Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и место студенческих трудовых отрядов в социально профессиональном самоопределении молодежи





Разрабатывая тему социальной значимости движения студенческих трудовых отрядов дляобщества и самой молодежи, следует обратить особое внимание на их педагогическую ценность. Педагогическая ценность студенческих трудовых отрядов в решении вопросов профессионального самоопределения заключается в их многогранном влиянии на развитие творческих сил личности, в достижении ближних и дальних перспектив профессионального развития, своевременном выявлении индивидуальных возможностей и потенций человека, формиро­вании опыта мобильности при включении в разнообразные виды трудовой деятельности, накоплении профессионально значимых способов деятельности в настоящем во имя будущего.

Динамика современных социально-экономических преобра­зований в нашей стране определяет особое место проблеме профессионального самоопределения молодежи, предписывая необходимость активизации субъектно-личностных основ прогнозирования, проектирования и реализации перспектив профессиональной деятельности человека.

Многочисленные исследования обнаруживают ряд обстоя­тельств, затрудняющих профессиональное самоопределение современного подрастающего поколения: нечеткость личных ценностных ориентаций; неподготовленность большинства выпускников к овладению ситуацией выбора, возникающей на разных этапах социального становления; неспособность к рациональному сочетанию общеобразовательной подготовки с процессами самообразования и самопознания в целях профессионального роста.

Современная молодежь демонстрирует серьезную неподго­товленность к выдвигаемым жизнью требованиям политического, социально-экономического и кадрового характера. Исследования нравственных проблем подготовки молодежи к жизни и труду отмечают несоответствие между предоставленными рынком свободами выбора форм собственности, вида трудовой деятельности, свободы предпринимательства и не подго­товленностью основной массы молодежи к их разумной реализации.

С другой стороны, в современных исследованиях: появилось понятие "социальный психотравматизм", выступающий среди населения, особенно у молодежи и подростков, как тревога и беспокойство, социальный пессимизм, страх, порожденные нестабильностью социальной, экономической и моральной обстановки в обществе. Это не только не способствует формированию психологического комфорта у подрастающего поколения, но не создает даже элементарной социальной защищенности. Почти 28% выразили боязнь оказаться беззащитными, 23,3% - никому не нужными, 23% - опасаются превратиться в батраков в будущей взрослой жизни.

В этой связи психологи считают необходимым улучшать психологическую подготовку подрастающего поколения к самоопределению в сложной и быстро меняющейся социальной обстановке. Так, в критической для человека ситуации, он должен определить фактор значимости для него происходящего события и быть способным к "психологической защите".

Жизнедеятельность любого человека происходит в условиях неповторимого, только ему свойственного окружения - его микросреды. Социальная среда является одним из важнейших факторов, ускоряющих или сдерживающих процесс само­реализации личности. Перемены, захлестнувшие мир и страну, существенно изменяют культуру и механизмыее передачи, В связи с тем, что молодому поколению предстоит жить в мире, значительно отличающемся от того, в котором живет нынешнее взрослое поколение, на первый план выдвигается задача стимулирования социально значимой позиции молодежи, включающей самостоятельность действий и способность принимать решения в новых, динамично меняющихся ситуациях.

Общество диктует свои требования к труженику. Ядро комплекса составляет несколько качественных характеристик: индивидуализм, работоспособность, профессионализм, инициа­тивность, предприимчивость, самостоятельность, мобильность, жизненный оптимизм. Молодежь необходимо этому учить: ориентировать и тренировать, формируя необходимые знания и умения. Требуется оказание необходимой целевой помощи по приспособлению к существующей действительности. Это осознается и запрашивается молодыми людьми, в отличие оттого, что еще недавно они требовали лишь материальной помощи.

Существенную роль в преодолении вскрытых осложнений играют временные трудовые коллективы, такие как студенческие трудовые отряды, деятельность которых приближена к реальной жизни социальной микросреды и позволяет расширить пространство социального взаимодействиячеловека с окружающим миром.

В деятельности студенческих трудовых отрядов, на первый план выдвигается необходимость создания наиболее благоприятных условий для самореализации личности, так как ценностно-смысловая позиция по отношению к своему существованию, социальному становлению и профессиональному развитию существенным образом обусловлена региональными, демогра­фическими, социально - стратификационными факторами, которые конкретизируют реальность жизненной ситуации человека, определяя его профессиональные ориентации. Наличие в структуре общества целей, развивающих личностный потенциал его членов, обеспечивает, в свою очередь, обогащение самого общества совокупностью неповторимых индивидуальностей.

Центральной для привлечения внимания молодежи к деятельности студенческих трудовых отрядов является идея самореализации личности. Преодолевая внутреннее движущее противоречие несоответствия реального уровня саморазвития его возможному уровню, человек сохраняет целостность собственного "Я", становится более независимым, "полноценно функцио­нирующим", В отечественной психологии находит все большее понимание значимость самореализации личности для включения человека в жизнь социума на основе ценностных представлений об "образе Я", обеспечивающих его активность в преобразовании себя и среды. Бесспорным представляется такой результат самореализации, как изменение и развитие человека на сознательном и на более глубинном уровне своей личности, нацеленное на то, чтобы справиться с трудностями жизни более конструктивно, разумно, социализировано, так, чтобы онаприносила ему большее удовлетворение. Индивид становится более цельным, более действенным, он становится более зрелым в поведении, более способен подойти творчески к ситуации.

Самореализация как результат становления самосознания и следствие накопленного личностью жизненного опыта управления детерминирующими факторами является, таким образом, реальным базисом выбора при любых ограничениях и, следовательно, играет существенную роль в процессе самоопределения личности в любой сфере жизнедеятельности, включая профессиональную. Вполне вероятно, что характер самореализации, уровеньее осуществления, может стать критериально значимым показателем, состоявшегося, последо­вательно реализуемого самоопределения.

Важно подчеркнуть, что самоопределение - это скорее стремление человека в чем-то определиться, но еще не реализация этого стремления. Жизнь показывает, что студенческий трудовой отряд - реальноепространство для социально-профессионального самоопределения личности.

Студенческий трудовой отряд осуществляет решениезадач, не всегда посильных для современной школы, институтов или Центров профессиональной ориентации. Если названные учреждения способны дать информацию о том, как заняться профес­сиональным самоопределение, то студенческий трудовой отряд предоставляет поле реальной жизнедеятельностимолодомучеловеку.

Таким образом, реализуется необходимая для само­определения триада: самообразование в мире профессий, самопознание и самореализация (проба сил и развитие потенциала личности).

Опыт деятельности студенческих трудовых отрядов в современных экономических условиях свидетельствует о возможностях социально-педагогической поддержки молодежи - действенной, целевой, реальной.

 

 

ЧАСТЬ III (приложения)

 

УСТАВ

Date: 2016-05-15; view: 1068; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию