Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория реалистического группового конфликта (Realistic group conflict theory)
Теория, согласно которой предрассудок является результатом конкуренции между группами за дефицитные ресурсы. Теория самовосприятия (Self-perception theory). Теория, согласно которой неуверенность и собственных установках заставляет нас делать о них выводы посредством «наблюдения за собой» — отслеживая свое поведение и ситуацию, в которой установки проявляются. Теория социального научения (Social learning theory). Теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации и под воздействием вознаграждений и наказаний. Теория социального обмена (Social-exchange theory). Теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты». Теснота (Crowding). Субъективное ощущение недостаточности пространства, приходящегося на одного человека. Техника «заманивания»' (Low-ball technique). Тактика, чтобы добиться согласия о чем-либо. Человек, уступивший первой просьбе, зачастую продолжает давать согласие, когда проситель повышает ставки. Люди, к которым сразу обратились с большой просьбой, менее склонны соглашаться на нес. Глоссарий ■ 681 Требуемые характеристики (Demand characteristics). Подсказки в эксперименте, которые намекают участнику, какого поведения от него ждут. Установка (Attitude). Благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах и целенаправленном поведении. Уступчивость (Compliance). Конформизм, при котором внешние действия хотя и соответствуют социальному давлению, однако присутствует личное несогласие. Уязвимость по отношению к стереотипу (Stereotype vulnerability). Разрушительно влияющее опасение, что кто-то подтвердит правильность негативного стереотипа. Феномен «нога в дверях» (Foot-in-the door phenomenon). Тенденция, в соответствии с которой люди, сначала согласившиеся на необременительную просьбу, позднее уступают более серьезным требованиям. Феномен «ровни» (Matching phenomenon). Тенденция мужчин и женщин выбирать в качестве своего партнера того, кто является «ровней» по привлекательности и другим чертам. Феномен самонадеянности (Overconfidence phenomenon). Тенденция быть скорее уверенным, чем точным, то есть переоценивать корректность своих убеждений. Феномен справедливого мира (Just-world phenomenon). Склонность верить в то, что мир справедлив и поэтому люди имеют то, чего они заслуживают, а также заслуживают того, что имеют. Феномен уровня адаптации (Adaptation-level phenomenon). Тенденция адаптироваться к определенному уровню стимуляции и, как следствие, обращать внимание и реагировать лишь на тс изменения, которые происходят на данном уровне. Фрустрация (Frustration). Блокирование целенаправленного поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции (Fundamental attribution error). Тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диснозиционные влияния на поведение других. (Также называется предубеждение соответствия, так как мы часто считаем, что поведение соответствует диспозициям.) Эволюционистское направление в психологии (Evolutionary psychology). Учение об эволюции поведения, основанное на законах естественного отбора. Предполагает, что естественный отбор благоприятствует такому способу восприятия информации и такому поведению, которые при определенных условиях способствуют сохранению и распространению тех или иных генов. Эвристика репрезентативности (Representativeness heuristic). Стратегия судить о степени вероятности чего-либо посредством оценки, насколько хорошо оно представляет специфические прототипы или соответствует им; может заставить человека пренебречь дополнительной полезной информацией. Эгоизм (Egoism). Мотивация (верояп ю, лежащая в основе всякого поведения) к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Противоположна альтруизму, который ставит своей целью увеличение благополучия других. Экспериментальное исследование (Experimental research). Исследование, которое выявляет информацию о причинно-следственных связях, манипулируя одним или несколькими факторами (независимыми переменными) и контролируя (оставляя неизменными) другие. Экспериментальный реализм (Experimental realism). Степень, в которой эксперимент захватывает и увлекает его участников. 2 ■ Социальная психология Экстраординатная цель (Superordinate goal). Общая цель, требующая совместных усилий; цель, в свете которой различия между людьми не принимаются во внимание. Эмпатия (Empathy). Самозабвенное переживание чувств другого; попытка поставить себя на его место. Этноцентризм (Ethnocentrism). Убежденность в превосходстве собственной этнической и культурной группы и, соответственно, презрение ко всем остальным группам. Эффект вторичности (Recency effect). Последняя по времени поступления информация иногда оказывает наибольшее влияние. Эффект вторичности встречается реже, чем эффект первичности. Эффект гомогенности «чужой» группы (Outgroup homogeneity effect). Восприятие членов «их» группы более похожими друг на друга, чем членов «нашей» группы. Таким образом, «они — похожи; мы — разные». Эффект дезинформации (Misinformation effect). Эффект, возникающий тогда, когда человек, присутствовавший при событии, получает ложную информацию о нем и позднее встраивает эту дезинформацию в свою память о происшедшем. Эффект ложного консенсуса (Falce consensus effect). Тенденция переоценивать распространенность какого-либо мнения, нежелательного или неэффективного поведения. Эффект ложной уникальности (Falce uniqueness effect). Тенденция недооценивать тот факт, что способности и желательное или эффективное поведение имеют широкое распространение. Эффект недостаточного оправдания (Insufficient justification effect). Уменьшение диссонанса путем внутреннего оправдания своего поведения, когда внешние оправдания «недостаточны». Эффект очевидца (Bystander effect). Открытие, согласно которому человек с меньшей вероятностью будет склонен оказывать кому-либо помощь, когда имеются очевидцы. Эффект первичности (Primacy effect). При прочих равных условиях воздействие информации, представленной раньше, обычно сильнее. Эффект простого нахождения в поле зрения (Mere-exposure effect). Тенденция испытывать большую расположенность и давать более позитивную оценку ранее незнакомым раздражителям после их неоднократного появления в поле зрения оценивающего. Эффект сверхоправдания (Overjustification effect). Если платить людям за то, что они и так с удовольствием делали, то они будут рассматривать свои действия как управляемые извне, а не внутренне мотивированные. Эффект спящего (Sleeper effect). Отсроченное влияние сообщения; имеет место, когда мы помним само сообщение, но забываем причину недоверия к нему. Эффект ссылки на себя ((Self-reference effect). Тенденция эффективно обрабатывать и хорошо запоминать информацию, относящуюся к самому себе. Я-структура (Self-schema). Вера в себя, которая организует и направляет обработку информации, касающейся самого себя.
Date: 2016-05-16; view: 378; Нарушение авторских прав |