Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21. 12.1994г





Тема 2.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Гражданская оборона.

 

Литература:

ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21. 12.1994г.

2. Закон «О гражданской обороне» от 12.02. 1998г.

3. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. №1113 «Об утверждении Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных природного и техногенного характера.

Рассматривая роль гражданской обороны в общей системе оборонных мероприятий страны, следует определить те задачи, которые ей предстоит выполнить в современной войне. Целесообразно выделить две группы задач в области гражданской обороны и защите населения:

1. Задачи, связанные с подготовкой населения, промышленности, сил и средств гражданской обороны:

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

2. Задачи, охватывающие мероприятия по осуществлению гражданской обороны и ликвидации последствий ведения военных действий:

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по маскировке;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.

Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Руководство гражданской обороной в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Эти должностные лица несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Управление гражданской обороной осуществляется:

- на федеральном уровне – министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ);

- на межрегиональном уровне – региональными центрами МЧС РФ;

- на региональном и муниципальном уровнях – органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправлении; главными управлениями, управлениями и отделами МЧС в субъектах и муниципальных образованиях;

- на объектовом уровне – отделами (секторами или специально назначенными лицами) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) - государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

В соответствии с ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" основными задачами РСЧС являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее именуются - объекты) в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Система ГО и РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельность и порученных им отраслях экономики.

Каждый уровень РСЧС имеет:

координирующие органы;

постоянно действующие органы управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления ГО и ЧС);

органы повседневного управления;

силы и средства;

резервы финансовых и материальных ресурсов;

систему связи;

систему оповещения;

систему информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

на федеральном уровне - Правительственная (межведомственная) комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

на межрегиональном уровне, охватывающем территорию федерального округа РФ, - региональные центры Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - региональные центры МЧС РФ);

на региональном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ;

на муниципальном уровне, охватывающем территорию органа местного самоуправления (района, города, района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы).

Постоянно действующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:

на федеральном уровне - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на межрегиональном уровне - региональные центры МЧС РФ;

на региональном и муниципальном уровнях - органы управления (департаменты, управления, отделы) по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - отделы (группы, секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

- центры управления в кризисных ситуациях (пункты управления);

- оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней;

- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется в центрах управления (на пунктах управления), оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

К силам и средствам Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся:

а) силы и средства наблюдения и контроля в составе:

- служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

- формирований государственной санитарно - эпидемиологической службы РФ;

- ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства РФ;

- служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания;

- геофизической службы Российской академии наук, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

б) силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:

- военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно - спасательных, аварийно - восстановительных, восстановительных и аварийно - технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

- формирований и учреждений службы медицины катастроф;

- формирований ветеринарной службы и службы защиты растений;

- военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- формирований гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленных сил и средств войск гражданской обороны (спасательных центров МЧС РФ;

- аварийно - технических центров Росатома РФ;

- служб поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

- восстановительных и пожарных поездов ОАО РЖД;

- аварийно - спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Специально подготовленные силы и средства министерства обороны РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.

Силы и средства МВД РФ привлекаются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

 

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

а) режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотии;

б) режим повышенной готовности - при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

в) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

Решение о режиме функционирования РСЧС в зависимостиот возможной или реально сложившейся обстановки, от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС принимают Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления городов, районов.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых видов страхования;

б) в режиме повышенной готовности:

принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

усиление дежурно-диспетчерской службы;

усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

организация защиты населения;

выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации;

организация ликвидации чрезвычайной ситуации;

определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Date: 2016-05-16; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию