Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Загрязнение атмосферы подвижными источниками выбросов





В последние десятилетия в связи с быстрым развитием автотранспорта и авиации существенно увеличилась доля вы­бросов, поступающих в атмосферу от подвижных источни­ков: грузовых и легковых автомобилей, тракторов, тепловозов и самолетов. Согласно оценкам, в городах на долю автотранс­порта приходится (в зависимости от развития в данном городе промышленности и числа автомобилей) от 30 до 70 % общей массы выбросов. В США в целом по стране по крайней мере 40 % общей массы пяти основных загрязняющих веществ со­ставляют выбросы подвижных источников.

 

Автотранспорт

Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомо­били, работающие на бензине (в США на их долю приходится около 75%), затем самолеты (примерно 5%), автомобили с ди­зельными двигателями (около 4%), тракторы и другие сельско­хозяйственные машины (около 4%), железнодорожный и водный транспорт (примерно 2%). К основным загрязняющим атмосферу веществам, которые выбрасывают подвижные источники (об­щее число таких веществ превышает 40), относятся оксид угле­рода (в США его доля в общей массе составляет около 70%), углеводороды (примерно 1 9%) и оксиды азота (около 9%). Ок­сид углерода (CO) и оксиды азота (N0x) поступают в атмосферу только с выхлопными газами, тогда как не полностью сгоревшие углеводороды (НпСт) поступают как вместе с выхлопными газами (что составляет примерно 60 % от общей массы выбрасывае­мых углеводородов), так и из картера (около 20 %), топливного бака (около 10 %) и карбюратора (примерно 10 %); твердые при­меси поступают в основном с выхлопными газами (90 %) и из картера (1 0 %).

Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасы­вается при разгоне автомобиля, особенно при быстром, а также при движении с малой скоростью (из диапазона наиболее эконо­мичных). Относительная доля (от общей массы выбросов) угле-

водородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью.

Создаваемые в городах системы движения в режиме "зеле­ной волны", существенно сокращающие число остановок транс­порта на перекрестках, призваны сократить загрязнение атмо­сферного воздуха в городах. Большое влияние на качество и ко­личество выбросов примесей оказывает режим работы двига­теля, в частности соотношение между массами топлива и возду­ха, момент зажигания, качество топлива, отношение поверхности камеры сгорания к ее объему и др. При увеличении отношения массы воздуха и топлива, поступающих в камеру сгорания, со­кращаются выбросы оксида углерода и углеводородов, но воз­растает выброс оксидов азота.

Несмотря на то, что дизельные двигатели более экономич­ны, таких веществ, как СО, HnCm, NОx, выбрасывают не более, чем бензиновые, они существенно больше выбрасывают дыма (преимущественно несгоревшего углерода), который к тому же обладает неприятным запахом, создаваемым некоторыми несгоревшими углеводородами). В сочетании же с создаваемым шумом, дизельные двигатели не только сильнее загрязняют среду, но и воздействуют на здоровье человека гораздо в боль­шей степени, чем бензиновые.

 

Самолеты

Хотя суммарный выброс загрязняющих веществ двигате­лями самолетов сравнительно невелик (для города, страны), в районе аэропорта эти выбросы вносят определяющий вклад в загрязнение среды. К тому же турбореактивные двигатели (так же как дизельные) при посадке и взлете выбрасывают хорошо заметный на глаз шлейф дыма. Значительное количество при­месей в аэропорту выбрасывают и наземные передвижные средства, подъезжающие и отъезжающие автомобили.

В аэропорту Лос-Анджелеса в 1970 г эмиссия от самоле­тов и наземных средств составила (табл. 7.3):

Таблица 7.3 Эмиссия загрязняющих веществ в аэропорту г. Лос-Анжелес

Транспорт Вещество, т
  СО HnCm NОх Аэрозоль
Самолеты        
Наземные сред­ства        

 

Согласно полученным оценкам, в среднем около 42 % об­щего расхода топлива тратится на выруливание самолета к взлетно-посадочной полосе перед взлетом и на заруливание с ВПП после посадки (по времени в среднем около 22 мин). При этом доля несгоревшего и выброшенного в атмосферу топлива при рулении намного больше, чем в полете. Помимо улучше­ния работы двигателей (распыление топлива, обогащение сме­си в зоне горения, использование присадок к топливу, впрыск воды и др.), существенного уменьшения выбросов можно до­биться путем сокращения времени работы двигателей на зем­ле и числа работающих двигателей при рулении (только за счет последнего достигается снижение выбросов в 3 - 8 раз).


В последние 1 0 - 1 5 лет большое внимание уделяется ис­следованию тех эффектов, которые могут возникнуть в связи с полетами сверхзвуковых самолетов и космических кораблей. Эти полеты сопровождаются загрязнением стратосферы окси­дами азота и серной кислотой (сверхзвуковые самолеты), а так­же частицами оксида алюминия (транспортные космические корабли). Поскольку эти загрязняющие вещества разрушают озон, то первоначально создалось мнение (подкрепленное соот­ветствующими модельными расчетами), что планируемый рост числа полетов сверхзвуковых самолетов и транспортных косми­ческих кораблей приведет к существенному уменьшению содер­жания озона со всеми последующими губительными воздейст­виями ультрафиолетовой радиации на биосферу Земли. Однако более глубокий подход к этой проблеме позволил сделать за­ключение о слабом влиянии выбросов сверхзвуковых самолетов на состояние стратосферы. Так, при современном числе сверх­звуковых самолетов и выбросе загрязняющих веществ на высоте около 16 км относительное уменьшение содержания О3 может составить примерно 0.60%; если их число возрастет до 200 и высота полета будет близка к 20 км, то относительное уменьше­ние содержания О3 может подняться до 17%. Глобальная при­земная температура воздуха за счет парникового эффекта, соз­даваемого выбросами сверхзвуковых самолетов может повы­сится не более чем на 0,1° C.

Более сильное воздействие на озонный слой и глобальную температуру воздуха могут оказать хлорфторметаны фреон-11 и фреон-12 - газы, образующиеся в частности, при испарении аэ­розольных препаратов, которые используются в качестве компо­нентов для дезодорантов. Поскольку ХФМ достаточно инертны, то они распространяются и долго живут не только в тропосфере, но и в стратосфере. Обладая довольно сильными полосами по­глощения в окне прозрачности атмосферы (8-1 2 мкм), фреоны усиливают парниковый эффект. Наметившееся в последние де­сятилетия темпы роста производства фреонов могут привести к увеличению содержания фреона-11 и фреона-1 2 в 2030 г. до 0,8 и 2,3 млрд. т (при современных значениях 0,1 и 0,2 млрд. т). Под влиянием такого количества фреонов общее содержание озона в атмосфере уменьшится на 1 8%, а в нижней стратосфере даже на 40%; глобальная приземная температура возрастет на 0,1 2­0,21° С.

В заключение можно отметить, что все эти антропогенные эффекты пока еще перекрываются в глобальном масштабе ес­тественными факторами, например, загрязнением атмосферы вулканическими извержениями.

Контроль выброса в атмосферу загрязняющих веществ (ПДК)

Приоритет в области разработки предельно допустимых концентраций в воздухе принадлежит СССР. Предельно допус­тимые концентрации (ПДК) - такие концентрации, которые не оказывают на человека и его потомство прямого или косвенного воздействия, не ухудшают их работоспособности, самочувствия, а также санитарно-бытовых условий жизни людей.

Обобщение всей информации по ПДК, получаемой все­ми ведомствами, осуществляется в Главной Геофизической Обсерватории. Чтобы по результатам наблюдений определить значения воздуха, измеренные значения концентраций сравни­вают с максимальной разовой предельно допустимой концентрацией и определяют число случаев, когда были превышены ПДК, а также во сколько раз наибольшее значение было выше ПДК. Среднее значение концентрации за месяц или за год срав­нивается с ПДК длительного действия - среднеустойчивой ПДК. Состояние загрязнение воздуха несколькими веществами, наблюдаемые в атмосфере города, оценивается с помощью комплексного показателя - индекса загрязнения атмосферы (ИЗА). Для этого нормированные на соответствующее значения ПДК и средние концентрации различных веществ с помощью несложных расчетов приводят к величине концентраций сер­нистого ангидрида, а затем суммируют. Максимальные разовые концентрации основных загрязняющих веществ были наи­большими в Норильске (оксиды азота и серы), Фрунзе (пыль), Омске (угарный газ). Степень загрязнения воздуха основными загрязняющими веществами находится в прямой зависимости от промышленного развития города. Наибольшие максимальные концентрации характерны для городов с численностью населе­ния более 500 тыс. жителей. Загрязнение воздуха специфиче­скими веществами зависит от вида промышленности, развитой в городе. Если в крупном городе размещены предприятия не­скольких отраслей промышленности, то создается очень высо­кий уровень загрязнения воздуха, однако проблема снижения выбросов многих специфических веществ до сих пор остается нерешенной.


Многие вещества, такие как SO2, оксиды азота и другие, обычно присутствуют в атмосфере в низких (фоновых) концен­трациях, не представляющих опасности для человека. Они обра­зуются в результате природных процессов и из антропогенных источников. К загрязнителям воздуха следует отнести вещества в высоких, по сравнению с фоновыми, концентрациях, которые возникают в результате химических или биологических процес­сов и которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на человека и окружающую среду. Приведем обобщенные данные по выбросу некоторых веществ в атмосферу от антропогенных источников (млн т/год): СО - 280...310; оксиды серы (в пересчете на серу) - 60...100; 1\Юх - 40...50; углеводороды (Сп Нт) - 80...90; взвешенные твердые частицы - 70...80.

Дымовые газы ТЭС загрязняют атмосферу и другими вред­ными веществами. Так, ТЭС мощностью 1 млн кВт, потребляя за сутки около 1ООО т угля, выбрасывает в окружающую среду до 1 кг ртути. На 1 т черновой меди, получаемой в медеплавильной промышленности, приходится около 2 т пыли, в которой содер­жится до 1 5% меди, до 60% оксида железа и примерно до 4% мышьяка, ртути, цинка, свинца.

Рассеивание некоторых элементов в атмосфере наносит вред и другим производствам. В Англии, например, была забра­кована целая партия готовых полупроводниковых приборов из-за попадания в них кадмия из загрязненного воздуха, источником которого служила котельная соседнего завода. В точнейших приборах, выпускаемых американской промышленностью (лазе­ры, магнитные системы, интегральные схемы), от 50 до 70% не­поладок происходит из-за различных видов загрязнителей, в том числе микроэлементов, попадающих в изделия при их изготов­лении.


Жители крупных городов уже столкнулись с проблемой за­грязнения воздуха. Зарегистрировано много случаев, когда, по­падая в районы с интенсивным автомобильным движением, они теряли сознание в результате отравления СО. Из-за сильного загрязнения воздуха центральные районы некоторых крупней­ших городов мира стали малопригодными для проживания. Мно­гие индустриальные районы окружены техногенной атмосферой. В промышленный район Рура попадает около 5О% всей пыли, поступающей в воздух в ФРГ. Типичные загрязнители больших городов на Западе следующие (в % по отношению к примесям): СО - 48,5; 1\Юх - 15,0; углеводороды (С 4пНт) - 8,0; SO2 - 14,9; твердые частицы - 1 3,7, причем основными источниками этих загрязнений, по данным Национального управления США, явля­ются транспорт (44%), отопление (20%), промышленность (1 4%), сжигание мусора (5%). Как видно, значительную долю загрязне­ний в городах дает транспорт. Приведем для сравнения сле­дующие цифры: при сжигании 1 т кустарника в атмосферу попа­дает около 2 кг углеводородов общей формулы Сп Н 4т, тогда как при сгорании 1 т автомобильного топлива - около 60 кг.

В связи с ростом населения и объема производства, разви­тием энергетики увеличиваются тепловые выбросы в атмосферу. В особенности они ощутимы в крупных городах и промышленных центрах (тепловые шапки над городом, более высокие темпера­туры в центральных районах города). Повышенные загрязнения воздушного бассейна над крупными городами вызывают даже увеличение среднего количества осадков, особенно в середине недели, когда загрязнений больше.

Часть озона и кислорода реагирует с углеводородами, со­держащимися в воздухе, по свободнорадикальному механизму, образуя различные органические соединения, такие как кетоны, альдегиды, пероксиды. Эти вещества оказывают раздражающее действие на человеческий организм.

Проблема чистого воздуха - наиболее важная задача на­стоящего времени, так как загрязнение атмосферы трудно лока­лизировать, поскольку перемещение воздушных масс не подвла­стно человеку. Уже сейчас ряду стран, таким как США, Япония, ФРГ, не хватает «собственного» кислорода, и его недостаток компенсируется за счет кислорода соседних стран.

Хотя в США насчитывается лишь 4% жителей планеты, на их долю приходится 25% выбросов углекислого газа, а по­требление энергии на душу населения уже много лет неизмери­мо выше, чем в развивающихся странах. Также использует чу­жие возможности для своих газовых отходов Германия. Имея лишь 0,3% лесов Земли и 1% мирового населения, Германия выделяет в атмосферу 4% окиси углерода промышленностью. По мнению стран Юга, именно те, кто больше других повинен в неблагоприятных изменениях мирового климата (то есть в за­грязнении воздуха и "парниковом эффекте"), должны жестче ограничить себя.

Однако в самом мощном государстве Севера (США) от­вергают подобную логику. Его Конгресс единогласно выступил против подписания любого соглашения, которое сковало бы раз­витие американской энергетики, давая поблажки развивающимся странам в области ограничения выбросов углекислоты в атмо­сферу. "В США хотят во что бы то ни стало сохранить свое эко­номическое превосходство и свой образ жизни - даже за счет интересов мирового сообщества", - говорит Тони Джунипер, ру­ководитель международного природозащитного движения "Дру­зья Земли".

Различный подход к экологическим проблемам, и осо­бенно связанным с ним обязательствам, выявился на встрече "большой восьмерки" в Денвере и на последовавшей за ней специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В результате ожесточенных споров, из-за которых специальная сессия закрылась на целые сутки позже намеченного срока, бы­ла принята расплывчатая резолюция, ратующая за "значитель­ное" сокращение выбросов углекислоты. А вот упоминание о 201 0 г. исчезло вовсе. Резолюция сената США, приуроченная к боннской встрече, показала, что Вашингтон не только не наме­рен идти дальше договоренностей в Рио-де-Жанейро, но по су­ществу отказывается от них.

Продажа квот на выбросы парниковых газов. У России появилась уникальная возможность продавать воздух. Японское правительство всерьез рассматривает возможность выкупа у России неиспользованной части квоты на выбросы в атмосферу "парниковых газов", установленной конференцией ООН по про­блемам глобального потепления. На прошедшей в конце 1997 года в Японии международной конференции ООН по глобально­му потеплению впервые были четко определены обязательства государств по сокращению выбросов в атмосферу так называе­мых парниковых газов. В соответствии с протоколом, конферен­ции Япония должна сократить эти выбросы на 6% по сравнению с уровнем 1990 года. Каждый процент снижения выбросов - это огромные затраты для государства, связанные с сокращением промышленного производства и переходом к более совершен­ным технологиям. Единственный выход правительство Японии видит теперь в приобретении квот, недоиспользованных другими странами. Например, у России, которая в результате спада про­мышленного производства оказалась в более выгодном положе­нии и даже располагает некоторым резервом на право загряз­нять планету. Для России эта сделка стала бы очень выгодной: во-первых, японцы подскажут, как усовершенствовать россий­ские технологии и снизить выброс газов, а во-вторых, еще и за­платят нам за излишек квоты. Но можно быть уверенным, что в сложившейся экономической ситуации финансовые поступления по этим каналам вряд ли пойдут на природоохранные нужды.

Кроме химических загрязнений большое влияние на само­чувствие человека оказывает специфический вид загрязнения атмосферы - шумы.

 

Шумы

Шумы относятся к числу вредных для человека загрязнений атмосферы. Раздражающее воздействие звука (шума) на чело­века зависит от его интенсивности, спектрального состава и про­должительности воздействия. Шумы со сплошными спектрами менее раздражительны, чем шумы узкого интервала частот.

Наибольшее раздражение вызывает шум в диапазоне частот 3000-5000 Гц.

Работа в условиях повышенного шума на первых порах вы­зывает быструю утомляемость, обостряет слух на высоких час­тотах. Затем человек как бы привыкает к шуму, чувствительность к высоким частотам резко падает, начинается ухудшение слуха, которое постепенно развивается в тугоухость и глухоту. При ин­тенсивности шума 145-140 дБ возникают вибрации в мягких тка­нях носа и горла, а также в костях черепа и зубах; если интен­сивность превышает 1 40 дБ, то начинает вибрировать грудная клетка, мышцы рук и ног, появляются боль в ушах и голове, крайняя усталость и раздражительность; при уровне шума свы­ше 160 дБ может произойти разрыв барабанных перепонок.

Однако шум губительно действует не только на слуховой аппарат, но и на центральную нервную систему человека, работу сердца, служит причиной многих других заболеваний. Одним из наиболее мощных источников шума являются вертолеты и са­молеты, особенно сверхзвуковые.

При тех высоких требованиях к точности и надежности управления современным самолетом, которые предъявляются к экипажу летательного аппарата, повышенные уровни шумов ока­зывают отрицательное воздействие на работоспособность и бы­строту принятия информации экипажем. Шумы, создаваемые самолетами, вызывают ухудшение слуха и другие болезненные явления у работников наземных служб аэропорта, а также у жи­телей населенных пунктов, над которыми пролетают самолеты. Отрицательное воздействие на людей зависит не только от уровня максимального шума, создаваемого самолетом при поле­те, но и от продолжительности действия, общего числа пролетов за сутки и фонового уровня шумов. На интенсивность шума и площадь распространения существенное влияние оказывают метеорологические условия: скорость ветра, распределение температуры воздуха по высоте, облака и осадки.

Особенно острый характер проблема шума приобрела в связи с эксплуатацией сверхзвуковых самолетов. С ними связа­ны шумы, звуковой удар и вибрация жилищ вблизи аэропортов. Современные сверхзвуковые самолеты порождают шумы, ин­тенсивность которых значительно превышает предельно допус­тимые нормы.

Парниковый эффект

Парниковый эффект обусловлен различной прозрачностью атмосферы в разных диапазонах излучения: большей — в корот­коволновом, меньшей — в длинноволновом (инфракрасном). Уменьшение прозрачности в инфракрасном диапазоне обуслов­лено наличием в атмосфере «парниковых газов», т. е. компонен­тов и примесей. Парниковыми компонентами и примесями яв­ляются водяной пар, диоксид углерода, метан, диоксид азота, хлорфторуглеводороды (фреоны), различные аэрозоли. Эффект, вызванный совокупным действием парниковых газов, значи­телен: при отсутствии парникового эффекта средняя температу­ра Земли оказалась бы на 33° ниже, чем сейчас, т. е. составля­ла бы около -18°С.

В процессе эволюции Земли ее климат, ландшафт, а в дальнейшем хозяйственная деятельность и привычки человека приспособились к такому термодинамическому состоянию, кото­рое отвечает многолетнему (вековому) значению пар­никового эффекта. Однако в настоящее время происходят про­цессы, дестабилизирующие энергетический баланс Земли за счет нарушения парникового эффекта, который имеет общую тенденцию возрастания. Основным фактором таких изменений в «климатической машине» Земли является увеличе­ние концентрации С02 в атмосфере. Степень поглощения теп­лоты углекислым газом известна уже около 1 00 лет, начиная с классической работы С. А. Аррениуса. Точные измерения содержания СО2 в атмосфере Земли проводятся с 1 958 г. За 40-летний период концентрация СО2, в атмосфере возросла с 31 5.1 0-6 до 354.1 0-6 долей массы. Такое увеличение составляет половину вклада, который обусловлен сжиганием органического топлива. Вторая половина этого вклада изъята из атмосферы различными процессами, что подтверждает реаль­ность механизма саморегулирования содержания СО2 карбонат­ной системы «атмосфера - океан - донные осадки». Кроме того, содержание других парниковых газов возросло таким образом, что их совокупное влияние приравнивается к повыше­нию концентрации СО2 еще на 50-1 00%.

Суммарное потепление вследствие увеличения содержания этих газов составляет 0,04° С за каждые 1 0 лет или 0,2° С за период измерений. Такое потепление не соответствует по величине парниковому эффекту из-за термической инерции океа­на.

Прямые свидетельства, указывающие на связь во время оле­денений между содержанием в атмосфере парниковых газов и климатом, можно «извлечь» из пузырьков воздуха, включенных в антарктический лед, который образовался в древние эпохи в ре­зультате спресовывания падающего снега. В пространствах ме­жду снежными кристалликами консервировалась воздушная среда того времени. Такие образования были исследованы на станциях Восток, Бэрд и др. по ледниковому керну скважин на глубину почти 3 км учеными разных стран. Верхние 2 км сфор­мировались в течение последнего ледниковья и предшеству­ющего межледниковья, последние 350-370 м льда — в голоцене, за 10 тыс. лет. Лабораторный анализ газов, имеющих возраст до 1 60 тыс. лет, показал, что в древней атмосфере концентрации диоксида углерода и метана менялись согласованно и «в такт» с изменениями средней локальной температуры, которая харак­теризуется соотношением изотопов водорода в молекулах воды. На этом основании, в частности, установлено, что во время после последнего ледникового периода, продолжающегося уже 1 0 тыс. лет, и в предшествующую последнему оледенению эпо­ху межледниковья (т. е. 1 30 тыс. лет назад) средняя темпе­ратура в рассматриваемой части Антарктиды была на 1 0° С вы­ше, чем в ледниковую эпоху, а на Земле в целом указанные контрастные климатические периоды различались по темпера­туре на 5° С. Обратите внимание, как мало в общем надо, чтобы межледниковье сменилось оледенением. В эти же периоды межледниковий содержание в атмосфере СО2 было на 25% больше, а метана — на 1 00% больше, чем в ледниковую эпо­ху. Причем неясно, что было причиной, а что следствием. Ведь уменьшение оледенения влияет, например, на биогеохимиче­ские циклы, так как увеличивается масса живых организмов и ускоряется разложение органического вещества; в то же время эти процессы, воздействуя на газовый состав воздуха и, следо­вательно, на парниковый эффект, способны через него влиять на глобальный климат и оледенение. Добавим и еще два об­стоятельства: зависимость между оледенением и тектонической деятельностью из-за перераспределения масс вещества земной коры (гляциоизостазия); изменение площади океанов и (вслед­ствие температурных различий) биологической активности орга­низмов Мирового океана.

Еще более подробные сведения о содержании парниковых газов и изменениях климата имеются для последних 1 00 лет, в течение которых (это установлено точно) концентрация СО2 в атмосфере повысилась на 25%, а метана — на 100%.

Какой же характер может принять изменение температуры в ближайшем будущем? Чтобы дать такой прогноз, необходимо ответить, как минимум, на три вопроса:

1. Какое количество СО2 и других парниковых газов будет выброшено в атмосферу?

2. Насколько при этом возрастут их концентрации в атмо­сфере (учитывая, что они зависят и от прихода, и от расхода)?

3. Какой климатический эффект это изменение вызовет, ка­кие другие механизмы саморегуляции включатся в дело?

Существует несколько вариантов ответов, но ни один не подтвержден экспериментально.

Основным источником поступления СО2 в географическую оболочку является вулканизм: из недр в течение года в нее по­ступает 1 млрд. т СО2. Эволюционно (в масштабе всей истории Земли) этот источник СО2 является единственным, так как во всех других случаях имеет место обращение (круговорот) СО2.

В ходе планетарного развития содержание СО2 уменьша­лось. Например, на протяжении фанерозоя его количество в атмосфере снизилось в 1 0 раз. Однако на протяжении послед­них десятилетий происходит обратный процесс: наблюдается заметное (на 3-4 млрд. т в год) увеличение прихода СО2 по сравнению с расходом.

 

Таблица 7.4 Баланс СО2 в географической оболочке

Оборот СО2 Приход (+), расход (-), млрд т
Фотосинтез на суше -110
Дыхание организмов суши +45
Разложение органического вещества +54 -+55
   
Сжигание остатков (сведение лесов) +1-2
   
Сжигание топлива +5
Поглощение океаном -93
Выделение океаном +90

 

Из табл. 7.4 видно, что положительное сальдо баланса рав­но почти половине количества СО2, выделяемого в результате сжигания топлива и различного рода остатков (на лесосеках, в подсечно-огневом земледелии в слаборазвитых странах мира, для уничтожения пожнивных остатков и мусора).

В заключение следует заметить, что выводы, сделанные в 1 995 г. межправительственной группой экспертов по проблеме климата, не подтверждают прямой связи между увеличением содержания парниковых газов и «глобальным потеплением». Потепление наблюдается не везде. «Отсутствие анализа соци­ально-экономических корней тех изменений окружающей среды и биосферы, которые породили рост концентрации парниковых газов в атмосфере и интенсификацию парникового эффекта», а также «рассмотрение проблем изменения климата в отрыве от глобальных изменений природной среды в целом и игнорирова­ние социально-экономических факторов» привели к гипертрофи­рованному преувеличению роли концентрации парниковых газов, считает известный специалист пр проблеме окружающей среды К. Я. Кондратьев.

Такие выводы свидетельствуют о том, что при рассмотрении проблемы возрастания содержания парниковых газов и их воз­можной роли в окружающем мире возможны нестандартные ре­шения в определении причин и следствий.

Примером подобных решений могут служить результаты ис­следований парникового эффекта группой под руководством А. Л. Яшина. Их заключение сводится к тому, что данные по при­земной температуре воздуха свидетельствуют о дискретном по­теплении климата (в общем это противоречит сложившимся представлениям о зависимости потепления от непрерывно воз­растающей концентрации диоксида углерода и других парнико­вых газов). Более того, в разных географических зонах эффект потепления выражен неодинаково, причем в экваториальной зо­не он практически отсутствует. Рассматривая возможные по­следствия потепления климата, в том числе очевидную неиз­бежность повышения уровня Мирового океана, исследователи утверждают, что отрицательные последствия парникового эф­фекта сильно преувеличены, а некоторые положительные не раскрыты. Так, оценивая влияние повышенных концентраций диоксида углерода на фотосинтез и продуктивность различных культурных растений, они отмечают, что возрастание концентра­ции СО2 в атмосфере, увеличение влажности и температуры в целом благоприятно скажутся на фотосинтезе и биопродуктив­ности, в то же время снижение солнечной радиации вследствие увеличения облачности может отрицательно повлиять на них. Большое значение имеет указание о том, что скорость адаптив­ных реакций растительного покрова Земли должна ограничить скорость антропогенных воздействий на климат. В этой связи, подчеркивают исследователи, «для хозяйственной деятельности в России очень важно получить более точные представления о всех изменениях физико-географических параметров, которые произойдут на ее территории при разных величинах потепле­ния». В частности, они предлагают проанализировать время голоценового климатического оптимума (5-8 тыс. лет назад), когда температура была на 1-2 °С выше современной, и последнего (микулинского) межледниковья, когда температура была на 2-3 °С выше настоящей. Первая интересна как наиболее близкая нам по времени, а вторая — как весьма продолжительная в пе­риод более сильного потепления, с более резкими изменениями всей природной среды Земли.







Date: 2016-05-15; view: 533; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию