Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИГУ, как учебная дисциплина. Предмет и задачи курса. Категориальный аппарат ИГУСтр 1 из 83Следующая ⇒
ИГУ является самостоятельной учебной и научной дисциплиной. Она возникла на стыке исторических и правовых дисциплин. С первыми ее объединяет историзм в объяснении событий и явлений, связь ИГУ с конкретной исторической обстановкой, использование разнообразных исторических источников для воссоздания реальной картины развития отечественной государственности, со вторыми - известное единство объекта изучения - политические и правовые институты, а также широкое привлечение нормативно-правового материала в качестве источника.
ИГУ в России - это специальная часть отечественной истории, изучающая основные закономерности в развитии российской государственности, систему и функционирование ее государственных органов и учреждений с момента появления государства на Руси и до наших дней. Предмет учебной дисциплины истории государственного управления в России — исследование закономерностей возникновения, развития и преобразования государства и его аппарата, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов. Задачи учебного курса: 1. Выявление социально-экономических и политических предпосылок возникновения государства, всей системы его учреждений (государственного аппарата), изменений объема их полномочий, компетенции, направлений деятельности. 2. Установление общего и особенного в развитии Российского государства, специфики управления гигантской страной, в том числе ее окраинами. 3. Всестороннее рассмотрение реформ и контрреформ в области государственного строительства, а также деятельности реформаторов и их судеб. 4. Изучение истории государственной службы в России. 5. Анализ истории самоуправления в России. 6. Исследование роли правящих политических партий, церкви, армии, полиции и других государственных и общественных институтов на разных этапах развития российской государственности. 7. Характеристика роли государственных деятелей в истории России.
Центральной в методологии данной учебной дисциплины является категория государственного управления как целенаправленного организующего и регулирующего воздействия на общественные процессы. Государственное управление — это целенаправленные действия государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации актов (управленческих решений). Управление, особенно государственное, — сложное, многоплановое явление. С точки зрения теории и практики, это: — умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; — вид деятельности по руководству людьми и организациями; — область человеческого знания, помогающего осуществлять эту деятельность; — определенная категория государственных служащих, специальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению; — специфический вид трудовой деятельности; — комплекс форм и методов, посредством которых осуществляется согласованная деятельность работников совместного труда, это необходимое условие их функционирования; — различные стороны отношений коллективов, включающие прямой обмен деятельностью между участниками труда, посредством различных экономических форм; — сочетание объективных и субъективных факторов развития, целенаправленные действия на основе познания и использования объективных факторов; — волевые отношения, предусматривающие определенные целенаправленные действия, организационно-распорядительные и другие воздействия на людей и их коллективы1 (См.: Самков В.М. Интеллект и профессионализм государственного служащего. Екатеринбург, 1993. С. 23-24.). Государственное управление — это прежде всего политическая деятельность. Постановка вопроса о полной деполитизации управления не имеет смысла. Общие ориентиры деятельности системы управления задаются политическими деятелями и институтами. Государственная политика может быть охарактеризована как политическая линия господствующего в данном обществе класса, социального слоя, социальной группы, а в истории России, как известно, — и отдельного человека. Государственное управление — одна из областей государственной политики, базирующаяся на выработанных в обществе и законодательно закрепленных общесистемных императивных установках (Конституция, законы, указы и т.д.) с учетом теоретико-информационных, кибернетических, экономических, правовых, социологических и других разработок и разнообразных политических факторов, влияющих на содержание и направленность государственной политики. Тем не менее структурами государственно-управленческих отношений являются прежде всего обобщенные структуры правовых отношений2 (См.: Политология. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 380.). Определение понятия «власть» как воплощения политического господства и средства осуществления политики через систему государственных органов3 (См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1990. С. 230) поражает простотой и ясностью. Однако при внимательном рассмотрении категории «власть» она становится проблематичной. «Государственная власть» — центральное понятие истории госуправления в России. Без объяснения понятия власти как вводного методологического мы не можем эффективно судить о действиях российских политиков, доверять им, поддерживать их или осуждать, ибо понятие «власть» напрямую связано и с такими производными категориями, как «ответственность», «способность», «возможность». Характерной особенностью российского опыта государственного управления стала незначительная роль традиций гражданского общества. Спецификой России стало отсутствие глубоких традиций городского самоуправления. В отечественной истории цементирующую роль всегда играло государство, а политическое управление доминировало над экономическим. Традиционно довлеющими были в России позиции политико-административной элиты. Категория «элита» (в переводе с французского элита — это лучшее, отборное) используется в учебном курсе неоднократно для обозначения на том или ином этапе сформировавшейся команды специалистов по машине государственного управления. При этом использовались достижения отечественной элитологии1 (См.: Понеделков А.В. Элита. Политико-административная элита: проблемы методологии, социологии, культуры. М.г 1995.).
Date: 2016-05-16; view: 481; Нарушение авторских прав |