Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизненный цикл сервисных услуг
Проблема жизненного цикла услуг не изучалась так глубоко и качественно, как проблема жизненного цикла товара (ЖЦТ). В результате, большинство предпринимателей применяют методы управления ЖЦТ в неизмененном виде к управлению жизненным циклом услуг. Но ведь в то время, когда товар находится на этапе зрелости, цикл сервисных услуг только начинает набирать обороты. 70% доходов от продажи сервисных услуг, компания получает в то время, когда продажи самого оборудования пошли на спад. При умелой организации сервис способен стать решающей статьей дохода. В то же время применение к услугам неадаптированных методов управления ЖЦТ может вызвать следующие негативные последствия: · излишние запасы запчастей, а ведь экономический эффект часто оказывается значительным в отношении иммобилизации средств в виде складских запасов; · неправильную стратегию в области ценовой политики; · неправильную политику в сфере управления кадрами работников сервисных служб; · преждевременное сворачивание программ по возможной модернизации оборудования. Различия между жизненным циклом и цикла сервисных услуг можно представить графически (рис. 1). Рис. 1. Различия в кривых жизненного цикла товара На рисунке показано, что пик роста товара наступает через 2-3 года, а жизненный цикл сопутствующих этому товару услуг продлевается до 15 лет. Трактор может иметь жизненный цикл до 10 лет, а жизненный цикл сопутствующих услуг может быть до 100 лет. Жизненный цикл сопутствующих (сервисных) услуг состоит из следующих четырех этапов: 1. Этап быстрого роста – от момента первой продажи товара до этапа роста жизненного цикла товара. 2. Переходный период – от этапа роста ЖЦТ до этапа роста предоставления сервисных услуг. 3. Этап зрелости – от этапа роста сервисных услуг до момента последней продажи товара. 4. Этап упадка – от момента последней продажи товара до момента окончания использования товара последним известным потребителем. Как видно из рисунка, до 70% доходов от продажи сервисных услуг приходится на последние два этапа. Это можно объяснить следующими причинами: · совокупный эффект увеличения цен на сервисные услуги; · возможная модернизация оборудования, осуществляемая по достаточно высоким ценам; · предоставление дополнительных видов услуг по мере физического и морального старения оборудования. Фирма начинает получать прибыль от оказания услуг с момента монтажа оборудования, причем до 95% прибыли фирма получает на протяжении последних двух этапов, т. е. примерно через два-три года после пика продаж оборудования. Причина этого в том, что основные доходы от продажи услуг фирма получает именно на протяжении этих двух этапов. Данные положения можно представить графически (рис. 2 и 3). Рис. 2. График роста доходов от предоставления сопутствующих услуг Рис. 3. График роста прибыли от предоставления сопутствующих услуг
Также на рост доходов и соответственно прибыли на этих этапах влияют следующие факторы: · рост затрат на покупку запчастей; · рост затрат на ремонт с увеличением возраста оборудования; · рост цен на предоставляемые услуги в связи с необходимостью подготовки технического персонала. Иными словами, к тому времени, когда жизненный цикл товара будет находиться на этапе упадка, жизненный цикл услуг будет только входить в этап быстрого роста. Таким образом, сначала предприятие получает прибыль непосредственно от продажи самого товара, а затем (при умелом управлении) от продажи сопутствующих ему услуг. Получению прибыли на этих этапах могут помешать следующие причины: 1. Высокий уровень поломок в конце экономической жизни оборудования (особенно механического и электро-механического оборудования). 2. Рост уровня заработной платы работников сервиса при отсутствии роста цен на предоставляемые клиентам услуги. 3. Плохое управление системой распределения запчастей. Плохая организация ремонтных работ. 4. Неправильное местоположение сети сервис-центров. 5. Потери, вызванные небрежностями в работе сотрудников сервисных служб. Рассмотрим каждый из этапов жизненного цикла сопутствующих услуг подробнее. 1. Этап быстрого роста. С помощью разумной сервисной политики можно добиться многих преимуществ на этом этапе. Способы получения преимуществ перед конкурентами на этапе быстрого роста: · Проведение достаточно агрессивной ценовой политики на оказываемые фирмой услуги, т. е. поддержание их на достаточно низком уровне. На данном этапе не рекомендуется поднимать цены на свои услуги. · Предоставление более длительных сроков гарантии, чем у других фирм-производителей. На данном этапе необходимо поддерживать репутацию компании с помощью эффективно управляемой системы распределения запасов запчастей. Необходимо тщательно отслеживать информацию, касающуюся работы оборудования и его дизайна, чтобы внести модификации в поздние версии товара, а также использовать имеющуюся информацию для разработки новых товаров. Необходимо провести техническую подготовку работников сервисных служб. Лучше потратить деньги на подготовку персонала сегодня, чем потерять клиентов завтра. Ранние покупатели (новаторы) по достоинству оценят техническую подготовку работников сервиса. Новаторство – это принятие потребителем инновации раньше других членов системы. Цель маркетинговых стратегий - подвигнуть на новаторство целевых потребителей инновации. Если фирмам не удается добиться принятия товара этими людьми, не стоит надеяться и на остальных потребителей. Удовлетворенный потребитель расскажет своим друзьям и знакомым об удачной покупке. Таким образом, можно использовать один из самых эффективных и дешевых способов рекламы – слухи. Согласно статистике, удовлетворенный потребитель делится радостью удачной покупки с тремя близкими людьми, а неудовлетворенный рассказывает о своей неудаче одиннадцати знакомым. 2. Переходный период. · Стоит ли держать цены на заданном уровне или их можно поднять? Выход из ситуации - справедливый рост цен, т.е. ежегодное повышение цен, начиная с конца переходного периода и продолжающееся до конца жизненного цикла услуг, при этом нежелательно, чтобы рост цен превышал уровень инфляции. · На данном этапе необходимо четко контролировать запасы запчастей. 3. Этап зрелости. На данном этапе вероятно наибольшее количество выходов оборудования из строя. Если это количество на единицу продукции достаточно велико, то производителю стоит обратить внимание на увеличение сроков надежной работы оборудования. Начальная фаза этапа зрелости - хорошее время для предоставления различных видов скидок на обслуживание. Как правило, на данном этапе предприятие уже начинает оказывать услуги по модернизации оборудования. Особенно актуально проведение модернизации, если: · Товар пользуется популярностью у потребителей, и они не хотят его менять. · Высок уровень выходов оборудования из строя. 4. Этап упадка. Можно сделать вывод: на каждом этапе жизненного цикла услуг перед фирмой встают определенные проблемы, но в то же время открываются новые возможности получения прибыли.
|