридической практике.

Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании курсовой работы. В него необходимо включать все источники, на которые были сделаны ссылки в тексте работы. Допускается включение в список источников, на которые ссылки в тексте работы не давались, но которые изучались автором (количество таких источников не должно превышать 10 % от их общего числа в списке).

Нормативные правовые акты и иные источники необходимо располагать в следующей последовательности:

1. Нормативные правовые акты

2. Специальная литература (в том числе научная и учебная литература, источники статистических данных, энциклопедии, словари и пр.)

3. Диссертации и авторефераты

4. Материалы судебной практики

5. Интернет-ресурсы

Также можно использовать более детализированные группы источников (см. Приложение 3). Списки разделов составляются в алфавитном порядке (для нормативных правовых актов – по юридической силе и последовательности вступления в юридическую силу).

Источниковедческая база курсовой работы должна охватывать не менее 30 источников. Допускается привлечение материалов и данных, полученных с официальных сайтов сети Интернет. В этом случае необходимо указать точный источник данных (сайт (адрес), дату обращения).

Приложения

Для лучшего понимания и пояснения основной части курсовой работы в неё включают приложения, которые носят вспомогательный характер и на общий объём работы не влияют. Объём работы определяется количеством страниц, а последний лист в списке литературы есть последний лист курсового исследования. Приложения нужны, во-первых, для того, чтобы освободить основную часть от большого количества вспомогательного материала, а, во-вторых, для обоснования рассуждений и выводов автора. В приложениях помещаются, при необходимости, иллюстративные материалы, имеющие вспомогательное значение (схемы, таблицы, диаграммы, программы и т.п.).

Оформление приложений должно строго соответствовать действующим стандартам. Приложения оформляют как продолжение курсовой работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанного прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, размещаемый по центру. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной курсовой работы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

 







Date: 2016-05-13; view: 373; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию