Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мнемическая направленность и ее источники / по А.А.Смирнову/
Мы знаем некоторые исследования, в которых прямо указывается на связь запоминания с мотивацией. Напомню два наиболее известных исследования. 1. Зигмунд Фрейд предложил свою теорию забывания отдельных фактов повседневной жизни. В основе забывания некоторых фактов и событий человека лежит мотив неохоты. Мы знаем, каким образом Фрейд с помощью метода свободных ассоциаций, доказывает эту свою концепцию. 2. На связь мотивации и ситуативного запоминания и забывания намерений указывали Курт Левин и его сотрудники. Мы разбирали эксперименты Зейгарник, где было показано влияние квазипотребности на запоминание определенного материала, связанного с намерением выполнить те или иные задачи. Мы достаточно подробно разбирали эффект замещения, где для объяснения механизмов забывания намерений также использовалось понятие «квазипотребности». Мы познакомимся с еще достаточно известной точкой зрения о связи памяти и мотивации, которая представлена в работах А.А.Смирнова. Как считает Смирнов, эта связь памяти с мотивацией проявляется в так называемой мнемической направленности человека. Мнемическая направленность – это направленность человека на запоминание. Мнемическая направленность может быть как осознаваемой, так и неосознаваемой. При осознаваемой мнемической направленности у человека всегда есть определенная цель – запомнить тот или иной материал. Эта цель является источником мнемической направленности. Неосознаваемая мнемическая направленность возникает в тех случаях, когда человек выполняет какую-то деятельность, которая для достижения нужного ему результата неосознанно предполагает запоминание определенного материала. Пример. Часто успешное выполнение чьей-то просьбы предполагает ее запоминание. Как правило, человек в повседневной жизни редко ставит себе цель - запомнить эту просьбу. Он просто ее слышит, принимает решение о том, выполнить ее или нет. А если человек принимает решение выполнить эту просьбу, то она запоминается как бы сама собой. Понятно, что выполнение этой задачи неосознанно предполагает запоминание какого-то материала. Это и есть феномен неосознаваемой мнемической направленности. В этом случае источником неосознаваемой мнемической направленности служит не осознанная цель, а неосознаваемая установка. Как считает Смирнов, мнемическая направленность характеризуется двумя основными свойствами. 1. Содержанием 2. Интенсивностью. Содержание мнемической направленности. Смирнов выделяет 5 основных содержательных характеристик мнемической направленности. Разберем эти содержательные характеристики, которые определяются либо сознательной целью, либо не осознаваемой установкой. 1. Полнота запоминания. Имеется в виду, что у человека может быть направленность либо на сплошное запоминание, либо на выборочное запоминание. 2. Последовательность запоминания. Предполагает существование либо на соблюдение, либо, наоборот, не соблюдение порядка запоминания. 3. Точность запоминания. Направленность на максимально подробное запоминание материала или на запоминание его только лишь в общих чертах. 4. Прочность запоминания. Например, направленность на то, чтобы запомнить материала только лишь на какое-то время, или на то, чтобы запомнить этот материал навсегда. 5. Своевременность воспроизведения. Имеется в виду направленность на то, чтобы вспомнить какой-то запоминаемый материал в какое-то определенное время или в какой-то определенной ситуации. Как считает Смирнов, содержательная направленность определяет эффективность запоминания материала в том или направлении. Date: 2016-05-16; view: 1238; Нарушение авторских прав |