Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория перцептивных действий





Восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера дея­тельности. Развитие как деятельности в целом, так и входящих в ее состав перцептивных процессов, происходит не спонтанно. Оно опре­деляется условиями жизни и обучения. В частности, специфически человеческое сенсорное обучение предполагает не только адаптацию перцептивных процессов к индивидуальным условиям существова­ния, но и усвоение выработанных обществом систем сенсорных про­цессов.

Согласно теории Запорожца, перцептивные действия не только отражают наличную ситуацию, но в известной мере предвосхищают те её преобразования, которые могут произойти в результате практи­ческих действий. Необходимо изучить зависимость восприятия от ха­рактера деятельности:

1. в плане онтогенетического развития ребенка;

2. в ходе функционального развития (в процессе формирования
тех или иных перцептивных действий под влиянием сенсорного обучения).

Исследования онтогенеза восприятия свидетельствуют о том, что между восприятием и действием существуют сложные и изменяю­щиеся в ходе развития ребенка взаимоотношения:

1. Первые месяцы жизни. Развитие сенсорных функций опережает онтогенез соматических движений и оказывает существенное влияние на формирование последних. На данной стадии ориентиро­вочные движения достигают относительно высокого уровня, но вы­полняют лишь ориентировочно-установочную функцию. Ещё не про­исходит формирования константных, предметных образов, которые необходимы для управления сложными формами поведения.

2. 3-4 месяц жизни. Сенсорные функции включаются в обслуживание простейших практических действий, перестраиваются на их основе и сами приобретают постепенно характер своеобразных ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

3. Начиная со 2 года жизни ребенок овладевает простейшими орудиями. В связи с этим изменяется его восприятие. Образы восприятия
теряют глобальность и фрагментарность и приобретают более четкую и
адекватную воспринимаемому предмету структурную организацию.

4. От 3 до 7 лет дети начинают овладевать некоторыми видами
специфически человеческой продуктивной деятельности, направленной на создание новых объектов. Продуктивная деятельность ставит
перед ребенком новые перцептивные задачи.

Естественно, развитие ребенка происходит не спонтанно, а под влиянием обучения:

1. На первом этапе формирования новых перцептивных дейст­вий процесс начинается с того, что проблема решается при помощи
внешних материальных действий с предметами. На данном этапе начинает складываться как бы внешний, материальный прототип будущего идеального перцептивного действия.

2. На втором этапе сенсорные процессы, перестроившись под
влиянием практической деятельности, сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые осуществляются с помощью
движений рецепторных аппаратов и предвосхищают последующие
практические действия.

3. На третьем этапе перцептивные действия свертываются, время
их протекания сокращается, их эффекторные звенья оттормаживаются, и восприятие начинает производить впечатление пассивного, без­
действенного процесса.

Предполагается, что на данном этапе внешнее ориентировочно-исследовательское действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия.







Date: 2016-05-16; view: 1156; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию