Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие мотива и мотивации





Мотивация – обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Мотивация – побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих начало, направленность и уровень активности поведения человека.. Включает в себя потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения (в т.ч. идеальные мотивы и материальные цели), имеющиеся у человека, а также внешние факторы, которые заставляют его вести себя определенным образом (стимулы).

Потребности – состояние нужды в определенных условиях, которых недостает человеку или животному для нормального существования и развития, дефицит. Чем выше эволюционное развитие организма, тем больше у него потребностей. Основные характеристики потребностей – сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание. Потребности бывают органические, материальные, социальные и духовные; более подробно на видах потребностей мы остановимся ниже.

Мотив – это довод в пользу избираемого действия, осознанное побуждение к достижению конкретной цели, необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия.

Мотив непосредственное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направление. Мотив можно определить также как желательное состояние, к которому человек стремится и представление о котором складывается под влиянием текущей потребности. Например, когда человеку не хватает пищи (пищевая потребность), он испытывает голод и хочет стать сытым. Это желание и побуждает его искать возможность достать пищу. Отвергаемый обществом человек хочет почувствовать себя уважаемым и признанным (социальные потребности). Для этого он принимает какие-то меры для расширения общения и привлечения к себе внимания и т.п.

Характеристики мотивов: широта – это разнообразие мотиваций данного человека; гибкость – это способность удовлетворять мотивацию различными способами, например, есть разнообразную пищу или получать информацию не из одного источника, а из многих.

Важной характеристикой мотивации любой деятельности человека является отношение мотива к содержанию деятельности.. При внутренней мотивация деятельность имеет для человека личностное значение сама по себе, например, как познавательная или содействующая личностному росту. Особую форму внутренней мотивации представляет собой интерес – познавательная мотивация без точной связи с какой-либо потребностью, кроме ориентировочно-исследовательской. При внешней мотивации деятельность выступает как средство для удовлетворения других потребностей (в зарплате, социальном престиже и т.п.).

 

Внешняя мотивация может быть положительной – стремление к успеху и отрицательной – избежание неудач. Стремление к успеху, мотивация достижений в сочетании с интеллектом образуют единую структуру, которая обеспечивает личности успешную адаптацию к жизненным условиям. Преобладание мотива избегания неудач ведет к неадекватной самооценке и нереальному уровню притязаний. Люди с преобладанием этого мотива выбирают для себя очень легкие или очень трудные задачи, т.е. такие, которые они наверняка решат или такие, которые не стыдно не решить.

Наиболее очевидная общая характеристика любого мотива – это его сила, которая выражается в том психологическом "давлении", которое оказывает мотив на текущее поведение, и в способности это поведение изменить. Силы мотивации зависит от нескольких факторов, прежде всего эта сила тем больше, чем больше субъективная значимость, важность достижения данной цели и субъективная вероятность ее достижения в результате данного поведения.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма (Утолив страсть, организм не станет реагировать на самую привлекательную женщину)

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности (включая его в фонд полезных действий). Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим – поисковой деятельности. Таким образом, мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.


К мотивационным состояниям человека относятся: установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается. Различаются следующие виды установок

1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвонков к движению головы)

2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона)

3. Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности)

4. Когнитивная – познавательная установка (предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план)

5. Мнемическая установка – установка на запоминание значимого материала.

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в совре­менной психологии в двояком смысле: как обозначающее сис­тему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который сти­мулирует и поддерживает поведенческую активность на опре­деленном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случа­ях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно оп­ределить как совокупность причин психологического характе­ра, объясняющих поведение человека, его начало, направлен­ность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчи­вость, направленность и прекращение после достижения постав­ленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познава­тельных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направ­ленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личност­ным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.


Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недоста­ет для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требу­ется (отсюда название «потребность») организму (личности). Потребности есть у всех живых существ, и этим живая при­рода отличается от неживой. Другим ее отличием, также свя­занным с потребностями, является избирательность реагирова­ния живого именно на то, что составляет предмет потребно­стей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышен­ной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

Основные характеристики человеческих потребностей – периодичность возникновения и способ удовлетворения, дополнительной, но весьма существенной характеристике! особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная по­требность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному зна­чению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направ­лено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемо­го человеком в сложной мотивационной динамике его поведе­ния представить в виде своеобразной арены, на которой разво­рачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освеще­но то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Пси­хологически цель есть то мотивационно-побудительное содер­жание сознания, которое воспринимается человеком как не­посредственный и ближайший ожидаемый результат его дея­тельности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развития можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационнойсферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека раз­нообразных мотивов, потребностей и целей, тем более разви­той является его мотивационная сфера.


Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Заметим, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребно сти, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъекты, ее состояния, отвечающие изменяющимся условиям выпол­нения действия. Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации пове­дения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди, всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно та­ковы, какими они кажутся.







Date: 2016-05-16; view: 643; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию