Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепт дерева в русской литературе





Введение

В рамках современной научной парадигмы особый интерес представляет термин «концепт». В России к изучению концепта вернулись только в конце 20 века. Сейчас в лингвистической науке с этим понятием работают многие исследователи и ученые. Так, например, Н.Д.Арутюнова, А.П.Бабушкин, Н.Н.Болдырев, Г.И.Берестнева, Г.А.Волохина, Е.С.Кубрякова, З.Д.Попова, Б.С.Степанов, Н.А.Стернин, В.Н.Телия, Е.А.Тырышкина, А.П.Кострикина и др. Каждый из них рассматривает проблему разных видов концепта.

В последнее время обсуждается вопрос о количестве концептов. Если А.Вержбицкая фундаментальными для русской культуры считала всего три концепта («Судьба», «Тоска» и «Воля»), то Ю.С.Степанов пять - «Вечность», «Закон», «Беззаконие», «Любовь», «Вера». Тырышкина Е.А. в статье «Концептуальная диада «жизнь-смерть» и её языковое воплощение в художественном дискурсе» рассматривает культурные базовые концепты сознания «жизнь» и «смерть», в которых показывает динамику изменения семантического объема концепта от словаря до дискурса. В общем же счете мы встретим число концептов до несколько сот.

Все концепты можно разделить на следующие группы:

1. Мир- пространство, время, число, родина, туманное утро, зимний вечер;

2. Стихии и природа- вода, огонь, дерево, цветы;

3. Представления о человеке – новый русский, интеллигент, гений, дурак, юродивый, странник;

4. Нравственные – совесть, стыд, грех, правда, искренность;

5. Социальные понятия и отношения – свобода, воля, дружба, война;

6. Эмоциональные – счастье, радость;

7. Мир артефактов- храм, дом, геральдика, сакральные предметы (колокол, свеча);

8. Концептосфера научного знания – философия, математика;

9. Концептосфера искусства- архитектура, живопись, музыка, танец.

К настоящему времени исследователями разработано несколько методик описания и изучения концептов: это и теория профилирования, предложенная Е.Бартминским, и теория вертикальных синтаксических ролей, разработанная С.М.Прохоровой, и теория концептуального анализа для выявления глубинных, эксплицитно не выраженных характеристик имени - гештальтов, предложенная Л.О.Чернейко и В.А.Долинским, и теория вертикального контекста О.С.Ахмановой и И.В.Гюббенет.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении системы концепта дерева в творчестве С.Есенина.

Задачи: 1.Выделить и раскрыть концепт дерева в лирике Есенина; 2.Систематизировать найденные виды деревьев с целью составления полной картины видения; 3. Проанализировать концепт дерева в творчестве С.Есенина и определить, из каких элементов и при помощи каких выразительных художественных средств поэту удалось акцентировать в своей поэзии столь многочисленные необыкновенные, но в тоже время столь известные и простые образы, которые непросто застывший пейзажный фон, а живые, действующие, горячо реагирующие на судьбы людей, события истории, образы.

Актуальность настоящего исследования обусловлена устойчивым интересом лингвистов к лингвокогнитивному и лингвокультуролоческому анализу концептов человеческого сознания, занимающих особое место в научной парадигме.

Объект исследования -концепт дерева.

Предмет исследования – моделирование древесных мотивов с помощью концепта.

Методы исследования – наблюдение, анализ, сопоставление

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

1.Теоретическое понятие определения «концепт»

Прежде чем, рассматривать древесный концепт в поэзии Есенина, давайте выясним, что же такое «концепт»?

Концепты – это ментальные сущности, которые имеют имя в языке и отражают культурно-национальное представление человека о мире. Это концентрат культуры и опыта народа, по словам Ю.М.Лотмана, «как бы сгустки культурной среды в сознании человека». Но, с другой стороны, концепт- это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.

Концепты возникают для обеспечения операций этого рода. Для выделения концепта необходимы и выделимость некоторых признаков, и предметные действия с объектами, и их конечные цели, и оценка таких действий. Но, зная роль всех этих факторов, когнитологи тем не менее еще не могут ответить на вопрос о том, как возникают концепты. Отсюда неуловимость концепта, что прекрасно выражено в пародийном стихотворении современного поэта А.Левина «За далью даль»:

1.И что смешно:

Концепт это сила.

2.И что интересно.

Концепт это интересно.

3.И что странно:

Концепт это

Как-то странно этак.

4. И что концепт?

Это сила, это интересно, это как-то этак.

Ну, и это Рубинштейн.

5. Спросим себя:

Ну?

6. Спросим себя:

И что?

7. Спросим себя:

И какой из этого следует вывод?

8. Ответим себе:

Концепт.

Концепты сводят разнообразие наблюдаемых и воображаемых явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику; они позволяют хранить знания о мире и оказываются строительными элементами концептуальной системы.

Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение. Любая попытка постичь природу концепта приводит к осознанию факта существования целого ряда смежных понятий и терминов.

Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие. Концепты – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений различных мнений.

Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно, потому что не всякое имя – обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они своего рода являются символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания. Они являются носителями культурной памяти народа.

К пониманию концепта, базирующегося на общем положении: концепт – это то, что называет содержание понятия, синоним смысла.

Первый подход, представителем которого является Ю.С.Степанов, при рассмотрении концепта большое внимание уделяет культурологическому аспекту, когда вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними. Следовательно, концепт- это основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Он представляет концепты как часть европейской культуры «в момент их ответвления от европейского культурного фонда и фона». Они занимают ядерное положение в коллективном языковом сознании, а потому их исследование становится чрезвычайно актуальным. В.Н.Телия также считает, что «концепт-это то, что мы знаем об объекте во всей его экстенсии». При таком понимании термина «концепт» роль языка второстепенна, он является лишь вспомогательным средством – формой оязыковления сгустка культуры, концепта.

Второй подход (Н.Д.Арутюнова и её школа, Т.В.Булыгина, А.Д.Шмелев и другие) к пониманию концепта представляет семантику языкового знака единственным средством формирования содержания концепта.

Сторонники третьего подхода -Д.С.Лихачев, Е.С.Кубрякова и другие, считают, что концепт не непосредственно возникает из знания слова, а является результатом столкновения знания слова с личным и народным опытом человека, то есть концепт является посредником между словами и действительностью.

Интересная теория концепта предложена Ю.Д.Апресяном. Он основывается на следующих положениях:

1. Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира; выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается языком всем носителям;

2. Свойственный языку способ концептуализации мира отчасти универсален, отчасти национально специфичен;

3. Взгляд на мир «наивен» в том смысле, что он отличается от научной картины мира, но это не примитивные предложения.

Р.Джекендорфф понимал концепт как семантическую часть речи - концепт объекта и его частей, движения, действия, места или пространства, времени, признака.

В.И.Карасик и Г.Г.Слышкин исследовали концепт и утвердили, что он - условная ментальная единица, направленная на комплексное изучение языка, сознания и культуры.

Таким образом, в своей совокупности концепт – это семантическое образование, отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Он окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом.

Концепт дерева в русской литературе

Будучи природным символом, дерево во многих культурах стало знаменовать динамичный рост, природное умирание и регенерацию. Почтительное отношение к дереву в разных культурах основано на вере в его целительную силу, на его одушевлении. В волшебных сказках деревья защищают, исцеляют, исполняют желания. Восточные славяне-лесные жители, а потому многие деревья они наделяли сверхъестественной силой и считали, что характер и будущее человека зависят от его связи с природой. Древние галлы(друиды) утверждали, что характер человека соответствует одному из деревьев: деревья, как и люди, бывают одинокие и групповые, деликатные и настойчивые, мощные и слабые. На этом основан гороскоп друидов.

В современной науке и искусстве связь растений и человека рассматриваются Н.Золотницким, Э.Левковым, Т.Шамякиной и другими.

Растения, трава, деревья, по преданиям древних славян, обладали сверхъестественной силой-как целительной, так и разрушительной. Например, береза, дуб, ель, яблоня, груша, вишня считались символами доброго начала; калина, рябина, осина-символами несчастья. В основе этих представлений-архетип дерева-тотема.

В мифах различных народов рассказывается о деревьях-тотемах. У якутов особо почиталась стоящая отдельно береза, у тувинцев-лиственница. У сахалинских нивхов существует миф о происхождении их от лиственницы и ели. Особую символическую нагрузку в христианских культах имеет лоза: Христос говорил о себе «Я лоза», а ученики были как бы ее ветвями.

Во многих русских загадках дерево и человек сливаются:

Стоит дуб

На дубу клуб,

На клубу семь дырочек(человек).

Стоит Аленка,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан(березка).

Это примеры того, как мифологическое становится культурно-эстетическим.

Дерево у славян-мотив приобщения к миру предков, что обусловлено и природными факторами, и фольклорно-обрядовыми традициями, и многовековым земледельческим укладом жизни, и мифическими представлениями и мировом дереве, которое обнимает корнями землю, а ветвями держит небо, славяне относят к дубу. Существует предание о железном дубе, на котором держатся вода, огонь и земля, в корень его покоится на божественной силе.

Деревья-плоды Матери-Земли. В славянской мифологии дерево рождено от брака земли и неба; его питают не только земля и вода, но и солнечный свет.

В то же время дерево выступает как символ памяти о прошлом, образ самой вечности. Отсюда мотив посадки дерева, распространившийся в 20 веке, как символ сознательного и рукотворного бессмертия.

Лес-место тайн и опасностей, посвящений и испытаний, но одновременно и символ убежища. По мифологическим представлениям славянских народов лес - запредельный мир, царство мертвых. Отсюда сильное проклятие у славян «Иди ты в лес!»- это пожелание смерти.

Особенно тесная связь у человека с плодовыми деревьями. Такое дерево в большей мере принадлежит миру культуры, нежели природы. По языческим обычаям славян, плодовое дерево считалось двойником человека: умер человек - нужно срубить дерево. Вторичное цветение плодовых деревьев предвещает человеку мор, голод и т.д. у славян считалось, что человек и фруктовое дерево влияют друг на друга: бездетный человек своим прикосновением мог лишить дерева плодовитости.

Таким образом, хотя растительность - низшая форма жизни, но в ней можно рассмотреть и через нее постичь изначальные закономерности бытия; жизнь деревьев совершенна именно потому, что в ней нет лжи, нет разрыва между сущим и должным: каждый миг дерево есть то, чем оно призвано быть на земле.

«Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, - отмечает А. Афанасьев, - всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья». Центральным, всеобъемлющим понятием поэтических воззрений славян, согласно, А. Афанасьеву, является образ мирового древа или "древа жизни", олицетворяющий собой мировую гармонию, единство всего сущего. Много веков назад собирались у дерева люди, приносили к его корням жертвы, пели, совершали обрядовые танцы, в которых каждое движение имело символическое значение.

Дерево вообще занимало в жизни язычников-славян особое место. Сохранилось сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба, на ветвях которых сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила.

С тех давних времен пришел миф о древе жизни. Будто служило оно осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание. Корни этого удивительного дерева, которое называлось мировым, обнимали всю землю, доставали до глубин преисподней. Крона его упиралась в небесный свод. В нем для древнего человека воплощались представления о пространстве и времени. Вспомним старую загадку. «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов». Таково было мифическое изображение года: двенадцать месяцев, каждый из них содержал по четыре недели, а в недели по семь дней.

В фольклоре славянских народов - сказках, загадках, заговорах - нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков. На дерево-ось словно нанизывались образы внешнего и внутреннего мира древнего человека. И не только славян, а всех народов, населявших в древности Европу. Оно систематизировало этот мир, придавало ему стройность, где каждому предмету или явлению, каждому живому существу находилось свое место.

Древо жизни изображалось обычно с восьмью ветвями, по четыре с каждой стороны. При изображении его чаще всего использовались четыре цвета: чёрный, красный, синий, белый.

Культовые деревья, символизирующие мировое древо, веками сопровождали многие важные события в жизни человека. В шелесте листьев влюбленные слышат ответ на свои чувства. Тонкой печальной рябиной чувствует себя девушка, сетуя в песне:

Но нельзя рябине к дубу перебраться,

Знать, судьба такая…

Кое-где еще сохранился следующий обычай. Если парень принесет выкопанное в лесу деревце и посадит его под окном девушки, это однозначно воспринимается как признание в любви, предложение руки сердца.

Непременным участником традиционной славянской свадьбы было мировое дерево, его образ. О нем поют подружки невесты, суля молодым счастье и богатство. А когда строили новый дом, в центре постройки принято было ставить обрядовое дерево. Ну а на народных праздниках, скажем на Троицу, без березки не обойтись, все дворы, дома и храмы украшены зелеными ветвями.

Таким образом, описывая концепт «дерево», мы сталкиваемся с коллективной мудростью народа, с его обычаями и оберегами.

Date: 2016-05-15; view: 2972; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию