Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Телесность и здоровье человека





Современные биологи и антропологи, как мы уже отмечали, полагают, что биологическая эволюция человека как вида, то есть его видообразование, прекратилось со времени появления Ното 8ар1епБ. В связи с этим встает вопрос о будущих на­правлениях развития человека как биологического вида. При ответе на него иногда высказывается мнение, что все виды жи­вотных и растений постепенно вымрут вследствие деградации генома (генетической программы развития). По мнению боль­шинства ученых, главная опасность при этом состоит не в старении вида, а во все большем загрязнении биосферы различно­го рода отходами.

Нарушение гармоничных отношений с природой может иметь опасные и даже трагические последствия для уже живу­щего и будущих поколений людей. Нарастание числа проблем, связанных с состоянием окружающей среды и истощением ре­сурсов Земли, кризисы, с которыми столкнулось человечество -следствие и свидетельство неверного пути развития. Чтобы из­бежать катастрофы, необходимо осознать естественные эколо­гические принципы и правила, которые сегодня разрабатыва­ются экологией человека и социальной экологией.

Экология человека исследует адаптационные возможности его организма. Биологическая опасность для жизни современ­ного человека заключается, во-первых, в том, что он не обла­дает гомеостазом, соответствующим его самым разнообразным связям с окружающей средой. Так, он не приспособлен к радиации, поскольку защитный механизм боли, являющийся наиболее общим предупреждающим сигналом, не реагирует на облучение. А, кроме того, опасность заключается в том, что несмотря на огромные адаптационные возможности человека в сравнении с другими видами живых организмов, они все-таки не поспевают за изменением окружающей среды.

Социальная экология изучает взаимоотношение общества и окружающей среды. Она стремится определить причины по­явления экологического кризиса. Биология утверждает, что уменьшение биологического разнообразия опасно для устой­чивости биосферы, а человек, добиваясь повышения ее продук­тивности, нарушает эти принципы. Он стремится взять как можно больше от природы, природа же стремится не к макси­мальной продуктивности, а к максимальной устойчивости.

В силу своих родовых качеств человек должен бороться с природой. Но в этой борьбе не может быть победителей, потому что человек является частью биосферы и, уничтожая природу, человек губит самого себя, не замечая этого, как он не замечает радиоактивного излучения.

Все эти проблемы важны прежде всего потому, что здоровый человек свободен в своих поступках, в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей (в рамках тех возможностей, которые ему дает общество). Болезнь же огра­ничивает человеческую свободу, добавляя к общественным ограничениям поступков человека рамки его собственного тела. Поэтому отношение человека к своему телу не может быть просто отношением к некой природной, естественной объек­тивности - человек встречается с необходимостью, ее языком и властью. И власть эта, запечатленная в телесной организации человека, отличается особой жестокостью и императивностью. Практически каждый человек имел возможность убедиться в этом - достаточно вспомнить ощущение абсолютной беспо­мощности, которое охватывает человека в моменты достаточно тяжелых болезней. Можно сказать, что телесность выступает как поток жизни, как жизнедеятельность человека в целом. А тело является статическим аспектом телесности, от которого человек никак и никогда не сможет избавиться, пока он живет. Ведь зачатием человек бросается в поток жизни помимо своей воли. Момент смерти также наступает в свой черед независимо от желаний человека. Каждая стадия возрастных изменений принудительно ввергает человека в новую жизненную ситуацию. На первый взгляд, у человека есть шанс достичь свободы, самостоятельно поставив под свой контроль продолжение собственной жизни. Но, если у римского гражданина Сенеки, даже тиран Нерон не мог отнять права свободного человека и гражданина самому распорядиться своей жизнью, то современное общество в подобном праве гражданину отказывает. Тяжело больной человек не имеет права потребовать у врача яд для самоубийства. Врач, уступивший просьбе больного, совершает преступление по законам любой страны. Человеку отказано в праве распоряжения жизнью. Многие религии также активно спо­собствуют формированию у людей таких взглядов. Зато это право принадлежит государству, применяющему смертную казнь, ведущему войны.

Таким образом, становится очевидным, что проблемы те­лесности, функционирования человеческого тела являются важной частью картины мира, а также предметом медицины, науки, изучающей причины возникновения болезней человека' закономерности их развития, методы их распознавания и лече­ния, а также формы оптимальной организации медицинской помощи населению.

Естественно, медицина не всегда была наукой, но всегда существовала как часть человеческой культуры, занимающаяся проблемами здоровья человека. Являясь частью культуры оп­ределенного народа и определенной эпохи, медицина в разное время по-разному объясняла причины болезней и реко­мендовала разные способы их лечения.

Если сделать диахронный срез истории медицины, то мы увидим в ней четыре основных варианта моделей болезни: магико-анимистическую, мистико-религиозную, натурфилософскую и естественнонаучную.

Магико-анимистические представления были связаны с мифологической картиной мира. Существенным их моментом было понимание болезни не как естественного явления, а как проявления чуждых человеку сверхнатуральных сил. Болезнь рассматривалась как следствие греха, вины, знак наказания и поощрения; в ней склонны были видеть воздействие злого духа, следствие колдовства. Врачевание должно было состоять в изгнании или умиротворении злого духа путем принесения жертв, сотворения молитв или каких-либо иных приемов, суть которых заключалась в том, чтобы как-то перехитрить злого демона.

Мистико-религиозные модели трактовали болезнь как про­явление персонифицированных сил, властвующих над челове­ком. Натурфилософские - выводили болезни из аналогии при­роды человека (микрокосма) и природы мира (макрокосма). Эти концепции связаны с религиозным мировоззрением. Принципом истинности для этих концепций являлось не согласие с фактами, а логическая связь и правдоподобие в пределах определенной системы идей.

Одним из вариантов натурфилософских концепций являются так называемые онтологические концепции, основанные на представлении, что болезнь есть особая сущность, сравнимая с такими реалиями, как ботанические и зоологические виды. Каждая такая материализованная сущность имеет свою картину симптомов и порядок развертывания во времени. В болезни, в соответствии с этим воззрением, надо было видеть как бы особую форму жизни, имеющую более низкий ранг, чем нормальная жизнь.

XX век принес в дискуссии о сущности болезней новые чер­ты: приобретает значение идея целостности организма, устанав­ливается понимание недостаточности сугубо натуралистическо­го объяснения болезни, узости односторонне соматического (телесного, связанного с телом или частью тела организма.) ее содержания. Поэтому возникли психосоматиче­ские, антропо-логические и социокультурные модели болезни. Среди этих моделей особое место занимает концепция 3. Фрей­да, пробившая брешь в традиционных натуралистических воз­зрениях. По Фрейду, болезнь есть своеобразное телесное выражение душевных расстройств или следствие неподвластных человеку переживаний и конфликтов и их вытеснение в подсознание.

Наша отечественная медицина после довольно долгих дис­куссий стала определять здоровье человека как нормальное психосоматическое состояние, как способность человека опти­мально удовлетворять систему материальных и духовных по­требностей. Болезнь - нарушение оптимального психосомати­ческого состояния и способности удовлетворять свои потреб­ности. Это понятие тесно связано с понятиями нормы, которая понимается как функциональный оптимум биологической системы и патологии - как нарушения этой нормы.

Причинами болезней, как принято сегодня считать, явля­ются не внешние и внутренние факторы (патогенные воздейст­вия среды и нарушения функций организма), а их взаимодей­ствие. При этом роль различных факторов, вызывающих бо­лезни, меняется в зависимости от времени, эпохи, уровня соци­ально-экономического развития общества.

Так, если в прошлом характер патологии детерминировался в основном патогенными природными воздействиями, то в настоящее время он обусловливается прежде всего воздейст­виями, идущими от преобразованной самим же человеком, природы. На протяжении многовековой эволюции человек ис­пытывал воздействие таких факторов, как гипердинамия, то есть максимальная мускульная активность; общее (калорийная недостаточность) и специфическое (недостаток микроэлемен­тов, витаминов) недоедание. Главную роль в детер-минации многих заболеваний в настоящее время, соответственно, игра­ют гиподинамия, то есть недостаточная физическая актив­ность, информационное изобилие и психоэмоциональные стрессы. Определенное сочетание психоэмоциональных стрессов с малоподвижным образом жизни и избыточным питанием ведет к суммированию этих воздействий, способствует росту некоторых заболеваний, особенно сердечно-сосудистых.

Перестройку испытывает также аппарат психоэмоциональ­ной адаптации. Здесь особое значение приобретает моториза­ция современного производства и быта, насыщение жизни тех­никой, шум, ускорение ритмов жизни, резкое возрастание числа межличностных контактов, нередко с отрицательным, бо­лезнетворным психоэмоциональным зарядом.

Все вышеперечисленные факторы в конечном счете непо­средственно определяют эволюцию болезней, изменение их тяжести, симптоматики, характера осложнений, ведут к ис­чезновению старых и возникновению новых болезней, резко изменяют характер заболеваемости. Широкое распространение в настоящее время получили заболевания, в возникновении которых большую роль играют психоэмоциональные факторы. Усиливающаяся социализация жизни современного человека сказывается на его соматической (телесной) патологии. Такие факторы, как профессия, отношение человека к труду, психологическая атмосфера производственного коллектива, оказывают существенное влияние на состояние его соматического и психического здоровья.

На разных ступенях социально-экономической зрелости общества требования, предъявляемые к уровню нервно-психи­ческих и мышечных, физических затрат, неодинаковы. В усло­виях научно-технической революции все более возрастают требования к нервно-психическим механизмам человека.

С переходом от одной ступени общественного развития к другой все более усложняются психоэмоциональные отношения людей. Все каналы эмоциональной взаимосвязи ныне до предела заполнены, а иногда перегружены. Нервная система человека подвергается постоянной, все возрастающей эмоцио­нально-психической "бомбардировке", начиная от здоровых, тонизирующих, и кончая отрицательными, даже болезнетвор­ными эмоциями. Возрастает темп жизни, укорачиваются сроки морального износа техники, происходит устаревание некоторых профессий, убыстряется развитие науки, техники, культуры и т. п. Все это предъявляет новые, повышенные требования к внутренним ресурсам человека, важным компонентом которых является психическое здоровье и эмоциональное равновесие.

Если современный этап общественного развития характе­ризуется ускорением темпов жизни во всех сферах, то скорости психофизиологических и соматических реакций организма не-

редко оказываются слишком замедленными, отстают от ритмов социальной и производственной жизни, возникает социально-биологическая аритмия как общая предпосылка возникновения многих заболеваний.

Поэтому закономерно, что здоровье населения страны с каждым годом ухудшается. В последние годы, например, 70 процентов современных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья. До 20 процентов возросла доля новорожденных с физическими и неврологическими нарушениями. Важнейшим индикатором здоровья народа и социального благополучия общества является уровень младенческой смертности. В России этот показатель за последние 5 лет увеличился на 15 процентов.

Не менее удручающими являются показатели влияния не­которых компонентов окружающей среды на здоровье человека. Так, достоверно известно, что загрязненность воздуха вызывает заболевания органов дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д. Кроме того, она является важнейшей из причин накопления мутаций организма, влияющих на генотип человека.

Примерно 85 процентов заболеваний вызываются и пере­носятся водой. К болезням приводит прежде всего низкое ка­чество воды, содержащей различные токсичные соединения тяжелых металлов, вредные органические примеси и бактерии. Чем больше насыщенность воды солями, тем выше риск забо­леть атеросклерозом, инсультом, инфарктом и т.д. В огромной степени нам портит здоровье хлор. Хотя хлорирование воды спасает от инфекций, однако его производные медленно и уве­ренно подрывают здоровье, так как обладают канцерогенным мутагенным эффектом. Они могут влиять на наследственность, многие из них являются сильнейшими печеночными ядами и т.д.

В условиях форсирования экологических преобразований и их возрастающего воздействия на здоровье населения особое значение приобретает изучение социально-генетических про­блем биосферы и здоровья человека. Научно-технический про­гресс, освоение территорий Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока, океана, космоса и т.п. предъявляют новые требования к человеку, его внутренним ресурсам, адаптационным возможностям и механизмам. В недалеком прошлом взаимо­действие человека с окружающей средой не выводило его ор­ганизм и адаптационно-приспособительные механизмы за пределы эволюционно сформи-ровавшейся нормы. Сейчас в ряде локальных районов создается новая физико-химическая и экологическая среда. В силу этого возникают задачи изучения механизмов социальной и биологической адаптации к новой среде. Нельзя не учитывать, что к воздействию некоторых новых факторов среды человек эволюционно не подготовлен (новые химические вещества и виды энергий), ибо в ходе эволюции он с ними не сталкивался.

Эти и многие другие проблемы стоят сегодня перед медиками, а также учеными и философами, занимающимися изуче­нием экологических проблем, взаимодействием природы и общества, человека и окружающей среды.

Человек, биосфера планеты и космос

Рассматривая вопрос о происхождении жизни на Земле, мы кратко упомянули о биосфере, живом веществе и его био­геохимических функциях, открытых В.И. Вернадским. Рассмотрим эту проблему более подробно.

На протяжении многих сотен человеческих поколений взаимодействие человека с окружающей средой заметных из­менений в биосфере не вызывало, но все это время шло накоп­ление знаний и технических возможностей. Постепенно, используя свое интеллектуальное превосходство над остальными представителями животного мира, человек охватил своей деятельностью всю поверхность планеты, всю биосферу. Эта деятельность привела к приручению животных, к выведению культурных растений. Человек стал менять окружающий его мир и создавать для себя новую, не существовавшую никогда на планете искусственную природу.

Под влиянием человеческого труда с момента появления человечества начался и в нарастающем темпе продолжает происходить процесс видоизменения биосферы и ее переход в новое качественное состояние. Естествознанию известны бо­лее ранние переходы биосферы в качественно новые состояния, сопровождавшиеся почти полной ее перестройкой. Но данный переход представляет собой нечто особенное, ни с чем не сравнимое явление.

В системе современного научного мировоззрения понятие биосферы занимает ключевое место во многих науках. Разра­ботка учения о биосфере неразрывно связана с именем В.И. Вернадского, хотя и имеет довольно длинную предысторию, начавшуюся с книги Ж.-Б. Ламарка "Гидрогеология" (1802), в которой содержится одно из первых обоснований идеи о влия­нии живых организмов на геологические процессы. Затем был грандиозный многотомный труд А. Гумбольдта «Космос» (первая книга вышла в 1845 году), в котором было собрано множество фактов, подтверждающих тезис о взаимодействии живых организмов с теми земными оболочками, в которые они проникают. Сам термин "биосфера" был впервые введен в науку немецким геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом, подразумевавшим под ней самостоятельную, пересекающуюся с другими сферу, в которой на Земле существует жизнь. Он дал определение биосферы как совокупности организмов, ог­раниченной в пространстве и времени и обитающей на по­верхности Земли.

Но о геологической роли биосферы, о ее зависимости от планетарных факторов Земли пока не было сказано ничего. Впервые идею о геологических функциях живого вещества, представление о совокупности всего органического мира в виде единого нераздельного целого высказал В.И. Вернадский. Его концепция складывалась постепенно, от первой студенческой работы "Об изменении почвы степей грызунами" (1 884) к трудам "Живое вещество" (рукопись рубежа 20-х годов), "Биосфера" (1926), "Биогеохимические очерки" (1940), а также "Химическое строение биосферы Земли" и "Философские мысли натуралиста", над которыми он работал в последние десятиле­тия своей жизни - теоретический итог творчества ученого и мыслителя.

Введя понятие живого вещества как совокупности всех живых организмов планеты, в том числе и человека, Вер­надский тем самым вышел на качественно новый уровень анализа жизни и живого - биосферный. Это дало возможность понимать жизнь как могучую геологическую силу нашей планеты, действенно формирующую сам облик Земли. В функциональном плане, живое вещество становилось тем зве­ном, которое соединяло историю химических элементов с эво­люцией биосферы. Введение этого понятия также позволяло поставить и решить вопрос о механизмах геологической активности живого вещества, источниках энергии для этого.

Геологическая роль живого вещества основана на его гео­химических функциях, которые современная наука классифи­цирует по пяти категориям: энергетическая, концентрационная, деструктивная, средообразующая, транспортная. Они основаны на том, что живые организмы своим дыханием, своим питанием, своим метаболизмом, непрерывной сменой поколений порождают грандиознейшее планетное явление - миграцию химических элементов в биосфере. Это предопределило решающую роль живого вещества и биосферы в становлении современного облика Земли - ее атмосферы, гидросферы, литосферы.

Такие грандиозные преобразования геосферы требуют гигантских затрат энергии. Источником ее является биогео­химическая энергия живого вещества биосферы, открытая Вернадским.

Биосфера - это живое вещество планеты и преобразованное им косное вещество (образованное без участия жизни). Таким образом, это не биологическое, геологическое или географиче­ское понятие. Это фундаментальное понятие биогеохимии, один из основных структурных компонентов организованности нашей планеты и околоземного космического пространства, сфера, в которой осуществляются биоэнергетические процессы и обмен веществ вследствие деятельности жизни.

Пленка биосферы, окутывающая Землю, очень тонкая. Се­годня принято считать, что в атмосфере микробная жизнь имеет место примерно до высоты 20 - 22 км над земной поверхностью, а наличие жизни в глубоких океанических впадинах опускает эту границу до 8 - 11 км ниже уровня моря. Углубление жизни в земную кору много меньше, и микроорганизмы обнаружены при глубинном бурении и в пластовых водах не глубже 2-3 км. Но эта тончайшая пленка покрывает абсолютно всю Землю, не оставляя ни одного места на нашей планете (включая пустыни и ледяные пространства Арктики и Антарктики), где бы не было жизни. Разумеется, количество живого вещества в разных областях биосферы различно. Самое большое его количество расположено в верхних слоях литосферы (почва), гидросферы и нижних слоях атмосферы. По мере углубления в земную кору, океан, выше в атмосферу - количество живого вещества уменьшается, но нет резкой границы между биосферой и

окружающими ее земными оболочками. И прежде всего нет такой границы в атмосфере, которая делала бы биосферу закрытой для всех космических излучений, а также энергии Солнца. Таким образом, биосфера открыта космосу, купается в потоках космической энергии. Перерабатывая эту энергию, живое вещество преобразует нашу планету. Само образование биосферы, в том числе и происхождение жизни на Земле, является результатом действия этих космических сил, важнейшего фактора функционирования биосферы.

Космические излучения и прежде всего энергия Солнца оказывают постоянное действие на все явления на Земле. Ос­нователь гелиобиологии А.Л. Чижевский особенно много за­нимался изучением солнечно-земных связей. Он отмечал, что самые разнообразные и разнохарактерные явления на Земле: и химические превращения земной коры, и динамика самой планеты и составляющих ее частей, атмо-, гидро- и литосферы, протекают под непосредственным воздействием Солнца. Солнце является основным (наряду с космическим излучением и энергией радиоактивного распада в недрах Земли) источником энергии, причиной всех преобразований на Земле - от легкого ветерка и произрастания растений до смерчей и ураганов и умственной деятельности человека.

Связь между циклами солнечной активности и процессами в биосфере была замечена еще в xviii веке. Тогда английский астроном В. Гершель обратил внимание на связь между уро­жаями пшеницы и числом солнечных пятен. В конце xix века профессор Одесского университета Ф.Н. Шведов, изучая срез ствола столетней акации, обнаружил, что толщина годичных колец изменяется каждые 11 лет, как бы повторяя цикличность солнечной активности.

Обобщив опыт предшественников, А.Л. Чижевский подвел под эти эмпирические данные твердую научную базу. Он счи­тал, что Солнце диктует ритм большинства биологических процессов на Земле. Когда на нем образуется много пятен, по­являются хромосферные вспышки и усиливается яркость коро­ны, на нашей планете разражаются эпидемии, усиливается рост деревьев, особенно сильно размножаются вредители сельского хозяйства и микроорганизмы - возбудители различных болезней.

Особый интерес представляет утверждение Чижевского, что Солнце существенно влияет не только на биологические, но и на социальные процессы на Земле. Социальные конфликты (войны, бунты, революции), по убеждению Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашего светила. По его подсчетам, во время минимальной солнечной активности происходит минимум массовых активных социаль­ных проявлений в обществе (примерно 5%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%. Эти выводы Чи­жевского лишь подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.

Исходной основой существования биосферы и происходя­щих в ней биогеохимических процессов является астрономиче­ское положение нашей планеты, в первую очередь ее расстоя­ние от Солнца и наклон земной оси к плоскости земной орбиты. Это пространственное расположение Земли в основном определяет климат на планете, а последний в свою очередь -жизненные циклы всех существующих на ней организмов. Солнце является основным источником всех геологических, химических и биологических процессов на нашей планете.

Сегодня основная масса ученых едина во мнении, что чело­век и человечество составляют часть живого вещества нашей планеты. Это означает, что люди также подвержены действию космических энергий и солнечной радиации. Так, человеческий организм, так же как организмы других животных, подстраи­вается под ритмы биогеосферы, прежде всего суточные (циркадные) и сезонные, связанные со сменой времен года.

Обмен веществ у человека протекает в наследуемом из по­коления в поколение циркадном ритме. В настоящее время считается, что около сорока процессов в человеческом орга­низме подчинено строгому циркадному ритму. Например, еще в 1 931 году была установлена цикличность в функционировании печени человека. У людей, ведущих нормальный образ жизни и питающихся три раза в день, в первую половину дня печень выделяет наибольшее количество желчи, которая необходима для переваривания жиров и белков, расходуя запасенный ею гликоген и превращая его в простые разновидности сахара. Она отдает воду, образуя много мочевины, и накапливает жиры. Во второй половине дня печень начинает усваивать сахара, накапливая гликоген и воду. Объем ее клеток увеличивается в три раза.

На протяжении суток циклично колеблется содержание гемоглобина в крови, максимум его приходится на 11 - 1 3 часов, а минимум - на 1 6 - 1 8. Суточным колебаниям подвержено со­держание в крови калия, магния, натрия, кальция, железа. Но­чью повышается количество солей магния, а в мозговой жид­кости - количество солей калия. Оба эти соединения гасят нервно-мышечную возбудимость. По суточному графику ра­ботает и вегетативная нервная система. Статистика утверждает, что даже рождение и смерть чаще случаются в темную часть суток, около полуночи.

Вся живая природа чутко реагирует на сезонные изменения окружающей температуры, на интенсивность солнечного излуче­ния - весной покрываются листвой деревья, осенью листва опадает, затухают обменные процессы, многие животные впа­дают в спячку и т.д. Человек не является исключением. На протяжении года у него меняется интенсивность обмена, состав клеток тканей, причем эти колебания различны в разных климатических поясах. Так, в южных районах (Сочи) содержание гемоглобина и количество эритроцитов, а также максимальное и минимальное давление крови в холодный период возрастают на 20 процентов по сравнению с теплым временем.

В условиях Севера наибольший процент гемоглобина най­ден у большинства обследованных жителей в летние месяцы, а наименьший - зимой и в начале весны.

Циклы солнечной активности также оказывают свое влияние на жизнедеятельность человека. Так, обработав материал по вспышкам возвратного тифа в Европейской России с 1883 по 1917 год, а также данные по холере в России с 1823 по 1923 год и данные по активности Солнца, Чижевский пришел к выводу, что эти земные явления наступают синхронно с изменениями, происходящими в разных солнечных сферах. На основании построенных им графиков он еще в 1930-х годах предсказал, что в 1 960 - 1 962 годах произойдет эпидемическая вспышка холеры, что действительно произошло в странах Юго-Восточной Азии.

То, что состояние солнечной активности небезразлично для жизни на Земле, показывает и увеличение числа случаев зара­жения чесоткой в 1 968 году и неожиданно подскочившее число заболеваний клещевым энцефалитом и туляремией на вершине максимума векового цикла солнечной активности в 1 957 году (несмотря на проводившуюся, как и в прошлые годы, вакци­нацию населения). Здесь мы обнаруживаем явную взаимосвязь человека с растительным и животным миром, в котором все жизненные циклы: заболевания, массовые перекочевки, перио­ды бурного размножения млекопитающих, насекомых, вирусов -протекают синхронно с одиннадцатилетними циклами солнечной активности, как и чередование грозовой и спокойной летней погоды, большего и меньшего производства растительной массы и т.д.

Гематологи пришли к выводу, что в годы максимума сол­нечной активности норма свертывания крови у здоровых людей увеличивается вдвое, а так как компенсаторная деятельность, в частности способность крови не свертываться, у сердечно­сосудистых больных угнетена, то при увеличении солнечных пятен учащаются инфаркты, инсульты.

Приведенные факты позволяют нам говорить о влиянии космоса на физиологические процессы в отдельном человече­ском организме. Но ведь одновременно человек является ча­стью человечества, общественного организма, который также подвержен влиянию солнечной активности. Чижевский попы­тался установить взаимосвязь одиннадцатилетних солнечных циклов с насыщенностью историческими событиями разных периодов человеческой истории. В результате своего анализа он сделал вывод, что максимум общественной активности сов­падает с максимумом солнечной активности. Средние точки течения цикла дают максимум массовой деятельности челове­чества, выражающийся в революциях, восстаниях, войнах, по­ходах, переселениях, являются началами новых исторических эпох в истории человечества. В крайних точках течения цикла напряжение общечеловеческой деятельности военного или по­литического характера понижается до минимального предела, уступая место созидательной деятельности и сопровождаясь всеобщим упадком политического и военного энтузиазма, миром и спокойной творческой работой в области государственного строительства, науки и искусства.

Эти идеи о связи космоса, человека и биосферы, представ­ленные концепциями Вернадского и Чижевского, легли в основу популярной сегодня гипотезы Л.Н. Гумилева о пассионарном толчке, рождающем к жизни новые этносы. Ключевым понятием концепции этногенеза Гумилева является понятие пассионарности, которое он определяет как повышенное стремление к действию. Появление этого признака у отдельного человека является мутацией, затрагивающей энергетические механизмы человеческого тела. Пассионарий (носитель пас-сионарности) становится способным воспринять из окружающей среды энергии больше, чем необходимо для его нормальной жизнедеятельности. Избыток же полученной энергии на­правляется им в любую область человеческой деятельности выбор которой определяется конкретными историческими ус­ловиями и склонностями самого человека. Пассионарий может стать великим завоевателем (Александр Македонский, Напо­леон и т.д.) или путешественником (Марко Поло, А. Прже­вальский и т.д.), великим ученым (А. Эйнштейн, И. Гете и т.д.) или религиозным деятелем (Будда, Христос). Появление свой­ства пассионарности инициируется каким-то специфическим редким космическим излучением (пассионарные толчки проис­ходят 2-3 раза за тысячелетие). Носители пассионарности по­являются в зоне следа от этого излучения - полосы шириной 200 - 300 км, но длиной до половины окружности планеты. Если в зоне этого излучения окажутся несколько народов, живущих в разных ландшафтах, они могут стать зародышем нового этноса. Смена этносов и есть процесс всемирной истории, причина прогрессивных перемен в ней.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем проявляется сходство человека и животных?

2. В чем проявляется отличие человека и животных?

3. Каково положение рода Homo в систематике позвоноч­ных и млекопитающих?

4. Каковы характерные признаки приматов?

5. Каковы пути эволюции приматов?

6. Укажите роды человекообразных обезьян.

7. Приведите схему эволюции человекообразных обезьян.

8. Назовите наиболее вероятного предка существ, развитие которых привело у человеку.

9. Приведите доказательства происхождения человека от человекообразных обезьян.

10. Каковы отличия человека от человекообразных обезьян?

11. Где были обнаружены останки питекантропов и синантропов?

12. В чем проявляется преимущество человека перед

13. высшими животными?

14. Какова сущность человека?

15. В чем проявляется взаимодействие человека и природы?

16. К каким последствиям приводит нарушение гармо­ничности взаимоотношения человека с природой?

17. Каковы модели болезней человека?

18. Дайте определение понятиям "болезни" и "здоровья" человека.

19. Что является причинами болезней человека?

20. Каково взаимоотношение человека и космоса?

21. Приведите доказательства связи человека с космосом.

 

Глава 6

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Экология зарождалась как биологическая и медицинская наука. Речь шла об экологии человека, его взаимоотношениях со средой, прежде всего с миром, окружающим человека, но не включающим других людей. Подразумевались взаимодействия, взаимосвязи человека-индивида как высокоорганизованного -не только социально, но и биологически - существа с миром его материального бытия. Взаимоотношения же человека с ему подобными полностью отдавались морали, другим социальным институтам, а взаимоотношения общества и природы понимались односторонне: есть активное отношение общества к природе, но обратного отношения нет, поскольку оно казалось не имеющим смысла («природа все стерпит», она неисчерпаема и «несгибаема»). Признание обратного отношения наступило, когда человеческая деятельность обрела геологически значимые масштабы, стала ощутимой, порождая отрицательные для биосферы и самого человека последствия. В число задач экологии вошли, по меньшей мере, три новые: защищать человека, в том числе и его «духовную экологию» (термин академика Д.С. Лихачева), от другого человека, защищать общество от природы, на которую оно оказывает разрушительное воздействие, и защищать природу, конкретно -биосферу, от варварского вмешательства общества в ее функционирование.

Такие задачи обусловили создание социальной экологии, в начале регионального, а затем и глобального характера. Некоторые исследователи отождествляют эти разделы экологии. Диалектически они и в самом деле тождественны, однако от различий между ними также нельзя абстрагироваться. В социальной экологии упор делается на взаимоотношения человека, групп людей и общества, возможно также - на зависимость общества от природы. Глобальная экология, как нам представляется, рассматривает отношение общества к природе и природы к обществу, причем прежде всего в аспекте сохранения природы, способной к обеспечению жизнедеятельности общества. Обеспечение же этой способности является необходимым условием для экологического здоровья социума (для того чтобы создать достаточные, а не только необходимые условия, требуется гуманное научно-организованное общественное устройство и разумные правила природопользования).

И социальную, и глобальную ветви экологии, по-видимому, можно отнести к разряду общенаучных. Основанием тому служит, в частности, универсальность объекта исследования -взаимосвязи общества и осваиваемой им природы. Экспансия человека в космическое пространство, проникновение его в тайны наследственности, поиски возможности управления ею позволяют говорить не только о глобальной, но и об универсальной, по объекту исследования, экологии. Чтобы выявить экологическое отношение общества и природы, требуется найти и определенные характеристики его носителей, т.е. и общества, и природы. Поэтому экология вынуждена обращаться и к знанию о них, а глобальность, общечеловеческая значимость ее проблем способствуют утверждению экологического смысла в естественно-научном, техническом, гуманитарном познании.

Острота глобально-экологических задач привела к построению - в СССР и США независимо (на основе машинного эксперимента, использования результатов многих наук) -математических моделей целостного биосферного процесса, который совершался бы в результате термоядерной войны. Эти модели - о них модно говорить как об одной модели - признаны выдающимся открытием, имеющим огромное научное и гуманистическое значение. В определенной мере оно приобрело методологический характер, поскольку выступает нормой и основой проведения анализа всех иных широко известных экологических концепций.

Сегодня органический мир перестал быть для человека чем то неизвестным и внушающим ужас или раболепное восхищение. Человек теперь активно изменяет живую природу. Возрастающее вмешательство человека в природу ставит перед ним новые очень серьёзные проблемы, которые могут быть решены лишь при условии, что сам человек возьмёт на себя заботу об охране окружающей среды, о сохранении тех тонких соотношений в биосфере, которые сложились в ней за миллионы лет эволюции жизни на Земле.

Date: 2016-05-15; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию