Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИГУ, как учебная дисциплина. Предмет и задачи курса. Категориальный аппарат ИГУ





 

ИГУ является самостоятельной учебной и научной дисциплиной. Она возникла на стыке исторических и правовых дисциплин. С первыми ее объединяет историзм в объяснении событий и явлений, связь ИГУ с конкретной исторической обстановкой, использование разнообразных исторических источников для воссоздания реальной картины развития отечественной государственности, со вторыми - известное единство объекта изучения - политические и правовые институты, а также широкое привлечение нормативно-правового материала в качестве источника.

 

ИГУ в России - это специальная часть отечественной истории, изучающая основные закономерности в развитии российской государственности, систему и функционирование ее государственных органов и учреждений с момента появления государства на Руси и до наших дней.

Предмет учебной дисциплины истории государственного управления в России — исследование закономерностей возникновения, развития и преобразования государства и его аппарата, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов.

Задачи учебного курса:

1. Выявление социально-экономических и политических предпосылок возникновения государства, всей системы его учреждений (государственного аппарата), изменений объема их полномочий, компетенции, направлений деятельности.

2. Установление общего и особенного в развитии Российского государства, специфики управления гигантской страной, в том числе ее окраинами.

3. Всестороннее рассмотрение реформ и контрреформ в области государственного строительства, а также деятельности реформаторов и их судеб.

4. Изучение истории государственной службы в России.

5. Анализ истории самоуправления в России.

6. Исследование роли правящих политических партий, церкви, армии, полиции и других государственных и общественных институтов на разных этапах развития российской государственности.

7. Характеристика роли государственных деятелей в истории России.

 

Центральной в методологии данной учебной дисциплины является категория государственного управления как целенаправленного организующего и регулирующего воздействия на общественные процессы.

Государственное управление — это целенаправленные действия государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации актов (управленческих решений). Управление, особенно государственное, — сложное, многоплановое явление. С точки зрения теории и практики, это:

— умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

— вид деятельности по руководству людьми и организациями;

— область человеческого знания, помогающего осуществлять эту деятельность;

— определенная категория государственных служащих, специальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению;

— специфический вид трудовой деятельности;

— комплекс форм и методов, посредством которых осуществляется согласованная деятельность работников совместного труда, это необходимое условие их функционирования;

— различные стороны отношений коллективов, включающие прямой обмен деятельностью между участниками труда, посредством различных экономических форм;

— сочетание объективных и субъективных факторов развития, целенаправленные действия на основе познания и использования объективных факторов;

— волевые отношения, предусматривающие определенные целенаправленные действия, организационно-распорядительные и другие воздействия на людей и их коллективы1 (См.: Самков В.М. Интеллект и профессионализм государственного служащего. Екатеринбург, 1993. С. 23-24.).

Государственное управление — это прежде всего политическая деятельность. Постановка вопроса о полной деполитизации управления не имеет смысла. Общие ориентиры деятельности системы управления задаются политическими деятелями и институтами. Государственная политика может быть охарактеризована как политическая линия господствующего в данном обществе класса, социального слоя, социальной группы, а в истории России, как известно, — и отдельного человека. Государственное управление — одна из областей государственной политики, базирующаяся на выработанных в обществе и законодательно закрепленных общесистемных императивных установках (Конституция, законы, указы и т.д.) с учетом теоретико-информационных, кибернетических, экономических, правовых, социологических и других разработок и разнообразных политических факторов, влияющих на содержание и направленность государственной политики. Тем не менее структурами государственно-управленческих отношений являются прежде всего обобщенные структуры правовых отношений2 (См.: Политология. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 380.).


Определение понятия «власть» как воплощения политического господства и средства осуществления политики через систему государственных органов3 (См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1990. С. 230) поражает простотой и ясностью. Однако при внимательном рассмотрении категории «власть» она становится проблематичной.

«Государственная власть» — центральное понятие истории госуправления в России. Без объяснения понятия власти как вводного методологического мы не можем эффективно судить о действиях российских политиков, доверять им, поддерживать их или осуждать, ибо понятие «власть» напрямую связано и с такими производными категориями, как «ответственность», «способность», «возможность».

Характерной особенностью российского опыта государственного управления стала незначительная роль традиций гражданского общества. Спецификой России стало отсутствие глубоких традиций городского самоуправления. В отечественной истории цементирующую роль всегда играло государство, а политическое управление доминировало над экономическим. Традиционно довлеющими были в России позиции политико-административной элиты. Категория «элита» (в переводе с французского элита — это лучшее, отборное) используется в учебном курсе неоднократно для обозначения на том или ином этапе сформировавшейся команды специалистов по машине государственного управления. При этом использовались достижения отечественной элитологии1 (См.: Понеделков А.В. Элита. Политико-административная элита: проблемы методологии, социологии, культуры. М.г 1995.).

 







Date: 2016-05-16; view: 481; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию