Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура древней Индии





Индия необыкновенная страна, где на небольшой территории уживаются вместе многие религиозные направления, духовные течения, такие как индусы и мусульмане, христиане и сикхи, джайны и буддисты и др. Основным условием мирного сосуществования является принятие и уважение к обычаям и традициям друг друга.

 

В Индии зародилась одна из древнейших мировых цивилизаций, оказавшая огромное влияние не только на последующее развитие страны, но и на культуру многих народов Востока-Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. Древняя Индия подарила миру эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", творчество писателя Калидасы, сборник рассказов и притч, основанных на фольклорном материале "Панчатантра". Сохранившаяся религиозная архитектура первых веков нашей эры представлена пещерными храмами (индуистскими, буддийскими и джайнскими), ступами, в которых по преданиям хранились реликвии Будды. Значительными были успехи древних индийцев в математике, астрономии, медицине. Древнеиндийская система обозначения чисел легла в основу современной арифметики. Алгебраические сочинения математиков в средние века были использованы арабскими учеными.

 

Историю страны и ее культуры принято делить на следующие этапы:

 

Хараппская цивилизация

 

Ведийская эпоха

 

Государство Маурьев

 

Империя Гуптов

 

Могольская империя

 

Современная история

 

Следы доисторической цивилизации на территории этой страны относятся к эпохе нижнего и верхнего палеолита. По мнению антропологов, в эпоху верхнего палеолита в Индии преобладали представители негроидной расы. Но уже в эпоху мезолита в Западной Индии появились европеоиды, а в Восточной - монголоиды. Негроидами и европоидами древних индийцев можно называть весьма условно. Скорее это было какое-то смешение расовых признаков: европоидный облик и темная кожа - следствие пигментации кожи под влиянием ярких солнечных лучей. Многие исследователи называют протоиндийцев дравидами. Сегодня на дравидийских языках говорят только в Центральной и Южной Индии. Жившие там в древности люди были в основном темнокожими, невысокого роста, с темными вьющимися волосами, мужчины носили бороды.

 

Эпоха неолита (VII-VI тысячелетия до н.э.) характеризуется развитием земледелия и скотоводства, переходом к оседлому образу жизни. К концу IV тысячелетия до н. э. выделяется несколько типов земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и изображения на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия - богини-матери и быка.

 

Древнейшие земледельческие племена освоили обширную наносную равнину, орошаемую Индом, долину пересохшей ныне реки Гхаггар, текшей параллельно Инду, а также территорию нынешнего Южного Белуджистана. В то время физическая карта Северо-Западного Индостана разительно отличалась от современной. Сейчас эта местность называется Пенджаб - Пять Рек; в древности рек было семь; две из них - Гхаггар и Сарсути - с тех пор пересохли.

 

В Индии принято приветствовать учителей, почтенных религиозных наставников, а также старших кланяясь и касаясь своих ног (иногда возможно просто прикоснуться к ногам Учителя руками, наклонившись, без глубокого поклона), а затем выпрямляясь и касаясь своей головы.

 

Хараппская цивилизация. Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется индской (по реке Инд - центральной водной артерии северо-запада Индийского субконтинента), протоиндийской или хараппской (по месту раскопок; ныне Хараппа находится на территории Пакистана). Самоназвание этой этнокультурной общности пока неизвестно. Первыми ее открыли в 1920-х гг. индийские археологи Д.Г. Сахни и Г.Д. Банерджи. В результате последующих изысканий установлено, что эта цивилизация освоила площадь примерно 1,3 млн. км2, что сопоставимо с территорией Франции.

 

По последним данным, периодизация хараппской цивилизации (для ее ядра) выглядит следующим образом:

 

ранняя фаза - 3200-2700 гг. до н.э.;

 

зрелость - 2700-2100 гг. до н.э.;

 

поздняя фаза - 2100-1300 гг. до н.э.

 

Таким образом, Хараппская культура просуществовала более 1,5 тыс. лет. Индская цивилизация может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две - в Месопотамии и Египте - расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия. Жители плодородной долины Инда не строили крупных ирригационных систем, как египтяне, ограничиваясь обработкой земель, орошаемых во время разлива воды. При обработке земли пользовались бороной, а не плугом, который больше пригоден для твердых почв. Для этой цивилизации характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Не случайно хараппскую цивилизацию называют еще цивилизацией бронзового века.

 

Это была высокоразвитая городская культура, самые древние ее центры - Мохенджо-Даро и Хараппа. Затем были открыты менее значительные городища - Чанху-Даро, Калибанган. К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Индии. Основываясь на костных останках, ученые делают вывод о превалировании в облике жителей протоиндийских городов европеоидных черт.

 

Даже сегодня нас поражает градостроительное искусство древних индийцев. Два крупнейших центра Индской цивилизации - города Хараппа и Мохенджо-Даро - построены по единому плану, который не менялся на протяжении всего периода их существования. Главные улицы и переулки пересекались под прямым углом. Они образовывали городские кварталы правильной формы, в которых раздельно жили представители разных профессий. Правда, внутри кварталов четкой планировки нет, дома разделены лишь узкими, часто извилистыми, переулками. Возможно, каждый квартал был закреплен за представителями одной профессии или одной социальной группы, которые в Индии называются кастами. Вероятно, в крупных протоиндийских городах существовал социальный слой зависимых людей (возможно, рабов). Свидетельством служат лачуги, обнаруженные археологами недалеко от общественных амбаров и мест обмолота зерна: там-то и жили представители социальных низов. Раскопки дали ученым основание выделить в протоиндийском обществе несколько сословных групп; это жрецы, торговцы, ремесленники, военные, зависимое население. Социально-профессиональная стратификация - типичная черта многих городов мира, в том числе и древнерусских. Во многих местах она сохранилась и по сей день.

 

Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около двух квадратных километров - здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до 10 м шириной, использовались для проезда колесных повозок и религиозных процессий. Во время раскопок в Мохенджо-Даро была найдена модель двухколесной повозки (типа арбы). Очевидно, на таких повозках перемещались и люди, и товары.

 

Как правило, города делились на две части - верхнюю (возвышенную) и нижнюю (низменную). Отчасти это связано с обычной для большинства городов мира социальной дифференциацией, при которой элита селится в верхнем, привилегированном районе, а плебс - в нижнем, непрестижном, отчасти - с климатическими факторами. Разливы Инда, приносившие благо для земледельцев, оборачивались несчастьями для горожан. В Мохенджо-Даро нижние этажи домов нередко заполняли землей, чтобы поднять жилье и сделать его недосягаемым для периодических разливов реки. На образовавшемся таким образом фундаменте возводились новые этажи. Некоторые дома ветшали и рушились. Руины в этих случаях разравнивали - и на освободившемся месте строили новое здание. В результате повышался и уровень улиц. Кирпичная облицовка колодцев наращивалась до такой высоты, что, раскопанные до самого древнего уровня, они напоминают фабричные трубы.

 

Часть города, построенная на искусственном возвышении, отделялась зубчатой стеной от остального поселения. Это так называемая "цитадель", которая была предназначена для общегородских построек - административных и религиозных. В отличие от древних майя, египтян и греков, славившихся монументальными городскими постройками, в протоиндийских городах сооружений типа пирамид, дворцов или обелисков не обнаружено. Единственное крупное здание длиной 70 м и снабженное боковой колоннадой, обнаруженное в Мохенджо-Даро, было. По всей видимости храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. Тем не менее, во всех протоиндийских городах - Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган - общественные здания, а именно молельные дома, зернохранилица и купальные водоемы, составляли неотъемлемую часть планировочного пространства.

 

Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. В Мохенджо-Даро была создана уникальная для древности система водоснабжения и канализации, а сам город застроен двух- и трехэтажными домами. Дома нередко состояли из десятков помещений (видимо, это касается только зажиточной части населения). В жаркое время жители, видимо, спали на плоских крышах. Окна выходили во внутренний двор, где на очаге готовилась пища. Во многих домах археологи находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других цивилизациях древнего мира.

 

Еще одна характерная особенность протоиндийских городов, роднящая их с более поздними (а именно средневековыми) европейскими, заключается в соединении аграрного и урбанистического пространства в одном месте: село как бы проникало в город и растворялось в нем. Так, горожане держали подсобное сельское хозяйство прямо у дома. В частности, они использовали домашних животных: коз, верблюдов, буйволов, домашнюю птицу. Древние индийцы выращивали пшеницу, ячмень, бобовые культуры и, вероятно, занимались хлопководством. Здесь широко была развита торговля. Доказательством развития внутренней торговли считают обычно находки каменных гирь, а одно из помещений рассматривают как крытый рынок. Находки печатей, бус, раковин и хараппских печатей[10] в городах Месопотамии (Ур, Киш, Телль-Асмар), а также Ирана (Тепе-Яхья) и Южной Туркмении (Алтын-Тепе) позволяют предполагать наличие широких торговых связей с внешним миром.

 

Кирпич и бетон не применялся, большинство городских построек возведено из сырцы стандартных размеров. В проиндийских поселениях не обнаружены печи для обжига кирпича. Ученые обратили внимание и на то, что на территории Хараппы и Мохенджо-Даро они появились очень поздно, когда города уже начали клониться к упадку. Причина состоит не в отсутствии мастерства, а скорее в отсутствии сырья - больших лесов поблизости не было, топливо везли аж-то с Гималаев. Так же и строились цеха по обжигу, а готовый продукт на кораблях сплавляли по воде.

 

На побережье города Сурат (запад Индии) в 2002 г. ученые обнаружили куски бревен, остатки посуды и ископаемые кости, а также похожую на строительный материал смесь. Некоторые предметы датируются 7500 г. до н.э., что указывает на то, что в современном Камбейском заливе существовала очень древняя культура, которая была впоследствии затоплена. По мнению индийских археологов, обнаруженные ими развалины являются ни чем иным как остатками самого древнего города на Земле. До настоящего времени ученые полагали, что первые города появились около 3500 лет назад в долине Шумер на территории современного Ирака. Однако если открытие индийских ученых подтвердится, то найденный ими город станет древнейшим памятником археологии в Индии. Сейчас таким памятником считается город Хараппа, относящийся к 2500 году до нашей эры (Nature).

 

Археологические материалы дают некоторое представление о религиозных воззрениях населения Хараппской цивилизации. Женские терракотовые фигурки (культ богини-матери) и фигурки животных, найденные в Мохенджо-Даро и Хараппе, и сегодня украшают домашние алтари в сельской Индии.

 

Среди археологических находок каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи и зернотерки, палицы и топоры, серпы и пилы и пр.), ювелирные и другие изделия (украшения, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с изображением животных и протоиндийскими надписями, таблицы со знаками-символами в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.). Обнаружены игровые комплекты типа шахмат (четыре вида войск) и шашек; изделия гончарных мастеров, уже тогда применявших специальную обработку в печах и искусное орнаментирование.

 

Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро. Многочисленные глиняные фигурки богини-матери в сложном головном уборе выполнены в условной манере. Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах).

 

В Хараппе и Мохенджо-Даро была известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные рисунки, изображения охотничьих сцен и пр.

 

Должно быть, местные жители отличались миролюбием, так как в их городах не найдено ни наступательного оружия, ни оборонительных сооружений. Вероятно, они не слишком часто сражались с серьезными врагами. Во всяком случае, найденное в Мохенджо-Даро оружие сделано намного хуже, чем хозяйственный инвентарь. Бронзовые наконечники копий очень тонкие и быстро гнущиеся. По-видимому, копья предназначались для охоты. Мечей не обнаружено совсем.

 

В протоиндийских городах была слабо развита военная инфраструктура. Центральный храм чаще всего представлял собой комплекс зданий без каких-либо оборонительных сооружений. Поэтому около 1500 г. до н.э. дравиды оказались беззащитными перед натиском ариев, кoторые передвигались верхом и использовали боевые колесницы. Вероятно, впрочем, что арии появились там через несколько веков после падения Хараппской цивилизации.

 

Как показывают археологические раскопки, цивилизация бронзового века приходила в упадок постепенно, в течение столетий. К 1700 г. до н. э. Она пришла почти в полный упадок, чему способствовали, видимо, многочисленные наводнения, причинявшие городам непоправимый вред, а также изменчивое русло Инда. Сыграли свою роль также нерациональное ведение поливного земледелия и вырубка лесов природные. Результатом явилось наступление пустыни на цветущие земледельческие поля. Современные области Северо-Западной Индии, где некогда процветали древние города, заняты пустынями и полупустынями. Культурная деградация ощущалась во всем: сократился торговый обмен с другими странами, ремесленники и деловой люд покидали город, окраины зарастали бурьяном, сельская местность уже не могла прокормить даже сокращающееся городское население. Происходит смена городов сельскими поселениями, а вслед за тем и варваризация культуры. Историки не исключают также иноземные вторжения. Ведь упадок городов, как правило, сопровождается проникновением в страну более отсталых племен. Правда, к 1500 г. до н. э., когда арии начали мигрировать в Индию, Хараппская культура практически перестала существовать.

 

Хараппская культура не оказала серьезного влияния на исторические судьбы народов долины Ганга, хотя в форме культурных пережитков и народных традиций ее следы обнаруживаются в некоторых регионах Индийского субконтинента.

 

Перед входом в храмы, мечети или гурдвары (сикхские храмы) обязательно следует снимать обувь, также в доме принято снимать обувь и ходить босиком. В храмах за небольшую плату вам предложат оставить обувь на хранение или чехлы на обувь; обычно разрешают проходить в носках. Нельзя вносить в храм изделия из кожи, это могут посчитать оскорблением.

 

Ведийская эпоха. Новый этап в развитии культуры Индии относится ко второй половине II тысячелетия до н.э. - середине 1 тысячелетия до н.э. и связан с совершенно другим народом, пришедшим сюда из дальних стран и создавшим совершенно новый тип цивилизации. Происхождение светлокожего народа, называвшего себя "арии" (благородные) и занимавшегося пастушеством и скотоводством, до сих пор не выяснено. Их язык относят к древнейшей форме санскрита, одного из индоевропейских языков.

 

В XV веке до н.э. они вторглись в Северную Индию и оттеснили дравидов на юг. И по сей день языки юга Индии остаются дравидийскими, тогда как три четверти всех индийских языков родственны арийскому санскриту. К 200 г. до н.э. их влияние распространилось на всю область между Гималаями и горами Виндхья.

 

Приход арийских племен, прародиной которых одни ученые считают Среднюю Азию, а другие - южнорусские степи, открыл в истории Индии так называемую ведийскую эпоху, получившую название по созданной в это время священной литературе вед.

 

У местного населения арии заимствовали институт каст(варн), который теперь оформился в иерархически организованную систему четырех сословий: 1) жрецы - брахманы, 2) военная знать - кшатрии, 3) свободные общинники, земледельцы, торговцы - вайшья, 4) слуги, занимающие самое низкое положение в социальной иерархии - шудры. Вне этого строго разделенного общества стояли неприкасаемые, представители еще не ассимилированных племен и так называемых "нечистых" профессий, например, бродяги. Сами арии занимали в этой системе высшие ранги; и сегодня в высших кастах преобладают индийцы со светлой кожей.

 

Арии принесли с собой не только новых богов, которые олицетворяли природные стихии (огонь, воду и воздух), но также культ военной силы и новый тип литературы. В религиозном пантеоне ариев, как это и полагается доземледельческому обществу, отражавшем социальное равенство, жесткой иерархии богов не было, а количество их было огромным. В ведах насчитывается 33 бога, хотя в одном месте упоминается о 3399 богах. Боги делились на земных, небесных и промежуточных. Наиболее почитаемым богом ариев можно считать Индру, бога дождя и грома, бога-воина: лично ему посвящены 250 гимнов, часто упоминается он и в гимнах, посвященных другим богам. Хранителем мирового порядка и справедливости выступал Варуна - божество ночного неба и небесных и земных вод. Большим уважением пользовался и Агни, бог огня, возносящего жертвы. В ведах ему посвящено около 200 гимнов. Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются в первые ряды божеств только в более поздних ведических текстах.

 

Несколько особняком в этом ряду стоит Индра, выполнявший в пантеоне своеобразную функцию племенного вождя. Он считался верховным божеством. Индра - идеал арийского воина. Его благосклонность пытались снискать с помощью молитв и жертвоприношений.

 

Компендиум всех знаний - религиозных, философских, поэтических и даже социальных, - которые в ту эпоху смог выработать индийский народ, заключался в ведах. Само слово веда, родственное русскому "ведать", означает "священное знание". В Индии говорят: никто не имеет права называться индусом, не признавая Веды как высший авторитет.

 

До сих пор индусы признают два вида авторитетной религиозной литературы: шрути (<услышанное>), считается либо вечным и самосущим, либо проявленным в результате божественного откровения, и смрити (<воспоминание>), считается созданием человека и обладает меньшим авторитетом. Ведическая литература включает в себя все шрути, и некоторые смрити, и, в первую очередь, четыре основных собрания (самхита), каждое из которых носит название веда (<священное знание>).

 

В понятие "веды" обычно включают четыре основных сборника - сомхиты (Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа), а также примыкающие к ним так называемые поздневедийские сочинения. Веды представляют собой сборники священных гимнов, жертвенных и магических формул, описаний ритуала, толкований и комментариев к священным текстам: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда мелодий), Яджурведа (Веда жертвенных формул), Атхарваведа (Веда заклинаний и заговоров).

 

Самой древней (10 в. до н.э.) и почитаемой является Ригведа, содержащая более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах. Гимны состоят в среднем из десяти строф каждый и исполнялись во время ритуалов, посвященных огню и соме (<священное возлияние>); они сгруппированы в десять разделов (мандала), из которых разделы 2-7 признаются наиболее архаичными. Гимны Ригведы представляют собой поэтические тексты, созданные на особом сакральном языке во время озарений, связанных, очевидно, с экстатической практикой. Ригведа - памятник высокой жреческой поэзии, связанный с великими жертвоприношениями, в частности, с возлиянием священного напитка - сомы. Гимны обычно обращены к тому или иному божеству и содержат его восхваление, а также просьбу. Встречаются также космогонические гимны, гимны-заговоры и заклинания, гимны-загадки.

 

Вторая веда, Самаведа, содержит 1549 строф, почти полностью заимствованных из Ригведы и используемых как напевы во время жертвоприношения сомы. Она включает также песенники (гана), поясняющие способ исполнения этих строф. Третья веда, Яджурведа, существующая в нескольких редакциях, была руководством для жрецов, отправлявших ритуал жертвоприношения, сопровождаемый декламацией, молитвами и песнопениями других жрецов. Она состоит из строф, в основном заимствованных из Ригведы, и прозаических формул (яджус).

 

Наряду с Ригведой наибольший интерес представляет Атхарваведа, которая включает 730 гимнов, содержащих около 6000 строф, а также прозу. Основную ее часть составляют заговоры против злых духов и болезней, молитвы о долгой жизни, обретении детей, власти или богатства. Атхарваведа содержит тексты, созданные не только в жреческой, но и в народной среде, включает обширный материал по быту, обычаям и верованиям индийцев.

 

Ведийская литература содержит сведения из различных областей знаний того времени: земледелия (удобрения, севообороты, шелководство, вредители растений и др.), медицины (перечень болезней, их признаки, целебные травы и около 760 целебных снадобий, сведений об анатомии, патологии, терапии и др), геометрии (соотношение сторон прямоугольного треугольника), ремесел (устройство гидравлических машин и пр.), военной техники (виды оружия, оборонительные сооружения), астрономии (определение положения многих звезд) и т. д.

 

Вначале ведизм не был общеиндийской религией, а почитался лишь группой племен, создавших Ригведы. Однако на протяжении многих столетий культура и религия ариев смешивались с местной культурой, порождая новые религиозные течения, в том числе и брахманизм. Веды, древнейший памятник духовной культуры исключительно ариев, приобрели вскоре общеиндийское значение. Они стали священными книгами индусов, составили основу народного эпоса. Своими корнями индуизм как религия (последователями которой называют себя 83% населения современной Индии) уходит в эпоху вед.

 

После того как веды были составлены, ведические жертвоприношения еще более усложнились, и жрецы сочинили прозу под названием брахманы, в которой детализировали и разъяснили практику совершения жертвоприношений, указали подходящие для каждого случая ведические строфы и развили теологические и философские положения. Этот аспект индуизма часто называют брахманизмом.

 

Случилось так, что к четырем главным ведам - Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе, - отныне выполняющих функцию то ли теоретических, то ли мифилогических трактатов, добавились соответствующие прикладные разделы: у каждой веды своя брахмана. Брахманы посвящены преимущественно истолкованию символики жертвенного ритуала и объяснению связи между ритуальным действием и текстом жертвенных формул.

 

К брахманам прилагаются эзотерические теологические тексты под названием араньяки (<лесные трактаты>), предназначенные для использования брахманами преклонного возраста, обитающими в лесах вдали от своего прежнего окружения. Они сложны и спекулятивны. Как правило, в детстве изучались санхиты; затем человек, вступающий в жизнь и обязанный выполнять ритуалы, предписанные для домохозяина, должен был изучать брахманы.

 

Экзотическая примета Индии - огромное количество коров на улицах городов и селений Индии. Известно, что в Индии корова - священное животное. И если, не дай Бог, наехать на корову - последствия будут самые печальные - как минимум пожизненное заключение. Не так давно одна из индийских дорог была парализована почти на сутки, когда священному животному вздумалось прилечь вздремнуть прямо посреди дороги. Когда же некий иностранец все-таки попал в ДТП с участием коровы, его адвокатам долго пришлось доказывать судье, что в аварии виноват: владелец коровы, создавший такие невыносимые условия жизни своей рогатой, что той ничего не оставалось, кроме как покончить с собой, избрав автомобиль инструментом для сведения счетов с жизнью

 

Завершением жанра ведийской литературы служат упанишады[11], нередко называемые в индийской традиции словом "веданта", т.е. "конец веды". Все они считались священными текстами божественного откровения (шрути), а иногда назывались также ведами в широком смысле слова.

 

Упанишады, представляющие собой фундамент, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии, являются заключительной частью вед и потому называются веда-анта, или окончание вед. Их название наводит на мысль, что в упанишадах выражена сущность ведийского учения. Слово <упанишад> означает или <то, что приближает человека к богу>, или <то, что приближает человека к учителю> (упа-ни-сад)[12]. Последнее значение упанишад имеет место потому, что их доктрины были известны лишь посвященным, то есть передавались учителем своим избранным и приближенным ученикам (упасана)[13] под строжайшим секретом. Упанишады считались внутренними, тайными значениями вед, и поэтому их наставления назывались иногда <ведопаниша-дами> - тайной вед. Упанишады изучались в последнюю очередь.

 

Упанишады являются древнейшими философскими произведениями Индии. Они в непринужденной манере, посредством какой-нибудь истории, загадки, диалога и религиозного стиха, раскрывают различные идеи, которые позднее стали основными в знаменитых индийских философских системах и оказали влияние на буддизм и джайнизм, как, впрочем, и на индуизм. Единственной задачей упанишад было отождествение индивидуальной души с душой вселенской.

 

В Упанишадах, философских сочинениях в стихах и прозе, отразились сложные религиозные построения, например, учение об особом мистическом знании, достигаемом медитацией. В этот период сложилось и учение о переселении душ, в соответствии с которым поступки человека в нынешней жизни определяют его удел и кастовую принадлежность в последующих. Упанишады были многочисленны, ибо они разрабатывались различными ведийскими школами, причем создавались в разное время и в разных местах.

 

Веды не только были поздно записаны, но и будучи письменно фиксированными, они долгое время передавались только изустно - от учителя к ученику. За многие столетия язык изменился и стал настолько отличаться от разговорного, что приходилось заучивать наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Сложная система запоминания и точного воспроизведения текстов, существовавшая у брахманов, кажется, ни к чему хорошему привести не могла. Тем не менее именно она серьезно повлияла на характер образования и науки в Индии. Стремление к точной передаче священных текстов привело к появлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология, на базе которых позже развивалась древнеиндийская лингвистика. Определение времени для жертвоприношений требовало наблюдений за небесными светилами, а строительство сложных алтарей - познаний в геометрии. Так уже в ведийскую эпохи складывались предпосылки для развития науки.

 

Наряду с ведийской оформлялась и эпическая традиция. Выдающимися поэмами являются Махабхарата и Рамаяна. Махабхарата (санскрит - <Сказание о великих Бхарата>[14]) - повествование о битве двух родов и их союзников за господство над Хастинапурой (ныне Дели). Состоит из 18 книг, вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера ("Сказание о Нале", "Повесть о Савитри"). Махабхарата - источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии. Народный эпос сложился на основе устных повествований и легенд племен и народов Северо-Западной Индии. Его истоки восходят ко 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э.: современный вид приобрёл к середине 1-го тысячелетия н. э. Авторство приписывается Вьясе. Основной сюжет Махабхараты - лишение власти потомков царя Панду (Пандавов) их двоюродными братьями из рода Куру - Кауравами и возвращение царства после кровопролитной братоубийственной битвы. Рамаяна почти в четыре раза короче Махабхараты и является более цельным произведением, содержащим меньше отступлений, вставных эпизодов и дидактики. Текст ее почти целиком посвящен изложению основного сюжета - похищения Ситы, жены царевича Рамы, демоном Раваной и последующего возвращения Ситы. Главный герой индийского эпоса <Рамаяна> и <Махабхарата> - Рама, мудрый и добродетельный царь-герой. Рама был объявлен аватарой Вишну и стал в средние века объектом культа. В своем окончательном виде <Махабхарата> и <Рамаяна> стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен миллионам неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение.

 

Смешение культур, местной и пришлой, продолжалось на протяжении многих столетий. На смену или в помощь ведам, которые сформировались в 2000-1500 гг. до н.э., т.е. до прихода в Индию, в 800 г. до н.э. появился новый тип религиозно-философской литературы - Упанишады. В них отразились новые исторические реалии - новые песни и стихи, новые верования и ритуалы, новый культ и новая структура общества. Воины и военный бог Индра лишились былой власти. Новая религия, уже местного происхождения, брахманизм отошел от конкретных, материально осязаемых представлений о воде, огне и земле. На смену им пришла довольно сложная система абстрактных представлений об устройстве мироздания. Она потребовала куда более изощренных ритуалов, специалистами в которых числила себя каста жрецов. В новой табели о рангах (см. выше) они заняли ведущие позиции, а воины, составлявшие некогда основу армии ариев, переместились на вторые позиции.

 

Новая расстановка социальных сил отражала фундаментальные изменения, произошедшие на рубеже 1 тысячелетия до н.э. в самой индийской культуре. Вряд ли в Хараппской цивилизации религия - с ее сложнейшей системой духовной медитации - играла преобладающую, можно сказать всепоглощающую роль, как это стало в ведийский период. Да и у ариев, пришедших захватчиками на индийскую землю и превратившимися в мирных обывателей, религия не занимала такого важного места в обществе.

 

Странные обычаи

 

Старайтесь, чтобы подошвы ваших туфель не были обращены в чью-либо сторону, так как это может быть расценено как знак не уважения. Не показывайте указательным пальцем, пользуйтесь или жестами вытянутой руки, либо подбородка.

 

Иерархическое начало - удел всех земледельческих цивилизаций - пронизал все сферы жизнедеятельности, включая религию. Древний политеизм отошел в прошлое, все боги распределились по ранжиру, каждый занял строго отведенное ему место. Ведизм, не знавший строгой иерархии богов, уступил место индуизму, в котором на первый план выдвигается бог-творец и устанавливается иерархия в пантеоне. Особую роль в индуизме играют три бога - Брахма, Вишну и Шива, триединство богов. Постепенно особую роль стали играть боги Вишну (бог охранитель) и Шива (бог разрушитель), что привело к появлению двух основных направлений в индуизме. Из культа Вишну, его восьмого перевоплощения в облик Кришны родилось новое направление в вишнуизме - кришнаизм.

 

Государство Маурьев. Третий этап в становлении культуры Индии называют буддийским периодом и связан он с образованием в долине еще одной великой реки Ганги крупного государства Маурьев. Около 1500 г. до н.э. на востоке долины Ганга, в Магадхе (совр. Южный Бихар), сложился новый политический и культурный центр. Развитие земледелия в центральной части долины Ганга требует большего вложения труда и средств, нежели в долине Инда. Климат здесь жаркий и отличается повышенной влажностью, в древности долину Ганга покрывали густые заросли тропического леса. Не меньшие сложности, чем борьба с джунглями, представляла и распашка твердой, изобилующей корнями почвы. Только переход от бронзовых к железным орудиям труда позволил освоить эту местность.

 

На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве (порой даже с избытком), однако только создание искусственных ирригационных сооружений - прудов, колодцев, каналов и дамб - позволяло добиваться устойчивых урожаев, не зависевших от капризов погоды. В условиях поливного земледелия на Северо-Востоке Индии основной зерновой культурой стал рис, и само слово "пища" уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение - "отварной рис".

 

Почвы долины Ганга, отличавшиеся необычайным плодородием, обеспечивали высокие урожаи. Развитие сельскохозяйственного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Недаром в античной литературе еще во времен Геродота (V в. до н.э.) установилось мнение о том, что индийцы - самый многочисленный народ на земле. Отличительной чертой периода являлось интенсивное строительство городов.

 

Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась появлением новых религиозных течений. Наиболее важным из них был буддизм, превратившийся в первую мировую религию. Традиционная формула называет "три драгоценности" буддизма: это сам Будда, дхарма - его учение и сангха - община его последователей.

 

Буддизм - самая ранняя по времени появления мировая религия, которой ныне следуют около 700 млн. человек. Расцвет этой религии в Индии пришелся на V в. до н.э.- начало н. э. Основателем буддизма считается реальное историческое лицо - Сиддхартха Гаутама (560 - 480 гг. до н. э.). Происходил он из царского рода. С детства он поражал своими способностями. Окруженный роскошью и великолепием, проводил жизнь в прекрасных дворцах, побеждал соперников на рыцарских турнирах. Жена-красавица и любимый сын довершали, казалось бы, идиллическую картину бытия.

 

Будда был родом из небольшого племени шакьев, расположенного на территории современного Непала. Еще недавно, в ведийскую эпоху на этот регион смотрели свысока. Составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматривая его образ жизни как чуждый и варварский. Зародившись в маргинальном пространстве - на культурной периферии мира, учение Будды вскоре стало его центром, религиозно-философским и смысловым стержнем. Сегодня, в 21 веке, по силе и притягательности для представителей самых разных культур, вероисповеданий, классов и возрастов буддизм не имеет соперников.

 

Историческая судьба Будды, в молодости странствующего проповедника Сиддхартха, известного также под прозвищем Шакьямуни ("отшельник из племени шакьев"), показательна и в другом отношении. Предание повествует о том, что Будда происходил из царского рода Гаутамы и в 29 лет ушел из отцовского дома, дабы найти путь избавления от страданий для себя и всего человечества. Отшельником и странствующим проповедником он провел следующие 7 лет, после чего обрел истинный путь к спасению и с этих пор стал называться Будда (Буддха), что значит - "осененный истиной", "просветленный знанием", "уразумевший". Еще 40 лет он бродил по городам и селам средней части долины Ганга, проповедуя новое учение.

 

Выходец из богатейшей прослойки сотворил учение, которое овладело умами и душами миллионов нищих и обездоленных. Ушедший в добровольное изгнание, расторгнувший связь с торопливым и суетным миром, Будда в конечном итоге нашел путь к примирению с ним, сформулировал весьма гармоничные формулы единения между людьми и государствами. На поверхности буддизм кажется пессимистическим и мрачным, но на самом деле обладает такой мощной энергией, которая помогает человеку перенести все несчастья и беды.

 

Жизнь, по учению буддизма, - зло, а жить - значит страдать. Страдание связывается не только с неизбежным приходом болезней и смерти, но и с желанием лучшего возрождения, с самой цепью перерождений. Причиной страдания Будда называет страстное желание жизни, богатства, наслаждений или лучшей судьбы в новом существовании. Путь освобождения от страданий ему представляется в виде полного контроля над своим духом и поведением, а конечной целью при этом является нирвана (букв. "угасание"), после которой человек разрывает цепь и уже не рождается вновь. Нирвана - состояние, при котором человек навсегда выключался из процесса перерождений, вот идеал, к которому надо стремиться. Причиной возрождения человека, по учению о карме, является поступок, деяние. Поступок является следствием желания. Путь к нирване - отказ от мира и его радостей.

 

Если религию считать квинтэссенцией национального менталитета, то смена религии, особенно в такой крупной стране, как индия, равносильна культурной революции. В самом деле, отличия между ведизмом и буддизмом разительны. Стремление к обращению все большего количества людей в буддийскую веру принципиально отличает эту религию от ведийской - последняя, напротив, предназначена лишь для тех, кто по происхождению принадлежал к какой-либо из варн "дваждырожденных". Если ведийский жертвенный культ был направлен, главным образом, на достижение благополучия семьи и общины, то целью буддийского вероучения являлось спасение личности. Буддизм - это религия без Бога, в нем нет места для Бога-творца. Если жрецы-брахманы выступали в роли посредников для людей в их общении с богами, то в деле спасения, согласно представлениям раннего буддизма, помощников быть не может. Внешняя обрядность, как и в возникшем через 2 тыс. лет протестантизме, бесполезна, а кровавые жертвоприношения даже греховны, ибо в буддизме распространяется идея непричинения вреда живым существам. Только духовное самосовершенствование, раскрытие в себе всей полноты личности открывает путь к истине.

 

Не имеет особого значения соблюдение ритуальной чистоты, и, хотя существование сословно-кастовой иерархии в миру не подвергается сомнению, религиозное освобождение не ставится в зависимость от социального положения человека. Буддизм не делит людей по их племенной или кастовой принадлежности, не препятствует общению между ними. Для достижения спасения надо отказаться от мирских благ - от собственности и семьи, социальных связей и эмоциональных пут. Бритоголовые, в оранжевых одеждах, с горшком для милостыни в руке последователи Будды скитались по городам и селениям 2500 лет назад, скитаются они и сегодня. Нищенствующая братия четыре месяца в году - сезон дождей - проводила в пещерах, а впоследствии - и в специально построенных для них помещениях монастырей.

 

Буддизм был проще и понятнее, чем брахманизм, всем слоям населения: бедным и богатым, образованным и малограмотным. Буддийские тексты, составленные на местных разговорных языках, были понятнее населению, чем тщательно скрываемая от непосвященных санскритская литература брахманов. Особым успехом буддизм пользовался среди горожан, так как само возникновение городов было связано с распадом традиционных социальных связей, развитием частной собственности, обособлением личности. Начиная с VI в. до н. э. число его сторонников быстро растет. В связи с распространением буддизма возникает монашеская община - сангха - довольно хорошо организованная, с твердой дисциплиной и монашеской иерархией. В сангху не принимались только рабы; все свободные входили без различия своего общественного положения.

 

Традиции и обычаи

 

В Индии не приняты рукопожатия. Вместо этого индусы используют традиционный жест: поднимают соединенные ладони к подбородку, как для молитвы, и покачивают головой со словами: <Намасте>. Таким образом, местные жители приветствуют не только друг друга, но и своих гостей. Однако мужчины без колебаний поздороваются с вами за руку, если вы мужчина. Рукопожатие будет оценено как жест исключительного дружелюбия. Однако для индийских женщин неприемлемы свободные нравы, принятые на Западе.

 

Буддизм неплохо уживался и с государством, поскольку проповедовал пассивность и примирение с действительностью. Буддистов государство не преследовало, как ранних христиан. Зато он встретил упорного врага в лице жречества. И не зря. Решительно отвергая кастовую систему, Будда как бы оттеснил религию брахманского жречества на второй план. Правда, простые индусы быстро разобрались, что к чему. Они сохранили то и другое. Им безусловно импонировал <пролетарский> буддизм, но и отказаться от кругооборота душ в природе они не могли - из-за страха быть наказанным в последующих рождениях. Вот почему миряне охотно обращались и сейчас обращаются к брахманам, приглашая их на свадьбы, похороны и другие церемонии. От них ожидают помощи в повседневных делах - для получения урожая, приплода скота, защиты от болезней и т.п.

 

В те ранние времена на защиту буддизма неожиданно встала аристократия. Она уже была недовольна отводимым ей местом в социальной иерархии, ведь согласно брахманизму верхнюю ступеньку в кастовой системе занимала не она, а жречество, командование и указки которого давно надоели обществу. Население с удовлетворением восприняло возможность перейти от элитарной религии брахманизма к более демократичному буддизму либо поставить его рядом с древними верованиями.

 

Импонировал буддизм и представителям царских династий, в том числе Маурьев, часть которых были выходцами из шудр - низшей касты, никогда не обладавшей высоким статусом. Вертикальную мобильность буддизм не порицал, даже поощрял.

 

Буддизм проповедовал возможность разорвать круговорот повторных рождений не с помощью жертвоприношений и аскезы, а путем медитации, самосовершенствования и уничтожения сознания собственного "Я". Это своеобразный аналог западной мотивации достижения, принятой в на вооружение в современном бизнесе. Неудивительно, что династия Маурьев использовала буддизм в своих личных и общественных интересах, объединив на его основе всю нацию. В своих надписях царь Ашока призывает население почитать не только наследственных жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Он рассылал специальные миссии, которые должны были проповедовать истины буддизма. При нем буддизм стал общегосударственной религией. В свою очередь, учение Будды послужило идейной основой владычества династии Маурьев.

 

Особого могущества государство Маурьев достигло при императоре Ашоке (268-232 до н. э.), оставившем глубокий след в индийской истории. Могущественный Ашока(в переводе "Лишённый печали") пробыл на троне достаточно долго, почти 40 лет, и сделал для страны немало. Он много воевал, присоединяя новые территории, устанавливал дипломатические отношения, торговал с ближним и дальни зарубежьем, потворствовал наукам и искусствам, возводил города и немного философствовал. При нём государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда Ашока ("Жестокий Ашока"). Он даже не был красив. Но ни один принц не превосходил его в доблести, храбрости, достоинстве, любви к приключениям и искусности в управлении. В зрелом возрасте он, сделавшись приверженцем буддизма, отошел от ратных дел, увлекшись философией и религией. По его указанию на гладкой поверхности каменных колонн высекались буддийские изречения, призывавшие к состраданию и милосердию. Капители, завершающие колонны, представляют собой прекрасные образцы скульптуры. Ашоку любили и уважали не только чиновники, но и простой люд.

 

По сей день Ашоку считают в Индии идеальным правителем[15]. Колесо, которое украшает флаг современной Индии, хранит память о царе Ашоке. Повелитель огромной империи, после великой победы на поле битвы, излечился от насилия и дал клятву никогда не воевать снова.

 

Держава Ашоки

 

"Буддийский" период - время урбанизации в Северной Индии. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки в течение жизни нескольких поколений превращаются в обширные и процветающие города. Укрепленные поселения городского типа появились уже в конце "ведийского" периода, а к V - IV вв. до н. э. относится основание важнейших городских центров древней Индии.

 

В буддийский период сложилась иерархическая структура городов, начало которой положил основатель династии Чандрагупта, превратив крепость Паталипутру в столицу империи. Паталипутра (совр. Патна в Бихаре), основанная в V в. до н.э. в районе р. Сон, была обнесена мощными оборонительными стенами и рвами и имела прямоугольную планировку. Городская стена протяженностью в 30 км, насчитала несколько сот башен и десятки ворот.

 

Паталипутра была не только столицей империи Маурьев, но и позднее, в IV-V вв. н. э., стала главным городом государства Гуптов. В эдиктах Ашоки, третьего правителя династии Маурьев, можно найти упоминание о"внутренних" (столицах) и "внешних" (центрах провинций) городах. Удобно разместившись при слиянии Ганга с Джамной и двумя другими притоками, Паталипутра стала естественным административным центром всего бассейна Ганга.

 

Контроль над важнейшими торговыми путями, продуманная жесткая система государственного управления, сильное войско, наконец, намерение создать всеиндийскую монархию, стали залогом прочной и довольно эффективной власти. В империи Маурьев торговля подвергалась строгой регламентации со стороны государства. Специальные чиновники следили за правильностью мер и весов, за порядком на рынке. За мошенничество, за продажу недоброкачественных продуктов и т. п. виновные подвергались наказаниям, чаще всего - денежным штрафам. Торговлей занимался и сам царь; его товарами и от его имени торговали специальные царские служащие, в ведении которых находился целый штат торговцев.

 

Наиболее известные памятники искусства этого времени связаны с именем Ашоки. Площадь наиболее крупных поселений, подвергавшихся раскопкам, - таких, как Уджаяни и Каушамби, - составляет около 1,5 - 2,5 кв. км, что соответствует размерам знаменитых городов древней Греции той же эпохи. Многочисленные предания сохранили воспоминания об Ашоке, как о строителе буддийских монастырей и ступ - сооружений, хранящих акую-либо реликвию, связанную с Буддой. Эти предания утверждают, что Ашокой было построено 84 тыс. ступ.

 

Ступа Ашоки в Патане

 

Расцвет древнеиндийской культуры в первые века христианской эры выражается в развитии самых разнообразных светских жанров. Особо надо отметить санскритскую драму, предназначенную как для придворного, так и для городского театра. Огромной популярностью пользовался сборник басен <Панчатантра>. Отдельные рассказы его нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку.

 

Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, где обрисованы придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства, причем все это в стихотворной форме. Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков и сборников дидактических афоризмов, нередко рифмованных, составлялись и научные трактаты, чтобы, таким образом, облегчить их запоминание и устную передачу. Из произведений научной и дидактической литературы следует прежде всего упомянуть грамматику санскрита, составленную Панини примерно в IV в. до н. э. Не менее важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории.

 

После смерти Ашоки в 232 г. до н.э. династия Маурьев утратила былое значение, а страна на 500 лет попала под власть весьма посредственных правителей.

 

В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), региона Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школа Амаравати).

 

Тогда же разворачивается и строительство. Сохранились великолепные буддийские памятники, в частности пещерные монастыри Западной Индии. Высеченные в скалах залы достигают площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Их внутреннее оформление воспроизводит традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах). Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II - I вв. до н. э. Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные останки Будды и реликвии, связанные с его деятельностью. Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в форме балкончика - она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

 

Каменные ступы являются непременной принадлежностью пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

Date: 2016-05-15; view: 612; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию