Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античность и Христианство

Наука и религия

 

I. Определим обобщенные понятия «наука» и «религия» и выделим основные характеристики

 

Наука (от др.-русск. укъ «учение», то, чему можно научить)   § система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний § особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире § социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности   Виды познания: обыденный, художественный, религиозно-мифологический, философский, научный.   Возникает из потребностей практики и особым способом регулирует ее.   Цель: выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам.   Наука имеет свою систему ценностей, фундаментом которой выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания.   Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Науке нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Метод в науке часто служит условием фиксации объекта исследования. Наряду со знанием об объектах наука систематически развивает знания о методах.   Существуют специфические особенности субъекта научной деятельности: · Субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации. · Для науки требуется особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные науке средства и методы при решении ее задач и проблем.   Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания. Научные понятия – это рациональное, выделяющее общее и существенное в мире объектов. Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества – моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает др. характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания. Религия (лат. religare — воссоединять)   § общественный институт, занимающим важное место в структуре общества § форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения   Религия существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе. =>   Религия – мировосприятие, свод моральных норм и тип поведения, обусловленные верой в существование «иного», сверхъестественного мира и существ – духов, богов или Бога, разумно сотворивших и творящих все материальные и духовные формы бытия, а также совокупность ритуалов, магических действий, обеспечивающих связь человека с потусторонними силами, и соответствующие организации и объединения верующих.   Основные элементы религии: религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации. Архаичные формы: фетишизм, анимизм, тотемизм Формы: монотеизм, политеизм Религиозно-общественные движения: ереси, расколы, секты Мировые религии: буддизм (5-6 вв. до н.э.), христианство (1 в.), ислам (7в.)   Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. Происхождение религии: Религиозная практика (культ) неправомерно расценивается как вторичное, производное образование – как следствие возникновения представлений о могущественных сверхъестественных силах. Выживание древних родов и племен было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов, которое первоначально достигалось непререкаемыми ритуальными правилами общения половозрастных когорт, в частности наличием тотема, системы запретов и т.д. Возникают идеалы и ценности, способные заделать мучительные разрывы, образующиеся в сознании смертного человека, – синтеза плоти и духа, «времени и вечности». Это могло быть достигнуто лишь путем трансцендирования, т.е. постулирования «другой», высшей реальности, особых вечных ценностей, понятия абсолюта и идеи бессмертия, одним словом идеалов, превосходящих интересы конечного индивида и составляющих.

 

II. Подходы к определению понятий «наука» и «религия» в философии

 

3 основных этапа формирования науки: 1. Преднаука (переход осуществила математика) 2. Историческая наука (античность) 3. Формирование технических наук (взаимное обособление гуманитарных, естественных и технических наук, эпохи Ренессанса и Реформации) Преднаука еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Реальные объекты замещаются в познании идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их связи и отношения, операции с ними также черпаются из практики, выступая как схема практических действий. Например, геометрические знания древних египтян. В преднауке иеальный предмет замещался идеальным объектом.   Переход от преднауки к собственно науке был связан с новым способом формирования идеальных объектов и их связей, моделирующих практику. В развитой науке они черпаются не только непосредственно из практики, но преимущественно создаются в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их связей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаются в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так возникает особое движение в сфере развивающегося теоретического знания, которое начинает строить модели изучаемой реальности как бы сверху по отношению к практике с их последующей прямой или косвенной практической проверкой.   Бенедикт Спиноза (1631 – 1677): традиции рационализма и пантеизма, он утверждал тождество Бога и природы, которую понимал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, как причину самой себя (causa sui). Он заложил также основы критически-научного прочтения Библии.   Вместе с тем индустриальное развитие приводит к относительно быстрым трансформациям социальных структур, разрушению традиционных общинных связей, вытесняемых отношениями «вещной зависимости» (К.Маркс). Создаются новые типы социальных общностей, становящиеся объектами социального управления. Возникают условия и потребности в выяснении способов рациональной регуляции стандартизируемых функций и действий индивидов, включаемых в те или иные социальные группы. В контексте этих социальных потребностей и возникают первые программы построения наук об обществе (К.А.Сен-Симон, О.Конт, К.Маркс):   Накопление эмпирических знаний за счет уменьшения потребности в метафизике → позитивизм (Огюст Конт, 1798 - 1857), научный взгляд на мир. Конт: познавать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтоб повелевать → резкая оппозиция научного и вненаучного знания: научно то, что подвластно человеку. → Проблема демаркации (определения критериев научности). Конт и Спенсер разрабатывают социологический подход к религии как к одному из элементов общества, закладывая основы сциентистски-позитивистского подхода, разрушительного для традиционного богословия.   С сер. 19 в. наступает новая эпоха – век буржуазного прогресса, торжества позитивизма. => Расцвет науки в 19 веке – ощущение полного торжества науки, особенно физики (+ дарвинизм и т. д.). Существование Бога не отрицается напрямую, но начинает считаться не необходимым. Появились идеи отбросить метафизику → второй позитивизм (махизм), Эрнст Мах (1838 - 1916) и Рихард Авенариус (1843 - 1896) – навсегда отказаться от метафизики, убрать ее от процесса познания. → противопоставление философии и теологии по принципу обращения внимания не на потустороннее.   + Наука противопоставляется обыденному опыту и здравому смыслу, классическая наука опирается скорее не на чувственный опыт, а на эксперимент (неестественные условия).   Была выявлена специфика социальных объектов как исторически развивающихся (органических) систем (первые шаги в этом направлении были сделаны уже Контом, затем Спенсером; существенным вкладом стала разработка Марксом применительно к социальному познанию методологии исследования сложных, исторически развивающихся систем). Формирование гуманитарных наук, основными объектами которых становятся состояния культуры, духовные феномены, запечатленные в текстах, сопровождалось выявлением ряда специфических процедур их исследования (отнесение к ценностям, понимание, идеографический метод, нарративные описания и т.д.). Выявление этих особенностей породило противопоставление «наук о природе» и «наук о духе» (Риккерт, Виндельбанд, Дильтей, Вебер), которое имело определенные основания в науке 19 и нач. 20 в. (но в современной науке демаркация между естественными и гуманитарными науками уже не носит жесткого характера).   На каждом из этапов развития научное познание усложняло свою организацию. Во всех развитых науках складываются уровни теоретического и эмпирического исследования со специфическими для них методами и формами знания (основными формами теоретического уровня знаний выступает научная теория и научная картина мира; эмпирического уровня – данные наблюдения и научный факт). Формируется дисциплинарная организация науки, возникает система дисциплин со сложными связями между ними.   Как особый социальный институт наука начала оформляться в 17–18 вв., когда в Европе возникли первые научные общества и академии. Наряду с академическими учреждениями, возникшими в 17 – нач. 18 в. (Лондонское Королевское общество – 1660; Парижская академия наук – 1666; Берлинская академия наук – 1700; Петербургская академия наук – 1724), формируются новые ассоциации ученых: «Французская консерватория (хранилище технических искусств и ремесел» (1790), «Собрание немецких естествоиспытателей» (1822), «Британская ассоциация содействия прогрессу» (1831) и др. Меняется система образования. В университетах возникает новая сеть учебных предметов, включающих кроме традиционно гуманитарных также естественнонаучные и технические дисциплины. Открываются новые центры подготовки специалистов, как, напр., Политехническая школа в Париже (1795). В 19 в. образование начинает строиться на основе специализации по отдельным областям научного знания, что соответствует конституированию дисциплинарной организации науки.   В 20 в. наука превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединения ученых, в т.ч. и крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, особую промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров. Дисциплинарно ориентированные исследования дополняются междисциплинарными и проблемно ориентированными.   В процессе исторического развития науки менялись ее функции в социальной жизни: · В эпоху становления естествознания наука отстаивала в борьбе с религией право участвовать в формировании мировоззрения. Этот процесс привел к становлению научной картины мира, которая в конечном итоге предстала как самостоятельная форма знания, не подчиненная религиозным представлениям о мире, а сложным образом с ними взаимодействующая. Научная картина мира и связанные с нею конкретные знания различных дисциплин постепенно превратились в основу системы массового образования. Тем самым наука стала реальным фактором формирования мировоззрения людей. · В 19 в.к мировоззренческой функции добавилась функция производительной силы. Широкое применение достижений науки в производстве породило феномен научно-технических революций. · В 1-й пол. 20 в.наука стала приобретать еще одну функцию, она стала превращаться в социальную силу, внедряясь в самые различные сферы социальной жизни и регулируя различные віщы человеческой деятельности. · В современную эпоху, в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества. В этой связи переосмысливаются и функции науки.   Античные представления: · Цицерон (I в. до н.э.) связывал его с лат. religere – «собирать, вновь обдумывать, благоговеть, соблюдать» · Лактанций (IV в.), Фейербах,Энгельс с religare – «связывать, соединять»   В эпоху Средневековья религия (а именно христианство) доминировала в европейском массовом сознании. Для человека той поры вера в Бога была высшей истиной, основой понимания мира, определявшего повседневное поведение. Религия для христианина – это сама суть его бытия, основа всей духовной жизни, а именно реальная и постоянная связь, единение с Богом. Католическая идея о возможности рационального познания атрибутов Бога (естественная теология),представление о Вселенной как о реализованном Божьем замысле, несомненно, стимулировали развитие науки. Для Западной традиции характерна резкая конфронтация религии и науки, обусловленной наличием двух различных функций культуры: · познавательной, направленной на исследование законов природы и общества, · идеологической (регулятивной), обеспечивающей целостность и стабильность общественного организма.   Философия религии (как самостоятельная дисциплина) формируется в эпоху Просвещения (17 – 18 вв.). Ее непосредственные предшественники – Дж.Бруно и английские деисты (Чербери, Толанд, Тиндаль, Коллинз), ее основоположники – Спиноза и Декарт; Гоббс, Локк, Юм в Англии, французские просветители и энциклопедисты (Бейль, Вольтер, Руссо, Гольбах, Дидро), в Германии – Лессинг, Кант, Шлейермахер и Гегель. · Философы отстаивали право самостоятельно судить о проблемах религии, исходя из критериев рационального познания и данных науки (Декартв «Метафизических размышлениях», 1641). «Два вопроса, – пишет он, – о Боге и душе – всегда считались мною важнейшими среди тех, которые следует доказывать скорее посредством доводов философии, чем богословия» (Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 321). · Блез Паскаль (1623 - 1662) проницательно различал «Бога философов и ученых» и «Бога Авраама, Исаака и Иакова», иными словами, религию, как она выступает для «теоретика» (и философа, и церковного мыслителя), и религию, так сказать, in vivo: как содержание «живого» опыта массового сознания. · Иммануил Кант (1724 - 1804) понимает идею Бога как необходимый постулат чистого практического разума, не связанный с обстоятельствами земной жизни человека. И. Кант различает: 1. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. 2. Статуарные религии основаны на исторической традиции, в них познание происходит посредством Откровения Бога, их нельзя признать обязательными для людей. Высшая форма религии — христианство, причем прежде всего в его протестантской разновидности. Душа бессмертна и Бог является гарантией этого бессмертия и моральной основой бытия. Вводит термин «Religions philosophie»: именно так он первоначально предполагал назвать свою работу «Религия в пределах только разума» (1793). Главная задача «эпохи Просвещения», по Канту, – не просто освобождение от любых политических или религиозных догм, мифов, всех ограничений для мысли, а повсеместное торжество свободного разума. Отсюда – программный девиз: «Имей мужество пользоваться собственным умом!» Религия, полагает Кант, которая не задумываясь объявляет войну разуму, не сможет долго устоять против него. · Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) считал, что религия – одна из форм самопознания, абсолютного духа, отчуждающая сущность человека, наиболее адекватная его природе. Религия равнозначна философии, благодаря общему предмету — вечной истине, Богу и объяснению Бога, но религия исследует Бога с помощью чувств и представлений, а философия — с помощью понятий и законов. Но в то же время религия выступает как предшествующая философии, еще несовершенная ступень развития Абсолютного Духа и т.п. Религиозное переживание необходимое, но недостаточное условие веры, поскольку чувство случайно, субъективно, а Бог должен быть познан в его всеобщности. Форма всеобщности – разум, поэтому «Бог существенно есть в мышлении». Смена религий в истории, по Гегелю, представляет собой единый закономерный процесс, последовательность необходимых ступеней все более глубокого постижения Бога. В ходе этого процесса образ Бога все более очеловечивается. Идеал религии не в прошлом, а в будущем. Тем не менее христианство предстает у Гегеля как абсолютная религия, которая уже не может быть превзойдена: в христианстве произошло примирение Бога и человека, религия достигла самосознания. Однако имеется в виду не историческое «позитивное христианство» как любая случайная форма обретения истины (по Гегелю, католичество, напр., было ложной формой христианства). · Для Фридриха Шлейермахера (1768 - 1834), немецкого теолога и проповедника, религия – специфическое чувство зависимости от бесконечного. · Французские материалисты 18 в. приравнивали религию к «обману». · 19в. На почве эволюционной теории возникают различные формы интерпретации религии; это время расцвета агностицизма Т.Гексли, монизма Э.Геккеля, различных форм естественно-научного материализма и атеизма. Итог подводит Ф. Ницше (1844 – 1900): «Бог умер!» · Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872) видит следующие психологические корни религии: проблема страза по разным обстоятельствам (по отношению к природе, к обществу). · Карл Барт (1886 – 1968), швейцарский теолог-кальвинист,отрицал, что христианство вообще является «религией» · Пауль Тиллих (1886 – 1965),немецко-американский протестантский теолог и философ-экзистенциалист, представитель диалектической теологии, рассматривал историческую логику формирования и постепенного обособления религиозного сознания от родовой жизни, регулируемой ритуалом. · Дитрих Бонхёффере (1906 - 1945), немецкий лютеранский пастор и теолого, вывел концепцию «безрелигиозного христианства»: · М. Вебер (1864 – 1920): Религия – способ придания смысла социальному действию; религия вносит рациональность в объяснение мира и в повседневное поведение. Религия вырастает из переживания иррациональности мира и человеческой жизни. · К. Маркс (1818 – 1883)определяет религию как веру в сверхъестественное, «опиум для народа», т.е. средством одурачивания с целью эксплуатации. Марксизм утверждал, что основой религии является незнание людьми законов природы и общества. Религия — это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. Марксизм видит причины изменения религии в развитии общества: 1. первобытное общество – люди зависели от природы => обожествление стихийных сил природы 2. развитие общественных отношений – людей занимают общественные отношения, которые становятся все более непонятными для них 3. появление единого монарха на земле – появление на небе единого Бога Начало человеческой истории образуют роды и племена – «древние общественно-производственные организмы», которые могли воспроизводиться лишь в результате преобразовательной деятельности людей. Условием выживания таких внеприродных («культурных», а можно сказать: «искусственных» и даже «сверхъестественных») анклавов была способность упорядочивать, нейтрализовывать катастрофическое воздействие природных стихий, т.е. создавать органы и механизмы саморазвития, способные гармонизировать, «очеловечивать» внешний хаос, что означало появление качественно новой реальности (реальности культуры, «социума»), подчиняющейся особым, внеприродным законам. Именно это противостояние стихийности «первичной» и упорядоченности «вторичной» природы составило социально-онтологическую основу удвоения реальности, обусловившее закономерность появления уже в древние времена магических действий и постепенно выделяющихся из них представлений об ином, потустороннем, «сверхъестественном» мире.   С т.з. психологии определена как установка человека, который, идентифицируя себя с высшей реальностью, удовлетворяет потребность в обеспечении собственной безопасности и надежности существования. Общие тенденции в понимании религии: В истории обозначилась и последовательность смены нравственных абсолютов. С 17 в. растет влияние иных, секулярных ценностей, которые проявляются в различных формах – этической, эстетической, философской, политической. В канун 19 в. господствовало представление о скором наступлении «иррелигиозного будущего». В 20 веке был обозначен глубочайший кризис «европейского человечества» (Гуссерль). Обострение глобальных проблем еще более усилило эти тенденции, заставив говорить о новой «религиозно-мистической волне» - создается впечатление, что в современном «обезбоженном» мире (Хайдеггер) формируется новый тип религиозности (растущий интерес к идеям космизма и различным формам эзотерического знания) Если прежняя философская критика религии прежде всего стремилась доказать ложность классической доктрины теизма, то в нач. 20 в. появляются концепции (прежде всего неопозитивистские), утверждающие, что религиозные высказывания – как и любые метафизические положения – лишены всякого смысла и что критерий истинности к ним неприложим.

 

III. Рассмотрим взаимодействие науки и религии

 

Католическая идея о возможности рационального познания атрибутов Бога (естественная теология),представление о Вселенной как о реализованном Божьем замысле, несомненно, стимулировали развитие науки (уверенность в наличии объективных, поддающихся рациональному постижению связей и законов, и без вклада христианства в понимание человека и мира достижения естествознания были бы немыслимы).

В то же время вся история Запада отмечена резкой конфронтацией религии и науки, обусловленной наличием двух различных функций культуры: познавательной, направленной на исследование законов природы и общества, и идеологической (регулятивной), обеспечивающей целостность и стабильность общественного организма.

Конфронтация науки и религии не сводилась к полемике по поводу объяснения отдельных естественнонаучных положений.

Наука – специфическая социальная деятельность, которая вырабатывает собственные ценностные установки и ориентиры: верность истине, готовность отстаивать ее от устоявшихся предрассудков, от застарелых догм и идеологических авторитетов. Религия также стремится обрести «истину», но вкладывает в этот термин иное содержание. Для религии представление о всемогущем Боге или богах, о вечной душе человека и загробном воздаянии – один из возможных способов решения фундаментальной проблемы жизни и смерти, которая в онтологическом измерении глубже расхождения атеистов и верующих, а тем более – последователей различных вероисповеданий.

Ученый стремится к новому, пока никому не известному знанию. Религиозному человеку эта истина уже открыта; знает он и то, когда и кем она была сформулирована. Главное для него – ее лично пережить, «опоясать» ею ум и сердце.

Отсюда столкновения науки с церковью, авторитарно утверждавшей свою картину мира. Поскольку естественнонаучные открытия церковь оценивала с точки зрения не их истинности, а возможности «вписать» в сакральную картину мира, то прогресс науки неизбежно оборачивался серией покушений не только на отдельные положения церковной догматики, но и на сам принцип ее построения. Так, открытие Коперника вызвало яростное сопротивление средневековой церкви не потому, что ставило под сомнение систему Клавдия Птолемея, выдающегося астронома Античности, а потому, что разрушало то сакральное, идеологическое содержание, которое было придано церковью геоцентрической системе: понимание Вселенной как совершенного творения Бога, принципиальное противопоставление Земли и «небесного мира» и т.д. Точно так же обстояло дело с геологической концепцией Лайеля и особенно эволюционной теорией Дарвина, подрывавшей ключевое библейское положение о сотворении человека.

При всем том традиционное представление об абсолютной «противоположности» науки и религии провоцировалось прежде всего идеологическими мотивами, а именно духовным деспотизмом церкви, с одной стороны, и специфическими для европейской традиции претензиями науки на создание всеобъемлющего мировоззрения – с другой.

Проблема соотношения рационального и иррационального (веры и знания) появилась в средневековье.


Различия:

1) Опора на Библию (в античности – на разум).

2) Творение мира из ничего (античность: из ничего ничего не происходит, изначально есть материя).

3) Боговоплощение (неприменимо для античности, как божественное может стать человеческим).

4) Заповеди о любви к своим врагам и т. п. (античность: это трусость и предательство).

5) Христианство как религия любви, любовь как самопожертвование (античность: бог не может любить, так как совершенен → ни в чем не нуждается).

Общее:

1) монизм, монотеизм;

2) бессмертие души (учение неоплатоников о трех сущностях: Единое, Ум и Мировая душа);

3) установка на некоторые принципы морали, самоограничение и т.д. (стоики).

→ или соединить веру и разум, или противопоставить.


 

Христианство

Античность и Христианство

 

Два понятия, обозначающие два периода становления христианства:

1. Патристика - процесс становления, канонизации догматов христианства, проходит с 0 до VI века, в это время появляются люди, которые называются отцами церкви.

2. Схоластика – VI - XIII века. В это время запрещено выдвижения чего-либо нового в христианство, лишь дозволено сравнение или комментаторство.

 

· Творение мира:

1) Платон говорит: бог перводвигатель.

2) Аристотель говорит: мир творит бог Демиург.

3) У греков – творение на основе чего-то (материя Платона).

4) Христиане вносят изменение: бог творит мир из ничего, хотя прямого такого заявления нет. В этом он принципиально отличается от человека.

· Устройство мира:

1) Греки: открытый космос, вращение земли вокруг центрального огня, закрытый космос Аристотеля.

2) Христиане принимают точку зрения Аристотеля – бог перводвигатель. Так же они придерживаются геоцентризма.

· Проблема причинности:

1) Демокрит – жесткая причинность

2) Эпикур – существование случайности

3) Чудеса от стоиков – пантеизм

4) Христиане предполагают, что бог творит мир произвольно, спонтанно, что это чистая случайность. Бог также дает человеку душу, которая может выбирать свободно между добром и злом, но с другой стороны считается, что в мире существует жесткая причинно следственная связь, но как бы по воле божьей (Августин Блаженный: чудеса для человека, но по воле божьей).

· Представления о некоторых понятиях:

1) Греки: свобода воли у Эпикура и Стоики – этика пассивного героизма.

2) Христианство ставит себя ближе к стоикам. Бог терпел и нам так надо. Все изначально греховны. Поэтому все средневековье ведет себя очень скромно.

· Идея логоса:

1) Гераклит – логос идея порядка объективности, закономерности.

2) Логос есть в библии – слово от бога.

В восточно-европейской философии религиозного направления необходимо отметить произведение «Ареопагитика» - философское произведение, здесь впервые разделены два направления рассуждения о боге:

1. апофатика (отрицание бога), неприложимость к Богу положительных свойств и явлений,

2. катафатика (утверждение бога) - пытается утверждать, что бог может, и что он не может. Было задано две методологии для теологии изучения божественного присутствия.

Василий Великий будет развивать следующую идею: Бог сотворил человека по своему образу и подобию для того, чтобы человек потом стал богом, вывод - творение не закончено (Бердяев). В таком случае идея о страшном суде становится уязвимой, вдруг люди станут все очень хорошими (Русский космизм XIX - XX века.).

Большим влиянием в русской философии 19 – 20 вв. пользовалась не эта рационалистическая линия, а противоположная: всякая философия в основе своей религиозна. Для В. Соловьева познать истину – значит преступить пределы субъективного мышления и вступить в область существующего единства всего того, что есть, т.е. абсолюта. Факты опыта и понятия мышления имеют смысл и значение не сами по себе, а только на основе религиозного принципа. Поэтому цельное познание реальности приводит к религиозному мировоззрению. «Философия религии» для В. Соловьева – это «религиозная философия», разворачивающая и обосновывающая христианское мировоззрение. С.Булгаков полемизирует с Гегелем и доказывает, что философия и религия, несмотря на религиозные корни философии, никогда не могут заменить одна другую или рассматриваться как последовательные ступени одного и того же процесса. С его точки зрения, «всякая подлинная философия мифична и постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая» философия» (Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994, с. 77). Поэтому для Булгакова, например, Платон – «философствующий богослов» (там же, с. 71). Философское и научное изучение религии уместно как выражение своеобразного «научного благочестия», как проявление религиозного творчества, и в таком случае религиозная философия имеет и должна иметь положительный религиозный смысл и ценность – в противном случае она становится «нечестием». П.А.Флоренский углубляет эту линию на основе критики кантовского критицизма: не Истина от разума, но разум от Истины. Бердяев усматривает трагизм философии в том, что она не может и не хочет внешне зависеть от религии, но, отрываясь от религиозного опыта, она неизбежно истощается, удаляется от бытия: «философия всегда в сущности питалась от религиозного источника» (Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994, с. 284).

 


<== предыдущая | следующая ==>
Основные необходимые материалы для причала самолета Ан-2В | Параметры и характеристики излучателей

Date: 2016-05-16; view: 441; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию