Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники





Учитель:

- Что вы чувствовали, когда слушали эту песню? (страх, тревога, паника)

- Какова тема песни? (Призыв встать всем на защиту своей страны)

Да - это песня-набат, песня-гнев, песня-призыв

Учитель:

В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой. Не получится так, как пелось в довоенных бравурных песнях: «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов, широко тиражируемых в печати и декламируемых по радио.

 

До песен ли в такое время?

(Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. С песней солдаты поднимались в свой последний бой. Пели в окопах, когда наступала маленькая передышка между боями, вспоминая дом, родных. Песня была верным другом солдата).

 

Слайд

Ответ на этот вопрос мы услышим от героев фильма «В бой идут одни старики»: «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне…»

Просмотр отрывка х/ф «В бой идут одни старики»

Эти строчки, принадлежащие поэту В.И. Лебедеву-Кумачу, и будут эпиграфом нашего урока.

Слайд

Артем Кондратьев: А я бы сказал не только песня, но и танец! Я горжусь своим дедом, который работал в дни блокады в Ленинграде машинистом… Цитирую отрывок из книги «Октябрьская фронтовая», «что один из водителей…поездов машинист С.Кондратьев в блокадное время, едва отправившись от голода, исполнял русский перепляс в таком вихревом темпе, что зрители не раз срывались с места и присоединялись к танцору.»

 

Слайд

Лиза(8 класс):

Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Слайд

Учитель:

 

Сегодня мы на уроке узнаем историю некоторых стихотворений, положенных на музыку, об этим нам расскажут восьмиклассники.

 

На уроке у нас присутствует 7 класс, но не только потому, что они показали литературно-танцевальную композицию, а потому что у нас на уроке литературы была интереснейшая тема: «Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики».

И свои подготовленные вопросы зададут самым дорогим нашим гостям___________________________ Давайте их поприветствуем.

 

Конечно, историки могут подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов...

Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

Об этом могут рассказать они сами.

Те, кто видел эту войну.

Те, кто выжил в ту войну.

Те, кто еще живы.

 

Выступление ветеранов Вов. Интервью-беседа.

 

Слайд

Наша «Музыкальный конкурс».

 

Незабываемые песни военных лет! Эти песни, созданные в далекие военные годы, звучали в походном строю, они связаны с жизнью и болью народа, проникнуты духом уверенности в победе и живут в памяти народной. Их пел весь наш народ.

Знаете ли вы песни времен Великой Отечественной войны?

 

Конкурс «Музыкальный конкурс», соревнуются 7 и 8 классы: назовите песню, которая сейчас прозвучит (звучат минусовки известных военных песен).

 

Учитель подводит итоги.

 

Учитель:

Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.

В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.

Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов:

М. Исаковского, Б. Окуджавы, А. Фатьянова, Л. Ошанина и мн., мн. др. поэтов.

 

Поэты: А. Т. Твардовский, А.А.Сурков, К.Симонов и мн., мн. другие в годы войны были военными корреспондентами.

В самый разгар войны, в 1943 году, Илья Эренбург в статье «Роль писателя» отмечал: «Писатели вошли в газету как входят на трибуну, - это не их рабочий стол, это не их место. Но и блиндаж не место сталевара или садовода. Война переселяет людей и сердца. В мирное время газета – осведомитель. В дни войны газета – воздух».

 

 

Сегодня я всем нам предлагаю ДЕЛОВУЮ ИГРУ «Выпуск газеты».

Нам с вами предстоит на уроке «выпустить» праздничной номер стенгазеты.

- Что такое «стенгазета»? (Это сокращение от двух слов: стенная газета. Кстати, это российское изобретение!)

Представляю творческую группу, отдел верстки и дизайна, эти специалисты, которые будут «рисовать» газету. И мы с Валентиной Федоровной (библиотекарь) – ответственные секретари, в наши обязанности входит руководство подготовкой оригинал-макета номера газеты. Ну а вы все – журналисты, те, кто пишут статьи, корреспонденты- те, кто берут интервью и фотокорреспонденты, ученицы 5 класса.

(Отдел верстки и дизайна начинает работу)

Газета должна иметь название, но мы, прослушав все Ваши работы, в конце урока должны будем озаглавить ее.

 

Начнем с главной колонки. Слово Валентине Федоровне, библиотекарю нашей гимназии.

Валентина Федоровна:

 

Главную колонку я предлагаю назвать «Победа - им Музой была..»

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир - обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. В этих произведениях показана значимость борьбы и победы, героизм советских людей, их нравственная сила, преданность Родине.

У меня тоже есть любимое стихотворение К.Симонова, он всю жизнь ощущал непрерывную связь со всеми, кто не вернулся с поля боя.

 

С чего начинается память -

с берез?

С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если - с убийства!

А если - со слез!

А если - с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мертвым!

И в пять,

и в пятнадцать,

и в двадцать пять лет

Войной начинается память.

Здесь, в этой стране,

где непомнящих - нет,

Попробуем

это представить...

 

- Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

(Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага)

 

(Ответы детей)

 

Предлагаю творческой группе прописать этот ассоциативный ряд под предполагаемым названием газеты.

С честью выполняли свой патриотический долг писатели и поэты. Более 1000 писателей, к «штыку прировняв перо», сражались на фронтах войны. Первым среди литераторов получил на войне звание Героя Советского Союза - Сергей Борзенко, также Петр Вершигора, автор проникновенной книги «Люди с чистой совестью». Мы гордимся подвигом отважного руководителя партизан Героя Советского Союза Юрия Збанацкого. Среди писателей 18 Героев Советского Союза, 500 награжденных. На той войне сформировались такие писатели, как Олесь Гончар, участвовавший в освобождении Праги, поэт Платон Воронько, подрывавший мосты в гитлеровских тылах. А какую военно-патриотическую деятельность вели Ярослав Галан, Мыкола Бажан, Александр Корнейчук!

Более 400 писателей, ушедших на фронт, не вернулись с полей сражений. Пуля оборвала строки поэтов…Но стихи, песни, сложенные на эти стихи живут до сих пор в нашей памяти.

 

Слово Лизе Ивакиной, она нашла в недрах интернета интересное стихотворение «НЕ ОСТАВЛЯЯ ЛИНИИ ОГНЯ» (Ольжана Захарова), которое посвящено поэтам Великой Отечественной войны

 

Остаются от памяти крохи

О величье ушедшей страны,

О поэтах ушедшей эпохи,

О поэтах великой войны.

 

Да, другое теперь поколенье;

Да, другие теперь времена;

И печальным туманом забвенья

Покрываются их имена.

 

Они знали в лихой круговерти,

Что несладок солдатский уют,

Что за жизнь здесь воюют до смерти

И за трусость медаль не дают.

 

А война им давала уроки

Чередою сражений и дат,

И писались бессмертные строки

Над могилами павших солдат.

 

А история ставила сроки,

Создавая свой вечный музей,

И писались бессмертные строки

Над могилами павших друзей.

 

А поэзия их не щадила,

Словно совесть, сжигала дотла,

И оправдывала, и судила;

И Победа - им Музой была.

 

Но другое сейчас поколенье

И другие сейчас времена,

И печальным туманом забвенья

Покрываются их имена.

 

 

Учитель:

Спасибо, Валентина Федоровна, спасибо Лиза.

Действительно, стихи и песни живут среди нас. Самая известная песня, как у нас, так и во всем мире, это песня «Катюша».

 

История песни «Катюша»

Учитель:

То, что "Соловьи" - одна из лучших песен Великой Отечественной Войны бесспорно, а вот данные о времени создании этой песни противоречивы. В разных источниках утверждается, что время её создания от начала войны до дней Победы. Какую же историю нам расскажет Кирилл Зорькин.

История песни «Соловьи»

Учитель:

 

Во Второй мировой войне пехота была самым многочисленным родом войск.Культовый в своё время поэт и бард Булат Окуджава написал «Песенку о пехоте».

История песни «Песенка о пехоте»

Учитель:

Будучи школьницей, пела в ВИА песню «Здесь птицы не поют»…Люблю ее до сих пор. Хочу, чтоб и Вы полюбили. Об истории этой песни нам расскажет Игорь Ким.

История песни «Здесь птицы не поют»

Рассказывая о песне «Нам нужна одна победа», нельзя не сказать о ее первой и пока непревзойденной исполнительнице заслуженной артистке РСФСР Н. Н. Ургант, сыгравшей медсестру Раю в «Белорусском вокзале». Это бабушка Ивана Урганта, известного телеведущего, шоумена

Видео с песней

Учитель:

Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» (второе название — «Прасковья») было написано М.В. Исаковским в 1945 году. У этого произведения трудная судьба.

Слушаем историю песни. Ким Константин.

История песни «Враги сожгли родную хату»

 

Date: 2016-05-16; view: 673; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию