Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рязанский государственный радиотехнический университет





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТЫ

(БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЮ

«МЕНЕДЖМЕНТ»

 

Методические указания

 

 

Рязань 2015


УДК 002

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) по направлению «Менеджмент»: методические указания / Е.Н. Евдокимова, Н.В. Казакова, Ю.М. Солдак; Рязан. гос. радиотехн. ун-т; Рязань, 2015. - 72 с.

Представлены требования к организации подготовки, процедуре защиты, содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент» (образовательные программы «Производственный менеджмент» и «Маркетинг»).

Предназначено для студентов всех форм обучения по направлению подготовки бакалавров 080200 «Менеджмент».

Ил. 1. Библиогр.: 16 назв.

 

Выпускная квалификационная работа, компетенции, актуальность темы, цель и задачи работы, менеджмент, практические рекомендации

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Рязанского государственного радиотехнического университета.

 

Рецензент: Институт менеджмента, экономики и социальных технологий ФГБОУ ВПО «МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского» (директор института д.э.н., проф. Р.С. Голов)

 

 

© Рязанский государственный

радиотехнический университет, 2015


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Выпускающей кафедрой по данному направлению является кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление» (ГМКУ). Заведующим кафедрой ГМКУ является д.э.н., профессор Перфильев С.В.

В рамках подготовки по направлению 080200 «Менеджмент» в РГРТУ реализуются следующие основные образовательные программы (ООП):

§ ООП «Производственный менеджмент» – руководитель д.э.н., профессор, профессор кафедры ГМКУ Солдак Ю.М.

§ ООП «Маркетинг» – руководитель д.э.н., доцент, профессор кафедры ГМКУ Казакова Н.В.

 

Методические указания содержат требования к выпускной квалификационной работе (ВКР) (бакалаврской работе) по направ­лению 080200 «Менеджмент», являющейся обязательным этапом госу­дарственной (итоговой) аттестации, предусмотренной п. 8.6 Федера­льного государственного образовательного стандарта высшего профес­сионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Выпускная квалификационная работа бакалавра (бакалаврская работа) – один из видов индивидуальной учебной деятельности студента, выполняемый на заключительном этапе обучения. Выпол­нение ВКР является обязательным этапом освоения студентом основ­ной образовательной программа по направлению 080200 «Менедж­мент», а ее защита как обязательная составляющая часть итоговой государственной аттестации – одним из основных элементов системы оценки качества подготовки выпускника.

К выполнению ВКР допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования «Производственный менеджмент» или «Маркетинг» в рамках направления 080200 «Менеджмент» и про­шедшие все предшествующие аттестационные испытания, предус­мотренные учебным планом.

Бакалаврская работа должна представлять собой законченное решение конкретной управленческой задачи, включать совокупность результатов исследования и научно-практические положения, выд­вигаемые автором на защиту. В ней должны быть определены пути дальнейшего развития исследуемой проблемы, показана способность автора видеть перспективу исследования.

Основной целью бакалаврской работы как выпускной квали­фикационной работы является развитие у студентов креативного мыш­ления и способности к самостоятельному научному поиску в выб­ранной сфере профессиональной деятельности, приобретение навыков решения определенной социально-экономической задачи (комплекса задач), представления и публичной защиты полученных результатов. Формулировка цели и задач конкретной ВКР бакалавра определяется исходя из направленности основной образовательной программы и вида профессиональной деятельности, к которому ведется подготовка бакалавра, а также конкретной темой ВКР. Вместе с тем бакалаврская работа как форма выпускной квалификационной работы должна содержать общие цели и задачи независимо от направленности подготовки.

Целями бакалаврской работы являются:

- выявление уровня квалификации и подготовленности выпус­кника к самостоятельному решению задач в выбранной сфере профес­сиональной деятельности;

- развитие навыков самостоятельной работы, овладение мето­дикой исследования при решении разрабатываемых проблем и вопросов;

- систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков но направлению подготовки и применение их при решении конкретных прикладных и научных задач;

- разработка проекта мероприятий по совершенствованию управления объектом исследования.

Объектом исследования ВКР бакалавра должно являться реально существующее предприятие (организация) любой организацион­но-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), орган государственного и муниципального управления, структура, в которой выпускник является предпринимателем, создающим и развивающим собственное дело. Выбор объекта исследования (предприятия) студент осуществляет самостоятельно, перед прохождением производственной практики. В качестве объекта исследования желательно выбрать предприятие (организацию), с деятельностью которой, вполне возможно, будет связана деловая карьера автора бакалаврской работы.

Процесс выполнения ВКР включает в себя ряд взаимосвязанных этапов, перечень которых представлен ниже:

1) выбор темы ВКР, оценка ее актуальности, определение цели исследования и задач для ее достижения, утверждение задания на ВКР;

2) составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме ВКР;

3) анализ состояния предметной области исследования на конкретном предприятии, выявление проблем развития объекта исследований, определение причин их возникновения и факторов, способствующих и препятствующих их разрешению;

4) определение направлений решения выявленных проблем;

5) разработка проекта мероприятий по повышению эффективности объекта исследования;

6) обоснование и расчет экономической эффективности разработанных мероприятий;

7) письменное изложение текста ВКР и ее оформление в соответствии с установленными требованиями;

8) получение отзыва научного руководителя, проверка в системе «Антиплагиат» и прохождение нормоконтроля, получение допуска к защите;

9) подготовка доклада и иллюстративного материала для защиты ВКР на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Итогом ВКР является представленная студентом самостоятельная работа, после защиты которой решением Государственной аттестационной комиссией ему присваивается квалификация (степень) «бакалавр» по направлению «Менеджмент». Квалификация «бакалавр» дает право допуска выпускника к продолжению образования по программам подготовки магистров, а также к ведению профессиональной деятельности в области менеджмента.

 

В процессе подготовки и защиты ВКР, согласно требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 080200 «Менеджмент», выпускник должен показать владение следующими компетенциями:

· общекультурными компетенциями:

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

· профессиональными компетенциями:

§ организационно-управленческая деятельность:

- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

- способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

- готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

- способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

- способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

- способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

- способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);

- способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);

- способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);

- способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

- владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

- готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);

- способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

- готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

- владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

- способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

- владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

- готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

- знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

- знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

- способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);

- знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);

§ информационно-аналитическая деятельность:

- способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

- пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);

- способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

- знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

- умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

- способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);

- владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);

- владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);

- умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);

- умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

- умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);

- способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);

- владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);

- способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

- способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);

- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);

- способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);

- способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);

- владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);

- пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);

- способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);

§ предпринимательская деятельность:

- умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

- способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);

- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

1.1. Этапы и сроки выполнения ВКР

Для успешной подготовки и защиты ВКР на выпускающей кафедре ГМКУ установлен следующий график работы студентов (приложение 1):

1) определение научного руководителя ВКР и консультанта от выпускающей кафедры (при стороннем руководителе) и предварительные консультации по определению темы будущей ВКР;

2) выбор предприятия (организации) для прохождения летней производственной практики, оформление документов, утверждение задания на летнюю производственную практику;

3) прохождение летней производственной практики, сбор материалов для ВКР, подготовка отчета по результатам практики и его защита;

4) окончательный выбор, формулировка и согласование с научным руководителем и консультантом от выпускающей кафедры (при стороннем руководителе) темы бакалаврской работы;

5) определение основного содержания и структуры ВКР, составление и согласование с научным руководителем и консультантом от выпускающей кафедры (при стороннем руководителе) плана бакалаврской работы;

6) поиск, подбор, изучение и анализ литературы по тематике бакалаврской работы;

7) составление и утверждение задания на выполнение ВКР, издание приказа на темы ВКР;

8) подготовка и написание бакалаврской работы;

- подготовка и написание раздела 1;

- подготовка и написание раздела 2;

- подготовка и написание раздела 3;

9) оформление ВКР;

10) представление ВКР научному руководителю на отзыв, завершающая (при необходимости) редакция;

11) представление бакалаврской работы консультанту от кафедры (при стороннем руководителе), получение допуска к защите от заведующего кафедрой ГМКУ);

12) подготовка презентации и доклада, защита ВКР.

 

1.2. Научный руководитель и консультант ВКР

В целях оказания выпускнику научной и методической помощи в период подготовки ВКР бакалавра и для контроля данного процесса выпускающая кафедра ГМКУ назначает ему научного руководителя, который утверждается приказом по РГРТУ. Научным руководителем бакалаврской работы могут быть преподаватели кафедры ГМКУ, преимущественно профессора и доценты, а также руководители и специалисты предприятий (организаций), имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы. Один профессор (доцент) может быть руководителем не более пяти бакалаврских работ.

В случае, если научным руководителем выступает сотрудник стороннего предприятия (организации), то студенту назначается консультант ВКР от выпускающей кафедры. Консультанты могут назначаться также для руководства отдельными разделами бакалаврской работы, связанными с использованием математического аппарата обработки данных, информационными технологиями. Консультанты также утверждаются приказом по РГРТУ.

Руководитель ВКР бакалавра:

- оказывает помощь студенту в выборе темы и содержания ВКР;

- в установленные сроки выдает задание на ВКР бакалавра;

- устанавливает график подготовки ВКР и осуществляет систематический контроль его исполнения;

- консультирует при подборе источников литературы и фактического материала, оказывает помощь в выборе методики проведения исследования, указывает на недостатки бакалаврской работы в части аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить;

- в установленные сроки дает оценку качества выполнения и соответствия требованиям ФГОС ВПО окончательного варианта ВКР бакалавра в форме письменного отзыва;

- осуществляет текущий нормоконтроль и подписывает работу при допуске ее к защите;

- консультирует студента по подготовке доклада на защите в государственной аттестационной комиссии.

Консультант ВКР от выпускающей кафедры:

- оказывает помощь студенту в выборе темы и содержания ВКР;

- устанавливает график подготовки ВКР и осуществляет систематический контроль его исполнения;

- осуществляет текущий нормоконтроль и подписывает работу при допуске ее к защите;

- консультирует студента по подготовке доклада на защите в государственной аттестационной комиссии.

Студенту следует периодически (по договоренности, не реже одного раза в две недели) информировать научного руководителя о ходе подготовки бакалаврской работы. Консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы.

Студенту следует иметь в виду, что научный руководитель и консультанты не принимают участия в написании его работы. Они не являются ни соавторами, ни редакторами бакалаврской работы, поэтому не должны поправлять все имеющиеся в работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки. Студент выполняет ВКР самостоятельно. Все замечания и рекомендации руководителя и консультантов студент должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за исследование и освещение темы, за качество содержания и оформления ВКР полностью лежит на студенте, а не на научном руководителе.

 

1.3. Выбор темы ВКР

Тема ВКР бакалавра должна быть утверждена приказом по РГРТУ не позднее 6 месяцев до ее защиты.

Тематика бакалаврской работы должна отвечать требованиям ФГОС ВПО по направлению 080200 «Менеджмент» в части соответствия следующим видам профессиональной деятельности:

§ организационно-управленческая деятельность;

§ информационно-аналитическая деятельность;

§ предпринимательская деятельность.

Указанные виды профессиональной деятельности, а также соответствующие им профессиональные компетенции и профессиональные задачи предопределяют тематику и содержание ВКР (приложение 2).

Конкретная тема ВКР определяется экономической ситуацией в стране, в отрасли или на конкретном предприятии, целевым заказом на решение конкретной практической задачи (комплекса задач) предприятия (организации), на котором студент проходил летнюю производственную практику, научной специализации выпускающей кафедры и ее преподавателей. Для выполнения ВКР студент должен использовать собранный в период практики материал, дополнительно также могут быть использованы результаты, полученные студентом в курсовых работах и проектах, выполняемых в период теоретического обучения.

Тема ВКР формулируется руководителем ВКР, в случае стороннего руководителя – дополнительно согласовывается с консультантом от выпускающей кафедры. При определении темы ВКР учитываются предлагаемые студентом подходы к исследованию, имеющийся фактический и теоретический материал, предполагаемые результаты работы. Примерная тематика ВКР (бакалаврских работ) представлена в приложении 3.

Студент имеет право предложить собственную тему бакалаврской работы. При рассмотрении инициативной темы бакалаврской работы руководитель ВКР имеет право ее аргументировано отклонить или отредактировать.

Для утверждения темы ВКР студент подает личное заявление на имя заведующего кафедрой ГМКУ (приложение 4), согласованное с научным руководителем ВКР, консультантом от выпускающей кафедры (при необходимости). Окончательную оценку соответствия темы ВКР требованиям ФГОС ВПО осуществляет руководитель основной образовательной программы «Производственный менеджмент» или «Маркетинг», визируя поданные студентами заявления.

Заявления студентов рассматриваются на заседании выпускающей кафедры. При необходимости формулировки тем ВКР корректируются. Темы ВКР утверждаются приказом по РГРТУ и в дальнейшем не подлежат изменению. Формулировка темы ВКР в текстовых и графических материалах, представляемых студентом на защиту, должна в точности совпадать с утверждённой приказом ректора РГРТУ.

Содержание ВКР обсуждается студентом с научным руководителем, который отражает его в задании на выполнение ВКР (приложение 5). Задание на выполнение ВКР утверждается заведующим кафедрой ГМКУ в течение 1-й недели после издания приказа об утверждении тем выпускных квалификационных работ.

 

1.4. Порядок представления ВКР к защите

Студент представляет законченную ВКР своему научному руководителю. Принимая решение о допуске ВКР бакалавра к защите, научный руководитель ставит подпись на титульном листе (Приложение 6) и пишет отзыв о выполненной студентом работе. В отзыве руководитель дает оценку тому, как решены поставленные задачи, и приводит свои рекомендации по применению результатов работы. Кроме того, в отзыве руководитель отмечает:

- сведения об актуальности темы бакалаврской работы, оценку научной значимости и общую характеристику содержания работы;

- уровень анализа студентом проблемы, в частности обоснование и использование необходимых для данной работы методов исследования, логика построения работы, умение студента анализировать и прогнозировать состояние и динамику объекта исследования, способность ясно и грамотно излагать материал;

- оценку полученных в ходе выполнения бакалаврской работы результатов, обоснованность выводов, предложений и рекомендаций студента;

- умение студента работать с литературными источниками и нормативными правовыми актами, наличие ссылок в тексте работы;

- достоинства и замечания по выполненной бакалаврской работе (при наличии таковых);

- соответствие работы установленным требованиям к оформлению;

- рекомендации по внедрению результатов, полученных студентом при выполнении работы;

- степень самостоятельности студента при выполнении работы;

- дисциплинированность студента, соблюдение графика выполнения работы;

- участие студента в конференциях с докладами по теме работы, имеющиеся публикации;

- оценку личностных характеристик, проявленных студентом в ходе выполнения работы, уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, освоения студентом теоретических знаний и практических умений, продемонстрированных им при исследовании темы выпускной квалификационной работы.

Отзыв завершается балльной оценкой ВКР бакалавра, руководителем: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Форма отзыва руководителя ВКР представлена в приложении 7.

Отзыв руководителя ВКР, являющегося сотрудником стороннего предприятия (организации), представляется на фирменном бланке и заверяется печатью.

Отрицательный отзыв научного руководителя не является препятствием для защиты ВКР, если студент не считает его достаточно объективным.

Бакалаврская работа должна быть проверена на наличие заимствований в системе «Антиплагиат» (приложение 8). Для этого студент представляет электронный вариант ВКР (в формате.doc/.docx) ответственному лицу. По результатам проверки студенту выдается отчет. При наличии в работе прямого цитирования, значительных фрагментов текста других авторов без соответствующего оформления и ссылки на источник (т.е. в случае плагиата) работа не может быть допущена к защите.

Непереплетенная пояснительная записка со всеми необходимыми подписями на титульном листе (студента и его научного руководителя), отзыв научного руководителя ВКР и отчет о проверке в системе «Антиплагиат» предоставляются руководителю основной образовательной программы «Производственный менеджмент» или «Маркетинг» для оценки бакалаврской работы на соответствие требованиям ФГОС ВПО. Прошедшая проверку работа переплетается и передается на утверждение заведующему выпускающей кафедрой ГМКУ. Заведующий кафедрой ГМКУ после ознакомления с предоставленными материалами принимает решение о допуске к защите, ставит подпись на титульном листе.

К защите не допускаются студенты:

а) не выполнившие полностью учебный план;

б) не сдавшие в срок ВКР;

в) представившие небрежно оформленную пояснительную записку к ВКР;

г) представившие бакалаврскую работу, не отвечающую требованиям ФГОС ВПО;

д) представившие ВКР, не прошедшую проверку в системе «Антиплагиат».

Студенты, не выполнившие без уважительных причин ВКР, отчисляются из университета за неуспеваемость с правом защиты ВКР не ранее следующего учебного года в установленном порядке.

1.5. Порядок защиты ВКР

Защита ВКР осуществляется перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК), утвержденной приказом ректора РГРТУ. ГАК состоит из председателя, его членов и секретаря.

Защита ВКР проводится на открытых заседаниях ГАК. Заседания ГАК проводятся по графику, заранее утвержденному председателем ГАК и руководством университета. Изменение графика не допускается.

На защиту студент представляет:

- пояснительную записку к ВКР, оформленную в соответствии с требованиями, представленными в настоящих методических указаниях;

- отзыв руководителя ВКР (не переплетается);

- отчет о проверке в системе «Антиплагиат» (не переплетается);

- 6 бумажных копий раздаточного материала, включающего в себя;

- иллюстративный материал (презентацию) на флэш-карте (15-20 слайдов) - предоставляется секретарю ГАК накануне защиты. На защите студент должен иметь копию файла с иллюстративным материалом в случае возможных его повреждений;

- на CD/DVD-диске: электронную версию ВКР (в формате.doc/docx) и иллюстративный материал. Диск вкладывается в конверт, на конверте указывается ФИО студента и номер группы, конверт на обложку ВКР не приклеивается;

- другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность ВКР (опубликованные по теме статьи, документы, подтверждающие практическое использование работы);

- договор на оплату работы руководителя ВКР с предприятия (заполненный на компьютере и распечатанный с двух сторон листа) в 2 экз., а также заявление на безналичное перечисление денежных средств, в противном случае – отказ от оплаты (написанный от руки) в 1 экз. Образцы данных документов можно взять у секретаря ГАК или на странице кафедры ГМКУ на официальном сайте вуза;

- полностью оформленную зачетную книжку;

- паспорт гражданина РФ (или иного государства).

Публичная защита ВКР проходит в следующем порядке:

1) председатель ГАК объявляет о начале защиты с указанием фамилии студента и темы его выпускной квалификационной работы;

2) студент делает доклад по существу ВКР (7-10 минут), в котором он кратко излагает цели и задачи ВКР, дает характеристику объекта исследования, освещает результаты самостоятельно выполняемого объема работ (исследования), обосновывает решения, приводит главные выводы теоретического и практического значения, а также важнейшие показатели экономической эффективности и практические рекомендации по использованию ВКР. В докладе студент должен особо акцентировать внимание на самостоятельных разработках и предложениях, имеющих прикладное или научное значение. Во время публичной защиты студент обязан использовать иллюстративный материал;

3) члены ГАК задают вопросы студенту, на которые он обязан давать полные ответы. Вопросы могут быть заданы не только членами ГАК, но и другими лицами, присутствующими на защите;

4) оглашение секретарем ГАК отзыва руководителя ВКР;

5) ответы студента, на содержащиеся в отзыве замечания;

6) заключительное слово студента.

По окончании публичной защиты всех студентов ГАК на закрытом заседании обсуждает результаты, после чего оглашает результаты защиты (оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

ГАК принимает решения о присвоении студентам квалификации (степени) «бакалавр» по направлению 080200 «Менеджмент» и выдаче дипломов (с отличием или без отличия), а также частные решения для отдельных студентов, например, о продолжении обучения в магистратуре. В случае неудовлетворительной защиты ГАК принимает решение о возможности, целесообразности и условиях повторной защиты.

Постановление ГАК оформляется протоколом в порядке, установленном руководством университета.

Протоколы заседания ГАК подписываются председателем и присутствующими на заседании членами ГАК и секретарем ГАК. В протоколы вносятся предложения членов ГАК, руководителя ВКР о практическом внедрении рекомендаций студента, а также рекомендации в магистратуру.

ВКР после защиты хранятся на кафедре в порядке, установленном ректором РГРТУ.

1.6. Критерии оценки ВКР

Для оценки ВКР принимаются следующие критерии:

1) актуальность и научно-практическое значение выбранной темы, степень учета при ее выборе приоритета проблем отрасли, конкретного предприятия;

2) соответствие темы и объекта исследования, а также предложений, высказанных и обоснованных студентом, требованиям ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению 080200 «Менеджмент»;

3) степень раскрытия темы и решения поставленных целей и задач, структурированность и логику изложения выпускной квалификационной работы;

4) выполнение требований по структуре ВКР, в частности, по перечню обязательных разделов: реферат, введение, три главы, заключение, список литературы;

5) оформление ВКР в соответствии с требованиями ГОСТов, использование при оформлении компьютерной техники;

6) содержательность и лаконичность доклада, наличие и качество презентационного материала, качество ответов на вопросы;

7) новизна используемых литературных источников, нормативных законодательных актов;

8) оригинальность практических рекомендаций, возможность использования некоторых положений ВКР в практической деятельности предприятия;

9) использование информационных технологий и методов экономико-математического моделирования при разработке решений, предлагаемых в ВКР;

10) отзыв руководителя выпускной квалификационной работы, а также рекомендуемая им оценка.

Степень соответствия ВКР требованиям по каждому из перечисленных критериев оценивается Государственной аттестационной комиссией.

Оценка «отлично» выставляется при условии, что:

- работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер, содержит элементы научной новизны;

- собран, обобщен и проанализирован достаточный объем нормативных правовых актов, экономической литературы, статистической информации и других практических материалов, позволивший всесторонне изучить тему и сделать аргументированные выводы и практические рекомендации;

- при написании и защите работы выпускником продемонстрирован высокий уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, глубокие теоретические знания и наличие практических навыков;

- работа хорошо оформлена и своевременно представлена на кафедру, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению бакалаврских работ;

- на защите освещены все вопросы исследования, ответы студента на вопросы профессионально грамотны, исчерпывающие, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами, отраженными в работе.

Оценка «хорошо» ставится если:

- тема работы раскрыта, однако выводы и рекомендации не всегда оригинальны и/или не имеют практической значимости, есть неточности при освещении отдельных вопросов темы;

- собран, обобщен и проанализирован необходимый объем нормативных правовых актов, экономической литературы, статистической информации и других практических материалов, но не по всем аспектам исследуемой темы сделаны выводы и обоснованы практические рекомендации;

- при написании и защите работы выпускником продемонстрирован средний уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, наличие теоретических знаний и достаточных практических навыков;

- работа своевременно представлена на кафедру, есть отдельные недостатки в ее оформлении;

- в процессе защиты работы дана общая характеристика основных положений работы, были неполные ответы на вопросы.

Оценка «удовлетворительно» ставится когда:

- тема работы раскрыта частично, но в основном правильно, допущено поверхностное изложение отдельных вопросов темы;

- в работе не использован весь необходимый для исследования темы объем нормативных правовых актов, экономической литературы, статистической информации и других практических материалов, выводы и практические рекомендации не всегда обоснованы;

- при написании и защите работы выпускником продемонстрирован удовлетворительный уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, отсутствие глубоких теоретических знаний и устойчивых практических навыков;

- работа своевременно представлена на кафедру, однако не в полном объеме по содержанию и/или оформлению соответствует предъявляемым требованиям;

- в процессе защиты выпускник недостаточно полно изложил основные положения работы, испытывал затруднения при ответах на вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» ставится если:

- содержание работы не раскрывает тему, вопросы изложены бессистемно и поверхностно, нет анализа практического материала, основные положения и рекомендации не имеют обоснования;

- работа не оригинальна, основана на компиляции публикаций по теме;

- при написании и защите работы выпускником продемонстрирован неудовлетворительный уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций;

- работа несвоевременно представлена на кафедру, не в полном объеме по содержанию и оформлению соответствует предъявляемым требованиям;

- на защите выпускник показал поверхностные знания по исследуемой теме, отсутствие представлений об актуальных проблемах по теме работы, плохо отвечал на вопросы.

 

2. СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

ВКР должна продемонстрировать умение автора логично и аргументированно излагать материал. Рекомендуемый объем работы – 80-90 страниц машинописного текста. Экспериментальные данные и иллюстративный материал при большом объеме могут быть вынесены в приложения к ВКР.

Структура пояснительной записки ВКР регламентируется Положением о выпускной квалификационной работе (выпуск 01, утв. ректором РГРТУ от 01.09.2013 г.), требованиями ГОСТ 7.32-2001 и должна включать следующее:

- титульный лист;

- задание на выполнение ВКР;

- реферат;

- содержание;

- определения, обозначения и сокращения (при необходимости);

- введение (3-4 страницы);

- разделы основной части:

§ теоретические и методические подходы к постановке конкретной проблемы менеджмента (не более 20% от объема ВКР);

§ анализ состояния менеджмента по проблеме исследования на конкретном объекте исследования;

§ управленческие решения и их обоснование в рамках изучаемой проблемы (не менее 20 страниц);

- заключение (1-2 страницы);

- писок использованных источников;

- приложения (если необходимо);

- последний лист бакалаврской работы.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями на стандартном бланке (приложение 6). Наименование темы ВКР должно строго соответствовать формулировке, указанной в приказе по РГРТУ об утверждении тем ВКР.

ВКР присваивается обозначение, состоящее из индекса (ВКР), кода учебного заведения по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), кода подразделения учебного заведения (номер учебной группы студента), номера по списку учебной группы автора работы, двух последних цифр года окончания работы, разделяемых дефисом.

 

Например: ВКР-02069154-870-07-15.

Год окончания обучения

Номер по списку группы

Номер учебной группы

ОКПО РГРТУ

 

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц ВКР. Номер страницы на титульном листе не ставится.

Задание на выполнение ВКР оформляется в соответствии с установленными требованиями на стандартном бланке (приложение 5) в 1-м экземпляре. Задание заполняется руководителем ВКР. Если научным руководителем ВКР является сотрудник стороннего предприятия (организации), то задание должно быть согласовано с консультантом от выпускающей кафедры. Студент ставит подпись и дату принятия задания к исполнению. Задание утверждается заведующим кафедрой ГМКУ в течение 1-й недели после издания приказа об утверждении тем выпускных квалификационных работ студентов.

Задание печатается на одном листе с двух сторон. Задание включается в общую нумерацию страниц ВКР. Номера страниц на задании не ставятся.

Реферат оформляется в соответствии с требованиями к содержанию, построению текста реферата (ГОСТ 7.9-95). Реферат состоит из трех условных частей, представленных на одной странице. В первой части излагаются сведения об объеме пояснительной записки, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников.

Вторая часть содержит перечень ключевых слов или словосочетаний в именительном падеже в строку, через запятые (от 5 до 15 слов), характеризующих содержание пояснительной записки. Например: УПРАВЛЕНИЕ, СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ, РЫНОК, МЕХАНООБРАБАТЫВАЮЩИЙ ЦЕХ и др.

Третья часть представляет собой текст реферата, в котором должны быть отражены следующие моменты:

1) объект и предмет исследования;

2) цель ВКР;

3) методы исследования и разработки;

4) полученные результаты и их новизна;

5) степень внедрения или рекомендации по внедрению;

6) экономическая значимость работы.

Текст реферата приводится на русском и иностранном языках. Образец оформления реферата представлен в приложении 9.

Раздел определений представляет собой краткий справочник специальных слов и понятий, выражений и сокращений с пояснениями. Каждое' специальное понятие или термин, содержащиеся в тексте бакалаврской работы, должны найти свое отражение в глоссарии. Перечень определений начинают со слов: «В настоящем отчете о выпускной квалификационной работе применяют следующие термины с соответствующими определениями:».

Обозначения и сокращения представляют собой раздел, содержащий перечень обозначений и сокращений, применяемых в пояснительной записке. Запись обозначений и сокращений проводят в порядке приведения их в тексте с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Содержание представляет собой оглавление пояснительной записки ВКР и включает наименование всех разделов, подразделов с указанием номера начальной страницы (приложение 13).

Во введении обосновывается актуальность темы ВКР, определяется ее теоретическое и практическое значение, формулируются цель и задачи работы. Во введении также необходимо обозначить объект и предмет исследования, отразить, по каким литературным источникам и фактическим материалам выполнена работа, указать использованные методы и уровень практической реализации ВКР. Рекомендуемый объем введения – 2-3 страницы.

Обоснование актуальности решаемой проблемы должно быть выполнено на основе самостоятельной работы с различными источниками и материалами (учебниками, монографиями, журналами, сборниками статей и т.п.).

Цель бакалаврской работы должна быть направлена на обоснование предложений и рекомендаций по решению выявленных проблем на основе изучения выбранной темы. Необходимость достижения поставленной цели обуславливает выбор задач исследования, формулировка которых, как правило, осуществляется в редакции «изучить», «проанализировать», «определить», «разработать» и т.д. Для достижения поставленной цели необходимо решать 3-4 задачи, которые и определяют содержание разделов ВКР.

Объект исследования – это конкретный фрагмент реальности, где существует проблема, подвергающаяся непосредственному изучению: организации, предприятия, люди, процессы и т.п. Предмет исследования – наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования. Предметом исследования является проблема, т.е. реальное противоречие, требующее своего разрешения.

В основной части ВКР приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты работы.

В разделе 1 «Теоретические и методические подходы к постановке конкретной проблемы менеджмента» рассматривается теория вопроса, с подробным анализом литературных источников, формулируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии), обязательно отражается позиция автора.

По содержанию первого раздела судят о глубине теоретической базы работы. Приветствуется использование источников монографического характера и публикаций в ведущих специализированных журналах России и зарубежья, а также использование ресурсов Интернета.

В процессе изучения литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу с обязательным указанием источников в установленной форме.

Целесообразно начать с более детального описания характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения, затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

Разработка методической части работы предполагает обзор теоретических подходов к методике исследования, разработку собственного исследования, включая программу исследования, подготовку форм сбора первичной информации (опросники, анкеты, аналитические таблицы, бланки фиксации результатов и т.п.), а также методику ее обработки и анализ полученных данных.

Ссылки на источники должны быть оформлены в соответствии с положениями ГОСТ 7.0.5-2008. Теоретический раздел не должен превышать 20% объема пояснительной записки.

В разделе 2 «Анализ состояния менеджмента по проблеме исследования на конкретном объекте исследования» на основе разработанной методики исследования анализируется состояние проблемы на конкретном объекте исследования.

Аналитический раздел включает:

1) описание объекта исследования – предприятия (организации);

2) анализ факторов внешней и внутренней среды, позволяющий определить возможности развития организации и соответствующие угрозы, ее сильные и слабые стороны;

3) основные выводы анализа в виде краткого описания направлений развития объекта исследования.

Описание объекта исследования содержит характеристику исследуемой организации, поэтому здесь рекомендуется отразить следующие моменты:

- полное название организации, ее организационно-правовая форма и характер собственности (в соответствии с Гражданским кодексом РФ), законодательная основа функционирования;

- история создания и развития организации: время образования, основные этапы развития (рост, объединение, разукрупнение, выделение в самостоятельный объект, изменение организационно-правовой формы);

- территориальное размещение – указание территории, на которой расположены подразделения организации;

- вид деятельности организации: производимая продукция, оказываемые услуги, отраслевая принадлежность;

- структура управления организацией, ее тип, достоинства и недостатки;

- масштабы деятельности: объемные параметры производства (в количественных измерителях и в терминах «крупное», «среднее» или «малое» предприятие). Значение и роль организации в отрасли, городе, регионе.

Анализ факторов внешней среды дает возможность определить место и роль предприятия (организации) в социально-экономической системе города, региона, так как он выявляет особенности социально-экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое и косвенное воздействие на положение предприятия. Он включает:

во-первых, короткий, но обстоятельный аналитический обзор экономической ситуации в стране, регионе, городе и отрасли, тенденций развития и состояния рынка продукции (услуг), дополненный изучением социальных и культурных факторов, формирующих вкусы, традиции и платежеспособный спрос населения на товары и услуги, предоставляемые организацией;

во-вторых, рассмотрение таких внешних по отношению к объекту факторов, как экономическая политика, системы и масштабы государственного регулирования, политика местных органов власти;

в-третьих, изучение социально-экономической системы города, района для определения и установления связей с ее элементами и подсистемами (транспорт, строительный комплекс, инженерная инфраструктура, банки, страховые агентства и т.п.) исследуемой организации;

в-четвертых, оценку тенденции развития техники и технологии в изучаемой области; обработку данных об ожидаемых изменениях в демографических характеристиках, в уровне образования и распределении доходов; характеристику потенциала и направленности общественных движений по защите окружающей среды, потребителей и др.

При анализе внешних факторов прямого воздействия рекомендуется обратить внимание:

- на поставщиков (их количество, качество и регулярность поставок, цены и другие условия);

- потребителей (категории, рынки, ассортимент, предпочтения, изменение вкусов и мнений);

- конкурентов (состояние, возможность появления новых конкурентов или новых стратегий и программ действующих, барьеры на пути выхода на рынки и возможности изменения сложившейся практики конкурентных отношений);

- акционеров (доля внешних акционеров, их интересы, приоритеты и ожидания).

Факторы внутренней среды рекомендуется анализировать в разрезе таких ее составляющих, как структура, ресурсы и культура организации.

Рассмотрение структуры организации включает характеристику ее производственных подразделений (в аспектах организации процесса производства, применяемых технологий, оборудования и т.п.) и существующей в ней организационной структуры управления (с позиции построения последней, уровней иерархии, сложности, вертикальных и горизонтальных связей, технологии процесса принятия решений и т.д.).

Изучение ресурсов организации важно нацелить на выявления возможностей или ограничений ее дальнейшего роста. Нужна оценка всех видов используемых организацией ресурсов:

- технических ресурсов (особенности производственного оборудования, материальных ресурсов);

- технологических ресурсов (динамичность методов технологии, наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и др.);

- кадровых ресурсов (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменению целей организации);

- пространственных ресурсов (характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения и пр.);

- ресурсов организационной структуры управления (характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий и др.);

- информационных ресурсов (характер располагаемой информации о самой организации и внешней среде, возможность ее расширения и повышения достоверности и т.п.);

- финансовых ресурсов (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.).

Характеристика культуры организации, не менее обязательна для выбора и обоснования стратегии, должна дать представление об организационных ценностях, об участии работающих в принятии решений, отношениях между членами организации и их готовности к переменам.

Результаты анализа факторов внешней и внутренней среды, представленные в виде общих характеристик и установленных тенденций развития организации, служат для раскрытия возможностей этого развития и угрозы со стороны окружающей среды, выявления сильных и слабых сторон данной фирмы.

В бакалаврской работе рекомендуется применять SWOT-анализ, позволяющий определить круг стратегических альтернатив дальнейшего развития фирмы. Задача разработчика стратегии состоит в том, чтобы определить эти альтернативы, оценить и сопоставить возможности и риски каждой из них, потребные ресурсы и готовность персонала к изменениям.

Выбранная стратегия должна воплощать наиболее рациональный подход к будущему развитию организации, определять ее долгосрочную позицию и конкурентоспособность и, в конечном счете, быть направленной на воплощение ее миссии. Она служит основой для детальной разработки и постановки стратегических целей каждой функциональной сферы управления организацией: маркетинга, производства, персонала, финансов, инноваций и т.д. Цели этих подсистем должны быть подчинены общей стратегии развития организации, ее практической реализации.

Материалами для анализа могут быть планы работы предприятия (организации), годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом, результаты собственных наблюдений студента, материалы проведенных им экспертных опросов, анкетирования, интервьюирования, фотографий рабочего дня и др. Временной горизонт охвата деятельности предприятия (организации) должен составлять 4-5 последних лет. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа. Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.

Выводы по этой части ВКР являются основой для рекомендаций и конкретных предложений, которые будут разрабатываться в проектном разделе.

В разделе 3 «Управленческие решения и их обоснование в рамках изучаемой проблемы», опираясь на выводы, сделанные по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприятии (организации).

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации. Например, в соответствии со сформулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внесение изменений в действующую систему управления организации: структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т.д.

В числе основных рекомендаций этой части ВКР могут быть:

- рекомендации по совершенствованию методики планирования, анализа;

- рекомендации по лучшему использованию ресурсов предприятия;

- рекомендации по совершенствованию системы управления предприятием;

- рекомендации по улучшению качества продукции;

- рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия;

- рекомендации по улучшению кадрового потенциала и др.

ВКР должна включать в себя экономические расчеты, которые в зависимости от темы могут стать его основным или вспомогательным элементом. Студент должен проявить самостоятельность в выборе методик расчетов, объекта расчетов и системы показателей, выбирать необходимые стандартные методики расчетов либо предлагать собственные.

Предложения и рекомендации должны быть конкретными и экономически обоснованными, в связи с чем в третьем разделе ВКР должен быть предусмотренпараграф, содержащий расчет экономической эффективности от предлагаемых мероприятий. Любое принимаемое управленческое решение может считаться эффективным, если оно является лучшим и выбрано из множества альтернативных решений, приводящих к аналогичному результату. В силу ограниченного объема ВКР достаточно использовать для сравнения два-три варианта, в том числе с вариантом, отражающим текущую ситуацию на исследуемом предприятии (организации).

В заключении формируются основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования, и определяются возможности практической их реализации. Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотнесение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Итоговые выводы обычно начинаются словами: «выявлено», «установлено», «проанализировано», «обобщено». Рекомендации могут начинаться словами: «предложено», «разработано», «развито», «усовершенствовано», «обосновано», «внедрено (реализовано)», «позволило получить экономический (социальный, психологический и т.п.) эффект».

Список использованных источников должен содержать расположенный по алфавиту перечень использованных в процессе работы над ВКР источников. Рекомендованное количество источников не менее 50.

Поскольку ВКР может быть представлен на примере любого производственного предприятия, то студент самостоятельно подбирает необходимую литературу. При этом могут быть использованы публикации в печати, монографии по вопросам экономики и управления, справочники, законодательные нормативные и газетно-журнальные статьи и др.

В приложение, при необходимости, выносятся материалы, носящие вспомогательный характер и затрудняющие чтение основной части пояснительной записки. По содержанию приложения весьма разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций (правил), анкеты социологических опросов и их результаты, статистический материал, дополнительные схемы, рисунки, формулы.

Последний лист бакалаврской работы (приложение 10) содержит данные о количестве отпечатанных экземпляров работы, подпись автора и дату сдачи работы на выпускающую кафедру дня получения допуска к защите.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РБОТЫ

3.1. Оформление пояснительной записки

Пояснительная записка к ВКР должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги форматом А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (шрифт не менее 12). Абзацный отступ должен быть равен 1-1,5 см. Текст должен быть отформатирован по ширине страницы. Не допускается устанавливать интервалы перед и после абзацев.

Текст пояснительной записки следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10 мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в отчете приводят на языке оригинала. Допускается приводить названия организаций в переводе на язык записки с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

При сокращении русских слов и словосочетаний следует руководствоваться ГОСТ 7.12-93. Обязательны сокращения в тексте следующих слов:

т.е. - то есть;

и т.п. - и тому подобное;

и т.д. - и так далее;

и др. - и другие;

и пр. - и прочие;

см. - смотри;

ср. - сравни.

Не допускаются сокращения:

т.н. - так называемый;

напр. - например;

т. - точка;

ур. или ур-ие - уравнение;

ф-ла - формула.

 

Построение пояснительной записки

Нумерация страниц пояснительной записки

Страницы пояснительной записки следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист и задание включают в общую нумерацию страниц пояснительной записки. Номера страниц на титульном листе и задании не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Нумерация страниц пояснительной записки и приложений, входящих в ее состав, должна быть сквозная.

 

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов пояснительной записки

Основную часть ВКР следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты.

Разделы ВКР должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.

 

Пример:

1 Основные положения «Классической школы управления»

1.1

1.2 Нумерация пунктов первого раздела

1.3

2 Основные положения «Доктрины человеческих отношений»

2.1

2.2 Нумерация пунктов второго раздела

2.3

 

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

 

Пример:

 

3 Школы управления

3.1 Основные положения «Классической школы управления»

3.1.1

3.1.2 Нумерация пунктов первого подраздела

3.1.3 третьего раздела

3.2 Основные положения «Доктрины человеческих отношений»

3.2.1

3.2.2 Нумерация пунктов второго подраздела

3.2.3 третьего раздела

 

Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно его фактическому отсутствию.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:

а) _____

б) _____

1)

2)

Каждый структурный элемент пояснительной записки следует начинать с нового листа (страницы).

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в пояснительной записке непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в пояснительной записке.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки без точки в конце строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например «Рисунок 1.1».

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Наименование помещают в одну строку со словом «Рисунок» и через тире после его номера, например «Рисунок 1.1 – Детали прибора» (приложение 14). Пояснительные данные располагаются после самой иллюстрации перед наименованием рисунка.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1», наименование рисунка не указывается.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например «Рисунок А.3».

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Таблицы

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступ

Date: 2016-05-16; view: 931; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию