Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение и развитие эмпирической психологии сознания
Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632—1704).
Слово «эмпирический» образовано от греческого слова «эмпейра», что означает «опыт».
Все истинные знания, заявлял Локк, проистекают из опыта, т.е. из восприятия окружающей действительности с помощью органов чувств. Но «душа» человека не может служить предметом такого восприятия. Сколько бы человек ни старался наблюдать свою «душу», он не в состоянии это сделать. Внутренний опыт дает знания только об отдельных психических состояниях или процессах. Отсюда Локк сделал вывод, что предметом психологии могут быть только психические процессы или состояния, а не «душа».
Все свои выводы эмпирическая психология стремилась строить на наблюдении и эксперименте. Эти методы опытного исследования были заимствованы эмпирической психологией из естественных наук, которые стали быстро развиваться в XVII в. Однако в эмпирической психологии эти методы утратили объективный характер (направленность на познание предметов и явлений внешнего мира, мира объектов), превратившись в методы самонаблюдения и субъективного эксперимента (направленность на познание внутренних, субъективных процессов человеческого сознания).
Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся методом научного исследования в естествознании, что в психологии возможно только внутреннее наблюдение, или интроспекция, в процессе которой человек может наблюдать только свои собственные психические переживания. Естественно, что метод самонаблюдения вследствие своего субъективного характера не мог обеспечить построение действительно научной психологии.
Эмпирическая психология рассматривала сознание как замкнутый в себе непосредственно данный человеку внутренний мир психических переживаний, управляемый своими собственными законами, познание которых возможно лишь путем внутреннего опыта или самонаблюдения.
Такое утверждение основывалось на идеалистическом понимании природы психики.
Эмпирическая психология стояла на позициях дуализма, т. е. идеалистического учения о том, что мир состоит из двух самостоятельных и не связанных друг с другом начал — духовного и материального.
Основным признаком материальных явлений представители дуализма считали протяженность. Психические явления такой протяженностью не отличаются: о мыслях, чувствах, желаниях нельзя сказать, что они имеют размеры, находятся справа или слева и т. п. Отличительным их признаком является то, что они даны только в сознании человека. Это и послужило для философов-дуалистов основанием к выделению этих явлений в особый духовный мир, существующий и развивающийся по своим собственным законам совершенно независимо от явлений протяженного материального мира.
Дуализм создал для эмпирической психологии непреодолимые трудности при разрешении так называемой психофизической проблемы.
Данные опыта показывают, что между телесными процессами в организме и внутренними психическими процессами существует определенная связь. Нарушение правильного течения физиологических процессов сейчас же приводит к соответствующим изменениям и в течении психических процессов. Например, в зависимости от физического состояния организма человек чувствует то усталость, то бодрость. Необходимость научно объяснить эту связь и составляет существо психофизической проблемы. Для решения этой проблемы в эмпирической психологии было предложено несколько теорий.
Теория психофизического взаимодействия утверждала, что между психическими явлениями и материальными процессами в организме существует взаимодействие: физиологические процессы воздействуют на психические и наоборот. Однако этот вывод противоречил основному принципу дуализма, согласно которому психическое, не отличаясь протяженностью, не может переходить в физическое, так же как физическое не может переходить в психическое. Стоя на позициях дуализма, нельзя было одновременно признавать истинность теории психофизического взаимодействия.
Теория психофизического параллелизма утверждала, что физиологические и психические процессы протекают лишь параллельно, будучи совершенно независимыми друг от друга. Например, когда во время ходьбы в теле человека совершаются определенные физиологические (нервные и мышечные) процессы, в его сознании одновременно, но совершенно независимо от первых, происходит некоторая смена психических переживаний (человек воспринимает свою ходьбу).
По этой теории нервно-мышечные процессы, с одной стороны, и двигательные ощущения — с другой, существуют одновременно, но только как параллельные и по существу никак не связанные друг с другом процессы: ряд материальных явлений в организме и независимо от него существующий ряд психических явлений в сознании человека совпадают друг с другом по времени так, что определенным изменениям в одном ряду соответствуют строго определенные, но полностью независимые от первых, изменения во втором ряду.
Чем же объясняется такой удивительный параллелизм?
Представители дуалистической философии, вслед за ее родоначальником Декартом, стоя на позициях идеализма, утверждали, что хотя мир и состоит из двух начал — материального и духовного, но все же в основе мира лежит и им управляет начало духовное (божественное). Наблюдаемое в опыте параллельное существование столь отличающихся по своей сущности материальных и духовных явлений есть результат «предустановленной гармонии». Такое объяснение показывает, что теория психофизического параллелизма ненаучна, а вместе с тем уничтожается и сколько-нибудь научная база эмпирической психологии.
Эмпирической психологии за время ее существования удалось собрать большой материал по субъективной характеристике отдельных психических процессов, например ощущений, памяти, внимания и др. Однако при всем этом она оказалась полностью несостоятельной и неспособной создать научную психологию, поскольку в понимании предмета психологии стояла на позициях идеализма. В своем развитии эмпирическая психология породила много направлений, по-разному описывавших и объяснявших психические процессы, но согласных между собой в идеалистической трактовке их сущности.
Ассоциативная психология (Бэн,1818—1903,Спенсер,1820—1903) рассматривала психическую жизнь человека как механическое соединение отдельных (дискретных) духовных явлений. По учению ассоцианистов, сложные психические процессы, как бы различны они ни были, состоят из более простых психических элементов, на которые и могут быть разложены. Такими элементами психологи-ассоцианисты считали ощущения и представления. По их учению, например, память является совокупностью представлений, ассоциативно возникающих в сознании; внимание — господством в сознании какой-либо одной группы представлений, вытеснившей из него все другие представления; эмоции — совокупностью ощущения и представления в соединении с сознанием удовольствия или неудовольствия и т. д. Саму личность человека ассоцианисты понимали как наиболее устойчивый и постоянный комплекс психических явлений, в основе которого лежат ощущения собственного тела и соответственные им представления.
Волюнтаристическая психология (Вундт, 1832— 1920) видела основу психической жизни человека в его волевых процессах. Психологи этого направления рассматривали волю человека как специфическую энергию сознания: по их учению, в основе воли лежат импульсивные чувствования, слитые в комплексы и представляющие собой своеобразные эмоциональные переживания.
Функциональная психология (Штумф, 1874—1938; 5 юл е р, 1879—1946) сосредоточила свои усилия на изучении главным образом процесса мышления. Задачи психологии она определяла как анализ содержаний сознания и изучение функции сознания. Эти задачи она разрешала сугубо идеалистически: процесс мышления в исследованиях психологов функционального направления отрывался от реальной действительности, рассматривался как протекающий по внутренне присущим ему законам, как состоящий из своеобразных «интенциональных актов», представляющих собой «направленность мысли на некоторый объект», и т. д.
В борьбе с ассоциационной психологией возникла структурная, или гештальт-психология (Кёлер, р.1887, Кофка, 1886—1941). Ее основным положением было утверждение, что все психические процессы носят целостный характер и определяются в своем течении особенностями своего строения. В противоположность психологам-ассоцианистам гештальтисты утверждали, что не соединение элементов составляет сложный психический процесс, но сами эти элементы в своих свойствах и особенностях определяются структурой целого, в которое они входят. Они видели в этом основной закон психической жизни и саму личность человека стремились понять как обусловленную в своих проявлениях особенностями присущей ей структуры. Особенностями этой структуры они объясняли и взаимоотношения личности со средой.
Структурная психология, как и все другие направления эмпирической психологии, отличаясь от них в деталях, рассматривала сущность психических процессов идеалистически, как обусловленную внутренними психическими закономерностями их структуры. Исходя из этого положения, гештальтисты пытались объяснить и поведение животных как обусловленное не взаимодействием организма со средой, а структурными особенностями совершаемых животными действий. Выдвинутую Кёлером гештальтистскую теорию поведения животных резкой критике подверг И.П.Павлов, вскрывший ее идеалистическую сущность.
Несостоятельность этих и других направлений эмпирической психологии объясняется не теми или другими недостатками, присущими каждому отдельному направлению, а общим для всех них идеалистическим пониманием сущности психических процессов.
Эмпирическая психология путем самонаблюдения и эксперимента смогла накопить известное количество знаний описательного характера о психических процессах. Однако она накопила эти знания вопреки своей идеалистической основе и дуалистическому пониманию природы человека. Поскольку объяснение психических процессов давалось эмпирической психологией, исходя из идеалистического понимания природы психики, она не могла дать действительно научного объяснения накопленным ею фактам.
5. Учение З.Фрейда и его значение для развития психологии.
Человек - это очень сложное явление, - противоречивое единство при-
родного и общественного. Еще Аристотель отмечал основную сущность человека, называя его общественным животным. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. В пси-хологии проблема человека занимает важнейшее место. Предметом изучения психологии является психика человека и ее развитие. Проблеме психического развития человека посвящены работы многих отечественных и зарубежных исследователей, каждый из которых предлагает свое понимание этого процесса. В настоящее время общепризнано, что психогенез (процесс становления и развития психики) происходит под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Вопрос о том, что определяет развитие психики в онто и филогенезе, или вопрос о движущих силах психического развития, является одним из самых сложных в психологии. Таким образом, несмотря на большое число работ в данной предметной области, проблема психического развития до конца не изучена. Это определяет актуальность данного исследования, цель которого состоит в изучении одной из основных теорий психического развития, а именно - психоаналитической теории З. Фрейда.
На рубеже XIX-XX вв. психология переживала методологический кризис, связанный с поиском объективных методов исследования психики и ее развития. Прежде единая психология разделилась на отдельные школы, ко-торые по-разному рассматривают предмет психологии и предлагают разные методы исследования психики, в том числе и психического развития детей. Разным было и само понимание психического развития, его закономерностей и условий, способствующих и препятствующих его протеканию. Исходя из взглядов на эти важнейшие проблемы, ученые строили свои концеп-ции о роли наследственности и среды в развитии детей, значении общения и обучения в оптимизации этого процесса. На дальнейшее развитие современной психологии во многом повлиял австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Учение З. Фрейда стало одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Оно сложилось в конце XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа [2]. Предметом психологии в этой школе были глубинные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ. С точки зрения психоанализа З. Фрейда, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других психологических школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного [11]. З. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. В основу представлений 3. Фрейда о развитии психики и его детерминации положена идея конфронтации (противоборства) биологического и социального - как двух основных факторов развития. С точки зрения З. Фрейда, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. З. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) - сознание, предсознание и бессознательное, в которых и располагаются основные структуры личности - Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Содержание бессознательного, по мнению автора, недоступно осознанию практически ни при каких условиях, тогда как содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий [7]. В центре научных интересов З. Фрейда был бессознательный уровень психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессознательное изна-чально противостоит обществу. Исследователь также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание [7]. В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид. Это примитивное ядро личности. Оно имеет врожденный характер и подчиняется принципу удовольствия. Ид фактически является энергетической ос-новой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке и, таким образом, детерминирующие деятельность субъекта [10]. Содержание Ид составляют два основных инстинкта - инстинкт жизни, или Эрос, и инстинкт смерти, разрушения, агрессии, или Танатос. На психологическом уровне Эрос и Танатос проявляются в форме врожденных бессознательных влечений, которые, по мнению З. Фрейда, служат движущими силами психического развития [5]. Врожденные бессознательные влечения энергизированы и напряжены. С точки зрения З. Фрейда, они представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Поэтому З. Фрейд называл свою теорию динамической (или даже гидравлической), подразумевая, что психическая энергия стремится к разрядке (т.е. удовлетворению влечений) и равномерному распределению по всему континууму. Специфической энергией инстинкта жизни является либидо. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, исследователь не дал собствен-ного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Энергия Эроса и Танатоса находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил [1]. Влечения руководствуются принципом удовольствия и стремятся направлять поведение. Цель психической деятельности состоит в поддержании гомеостаза, поэтому фрейдизм относят к гомеостатическим концепциям. По-скольку неудовольствие связано с возрастанием возбуждения, а удовольствие - с его ослаблением, то цель психической деятельности в целом, с позиций фрейдизма, - избежать неудовольствия и достигнуть удовольствия. На пути влечений встает сознание. В сознательном слое психики, по мнению З. Фрейда, располагается вторая структура личности - Эго. Это рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни Благодаря Эго мы осознаем границу между собой и окружающим миром, локализуем свое «Я» до своего тела и пр. Эго руководствуется принципом реальности, в соответствии с которым душевный аппарат человека вынужден считаться с реальными отношениями мира и стремится преобразовать их. При проявлении бессознательных импульсов Эго включает систему социально детерминированных представлений - для того, чтобы координировать влечения между собой, определять их реалистичность, разрабатывать пути, планы действий и выстраивать поведение человека таким образом, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать [7]. На страже сознания стоит высший цензор личности - Супер-эго, или Сверх-Я. Это третья структура личности, по З. Фрейду. Эта структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка. Супер-Эго включает совесть, нравственные запреты и идеалы и высшие нравственно-духовные представления и строго контролирует соблю-дение норм, принятых в данном обществе [4]. Таким образом, основным источником внутренней активности является Ид, бессознательное, а Эго и Супер-эго переключают часть энергии на себя Ид, снижая этим его напряжение. Вытесненные влечения создают напряжение в бессознательном и ищут выход в сознание посредством окольных путей: свободных ассоциаций, сновидений, оговорок, юмора [5]. З. Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и эго-идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. При этом Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Если человек, побуждаемый энергией либидо, стремится к получению удовольствия, то реальная соци-альная среда накладывает свои нормы, свои запреты, препятствующие достижению той или иной потребности [6]. З. Фрейд считал, что, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности - принципа стремления к удовольствию (избегания неудовольствия) и принципа реальности, может быть понята любая динамика развития психики, как в норме, так и при патологии. В частности, З. Фрейдом описана психодинамические механизмы невротического и психосоматического вариантов развития психики, в основе которых лежит глубинный конфликт между импульсами со стороны Ид и запретами со стороны Супер-Эго. Конфликт между влечениями и социальными нормами порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. С позиции внешнего наблюдателя конфронтация двух факторов развития психики - социального и биологического - предстает как конфликт между влечениями индивида и культурой общества. Во внутреннем плане конфронтация биологического и социального обозначается З. Фрейдом через изначальный конфликт между природным началом индивида, проявляющимся в форме влечений, и усвоенными им в ходе социализации общественными нормами, которые препятствуют проявлению этих влечений. Идея З. Фрейда о конфронтации (противоборства) биологического и социального получила продолжение в индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К.Г. Юнга и в работах неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромма и др.). В менее явной форме идея о конфликте между биологическим и социальным проявилась в большинстве направлений изучения личности в современной психологии. 2. Защитные механизмы психики Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. В динамике душевных состояний 3. Фрейд уловил целый ряд таких защитных механизмов. Главными из них являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация, обесценивание объекта и пр. Они индивидуальны и формируются в раннем детстве [9]. Вытеснение - самый неэффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности [7]. Так как желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совер-шенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок [5]. При этом символ, по мнению З. Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, а представляет собой его трансформацию. Поэтому исследователь придавал такое значение психопатологии обы-денной жизни, то есть толкованию таких явлений, как ошибки и сновидения человека, его ассоциации [11]. Отношение З. Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с К.Г. Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных З. Фрейдом [10]. Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они позволяют хотя бы частичную разрядку энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Спер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек, не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами [7]. При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их. Необходимо подчеркнуть, что введение этого защитного механизма позволило в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности. Эти методы, заключающиеся в просьбе закончить не-оконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам, стали существенным вкладом в экспериментальное исследование личности. Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, так как она помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принципе З. Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Ус-пех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искусством – арт-терапии [2]. 3. Стадии развития психики по З. Фрейду По мнению З. Фрейда, либидозная энергия, связанная с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека, и, ис-ходя из закономерностей ее развития, исследователь создал свою периодизацию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом З. Фрейд уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделял три основных этапа и несколько стадий, которые проходит в своем развитии психика. Первый этап - либидо-объект - характеризуется тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не давали соски). Для этого типа личности харак-терна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном, так и в негативном поведении. Оральная стадия начинается от рождения и длится до второго года. В течение этого периода все первичные чувственные удовольствия связаны со ртом ребенка: сосание, покусывание, глотание. Неадекватное развитие на этой стадии - слишком много или слишком мало - могут породить оральный тип личности, то есть человека, который излишне много внимания уделяет привычкам, связанным со ртом: курение, поцелуи и поглощение еды. Фрейд, как психотерапевт, считал, что весьма широкий спектр взрослых привычек и черт характера - от чрезмерного оптимизма до сарказма и цинизма - коренится именно в этой детской оральной стадии. Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект. Он характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарциссизма, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью. На анальной стадии основной источник удовольствия перемещается ото рта к области ануса. Ребенок преимущественное удовлетворение получает от этой зоны тела. Именно в это время ребенка начинают приучать самостоятельно пользоваться туалетом. При этом ребенок может как проявлять повышенную активность, так и вообще отказываться от дефекации. И тот и другой случаи свидетельствуют об открытом неповиновении родителям. Конфликты на этой стадии развития могут привести к появлению во взрослом состоянии двух различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и экстравагантный тип человека) и анально-удерживающего (очень чистоплотный, опрятный и организованный тип). С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, которая приходится на четвертый год жизни ребенка, и на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию З. Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. З. Фрейд описывает фаллическую стадию при помощи понятия эдипова комплекса, то есть влечения к родителю противоположного пола и неприятия родителя одного с собой пола, который теперь воспринимается как соперник. В этот период растет напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Как правило, ребенку удается преодолеть эдипов комплекс через отождествление себя с родителем своего пола и замещением влечения к родителю противоположного пола нормальным сексуальным влечением к другим людям. Однако тот опыт отношения к противоположному полу, который формируется на данной стадии, сохраняется и впоследствии продолжает оказывать влияние на все взаимоотношения с партнерами противоположного пола. Одним из следствий отождествления с родителем одного с собой пола является развитие Супер-эго. Принимая манеры и позицию родителя, ребенок тем самым усваивает и нормы его Супер-эго. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает длительная латентная стадия в развитии либидозного влечения, которая продолжается до начала полового созревания, то есть примерно до 12-летнего возраста. В этот период дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры. В подростковом возрасте под натиском пубертатных сигналов у ребенка начинается третий этап психосексуального развития, который, как и первый, называется либидо-объект, так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности. В этот период преимущественное значение приобретает гетеросексуальное поведение, и человек начинает готовиться к супружеской жизни и родительству. Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка, З.Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ прохождения этих периодов психического развития, а травмы, полученные при общении с взрослым в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявиться позднее. Либидозную энергию З. Фрейд считал основой развития не только индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, Оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регули-ровать социальное поведение людей. Позднее последователи З. Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо. Он писал, в частности, что способы ухода за младенцем, зафиксированные в культуре общества, служат основой как индивидуальной психики, так и ментальности данной нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные факторы формирования личности ребенка и развития культуры и общества в целом. Если теория культуры не нашла широкого распространения и подтверждения в науке, то метод психотерапии, разработанный З. Фрейдом, стал очень популярным. В своей психотерапии он исходил из того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает, безусловно. При этом между ними устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его нев-ротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения, о котором говорили выше. Заключение Как показал обзор доступных нам литературных источников, психическое развитие является одним из центральных понятий фрейдизма. З. Фрейд разрабатывал преимущественно биологизаторский подход к пониманию при-роды психики и к объяснению движущих сил ее развития. Представления Фрейда о механизмах внутренней защиты личности, об окольных путях бессознательного позволили ему составить целостную психодинамическую теорию, с позиций которой он стал объяснять сложнейшие феномены психического и сам процесс развития. Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения сегодня кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологии, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие не только психологии, но и культуры, искусства, медицины, социологии. Психоанализ существенно обогатил психологию, открыл возможность целостного видения природы человека, всей динамики его душевной жизни и реальной помощи в разрешении глубоких внутриличностных и межличностных конфликтов, психических травм, других сложнейших психологических проблем. З. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством. Вместе с тем учение 3. Фрейда остается дискуссионным. Многочисленные оппоненты упрекали 3. Фрейда в том, что он недоучитывает, обесценивает духовные и социальные факторы психического развития. В конце своего научного пути 3. Фрейд вносит существенные корректировки в свое учение, но в целом остается на позициях биологического детерминизма. Многие его ученики и последователи в своих теориях предприняли попытки пересмотреть детерминизм учения З. Фрейда и сведение природы человека к энергии инстинктов. Они стремились преодолеть его биологический монизм и понять человека не только как биологическое, но и как социальное и духовное существо.
Date: 2016-05-16; view: 2696; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|