Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Система фонем, или звуков, русского языка. Механизм образования звуков речи и их классификация ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Поскольку в методической литературе термин «фонема» чаще заменяется равнозначно употребляемым термином «звук», в дальнейшем мы будем пользоваться последним, имея в виду основной вариант каждой фонемы. Звуки русского языка характеризуются определенными артикуляционными и акустическими свойствами. По механизму образования звуки речи разделяются прежде всего на гласные и согласные. Для гласных характерна фонация, обусловленная вибрацией голосовых складок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость. Этим определяется характерное акустическое качество гласных, при произнесении которых в нормальной речи тон голоса свободен от выраженной примеси шума. Для согласных характерно образование в надставной трубе, или, говоря точнее, в ротовой полости, преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде комбинации смычки со щелью. При образовании одних согласных звуков указанные преграды сочетаются с голосовой фонацией, при образовании других она отсутствует. Наличие преград служит причиной возникновения различных более или менее резко выраженных шумов, которые сами по себе или в сочетании с тоном голоса составляют акустическое качество разных согласных. Рассмотрим в общих чертах механизм образования различных гласных и согласных звуков. В зависимости от того, в каком направлении изменяется положение языка по отношению к индифферентному его положению, гласные разделяются по рядам и подъемам. Перемещение языка вперед характеризует гласные переднего ряда: э, и, назад — гласные заднего ряда: о, у. Промежуточное положение языка присуще гласным среднего ряда: а, ы. Сильно поднятая спинка языка отличает гласные верхнего подъема: и, ы, у. Умеренно поднимается язык при гласных среднего подъема: о, э. Наконец, наиболее низкое положение он занимает при гласном нижнего подъема: а. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. В связи с этим гласные о, у называются лабиализованными (от латинского labia — губы). Согласные звуки различаются по четырем основным признакам: 1) наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; 2) способу артикуляции; 3) месту артикуляции; 4) наличию или отсутствию дополнительного подъема передне-средней части спинки языка к нёбу. По первому признаку согласные делятся на вокализованные (от латинского слова vox — голос) и невокализованные. Вокализованные согласные, в которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом, называются звонкими. Другие вокализованные согласные, в которых шум выражен слабо и тон голоса преобладает, называются сонантами (от латинского sono — звучу). Невокализованные согласные состоят только из шумов различного характера. Большинство согласных составляют пары звонких и глухих, а именно: п — б, п' — б'; т — д, т' — д'; к — г, к' — г'; ф — в, ф' — в'; с — з, с' — з'; ш — ж, х' — й (j). He имеют звонкой пары глухие согласные х, ц, чащ. Непарными вокализованными согласными являются сонанты м, м', н, н', л, л, а также звуки р и р'. По второму признаку согласные делятся на смычные (взрывные), щелевые (фрикативные; от латинского слова frico — тру), слитные (аффрикаты), смычно-проходные и дрожащие (вибраяты). К смычным согласным относятся звуки п, п', т, т', к, к', б, б', д, д', г, г', к щелевым — звуки ф, ф'', с, с', ш, щ', х, х', в, в', з, з', ж и й (j) (Звук й (j) выступает как щелевой звонкий согласный лишь в положения перед гласными, когда он входит в состав восходящих дифтонгов йа, йо, йу, йэ, йи; в положении после гласных, когда данный звук входит в состав нисходящих дифтонгов. ай, ой, эй, ий, ый, он выступает обычно в качестве сонанта (неслогового и)) к слитным — ц, ч, к смычно-проходным — м, м', н, н', л, л, к дрожащим — р и р'. Сильно поднятая спинка языка отличает гласные верхнего подъема: и, ы, у. Умеренно поднимается язык при гласных среднего подъема: о, э. Наконец, наиболее низкое положение он занимает при гласном нижнего подъема: а. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. В связи с этим гласные о, у называются лабиализованными (от латинского labia — губы). Согласные звуки различаются по четырем основным признакам: 1) наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; 2) способу артикуляции; 3) месту артикуляции; 4) наличию или отсутствию дополнительного подъема передне-средней части спинки языка к нёбу. По первому признаку согласные делятся на вокализованные (от латинского слова vox — голос) и невокализованные. Вокализованные согласные, в которых тон голоса сочетается с резко выраженным шумом, называются звонкими. Другие вокализованные согласные, в которых шум выражен слабо и тон голоса преобладает, называются сонантами (от латинского sono — звучу). Невокализованные согласные состоят только из шумов различного характера. Большинство согласных составляют пары звонких и глухих, а именно: п — б, п' — б'; т — д, т' — д'; к — г, к' — г'; ф — в, ф' — в'; с — з, с' — з'; ш — ж, х' — й (j). He имеют звонкой пары глухие согласные х, ц, чащ. Непарными вокализованными согласными являются сонанты м, м', н, н', л, л, а также звуки р и р'. По второму признаку согласные делятся на смычные (взрывные), щелевые (фрикативные; от латинского слова frico — тру), слитные (аффрикаты), смычно-проходные и дрожащие (вибраяты). К смычным согласным относятся звуки п, п', т, т', к, к', б, б', д, д', г, г', к щелевым — звуки ф, ф'', с, с', ш, щ', х, х', в, в', з, з', ж и й (j) (Звук й (j) выступает как щелевой звонкий согласный лишь в положения перед гласными, когда он входит в состав восходящих дифтонгов йа, йо, йу, йэ, йи; в положении после гласных, когда данный звук входит в состав нисходящих дифтонгов. ай, ой, эй, ий, ый, он выступает обычно в качестве сонанта (неслогового и)) к слитным — ц, ч, к смычно-проходным — м, м', н, н', л, л, к дрожащим — р и р'. По четвертому признаку согласные разделяются на две группы, в одну из которых входят звуки, называемые мягкими, а в другую — звуки, называемые твердыми. Первые отличаются от вторых дополнительным элементом артикуляции — подъемом передне-средней части спинки языка к нёбу — и носят название палатализованных (от латинского palatum — нёбо). Большинство согласных составляют пары твердых и мягких: п — я'; б — б'; м — м'; ф — ф'; в — в'; с — с'; з — з'; т — т'; д — &'; н — н'; р — р'; л — л'; к — к'; г — г'; х — х'. Непарными твердыми согласными являются ж, ш и ц, непарными мягкими — ч, щ, й (j). Наглядное представление о распределении согласных по рассмотренным четырем произносительным признакам дает таблица 1.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Звук а. Губы пассивны, рот раскрыт примерно на толщину большого пальца, поставленного ребром между нижними и верхними резцами. Язык плашмя лежит на дне рта. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 7). Можно видеть положение губ, края нижних и верхних резцов, а также, частично, положение языка. Приложив руку к гортани, можно осязать ее вибрацию, поднеся же ко рту — ощущать слабый теплый воздух. Впервые дети знакомятся со звуком а в подготовительный период всвязи с произнесением простейших слов и слогов. Учитель дает возможность послушать, как он произносит слово папа и изолированно звук а. Ученики не только слушают, но и видят при этом артикуляцию учителя. Они пытаются с большим или меньшим успехом повторить то, что сказал учитель. По мере необходимости учитель дает ученикам возможность осязать рукой выдыхаемый воздух, вибрацию гортани, а в отдельных случаях и проверить свою артикуляцию перед зеркалом. В связи с последующим анализом и синтезом слова папа дети учатся, повторяя за учителем и читая, произносить отдельные слоги и звуки, входящие в состав слова, учатся сливать звуки в слоги и слоги в слова. В результате такой фронтальной работы на уроках устной речи и грамоты многие дети вполне усваивают правильное произношение слова и его отдельных элементов (слогов, звуков). Однако всегда находятся ученики, которые нуждаются в индивидуальной отработке произношения. Звук о. Губы слегка выдвинуты вперед, округлены. Расстояние между верхними и нижними резцами несколько меньше, чем при а. Язык слегка оттянут назад и приподнят своей корневой частью. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 8). Можно видеть положение губ, осязать рукой вибрацию гортани и слабый теплый выдох. Работая над гласным о, допустим, в слове Вова, следует дать возможность воспринять его звучание с помощью слуха, при этом обратить внимание детей на характерное для о положение губ, а при необходимости также и на вибрацию гортани. Работая над звуком о на уроке и на индивидуальных занятиях, следует сопоставить звучание и видимую артикуляцию данного звука и ранее усвоенного звука а. Звук у. Губы выдвигаются вперед и сближаются, оставляя узкое отверстие. Расстояние между резцами меньше, чем при о. Язык оттянут в глубь рта и поднят своей корневой частью к нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты вибрируют (рис. 9). Можно отчетливо видеть характерное положение губ и осязать вибрацию гортани и груди. При первоначальном ознакомлении учащихся с произношением звука у надо дать детям возможность услышать его звучание, увидеть при этом артикуляцию губ, показать вибрацию верхней части груди, поскольку это противодействует характерному для многих глухих повышению голоса на гласном у. Звук э. Губы пассивны, углы рта слегка оттянуты назад. Кончик языка прикасается к нижним резцам, а боковые края — к верхним коренным зубам. Спинка языка умеренно поднята к нёбу, посередине ее образуется желобок. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 10). При произнесении звука видны положение губ, края резцов и положение языка. В ходе работы следует дать детям возможность, пользуясь остатками слуха, прослушать звучание гласного: приоткрыв рот, учитель должен отчетливо показать детям характерное для э выгнутое положение языка. Если ученик артикулирует без голоса, то при необходимости следует обратить его внимание на вибрацию гортани. В ходе постановки звука э во избежание возможного появления гнусавости полезно исходить из слога пе. Звук и. Губы несколько растянуты в улыбку. Расстояние между резцами очень небольшое. Кончик языка упирается в нижние резцы. Боковые края прилегают к верхним коренным зубам, спинка поднята к передней части нёба. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (рис. 11). Хорошо видно положение губ, края верхних и нижних резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней части языка. Можно осязать вибрацию гортани, напряжение мышц дна ротовой полости, а также вибрацию темени. При ознакомлении детей со звуком и учитель, опираясь на остатки слуха, дает детям возможность прослушать звучание этого гласного в слове, слоге и отдельно. В то же время учитель обращает внимание детей на характернее для и положение губ; приоткрыв свой рот, он показывает положение языка. Прикасаясь пальцами ко дну ротовой полости учителя (снизу), дети ощущают напряжение мышц. Иногда этого оказывается достаточным для того, чтобы путем простого подражания ребенок правильно воспроизвел звук и как в слоге (или отдельно), так и в слове. Однако в большинстве случаев постановка звука и сопряжена со значительными трудностями и требует индивидуальной работы. Звук ы. Губы пассивны. Расстояние между резцами несколько больше, чем при и. Кончик языка отходит назад от резцов, а спинка высоко (как при и) поднята к задней части твердого нёба. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть положение губ, щель между верхними и нижними резцами (рис. 12).
Рис.12. ЗВУК Ы.
Date: 2016-05-15; view: 2415; Нарушение авторских прав |