Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Теоретические проблемы источниковедения





ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Учебно-методический комплекс

Печатается

по решению методической комиссии

исторического факультета КГУ

 

Составители:

А.А. Сальникова, Д.М. Галиуллина

 

Научный редактор:

В.В. Астафьев

ВВЕДЕНИЕ

Источниковедение занимает одно из центральных мест в системе подготовки студентов-историков. Преподавание этой дисциплины обеспечивает формирование у них одного из основных профессиональных навыков – умение работать с разновременными, разнотиповыми и разновидовыми историческими источниками. Цель курса «Источниковедение отечественной истории» – выработать у студентов соответствующие современному уровню развития исторической науки представления о типологии, периодизации и эволюции корпуса российских исторических источников, о методе их источниковедческого анализа.

Задачи курса: дать студентам системные знания об основных понятиях источниковедения; сформулировать у них профессиональные навыки источниковедческого анализа и синтеза; познакомить их с основными источниками по отечественной истории и методами их изучения.

В процессе изучения курса студенты должны научиться самостоятельно применять методы и приемы источниковедческого анализа к каждому отдельному источнику и к каждому виду исторических источников в полном объеме.

Данный учебно-методический комплекс включает в себя методические указания, программу, вопросы для самоконтроля, примерные контрольно-тестовые задания, контрольные задания и список рекомендуемой литературы по курсу «Источниковедение отечественной истории».

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

Источниковедение и историческое познание

Специфика прошлого как объекта познания. Ретроспективный и реконструктивный характер исторического познания. Виды информации о прошлом. Исторический источник и исторический факт. Исторический источник как носитель социальной информации.

Предмет и задачи источниковедения

Определение предмета и задач источниковедения на различных этапах развития исторической науки. Содержание и структура источниковедения. Источниковедение и историческое исследование.

Междисциплинарный характер источниковедения. Источниковедение и система вспомогательных исторических дисциплин. Теоретическое и конкретное источниковедение.

Определение исторического источника

Отечественные и зарубежные исследователи о понятии «исторический источник». Источник как средство познания для историка. Позитивистские методы исторического исследования. Исторический источник как объект познания и феномен культуры. Исторический источник в свете учения об информации. Основные тенденции в развитии исторической информации. Выраженная (актуальная) и скрытая (потенциальная) информация источника, цели и методы ее извлечения. Эволюция исторических источников, определяющие факторы.

Классификация исторических источников

Понятие о классификации исторических источников. Классификация как метод познания и как исследовательский прием. Классификация и систематизация исторических источников в отечественном и зарубежном источниковедении. Различные классификационные системы. Общая классификация источников по типам и видам. Специфика типо-видовой классификации источников применительно к различным историческим периодам. Специальные исторические дисциплины, изучающие различные группы источников. Типологические изменения корпуса источников по отечественной истории. Источники по новейшей истории России.

Характерные особенности каждого типа источников. Виды и разновидности письменных источников. Тенденции их изменения и эволюции, видоизменяемость. Терминология.

Массовые и уникальные источники. Историографический источник и его особенности.

Основные принципы и методы критического анализа исторических источников

Критика источников, ее основные задачи

Понятие источниковедческой критики. Критика источников в российской исторической науке XIX – начала XX вв. Труды В.О.Ключевского, А.С.Лаппо-Данилевского. Проблемы критики источников в советском источниковедении (Н.Н.Авдеев, С.Н.Валк, А.А.Зимин, С.М.Каштанов, Б.Г.Литвак, А.П.Пронштейн, Л.Н.Пушкарев и др.). Современные представления, новые тенденции в критике исторических источников. (И.Н.Данилевский, О.М.Медушевская, А.К.Соколов и др.).

Источниковедческий анализ как система исследовательских процедур. Задачи источниковедческого анализа. Выделение логических этапов решения исследовательских задач. Эвристический этап источниковедческого исследования. Формирование источниковой базы исследования.

Задачи изучения происхождения источника. Определение времени, места, обстоятельств и мотивов, исторических условий возникновения источника. Способы атрибуции текста. Проблема авторства. Проблема подлинности источников. История текста источника. История публикации. Интерпретация исторического источника. Герменевтические подходы к изучению источников.

Задачи изучения содержания источника. Определение степени достоверности, полноты, тенденциозности, субъективности источника.

Внешняя критика

Писчий материал, графика письма, пометы, резолюции, штампы, печати. Внешние особенности источника. Использование методов вспомогательных исторических дисциплин. Изучение текста источника, его редакций и списков. Проблема публикаций текста, их разновидности.

Внутренняя критика

Изучение содержания. Установление степени достоверности, полноты. Наличие политической и субъективной тенденции в источнике. Построение гипотезы. Основные методы источниковедческого анализа: сравнительно-сопоставительный, количественный, ретроспективный, реконструктивный и др.

Источниковедческий синтез

Значение источника для изучения исторических фактов. Исторический источник: текст и контекст. Оценка исторического источника как исторического и культурного явления.

Методы и приемы обработки данных источника. Комплексный подход в источниковедческом анализе и повышение информативных возможностей источника. Использование сравнительно-исторического и сравнительно-типологического подходов в анализе источников.

Последовательность и методы работы исследователя с источником

Определение темы, вопроса. Архивная эвристика. Отбор источников. Выбор текста. Оформление источника. Способы исследования. Публикация, цитирование, обобщение, составление научно-справочного аппарата. Оформление. Выработка приемов анализа данных источника.

Источниковая база

Государственный архивный фонд. Центральные и местные архивы. Другие хранилища исторических источников. Личные фонды. Текущие архивы. Зарубежные хранилища. Периодическая печать. Мемуары. Записи бесед.

Основные этапы развития отечественного источниковедения

Начальный период. Русская летописная традиция и формирование начальных навыков работы с историческими источниками. Накопление практических навыков работы с источниками в великокняжеских и приказных канцеляриях. Проявление интереса к историческим источникам, осознание их значимости. Публикация источников в политических и практических целях в XVIII в. Публикация источников в научных целях (повествовательных, историко-юридических) и ее особенности.

Критика исторических источников в работах В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера, И.Н.Болтина, А.Л.Шлецера и др.

Развитие источниковедения в XIX – начале XX вв. Деятельность государственных и общественных организаций по собиранию и публикации источников в первой половине XIX в. «Общество истории и древностей российских». Деятельность археографической комиссии П.М.Строева. Проблемы источниковедения в трудах историков «скептической школы» (М.Т.Каченовский и др.).

Особенности собирания и публикации источников в России во второй половине XIX – начале XX вв. Совершенствование методов критики исторических источников на позитивистской основе. Становление источниковедения как особой дисциплины (Э.Бернгейм, Ш.Ланглуа, Ш.Сеньобос). Разработка теоретических проблем источниковедения и методов критики исторических источников в трудах В.О.Ключевского, К.Н.Бестужева-Рюмина, А.А.Шахматова. А.С.Лаппо-Данилевский и его труд «Методология истории».

Отечественное источниковедение в первые годы советской власти. Основные этапы и методы публикации источников в советский период. Принципы и методы работы с историческими источниками, предложенные в работах Г.П.Саара, С.Н.Быковского и др. Издание учебных пособий по источниковедению (М.Н.Тихомиров, С.А.Никитин). Основные идеи М.Блока, Л.Февра и Р.Дж.Коллингвуда. Дискуссии в европейской историографии по проблемам исторического познания. Вопросы методологии истории в отечественной науке конца 1940-х – 1950-х гг. Проблемы источниковедения в трудах Л.В.Черепнина. Основные публикации источников и их особенности. Методика отбора и передачи текста документов.

Новые импульсы в развитии источниковедения в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Дискуссии по проблемам источниковедения истории советского общества, источниковедения истории КПСС. Работы М.Н.Черноморского, В.П.Данилова, С.И.Якубовского и др. «Археографический взрыв» конца 1950-х – начала 1960-х гг. и его последствия.

Источниковедческие проблемы в трудах отечественных историков 1960-х – 1980-х годов. Проблема классификации исторических источников в работах С.М.Каштанова, А.А.Курносова, Л.Н.Пушкарева, С.О.Шмидта и др. Проблемы онтологической и гносеологической сущности исторических источников в трудах историков и философов М.А.Барга, Г.М.Иванова, И.Д.Ковальченко, А.И.Ракипова и др. Изучение отдельных видов и типов исторических источников (Ю.Я.Рыбаков, А.Г.Тартаковский и др.). Проблемы массовых источников в работах В.К.Яцунского, Б.Г.Литвака, И.Д.Ковальченко и др. Применение количественных методов для анализа исторических источников (Л.И.Бородкин, Л.В.Милов и др.) Новые теоретические методы в изучении источника (О.М.Медушевская, И.Н.Данилевский, Р.В.Овчинников и др.). Различные модели интерпретации целей и задач обращения к историческому источнику. Специфика публикации документов по отечественной истории во второй половине 1960-х – 1980-х гг.

Зарубежное источниковедение отечественной истории. Основные этапы развития зарубежной историографии отечественной истории и специфика использования источников на каждом этапе. Роль российского зарубежья в становлении западного и восточного источниковедения истории России.

Особенности современного источниковедения. Основные направления. Виды источниковедческих исследований. Новейшие публикации документов. Крупнейшие исследования по отечественной истории, изданные за рубежом, и их источниковая основа. Публикация источников по истории Татарстана. Современное состояние зарубежного источниковедения. Зарубежное источниковедение отечественной истории. Характеристика методики отбора и анализа исторических источников в россиеведении.

 

Date: 2016-05-15; view: 935; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию