Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика местных налогов и их роль в формировании местных бюджетов





Институт местных налогов, как и налогов вообще, имеет длительную историю развития. Налоги появились вместе с государством и использовались им в качестве основного источника для финансового обеспечения его функций и задач. Функции и задачи государства со временем принимали новые черты, но главное предназначение налогов - источник бюджетных средств государства и муниципальных образований - осталось.

Местные налоги возникли еще в Древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенной потребности общины.

История развития местных налогов в нашей стране берет свое начало в XV в. Именно тогда в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (государственных) налогов и местных сборов.

В дальнейшем система местных налогов продолжала развиваться.

В настоящее время, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, выделяют два местных налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Местные налоги - это налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Согласно Налоговому кодексу РФ выделяют два местных налога (рисунок 1):

- земельный налог;

Местные налоги
- налог на имущество физических лиц.

Земельный налог
Налог на имущество физических лиц

 

 


Рисунок 1 – Виды местных налогов

Данные налоги являются обязательными для взимания на всей территории РФ.

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ.

На рисунке 2 приводятся обязательные элементы земельного налога.

Элементы земельного налога
Налогоплательщики
Объект налогообложения
Налоговая база
Налоговый период
Налоговая ставка
Порядок исчисления налога
Порядок и сроки уплаты налога

 

 


Рисунок 2 – Элементы земельного налога

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного или бессрочного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра, а для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами по сведениям, которые предоставляются им органами, осуществляющими государственный кадастровый учет.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый, второй и третий кварталы календарного года.

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (таблица 1).

Таблица 1. – Ставки земельного налога

Объект Налоговая ставка, проценты
Земли сельскохозяйственного назначения и используемые для сельскохозяйственного производства 0,3
Земли жилищного фонда
Земли, приобретенные для личного пользования
Прочие земельные участки 1,5

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Для исчисления авансовых платежей используется следующая формула:

НАВ = ¼ * Налоговая база * Ставка налога, (1)

где НАВ – авансовые платежи по налогу,

¼ - количество отчетных периодов.

Сумма налога, уплачиваемая в бюджет за налоговый период, определяется в виде разницы между исчисленной суммой налога и авансовыми платежами за отчетные периоды:

НТР = Налоговая база * Налоговая ставка - НАВ, (2)

где НТР – сумма налога, уплачиваемая в бюджет за налоговый период,

НАВ – авансовые платежи по налогу.

Налогоплательщики
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (рисунок 3).

Физические лица
Организации
1 октября
1 февраля
Налогоплательщики

 


Рисунок 3 - Сроки уплаты земельного налога

Налог на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.

Объекты налогообложения
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения
Объектом налогообложения признается следующее имущество (рисунок 4):

Единый недвижимый комплекс

 

Иные строения, сооружения, помещения
Жилое помещение (квартира, комната)
Жилой дом
Гараж, машино-место
Объекты незавершенного строительства

 


Рисунок 4 - Объекты налогообложения налогом на имущество физических лиц

Налоговая база
Налоговая база может определяться как кадастровая либо инвентаризационная стоимость объектов налогообложения (рисунок 5).

Кадастровая стоимость
Инвентаризационная стоимость

 

 


Рисунок 5 – Способы определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц

Налоговая база для объектов имущества по кадастровой стоимости определяется по каждому объекту недвижимого имущества по состоянию на 1 января текущего года. Если кадастровая стоимость объекта имущества в течение календарного года изменялась, то при определении базы это не учитывается.

Если налоговая база определяется по инвентаризационной стоимости, то в отношении инвентаризационной стоимости каждого объекта налогообложения учитывается коэффициент-дефлятор на основании последних данных об инвентаризационной стоимости.

Ставки налога устанавливаются в зависимости от кадастровой стоимости объекта и инвентаризационной стоимости объекта, с учетом коэффициента-дефлятора.

В таблице 2 представлены налоговые ставки, когда база определена по кадастровой стоимости.

Таблица 2. – Ставки налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости

Объект Ставка налога, проценты
Жилые дома, жилые помещения, объекты незавершенного строительства, гаражи, машино-места, хозяйственные строения (площадью не более 50 кв. м.) 0,1
Административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей 2,0
Остальные объекты налогообложения 0,5

Для объектов недвижимого имущества в виде инвентаризационной стоимости ставки корректируются на размер коэффициента-дефлятора (таблица 3).

Таблица 3. – Ставки налога на имущество физических лиц по инвентаризационной стоимости

Стоимость имущества Ставка налога, проценты
До 300 тыс. руб. До 0,1
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. От 0,1 до 0,3
Свыше 500 тыс. руб. От 0,3 до 2,0


Налоговым периодом признается календарный год.

Налог на имущество физических лиц подлежит уплате не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления.

Местные налоги играют ключевую роль в формировании местных бюджетов.

В Российской Федерации за местными налогами закреплен третий уровень бюджетной системы. Согласно Бюджетному кодексу РФ, местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

В статье 15 Налогового кодекса РФ сказано, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Он предназначен для исполнения расходных обязательств этого муниципального образования. По своей структуре местный бюджет такой же, как и государственный, и включает в себя доходы и расходы муниципальных образований. В доходную часть местного бюджета входят налоговые поступления (так же части федеральных и региональных налогов, закрепленных за местными бюджетами), прибыль предприятий, находящихся в собственности муниципалитетов, а также субсидии и дотации из федерального бюджета.

Местные бюджеты также очень важны в решении общегосударственных, экономических и социальных задач. Главная роль заключается в распределении государственных средств на развитие и содержание социальной инфраструктуры общества. Немаловажную роль местные бюджеты играют и в социальной политике государства. Поступающие денежные средства в виде налогов идут на финансирование здравоохранения, строительства, коммунальное обслуживание населения, содержание дорог.

В 2014-2015 году в консолидированный бюджет РФ поступило 876 291 тысяч рублей местных налогов, что еще раз подтверждает важность местных бюджетов в решении общегосударственных задач (таблица 4).

Таблица 4. – Поступления местных налогов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 июля текущего года по данным МИФНС России № 25 по РО

В тысячах рублей

Налог Год
   
Земельный налог 407 749 452 730
Налог на имущество физических лиц 8 163 7 649

На рисунке 6 представлена динамика поступлений каждого вида налога (рисунок 6).

Рисунок 6 – Поступления местных налогов в консолидированный бюджет РФ по материалам МИФНС России №25 по РО

Из полученных данных видно, что в 2015 году увеличились поступления земельного налога, что в первую очередь связано с ростом числа объектов налогообложения. Поступления по налогу на имущество физических лиц наоборот снизились, что может быть связано с изменением в законодательстве.

Несмотря на то, что существующие местные налоги играют ключевую роль в формировании местных бюджетов, система местного налогообложения все же нуждается в совершенствовании.

В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.

В следующем разделе проводится анализ практики администрирования местных налогов по материалам МИФНС России №25 по РО за 2014-2015 годы.

 

 

Date: 2016-05-16; view: 857; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию