Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерные упражнения. 1. Двое занимающихся, двигаясь параллельно друг другу, выполняют поочередно передачи мяча в одно или два касания по диагонали (рис
1. Двое занимающихся, двигаясь 2. Игроки упражняются в парах, ра по диагонали устремляется в зону перед игроком Б. Тот, приняв мяч, вторым касанием направляет его вперед параллельно боковой линии, а сам за спиной игрока А перебегает на другую сторону. Игрок А догоняет мяч, передает его параллельно боковой линии партнеру и делает рывок по диагонали в зону перед партнером Б. Последний приняв мяч, продольной передачей вновь посылает его игроку А и т.д. (рис. 216). По мере освоения комбинации передачи выполняются в одно касание. Рис. 216
3. Четверо занимающихся образуют 3. Игроки упражняются в парах. 3. Занимающиеся стоят во встреч
6. Трое игроков А, Б и В выполняют комбинацию «двойная стенка». Им противодействуют защитники Г и Д. Игрок А ведет мяч вперед. Ему противодействует защитник Г. Игрок А направляет мяч открывшемуся партнеру Б. Тот выполняет ему обратную передачу. Приняв мяч, игрок А ведет его вперед, играет на партнера В, получает обратный пас в одно касание и наносит удар по цели (рис. 220). Периодически партнеры меняются ролями. 7. Упражняются трое игроков. Один из них выполняет роль нападаю 8. Двое нападающих играют против двух защитников. Упражнение про 9. Занимающиеся упражняются в выполнении комбинации «пропуска
Рис. 220 Рис. 221
10. Занимающиеся упражняются в выполнении комбинации «пропускание мяча». Игроки В и Б встают в 3 м друг против друга перед штрафной площадью. Игрок А занимает позицию в 9-10 м от ворот. Он передает мяч низом партнеру В, который переправляет его партнеру А. Тот, в свою очередь, возвращает мяч игроку В. Так они выполняют друг другу несколько передач. В один из моментов игрок Б неожиданно пропускает мяч между ног. Игрок А устремляется ему за спину и наносит удар по воротам (рис. 222). Периодически занимающиеся меняются ролями.
Комбинации при розыгрыше стандартных положений занимают в мини-футболе заметное место. Они осуществляются при введении мяча в игру вратарем при начальном ударе, при выполнении штрафных, свободных и угловых ударов. Такие комбинации дают возможность игрокам атакующей команды заранее занять выгодные позиции, нацеливаясь на взятие ворот соперников. Конечно, это не означает, что розыгрыш стандартных положений предполагает только шаблонное решение. В основном такие комбинации приносят команде успех тогда, когда они применяются творчески с учетом оборонительной тактики противоположной команды, индивидуальных особенностей ее игроков, а также уровня мастерства футболистов своей команды. Рассмотрим несколько таких комбинаций. Вратарь вводит мяч в игру (рис. 223). Он посылает мяч партнеру А в ноги, когда тот, выполнив ложный маневр, оставляет за спиной своего опекуна и делает движение навстречу вратарю. Приняв мяч, игрок А без промедления посылает его в свободную зону на левый фланг устремившемуся туда партнеру Б. Атакующая команда выполняет штрафной удар (рис. 224). Обороняющиеся устанавливают стенку из трех защитников. За мгновение перед выполнением удара игроки Б и В скрестными диагональными перемещениями уводят из стенки крайних защитников. Перед игроком А открывается возможность через бреши нанести удар в правый или левый угол ворот.
Свободный удар разыгрывается атакующей командой на подступах к штрафной площади соперников (рис. 225). Игроки атакующей команды Б и В при выполнении штрафного прямо напротив ворот занимают позицию непосредственно перед стенкой. В момент, когда игрок А разбегается для выполнения удара, они выполняют скрестные перемещения по диагонали, запутывая этим маневром обороняющихся. Имитируя сильный удар по воротам, игрок А направляет мяч низом открывшемуся на свободную позицию игроку В. Игрок А выполняет угловой удар. Его партнер Г отвлекает на себя защитников, устремляясь к угловому сектору якобы для получения передачи. Однако игрок А подает сильно низом на устремившегося к нему партнера В, который направляет мяч ударом левой ногой в ворота (рис. 226). Когда угловой подается с углового сектора на правом фланге, удар по воротам выполняется правой ногой.
Рис. 225 Рис. 226 Обороняющиеся при розыгрыше соперниками углового удара заняли рассредоточенную позицию, чем и воспользовались игроки атакующей команды. Игрок Б врывается в штрафную площадь, получает прострельную передачу от игрока А и наносит удар по воротам (рис. 227).
Комбинации при введении мяча из-за боковой линии во многом аналогичны розыгрышу угловых ударов, особенно когда первые выполняются вблизи штрафной площади. Разница лишь в месте введения мяча в игру. В мини-футболе командные тактические действия в атаке разделяются на два вида: быстрое нападение и позиционное нападение. Суть быстрого нападения в том, что после успешного отражения атаки противоположной команды овладевшие мячом стремительно переходят к нападению на ворота соперников, пользуясь тем, что игроки последней не успели организовать свою оборону. Осуществляется такая атака как за счет длинной передачи мяча находящемуся впереди партнеру, так и при помощи нескольких быстрых передач между партнерами, устремившимися к воротам соперников, а также за счет индивидуальных действий игрока, сумевшего перехватить мяч. Внезапность и высокая скорость такой атаки ошеломляют соперников, не давая им времени на перегруппировку сил в обороне. Наибольший успех быстрое нападение приносит при ответных атаках, когда команда в ходе игры неожиданно перехватывает мяч у соперников. Естественно, не исключается также возможность организации такой атаки при розыгрыше стандартных положений. Быстрое нападение подразумевает три фазы: начало атаки, ее развитие и завершение. Обучение школьников, занимающихся в секции мини-футбола, быстрому нападению рекомендуется начинать с освоения так называемого «отрыва». При этом занимающиеся вначале выполняют упражнения без сопротивления соперника, осваивая взаимодействия с партнером и с вратарем. Далее в упражнение добавляется соперник, который на первых порах действует вполсилы. Позиционное нападение применяется тогда, когда соперники успели полностью организовать командную оборону. Такой организованной защите атакующие и должны противопоставить систематизированное нападение, в котором участвуют все игроки команды. Вывод партнера на выгодную позицию осуществляется, в отличие от быстрого нападения, при помощи большого числа передач. Это дает возможность атакующим обеспечить длительный контроль мяча. При этом комбинации выполняются за счет коротких и средних передач, значительная часть которых осуществляется поперек игрового поля. С выполнением комбинаций сочетаются попытки индивидуального обыгрыша обороняющихся. Таким образом и создаются предпосылки для взятия ворот соперников. В целом позиционное нападение должно предусматривать определенную расстановку атакующих игроков. Обучение школьников позиционному нападению начинается с усвоения понятия о расстановке на игровом поле, о функциях игроков. После этого занимающиеся осваивают систему атакующих действий с центровым игроком и систему без центрового игрока. В первом случае центровому, т.е. выдвинутому вперед игроку, отводится ключевая роль в действиях команды, владеющей мячом. Такой игрок, как правило, занимает позиции на подступах к воротам соперников, располагаясь к ним спиной и лицом к своим партнерам. В такой позиции он имеет возможность принять пас, направленный партнером из глубины игрового поля. Маневрирующего впереди центрового своими активными, целенаправленными действиями поддерживают остальные партнеры, стремящиеся использовать любую возможность доставить ему мяч. Функции центрового в принципе может выполнять любой футболист, однако предпочтение всегда отдается игроку, нацеленному на ворота соперников, умеющему не только быстро обрабатывать мяч, обыграть своего визави, точно пробить по воротам, но и хорошо взаимодействующему с партнерами. К основным же функциям его партнеров относятся розыгрыш мяча, доставка центровому, выход на свободную позицию (под центрового или мимо него) для дальнейшего взаимодействия с ним. Активно маневрируя на подступах к воротам соперников, центровой приковывает к себе внимание обороняющихся, создает условия партнерам для ударов по воротам. Когда обороняющиеся плотно прикрывают центр, то центровой должен искать место на флангах. Уводя за собой, таким образом, соперников, он освобождает зону перед воротами для своих партнеров. Если же соперники его не преследуют, у него появляется возможность для получения мяча с дальнейшим выходом один на один с вратарем или выполнением опасной передача на дальнюю стойку ворот. Отдельным вариантом с центровым игроком является игра с двумя футболистами, выполняющими такую функцию. Он может применяться в случаях, когда команда, владеющая мячом, активно использует в атаке вратаря, который выходит вперед, выполняя роль диспетчера (рис. 228).
При игре с центровым атакующая команда может использовать две основные схемы расстановки игроков: 3+1 и 1+2+1 (рис. 229). 1 +3 1 +2 + 1 Рис. 229 Схема 3+1 может применяться и когда соперники защищаются на У2 игрового поля, и когда они обороняются на 3/4 площади. За счет постоянных перемещений атакующие имеют возможность меняться местами без нарушения принятой расстановки игроков. В случае перехвата соперниками передачи, направленной центровому игроку, как правило, в обороне остаются три игрока. В целом такая система дает гораздо больше наступательных возможностей, одновременно обеспечивая высокую надежность в обороне. Команда, стремящаяся активно действовать в атаке и одновременно не рисковать в обороне, посылает вперед для помощи центровому двух крайних игроков, играя по схеме 1+2+1. При этом крайние игроки должны быть готовы при потере мяча без промедления возвратиться назад и оказать помощь своему защитнику. Если в команде отсутствуют ярко выраженные центровые игроки, она строит свои атакующие действия, исходя из таких схем расстановки игроков, как «четыре в линию», 2+2, 1+3 (рис. 230), рассчитанных на применение разнообразных комбинаций в сочетании с индивидуальными действиями игроков. В результате этого на подступах к воротам соперников создаются свободные зоны, куда и устремляется один из атакующих для завершающего удара. Такие атакующие действия предполагают активный обстрел ворот соперников с различных дистанций. При расстановке игроков по схеме «четыре в линию» атакующие располагаются как бы уступами. Понятие же линии в данном случае не является геометрическим. Такое расположение игроков наиболее рационально для организации командных действий. Эта схема особенно эффективна, когда соперники применяют прессинг. Вытянув их на себя, атакующие могут резким "Четыре в линию" 2 + 2 1 +3 Рис. 230 рывком оставить их у себя за спиной. Растягивая соперников по фронту, атакующие затрудняют им подстраховку друг друга, а когда у соперников это все же получатся, у атакующих тут же высвобождается свободный игрок. В целом, используя данную схему, атакующим значительно легче создавать бреши в обороне противоположной команды. Естественно, чтобы эффективно ее использовать, необходимо уверенное владение мячом и согласованные действия между всеми исполнителями. К недостаткам схемы «четыре в линию» следует отнести возможность провала в обороне при потере мяча атакующими. Схема 2+2 используется атакующей командой в основном тогда, когда в ее составе имеются два опытных и достаточно быстрых игрока, способных исполнять роль диспетчеров. В отдельных случаях схема 2+2 применяется, если команда проигрывает и вынуждена рисковать. Такая расстановка может быть полезной и в случае, если соперники прижимаются к своим воротам, а у атакующих имеются игроки, умеющие пробить по воротам с дальней или средней дистанции. Учитывая, что игрока задней линии, владеющего мячом, при данной схеме никто не страхует, эту роль должен выполнять вратарь, несколько выдвигаясь вперед. В то же время следует заметить, что между игроками атакующей команды, действующими в рамках данной схемы, порой не хватает мобильности, т.к. между ее обороной и передней линией существует значительная дистанция, затрудняющая взаимосвязи. Схема 1+3 обычно применяется командой, владеющей мячом, как последнее спасательное средство, когда соперник ведет в счете, а до конца матча остается мало времени. При этом значительная роль в обороне отводится вратарю. Он должен выдвигаться вперед, чтобы быть готовым подстраховать партнеров в случае потери мяча. ОБУЧЕНИЕ ТАКТИКЕ ОБОРОНЫ В мини-футболе тактика игры в обороне предполагает такую организацию действий защищающейся команды, которая бы позволила нейтрализовать атаки соперников. Защищаясь, команда должна так построить свою игру, чтобы максимально затруднить взаимодействия между атакующими, предотвратить их проникновение в зону перед своими воротами, не дать им возможности наносить удары по воротам. Одновременно обороняющиеся должны стараться создавать условия для отбора мяча у соперников и организовать начало атаки своей команды. Выбранная командой рациональная тактика игры в обороне может стать эффективным оружием во встречах с превосходящим по силам соперником. Как и в атаке, игра в обороне состоит из индивидуальных, групповых и командных действий. Индивидуальные действия в обороне предполагают умение обороняющихся вступать в единоборство как против соперника без мяча, так и с мячом. В том и другом случаях важнейшее значение имеет умение обороняющихся выбирать оптимальную позицию по отношению к опекаемому сопернику в постоянно изменяющейся игровой обстановке. Следовательно, рациональный выбор позиции - основа успешных действий против атакующих соперников. Действия обороняющегося против соперника без мяча. Сначала напомним, что преподаватель, ведущий занятия в секции мини-футбола, для воспитания у юных игроков серьезного отношения к этой подчас не очень заметной, но ответственнейшей функции должен постоянно подчеркивать ее значимость, а также отмечать, что «держание» игрока без мяча - это не менее трудная и сложная задача, чем опека соперника с мячом. И вот почему. Играя против соперника без мяча, обороняющийся игрок обязан, с одной стороны, «закрыть» своего подопечного, не давая ему возможности получить мяч, а с другой стороны, - он должен предусмотреть возможность перехвата мяча, направленного этому подопечному или же другому сопернику. В связи с этим обороняющийся игрок для того, чтобы «закрыть» соперника без мяча, должен всегда занимать позицию или между опекаемым и своими воротами (немного боком или спиной к ним), или сбоку-спереди на пути предполагаемой передачи. При этом расстояние между защитником и опекаемым им игроком не должно быть постоянно одинаковым, а должно варьироваться с учетом игровой обстановки. Действия обороняющегося против соперника с мячом состоят из отбора мяча, противодействия передачам, ведению и финтам, ударам по воротам. Такие индивидуальные действия основаны на тактике подвижной обороны, предполагающей, что опекающий игрок должен постоянно держать соперника под контролем. При этом обороняющийся игрок, как правило, вступает в единоборство, когда соперник или принимает мяч, или его контролирует. В первом случае это диктуется тем, что основное внимание соперника сосредоточивается на выполнении приема мяча и только небольшая часть внима- ния на перспективное тактическое действие. В таком случае опытный защитник постарается извлечь из этого выгоду, используя в зависимости от ситуации тот или иной прием отбора мяча. Если же защитник по какой-либо причине не смог отобрать мяч у соперника, он обязан предпринять все усилия для воспрепятствования быстрому продвижению последнего с мячом вперед. Естественно, наиболее опасная ситуация возникает для обороняющейся команды, когда игроки атакующей команды стремятся активно наносить удары по воротам, в т.ч. с разных дистанций из-за штрафной площади. Защитник, заняв позицию спиной или боком к своим воротам, должен своими перемещениями воспрепятствовать удару по воротам. Такие действия являются своего рода давлением на соперника, владеющего мячом. Сконцентрировав все внимание на ногах последнего, защитник старается не упустить момента замаха бьющей ноги. Уловив такое действие соперника, обороняющийся игрок резко сближается с ним и выставляет свою ногу на пути предполагаемого полета мяча. Рассмотрим несколько случаев опеки обороняющимся игроком соперника, владеющего мячом. Защитник А занял позицию на очень большом расстоянии от атакующего соперника Б (рис. 231). Естественно, в такой невыгодной позиции обороняющийся футболист не сможет оказать давление на соперника, который может или нанести удар по воротам, или же продвинуться с мячом вперед. На рис. 232 защитник А занял позицию рядом с атакующим соперником Б. Последний не имеет реальной возможности свободно пройти вперед к воротам, так как игрок А своей позицией воспрепятствует этому действию. В этой ситуации атакующему игроку Б остается отдать мяч в сторону или назад одному из партнеров. Date: 2016-05-16; view: 547; Нарушение авторских прав |