Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консерватизм, неоконсерватизм





Консерватизм (от лат. conservare – сохранять, охранять) – политическая идеология, которая ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

История консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин «консерватизм» употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Французской революции.

Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра. Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К. Леонтьев, Н. Данилевский, В.Соловьев, И.Ильин во второй половине XIX – начале XX в.

В отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды.

Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизироваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего. Социализму консерватизм традиционно противостоит из-за его революционных устремлений, а либерализму из-за рационалистического пафоса, стремление к переделке мира, сложившихся порядков.

Что представляет собой консерватизм в мировоззренческом плане?

Во-первых, для него характерен взгляд на общество как на органическую и целостную систему. В консерватизме присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе безумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в это мире духовность.

Во-вторых, существующие истины должны иметь предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Консерватизм есть реакция защиты существующих институтов от угрозы их разрушения, потому что они существуют и рассматриваются «Как наша традиция», а не поэтому, что они соответствуют некоторым отвлеченным идеалам.

Так, Э. Берк утверждал, что нельзя приступать к реформе государства с его свержения, «реформатор должен подойти к недостаткам государства, как к ранам отца, с трепетной заботливостью. Движимые этим мудрым предрассудком, мы с ужасом видим, как скорые на руку дети в разных странах готовы разрубить своего старого родителя на куски и положить его в котел в надежде, что своими сорными травами и дикими заклинаниями они смогут возродить отцовское тело и обновить его жизнь».

Принимая существующие положения вещей, консерватизм делает ударение на необходимости сохранения традиционных правил, норм, системы власти и т.д. В духе гегелевской формулы «все действительное разумно, все разумное действительно», консерватор рассматривает существующий мир как наилучший из всех возможных миров.

Согласно консервативным представлениям, обязательно должна быть сила, заботящаяся о передаче традиций, ибо народ без памяти о прошлом – это народ без будущего. Консерватизм сосредотачивается «на прошлом в той мере, в какой прошлое живет в современности» (К.Маннгейм), отстаивает то, что есть в настоящем, уходя корнями в прошлое.

В-третьих, консерватизм не означает противодействия любым нововведениям. Консерваторы не могут не принять те новые элементы действительности, которые уже укоренились, равно, как и не удерживают все, что идет из пошлого.

Основными ценностями консерватизма являются стабильность, законность, порядок, традиции, семья и др.

В политической сфере консерватизм выступает за укрепление государства в деле поддержания порядка и законности, опору на семью, церковь, школу, различные ассоциации – посредники между обществом и индивидом.

Именно в таких структурах усматривается основа «плюралистичности» общества, надежная преграда бюрократии, посягательствам на права личности. В глазах консерваторов государство – источник и защитник закона и морали. Без сильного государства общество может оказаться в анархии. С другой стороны, они понимают, что государство может оказаться инструментом подавления индивидуальной ассоциаций.

При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество, так как оно исторически, этически выше отдельного индивида.

В социальной области консерваторы допускают существование социального неравенства, исходя из убеждения в несовершенстве человека и созданных им институтов, считают бедность, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить.

В экономической сфере подчеркивается важность развития частной собственности, свободного рынка, конкуренции и инициативы.

Между консервативной и либеральной идеологиями в настоящее время нет принципиальных различий. Вместе с тем консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания иерархичности общественных отношений.

В экономической политике консервативную позицию отличает справка на крупный капитал. Во властных отношениях – концепция «демократического господства элит», в соответствии, с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага.

С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму – неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей. В это время на Западе происходит падение популярности положений неолиберальной теории и практики «государства благоденствия», серьезной его роли в организации экономической и социальной жизни.

Причинами этого, по мнению консерваторов, явились кризисные явления в экономике развитых стран, усиление бюрократизации государства, «социальное иждивенчество», разрушение принципа опоры человека на себя, собственные силы, распространение безнравственности и др.

Поэтому в неоконсерватизме зазвучали требования ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, но в сочетании с укреплением государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, морали и ответственности в обществе. Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т.д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политология развивалась в течение длительного периода, начиная еще до н.э., постоянно усовершенствовалась и дошла до нас дисциплиной, включающей в себя множество более узких дисциплин.

Это очень важная в современном мире наука, прикладная часть которой непосредственно сфокусирована на решении практических задач, ее основное назначение состоит в формулировании конкретных рекомендаций и краткосрочных прогнозов определенным субъектам в целях повышения эффективности их деятельности.

Политические идеологии представляет собой набор концептуальных взглядов на политическую жизнь, идеалы людей и общественных групп относительно организации политической власти и ее отношений с индивидами.

Первые политические идеи зародились в Древнем Мире, однако политическая идеология в ее современном понимании появилась в XVIII в., корда Европа дала миру либерализм и консерватизм. Либерализм объединяет приверженцев парламентского правления, свободного предпринимательства и демократических свобод и ограничивает сферу деятельности государства в социуме. Консерватизм в отличие от либерализма, сориентирован на сохранение и поддержание существующих форм социальной структуры, традиционных ценностей и морально-правовых основ общества. Его базовые ценности: авторитет, религиозность, естественное неравенство людей.

В ХХ и ХХI вв. на их основе оформились неолиберализм и неоконсерватизм, ставшие ведущими политическими течениями многих современных государств. Обе идеологии пытаются идти на встречу друг другу.

В конце ХIХ в. зародился социализм – учение, утверждающее идеал государства, основанного на общественной собственности, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных благ и духовных ценностей в зависимости от затраченного труда. Сегодня он представлен концепцией качества жизни, самоуправляющегося социализма (демократического социализма), экономической демократии и пр.

Радикальные направления социализма положили начало коммунизму. На практике он оказался нежизнеспособным и опасным, равно как и его противоположность – фашизм, считающей нацию – основой благ, а тоталитаризм – орудием власти.

Но современное общество в условиях глобализации отвергает радикализм и стремится к планетарной идеологии политического гуманизма (пацифизма). Это очень важно для всех государств, в т.ч. и для России.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Пляйс Я.А. Политическая власть как основной предмет политологии транзитного общества // Вестник Финансового университета. 2001. № 3. С.47-57. 2.Полунина Г.В. Политика или политическая сфера общества? Что является предметом политологии? // Вестник Финансового университета. 1998. № 1. С.93-3.Подъячев К.В. Политическая наука и политическая власть: к вопросу о предмете современной политологии // Власть. 2012. № 2. С.103-106.

4.Ильницкий М. Прогностические знания как инструмент познания политической действительности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. № 6. С.84-91.

5.Бунькова Л.А. Опыт социального реформирования консервативных правительств М. Тэтчер и Дж. Мейджора в Великобритании // Вестник НГГУ. 2008. № 3. С.46-54.

6.Струсь К.А., Багдасарова Н.Г. Сравнительная характеристика консерватизма и неоконсерватизма // Вопросы современной юриспруденции. 2014. № 41.

7.Тарасов О.И. Консерватизм: сохранение или реставрация? // Армия и общество. 2012. № 4 (32).

8.Комаров А.Н. Особенности генезиса и формирования консерватизма в странах Европы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3. С.31-39.

9.Матвиенко Р.А. Изобретение неоконсерватизма: история понятия // Власть. 2014. № 9. С.134-137.

 

Date: 2016-05-15; view: 551; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию