Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это: социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.) отрасль духовного производства (НИОКР); особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий). 2. Классификации наук: по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические; по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные. 3. Функции науки: культурно-мировоззренческая, познавательно-объяснительная, прогностическая, социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие). 4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность. 5. Модели развития научного знания: постепенное развитие науки; развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962); развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания; развитие через интеграцию научного знания. 6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе 7. Особенности: объективность; развитость понятийного аппарата (категориальность); рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность); проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин); использование специальных способов и методов познавательной деятельности. 8. Уровни, формы и методы научного познания
9. Универсальные методы научного познания: анализ – разложение целого на части; синтез – воссоединение целого из частей; дедукция – выведение общего положения из фактов; дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих; аналогия – сходство нетождественных объектов; моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения; абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения; идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. 10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе. 11. Классификация социальных наук: Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение 12.Социальное и гуманитарное знание:
13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе 1. Особенности социального познания: 1.1. субъект и объект познания совпадают; 1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания; 1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание; 1.4. сложность объекта познания – общества; 1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей; 1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания. 2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании: 2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии; 2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях; 2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох. 3. Социальный факт 3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя; 3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение). 3.3. виды социальных фактов: 3.3.1. действия, поступки; 3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности; 3.3.3. словесные (вербальные) действия. 3.4. Оценка социального факта: 3.4.1. свойства изучаемого объекта; 3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом; 3.4.3. познавательные цели исследователя; 3.4.4. личная позиция исследователя; 3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь. Date: 2016-05-15; view: 481; Нарушение авторских прав |