Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие общества. Особенности познания социальной действительности. Представления об обществе в истории философии
Общество-это совокупность всех общественных отношений в процессе своей жизнедеятельности. В объем общества входят: социальные группы, иституты, сами индивиды. Общество как часть материального мира характеризуется следующими особенностями: 1. законы общества носят не динамический а статистический характер 2. общество- это вероятносная система, в которой момент времени содержит развитие 3. общество-это незавершенная система В отличие от частно-научных дисциплин, философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте изучения общества, рассматривая не только вопросы его структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории, судеб и перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничного общественного устройства, адекватных и неадекватных действий людей в истории и т.д. Философия предлагает не только объективные знания об обществе и истории, но и набор ценностей, в которых выражается конкретное, эпохой и культурой обусловленное представление об обществе и месте человека в нем. Мировоззренческая природа философского знания в вопросах об обществе и человеке становится наиболее очевидной.Философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе. По утверждению французского философа Э. Калло, философия одновременно интерпретирует исторические данные и синтезирует их, философы анализируют историю, показывая, что все ее события подчинены законам и целям. Другой философ, Арнольд Тойнби, считает, что философия истории – это изучение универсального исторического бытия через внутренний субъективный опыт человека. Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона По мнению философа, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо; достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов, или правителей; воинов, или стражей; ремесленников и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной (философы), яростной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледельцы). Различие в душевных свойствах дается от рождения: человек рождается представителем определенной касты. Средневековая философия существенно изменила взгляд на природу общества и предложила линейную концепцию исторического процесса История начинается грехопадением первых людей и заканчивается Страшным судом и вторым пришествием Христа. Показательными для Средневековья являются идеи Аврелия Августина, который представляет историю как длительный процесс борьбы добра со злом, процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом. Важнейшей вехой в развитии философских представлений об обществе и государстве являются идеи философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли, который демонстрирует принципиально новый подход к пониманию общества и государства. По его мнению, политика должна быть свободна от любых внешних для нее установлений: религиозных, этических и даже философских. Политика – это сфера действия, цель действия – власть. По мнению Н. Макиавелли, цель оправдывает средства, т.е. для удержания власти правитель вправе использовать любые средства. Наиболее эффективными инструментами удержания власти являются любовь и страх. При этом страх – лучшая гарантия власти, чем любовь. Люди по своей природе злы, поэтому правитель должен удерживать их от неблаговидных поступков с помощью страха наказания. Концепция Н. Макиавелли ознаменовала собой радикальный поворот в философских представлениях об обществе и государстве, поскольку предметом ее внимания стала реальная политика, а не идеальные, умозрительные конструкции. Главный признак гражданского состояния – наличие государства, т.е. публично организованной принудительной силы. Заключая общественный договор, люди передают часть своих прав власти, держателем которой выступает суверен. Все остальные – его подданные. Т. Гоббс отмечает, что общественным договором отчуждаются не все права. У подданных существует ряд неотъемлемых прав, которые государство как раз и призвано защищать: право па жизнь, право не свидетельствовать против себя, право на решение семейных дел, право на выбор места жительства, право покупать и продавать. Дж. Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность. Этими правами обладают все люди от рождения, независимо от обстоятельств. Все гражданские законы основываются, по мнению Дж. Локка, на идее естественных неотчуждаемых прав. Философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо предлагает свою версию концепции общественного договора. Он считает, что люди по природе добры, и поэтому естественным состоянием является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. В основе перехода от естественного состояния к гражданскому лежит частная собственность и порождаемое ею неравенство. Гражданское, цивилизованное состояние искажает природу человека, делая его злым. Общественный договор, который сознательно заключают люди, призван совместить свободу и общий союз в условиях цивилизации, т.е. создать и сохранить справедливое гражданское состояние. Этот договор делает каждого человека, с одной стороны, подданным, с другой – сувереном. Единство этих двух свойств и создает, по мнению Ж.-Ж. Руссо, гражданина. В конце XIX – начале XX вв. произошло еще одно изменение в философских взглядах на историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга цивилизаций Формирование цивилизационного подхода связано с именами Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби. Развитие идеи цикличности осуществлено в середине XX в. представителями французской исторической школы "Анналов" (Марк Блок, Люсьен Февр, Жак Ле Гофф, Фернан Бродель).
Date: 2016-05-16; view: 1526; Нарушение авторских прав |