Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика местных налогов и их роль в формировании местных бюджетовИнститут местных налогов, как и налогов вообще, имеет длительную историю развития. Налоги появились вместе с государством и использовались им в качестве основного источника для финансового обеспечения его функций и задач. Функции и задачи государства со временем принимали новые черты, но главное предназначение налогов - источник бюджетных средств государства и муниципальных образований - осталось. Местные налоги возникли еще в Древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенной потребности общины. История развития местных налогов в нашей стране берет свое начало в XV в. Именно тогда в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (государственных) налогов и местных сборов. В дальнейшем система местных налогов продолжала развиваться. В настоящее время, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, выделяют два местных налога - земельный налог и налог на имущество физических лиц. Местные налоги - это налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Согласно Налоговому кодексу РФ выделяют два местных налога (рисунок 1): - земельный налог;
Рисунок 1 – Виды местных налогов Данные налоги являются обязательными для взимания на всей территории РФ. Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ. На рисунке 2 приводятся обязательные элементы земельного налога.
Рисунок 2 – Элементы земельного налога Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного или бессрочного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет. Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра, а для физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами по сведениям, которые предоставляются им органами, осуществляющими государственный кадастровый учет. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый, второй и третий кварталы календарного года. Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (таблица 1). Таблица 1. – Ставки земельного налога
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Для исчисления авансовых платежей используется следующая формула: НАВ = ¼ * Налоговая база * Ставка налога, (1) где НАВ – авансовые платежи по налогу, ¼ - количество отчетных периодов. Сумма налога, уплачиваемая в бюджет за налоговый период, определяется в виде разницы между исчисленной суммой налога и авансовыми платежами за отчетные периоды: НТР = Налоговая база * Налоговая ставка - НАВ, (2) где НТР – сумма налога, уплачиваемая в бюджет за налоговый период, НАВ – авансовые платежи по налогу.
Рисунок 3 - Сроки уплаты земельного налога Налог на имущество физических лиц регулируется главой 32 НК РФ.
Объектом налогообложения признается следующее имущество (рисунок 4):
Рисунок 4 - Объекты налогообложения налогом на имущество физических лиц
Рисунок 5 – Способы определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц Налоговая база для объектов имущества по кадастровой стоимости определяется по каждому объекту недвижимого имущества по состоянию на 1 января текущего года. Если кадастровая стоимость объекта имущества в течение календарного года изменялась, то при определении базы это не учитывается. Если налоговая база определяется по инвентаризационной стоимости, то в отношении инвентаризационной стоимости каждого объекта налогообложения учитывается коэффициент-дефлятор на основании последних данных об инвентаризационной стоимости. Ставки налога устанавливаются в зависимости от кадастровой стоимости объекта и инвентаризационной стоимости объекта, с учетом коэффициента-дефлятора. В таблице 2 представлены налоговые ставки, когда база определена по кадастровой стоимости. Таблица 2. – Ставки налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости
Для объектов недвижимого имущества в виде инвентаризационной стоимости ставки корректируются на размер коэффициента-дефлятора (таблица 3). Таблица 3. – Ставки налога на имущество физических лиц по инвентаризационной стоимости
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления. Местные налоги играют ключевую роль в формировании местных бюджетов. В Российской Федерации за местными налогами закреплен третий уровень бюджетной системы. Согласно Бюджетному кодексу РФ, местный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций местного самоуправления. В статье 15 Налогового кодекса РФ сказано, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Он предназначен для исполнения расходных обязательств этого муниципального образования. По своей структуре местный бюджет такой же, как и государственный, и включает в себя доходы и расходы муниципальных образований. В доходную часть местного бюджета входят налоговые поступления (так же части федеральных и региональных налогов, закрепленных за местными бюджетами), прибыль предприятий, находящихся в собственности муниципалитетов, а также субсидии и дотации из федерального бюджета. Местные бюджеты также очень важны в решении общегосударственных, экономических и социальных задач. Главная роль заключается в распределении государственных средств на развитие и содержание социальной инфраструктуры общества. Немаловажную роль местные бюджеты играют и в социальной политике государства. Поступающие денежные средства в виде налогов идут на финансирование здравоохранения, строительства, коммунальное обслуживание населения, содержание дорог. В 2014-2015 году в консолидированный бюджет РФ поступило 876 291 тысяч рублей местных налогов, что еще раз подтверждает важность местных бюджетов в решении общегосударственных задач (таблица 4). Таблица 4. – Поступления местных налогов в консолидированный бюджет РФ по состоянию на 1 июля текущего года по данным МИФНС России № 25 по РО В тысячах рублей
На рисунке 6 представлена динамика поступлений каждого вида налога (рисунок 6). Рисунок 6 – Поступления местных налогов в консолидированный бюджет РФ по материалам МИФНС России №25 по РО Из полученных данных видно, что в 2015 году увеличились поступления земельного налога, что в первую очередь связано с ростом числа объектов налогообложения. Поступления по налогу на имущество физических лиц наоборот снизились, что может быть связано с изменением в законодательстве. Несмотря на то, что существующие местные налоги играют ключевую роль в формировании местных бюджетов, система местного налогообложения все же нуждается в совершенствовании. В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению. В следующем разделе проводится анализ практики администрирования местных налогов по материалам МИФНС России №25 по РО за 2014-2015 годы.
|