Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поощрения за успехи в работе





6.1. Виды поощрений

6.2. Процедура применения мер поощрения

6.3. Поощрения за особые заслуги

6.4. Меры поощрения, применяемые трудовым коллективом

7. Ответственность за нарушения трудовой дисциплины

7.1. Определение нарушения

7.2. Виды взысканий

7.3. Взыскание за прогул

7.4. Процедура применения взыскания

7.5. Дисциплинарная власть трудового коллектива

 

Организации целесообразно совершенствовать трудовой распорядок, рассматривая правила внутреннего трудового распорядка как важнейший нормативный акт — инструмент совершенствования организации труда. В них целесообразно включить следующие разделы: об оплате труда, о коммерческой тайне, о страховании, об охране труда.

 

Таблица 3.6.

Нормативно-методические документы системы управления персоналом

 

Группы нормативно-методических документов   Содержание документов   Примеры норм, нормативов и документов   Наименование документов  
Нормативно-спра­вочные документы   Включают нормы и нормативы, необхо­димые при решении задач организации и планирования труда в сфере материального производства и уп­равления     1).Первичные операционные нормы времени и расценки; нормы времени на выполнение управленческих процедур   2) Производные нормы и нормативы, получен­ные на основе первичных (сводные нормы тру­довых затрат на изготовление продукции)   3) Нормы, установленные вышестоящими орга­низациями или в централизованном порядке (нормы налогообложения фонда оплаты труда; размер подоходного налога с физических лиц)   Маршрутно-технологическая карта. Операционно-технологическая карта Технологическая карта управленческих процедур Оперограмма Программа выпуска деталей Сменно-суточные задания   Инструкция Государственной налоговой службы РФ ло применению Закона РФ «О подоходном налоге с физичес-, кихлиц»    

 

 

Продолжение табл. 3.6.

Группы нормативно-методических документов   Содержание документов   Примеры норм, нормативов и документов   Наименование документов  
Документы орга­низационного, организационно-распорядительного и организацион­но-методического характера   Регламентируют зада­чи, функции, права, обязанности подразде­лений и отдельных ра­ботников системы уп­равления персоналом; содержат методы и пра­вила выполнения ра­ бот по управлению персоналом     1) Законодательные акты по вопросам труда и кадров     2) Указы Президента РФ, постановления и рас­поряжения Правительства РФ по вопросам тру­да, оплаты труда, охраны труда, занятости и т.п.   3) Руководящие документы (положения, инст­рукции, методические указания, правила) и другие документы Минтруда и других государ­ственных органов   4) Приказы, положения, инструкции; методи­ческие указания, правила и другие документы министерства, госкомитета, ведомства, если им подчиняется организация   5) Приказы, положения, правила и другие доку­менты, издаваемые руководителем организа­ции или соответствующими подразделениями по вопросам труда, численности, оплаты труда и т.п.     Гражданский кодекс РФ Кодекс законов о труде Закон «О занятости населения РФ»   Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы» Постановление Правительства РФ «О мерах по социальной защите инвалидов»   Постановление Минтруда РФ «Об утверждении тарифноквалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих» Общеотраслевые методические указания «Нормативный метод планирования численности служа­щих предприятий и организаций отраслей материального производства»   Инструкция Министерства экономики об улучшении ус­ловий труда работников, занятых на тяжелых и вредных работах   Правила внутреннего трудового распорядка Коллективный договор Положение о подразделении Должностная инструкция Штатное расписание  
Документы техни­ческого, технико-экономического и экономического характера   Содержат правила, нормы, требования, регламентирующие стандарты всех кате­горий и видов   Нормы планировки помещения и рабочих мест Стандарты качества, ТУ на продукцию Часовая тарифная ставка Коэффициенты отчислений в фонд социально­го страхования, медицинского страхования Коэффициент доплаты за сверхурочные работы Нормативы организации труда руководителей инженерных подразделений     Временные санитарные нормы и правила работников ВЦ Бизнес-план Смета затрат на производство Отчет о численности работников организации Система стандартов по технике безопасности Типовые нормы времени на разработку конструкторской документации Рекомендации МОТ о продолжительности рабочего време­ни и периодах отдыха на дорожном транспорте  

 


Важнейшим организационным документом является коллективный договор, разрабатываемый при непосредственном участии подразделений службы управления персоналом (отдела кадров, отдела организации труда и зарплаты, юридического отдела). Коллективный договор — это соглашение, заключаемое трудовым коллективом с администрацией по урегулированию их взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной деятельности на срок от одного до трех лет.

Порядок и условия заключения коллективного договора определяются законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11.03.92 № 2490-1 в редакции Федерального закона от 24.12.95 № 176-ФЗ. В соответствии с Законом представителями работников являются органы профессиональных союзов и их объединений. Работодателей представляют руководители организации или иные лица, уполномоченные в соответствии с уставом организации.

Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступать любая из сторон. Для ведения коллективных переговоров и разработки проекта договора стороны на равноправной основе создают полномочную комиссию, состав которой, сроки, место проведения и повестка дня переговоров устанавливаются сторонами. Проект коллективного договора должен быть обсужден работниками в подразделениях организации и доработан с учетом поступивших замечаний и предложений. Доработанный единый проект договора утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается представителем работников и работодателем.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

• форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

• механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных договором;

• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

• определение рабочего времени и времени отдыха;

• улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);

• добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;

• соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;

• экономическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

• льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

• контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования представителей работников;

• отказ от забастовок по условиям, включенным в договор, при своевременном и полном их выполнении.

Условия коллективного договора, заключенного в соответствии с законодательством, являются обязательными для работодателя. Если условия договора ухудшают по сравнению с законодательством положение работников, то они недействительны.


К документам организационно-методического и методического характера относятся те, которые регламентируют выполнение функций по управлению персоналом. Сюда входят: положение по формированию кадрового резерва в организации; положение по организации адаптации работников; рекомендации по организации подбора и отбора персонала; положение по урегулированию взаимоотношений в коллективе; положение по оплате и стимулированию труда; инструкция по соблюдению правил техники безопасности и др.

Разработку этих документов осуществляют работники соответствующих звеньев системы управления персоналом.

В свою очередь, для разработки этих и других документов, а также для выполнения ряда функций по управлению персоналом используется такой нормативный документ, как Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Минтруда РФ в 1998 г. Он призван регламентировать организацию труда этих категорий работников, обеспечивать рациональный подбор, расстановку и использование кадров, устанавливать оплату труда работникам в зависимости от уровня их квалификации. Справочник включает квалификационные характеристики должностей, каждая из которых имеет следующие разделы: «Должностные обязанности» — функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность; «Должен знать» — требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, знания законодательства, методов и средств выполнения должностных обязанностей; «Требования к квалификации» — определенный уровень и профиль специальной подготовки работника, его образование, требуемый стаж работы.

Для характеристики рабочих должностей, тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, составления программ подготовки и повышения квалификации рабочих используется такой нормативный документ, как Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих даются по разрядам и состоят из разделов: «Характеристика работ» — перечень трудовых навыков, которыми должен обладать рабочий для получения соответствующего выполняемой работе разряда; «Должен уметь» — минимум специальных знаний и навыков, требующихся для работы по данному разряду; «Примеры работы» — перечень наиболее типичных для данной профессии и данного тарифного разряда работ.

Рассмотрим содержание некоторых видов регламентирующей документации.

Положение о персонале отражает вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, его взаимоотношений с администрацией, гарантирован ности занятости персонала и др. Положение разрабатывается в основном в коммерческих организациях. Содержание и структура этого документа одобрены и рекомендованы к применению Госкомимуществом РФ и Российским фондом федерального имущества. В текст Положения рекомендуется включать следующие разделы: общие положения; понятие персонала; принципы взаимоотношений администрации и персонала; программа развития персонала; контрактная система найма персонала; повышение квалификации персонала; право персонала на выбор форм организации труда; гарантированность занятости персонала; социальные гарантии персонала; участие персонала в прибылях; администрация, персонал и профсоюз; от ветственность администрации и персонала; заключительные положения; приложение: например, Правила делового поведения персонала (Кодекс деловой этики).


Положение о подразделении — документ, регламентирующий деятельность какого-либо структурного подразделения организации (отдела, службы, бюро, группы и т.п.) — его задачи, функции, права, ответственность. Типовая структура положения включает следующие разделы:

1) общие положения (кому подчиняется данное подразделение, степень его самостоятельности, какими нормативно-правовыми документами оно руководствуется в своей деятельности и т.п.);

2) задачи подразделения;

3)оргструктура подразделения (схема с указанием линейно-функциональной, методической и иной подчиненности и взаимосвязей отдельных звеньев и работников подразделения);

4) функции подразделения;

5) взаимоотношения подразделения с другими звеньями организации с указанием информации, документации, получаемой и передаваемой данным подразделением, от кого и кому, сроки и периодичность;

6) права подразделения пределах возложенных на него функций);

7) ответственность подразделения (в рамках приданных ему полномочий за некачественное, несвоевременное их выполнение).

Типовые положения о подразделениях содержатся в специальной литературе, но требуется их адаптация, уточнение применительно к каждому конкретному предприятию и подразделению.

Совокупность должностей служащих находит отражение в штатном расписании — документе, утверждаемом руководителем организации и содержащем сведения о численности работников соответствующих категорий (штатных единицах) по каждой должности, наименованиях должностей, должностных окладах и надбавках к ним.

 

Наименование организации

 

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

Утверждаю штатный состав аппарата ____________________________

(наименование организации)

на___год в количестве____ человек с месячным фондом заработной платы___рублей, согласно

Приложению

 

____________________ Печать

(подпись руководителя)

 

«__»_______г.

 

Код и наименование структурного подразделения Код и наименование должности Количество штатных единиц Должностной оклад Надбавки Месячный фонд Примечания
персональные прочие
               
               

 

Заместитель руководителя организации

или руководитель структурного подразделения

 

Подпись_______________

Визы______________

 

Для каждой должности, содержащейся в штатном расписании, должна быть разработана должностная инструкция, которая составляется на основе Положения о подразделении, квалификационной характеристики, а также проведенного анализа работы (или рабочего места, должности) и составленного описания работы (рабочего места, должности). Должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего определенную должность, начиная с заместителей руководителя подразделения. Деятельность первых лиц организации и их заместителей регламентируется ее Уставом, а руководителей подразделений — Положениями о них.

Личностная спецификация представляет собой набор требований, которые работа на данном рабочем месте или должности предъявляет к работнику. Она вытекает непосредственно из описания работы (или рабочего места, должности) и отвечает на вопрос: «Каковы черты характера, каким должен быть опыт человека его образование для того, чтобы он успешно выполнял работу на данном рабочем месте (должности)?» Личностная спецификация дает информацию, необходимую для приема на работу и отбора нужных сотрудников, для проведения собеседования.

Наиболее полно основные требования к работнику были разработаны английским профессором А. Роджером в 1930 г. В каждом конкретном случае их состав может корректироваться.

Личностная спецификация может быть составлена либо в тек.стовой форме, либо в табличной (табл. 3.7).

Таблица 3.7

Личностная спецификация

Перечень требовании к работнику   Требуемые качества  
основные   желаемые   противо­показания  
Физический облик Достижения (образование, квалификация, опыт) Интеллект (ум, смышленость) Специальные способности Интересы Черты характера Внешние условия (домашние условия, социально-бытовые условия)              

В таблице выделены три категории качеств:

• основные требуемые качества, т.е. такие, без наличия которых работа на может осуществляться на удовлетворительном уровне;

• желаемые качества: преимущество должно отдаваться кандидатам, обладающим ими, при условии наличия у них других главных качеств;

• противопоказания: качества, автоматически исключающие кандидатов, хотя и подходящих по другим параметрам.

Существуют и другие варианты составления личностной спецификации. Так, в США широко используется личностная спецификация М. Фрейзера, включающая пять пунктов: воздействие на других людей (физические данные, внешность, речь, манера поведения); накопленная квалификация (образование, профессиональное обучение, подготовка, опыт работы); природные способности (быстрота понимания и способность к обучению): движущая

сила-мотивация (поставленные перед собой цели, решимость и последовательность в достижении целей, успех в их достижении) адаптация (эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам и контактность с людьми).

Составленная любым из этих двух способов, личностная спецификация является важным инструментом при отборе кандидатов на вакантную должность, проведении отборочного собеседования, так как в их ходе качества отдельного человека, претендующего на должность, сравниваются с теми, которые содержатся в личностной спецификации и представляют собой как бы идеальный, с точки зрения организации, портрет будущего сотрудника.

Подготовка личностной спецификации требует специальных знаний и осуществляется чаще всего профессиональным консультантом или специально обученным сотрудником службы управления персоналом. При отборе кандидатов на вакантную должность использование этого документа заключается в том, что личностные качества каждого претендента сравниваются с качествами «идеального» сотрудника.

 

3.6.2. Правовое обеспечение

 

Правовое обеспечение системы управления персоналом состоит в использовании средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации.

Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом — это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Правовое обеспечение системы управления персоналом включает: соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера; подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.

Осуществление правового обеспечения в организации возлагается на ее руководителя и других должностных лиц (в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и других функций), а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел.

Одно из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и т.п. — все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений.

Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования — Кодекс законов о труде РФ, постановления Правительства РФ, акты Минтруда РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации.

В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.

Основные задачи юридического отдела в этой области таковы: (а) разработка проектов нормативных актов организации; (б) правовая экспертиза нормативных актов, разработанных в системе управления персоналом, на соответствие требованиям законодательства и визирование их; (в) организация систематизированного учета и хранения законодательных и нормативных актов, поступающих в организацию и издаваемых ею; (г) информирование подразделений и служб о действующем законодательстве о труде; (д) разъяснение действующего трудового законодательства и порядка его применения.

В систему нормативных актов о труде входят генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения, коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.

Правовые акты ненормативного характера — это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители службы управления персоналом и всех ее подразделений по вопросам объявления дисциплинарного взыскания, поощрения работников, техники безопасности, отпусков, прекращения трудового договора и т.п.

Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются: Гражданский кодекс РФ, Кодекс законов о труде (в ред. от 25.09.92), Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ «О занятости населения в РФ», Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и др.

 

Контрольные вопросы к главе 3

 

1. Назовите подсистемы, составляющие функционально-целевую модель системы управления организацией.

2. Раскройте состав комплексных функциональных подсистем системы управления организацией.

3. Раскройте состав элементов производственной системы и системы управления организацией.

4. Что такое организационное проектирование? Назовите его стадии и этапы.

5. Раскройте содержание стадий организационного проектирования системы управления персоналом.

6. Раскройте содержание этапов организационного проектирования системы управления персоналом.

7. Приведите примеры проектных документов по каждому из этапов организационного проектирования системы управления персоналом.

8. Какие целевые направления включает блок социальных целей?

9. Какие цели ставит перед собой сотрудник организации в процессе трудовой деятельности?

10. Какие цели по отношению к персоналу ставит перед собой администрация организации?

11. Назовите основные задачи службы управления персоналом.

12. Чем отличается в настоящее время состав функций кадровых служб в отечественных и зарубежных организациях?

13. Раскройте основные варианты включения службы управления персоналом в общую структуру управления организацией.

14. Опишите основные варианты видоизменения структуры службы управления персоналом в зависимости от особенностей (размера, финансовых возможностей и т.п.) организации.

15. Что понимается под кадровым обеспечением системы управления персоналом?

16. Охарактеризуйте количественный состав работников кадровых служб в России и за рубежом.

17. Составьте качественную характеристику работников кадровых служб отечественных и зарубежных организаций.

18. Какими методами можно рассчитать численность работников кадровых служб?

19. Поясните понятия: «профессия», «специальность», «специалисты», «квалификация», «управленческая должность». Приведите соответствующие примеры.

20. Что такое «документационное обеспечение» системы управления персоналом?

21. Какие основные Государственные стандарты регламентируют делопроизводство и оформление документов в кадровой службе?

22. Какие виды кадровой документации ведутся в кадровой службе?

23. Дайте определение категории «информационное обеспечение службы управления персоналом» и выделите его главные характеристики.

24. Какие организационно-методические требования предъявляются к разработке информационного обеспечения?

25. Какие данные можно использовать для выбора комплекса технических средств?

26. Назовите состав и последовательность операций по выбору технических средств.

27. На какие классификационные группы могут быть разделены технические средства, используемые в службе управления персоналом?

28. Какова цель создания систем автоматизированной обработки информации (САОИ)?

29. Из каких тенденций исходит автоматизация процедур обработки информации?

30. В чем состоят преимущества и недостатки различных организационных форм построения САОИ?

31. Каковы основные принципы построения, применения и совершенствования САОИ службы управления персоналом?

32. Что понимается под нормативно-методическим обеспечением системы управления персоналом? В чем состоят задачи этого обеспечения?

33. Приведите примеры нормативно-справочных документов.

34. Приведите примеры организационных, организационно-методических документов.

35. Приведите примеры экономических, технико-экономических и технических документов.

36. Объясните задачи и цели составления должностной инструкции.

37. Для чего нужна личностная спецификация? Какие требования к работнику она включает?

38. Что понимается под правовым обеспечением системы управления персоналом?

39. Приведите примеры законодательных актов централизованного и локального регулирования; нормативного и ненормативного характера.

40. Для чего используются должностные инструкции и личностные спецификации? Каково их содержание?

 

 

ГЛАВА 4.







Date: 2016-05-15; view: 361; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.034 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию