Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема символа в свете философии культуры
1. И. В. Гёте, Избранные философские произведений, М., 1964, с. 327. 2. М. Bet z, Rilke in Frankreich, Errinerungen-Briefe-Dokumente Wien, 1938, S. 289. 3. R. M. Rilke, Sдmtliche Werke, Frankfurt a. M. 1975, Bd. 2, S. 714-715. 4. См: J. von Uexkьll, Umwelt und Innenwelt der Tiere, 1909, 5. K. Mapкс и Ф. Энгельс. Сочинения, т.21, М., 1961, с. 290. 6. К. Mapкс и Ф. Энгельс, Сочинения, т, 3, с. 25. 7. И. В. Гёте, Избранные философские произведения, с. 362. 8. См.: В. Хейзенберг, Философские проблемы атомной физики, М., 1953, с.,70. 9. К. Mapкс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 23, с. 189. 10. См. напр R. Hoenigswald, Die Grundlagen der Denkpsychologie, Leipzig, 1925, S. 28f, 128f, 157 и др. 11. Впрочем, не только обыватель. Снисходительно улыбается здесь даже утонченный Ренан. См.: Эрнест Ренан, Собрание сочинений в 12 тт, Киев, 1902, т. 12, с. 44. 12. Необходимость особого структурного подхода к мифу представлена в советской литературе работами А. Ф. Лосева, В. Я. Проппа, М. М. Бахтина, С. С. Аверинцева, В. В. Иванова, В. Н. Топоров а, Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Е. М. Мелетинского и др. 13 Сближение чисел с <эйдосами> особенно подчеркнуто и в математике Г, Кантора. Понимание числа в аритмологии XIX века не как количественного агрегата, а как целостной формы, проливает достаточный свет на символическую природу чисел. Число, понятое символически, есть шифр (ср. <цифра>,), требующий особой дешифровки; мифическая дешифровка обнаруживает число как имя (ср. "numeras"-"nomina"> "nombre"-"nom"). 14. Разительный пример такого неумения представляют, например, следующие суждения: <Для ряда композиторов конца XIX и начала XX века особенно характерно непонимание или игнорирование звуковой специфики музыки, приводящее к настойчивым попыткам прямо (!) передавать звуками свет, ароматы и т. д. Эта тенденция торжествует у импрессионистов и символистов... Во всех подобных случаях эстетические заблуждения бесспорны (!)... Так, например, в ноктюрне Дебюсси <Облака>, конечно (!), нет и не может быть звукового образа незвучащих (!) облаков... Нет сомнения, что реалистическая ориентация на звуковое (почему не физиологическая?-К. С.) помогла бы Дебюсси достичь большей определенности и обобщенности... Условен программный замысел прелюдии Дебюсси <Фейерверк>. Фейерверк надо смотреть, а не слушать (!), поскольку звуки его (шипения, потрескивания, выстрелы) составляют лишь побочную сторону зрелища... Вовсе насильственный характер носит замысел фортепианной пьесы Дебюсси <Отражение в воде>. Отражения, разумеется (!), не могут звучать... Аналогичные характерные (!) заблуждения дают себя знать в творчестве Скрябина> (Ю. К p е м л е в, Очерки по эстетике музыки, изд. второе, дополненное, М., 1972, с. 226-228). Воздерживаясь от суждений, заметим лишь, что они <дают себя знать> и в цитируемой книге. Открывая ее наугад и читая, например, на с. 131 о том, что <Ганслик с особым удовольствием смакует понятие движения> и т. д., мы уверены, что реалистическая ориентация, несомненно, уберегла бы автора от подобного lapsus'a calami, ибо понятие, <разумеется>, нельзя смаковать ни с особым, ни без особого удовольствия. 15. Цит. по кн.: Hannah Arendt, The Human Condition. Chicago Univ. Press, 1958, p. 26. 16. <Имеются данные,- заметил в свое время В. Ф. Асмус,- заставляющие предполагать некоторое влияние Шлегеля на юного Маркса> (В. Ф Асмус, Диалектика Канта, М., 1929, с. 21). 17. Можно в качестве примера указать на четырехтомную работу Э. Кассирера, детально исследующую проблему познания в философии и науке от Николая Кузанского до современности. E. Cassirer, Das Erkenntnisproblem In der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, Bd. l, Berlin, 1906; Bd. 2, Berlin, 1907, Bd. 3, Berlin> 1920; v. 4, Yale Univ. Press, 1950. 18. И. Кант, Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки, пер. В. С. Соловьева, М., 1905, с. 89. 19. Ф. Г. Я ко б и, О трансцендентальном идеализме.- Новые идеи в философии, сб. 12, СПб., 1914, с. 9. Подробно история этого вопроса рассмотрена у Г. Файхингера: H. V a i h i n g e r, Commentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Bd. 2, Stuttgart, 1892, S. 35-55. 20. См.: И. Кант, Сочинения в 6 томах, т. 3, М., 1964, с. 310. 21. H. Vaihinger, Die Philosophie des "Als ob", Berlin, 1922, S. 192. 22. Там же, с. 193. 23. Apol., X. 24. M. Schlick, Gesammelte Aufsдtze, Wien, 1938, S. 179. 25. Tullio de Mauro, Introduction д ia semantlque, Paris 1969, p. 35. 26. O. Spengler, Der Untergang des Abendlandes, Mьnchen, 1924, Bd. l, S.6l. Напыщенность этого тона очень скоро обнаружила свою реальную суть: <Будущее сулит не бытие фашизма как партии, но единственно и исключительно цельный образ его творца. Муссолини-не партийный вождь, хотя он и был рабочим вождем, но господин своей страны... Муссолини прежде всего государственный муж, ледяной и скептический, реалист, дипломат... Совершенный цезаризм есть диктатура, не диктатура какой-либо партии, но диктатура одного человека против всех партии, прежде всего против собственной>. (О. Spengler, Jahre der Entscheidung, Mьnchen, 1933, S. 134--135). 27. См.: А. Белый, Начало века, М.-Л., 1933, с. 284. 28. О. Spengler, Der Untergang des Abendlandes, Bd, l, S. 549. 29. Герман Гессе, Игра в бисер, М., 1969, с. 33. 30. Fr. Nietzsche, Werke, Bd. 4, Berlin, 1931, S. 148, 197. 31. И. В. Гёте, Избранные философские произведения, стр. 339. 32. М. Достоевский, Полное собрание сочинений в 30 томах, т. 14, Л., 1976, стр. 123. 33. Подобно Шпенглеру, обосновывающему свою культурфилософию через обращение к Гёте, концепции <игры> в XX веке-от Гессе до Хейзинги-могли бы обратиться к Шиллеру, развившему это понятие в своих бессмертных <Письмах об эстетическом воспитании>. Но Шиллер столь же далек от этих концепций, как и Гёте от пресыщенного кривлянья автора <Заката Европы>: игра у Шиллера-не цель, а средство, выводящее человека из хаоса только чувственного существования и открывающее ему путь в царство нравственной безусловности: <да, да! нет, нет!>. Застрять на полпути, соблазниться игрой и забыть под действием чар ее дальнейший путь-не об этом ли гласит символика ряда событий <Одиссеи>? Но благоуханный остров Цирцеи сулит забывшимся гостям весьма нелицеприятные метаморфозы: смакование его возможностей оборачивается утратой прежнего облика и приобретением нового, неожиданного, каковой, по уверению Лютера, был присущ папе Льву X и Эпикуру. 34. Brief an den Staatsrat Schultz vom 18/IX 1831. 35. И. В. Гёте, Избранные философские произведения, с. 371. 36. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 3, стр. 1-2. 37. Э. Кассиpер, Познание и действительность, СПб., 1912 с. 216. 38. И. В, Гёте, Избранные философские произведения, с. 438. 39. Русский язык подчеркивает, как это отмечалось рядом исследователей, онтологичность истины; ноэматическое значение предметной сущности слова <истина> указывает на ее бытийственность (истина - естина). 40. И. В. Гёте, Избранные философские произведения, с 367. 41. Э. Кассиpeр, Познание и действительность, с. 393. 42. См. его работу дана также in nuce и позитивная тематика гартмановской книги: <Всякое гносеологическое суждение предстает нашему познанию как суждение метафизическое; особенностью же метафизических суждений является их онтологический характер; признавая онтологическую проблему недоказуемой при помощи теории знания, мы в сущности само наше знание наделяем бытием; познание есть уже онтология> (А. Белый, Символизм, М., 1910, с. 120). Гартман. впоследствии скажет: <Проблема познания по самой сути своей является не логической или психологической, а метафизической проблемой> (N. Hartmann, op. clt.,S.3). 43. M. S с h e l e r, Die Stellung des Menschen in Kosmos, Darmstadt, 1928, S. 13-14. 44. K. Jaspers, Existenzphilosophie, Berlin, 1964, S. 7. 45. H. Бердяев, Sub specie aeternitatls, СПб., 1907, с 295. 46. M. de U n a m u n o, Le sentiment tragique de la vie, Paris, 1917, p. 116-117. 47. A. Camus, Le Mythe de Sisyphe, Paris, 1971, p. 15-16.
Date: 2016-05-15; view: 261; Нарушение авторских прав |