Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задача (проблема) сама находит творца 2 page
Скажем сразу: гений не может работать как раб - это ему скучно. Если он не имеет возможности спастись от монотонности решением задач, он не будет работать вообще; если его все же вынудят к монотонной работе, он быстро растеряет свой энергопотенциал и окажется среди рабов. Значит, гений не может работать по плану. Зато с этим неплохо справляется талант. Когда он решает задачу? Когда составляет план. Задача решена - он в комфортном состоянии. Чем теперь занят талант? Ведь не может быть так, чтобы механизм таланта лишь по необходимости включался; уж если он работает, так работает постоянно, это мы усвоили давно. Он занят тем, что поддерживает комфортное состояние. Талантливый человек не может не работать; но ведь дураков нет, никто специально работу себе не придумывает; значит, в комфортной ситуации механизм таланта нацелен на сохранение комфорта. Человек работает ровно столько, чтобы успеть к завтрашнему дню полностью восстановиться. Раз он при этом не решает задач, он и не знает мгновений свободы. Но он ото дня ко дню освобождается - и живет в предвкушении того единственного мгновения свободы, которое ждет его в конце пути. Пусть простят нас любители детективов, но гении детективов не пишут. И даже не придумывают: скучно. Потому что в детективе нет проблемы. Даже задачу в них редко обнаружишь. Чаще всего это головоломка, собранная из стандартных блоков. Максимальная задача, которую способен решить детективщик, - это обман интеллектуальных чувств. А поскольку он пишет по заранее составленному строжайшему плану... все остальное про него вы уже знаете. А теперь мы ответим на один вопрос, который мучает многих наших читателей уже давно: как создается текст, который вы в данную минуту читаете? Как вообще пишется эта книга? Здесь нет ни сложностей, ни секретов. Конечная цель вам известна: природа таланта. Конкретно: концепция ЭПК. Которую вы уже тоже представляете - с первых же страниц книги. Если б мы писали по плану, вы бы давно бросили эту книгу, потому что вам это было бы скучно: составив наш алгоритм реализации материала, вы бы предугадывали почти каждый наш шаг, и если бы поначалу самоутверждались угадками, то очень быстро это бы вам надоело. Но вот вы прочли уже не одну сотню страниц - и продолжаете читать. Мало того - мы готовы биться об заклад - что вы почти никогда не угадываете не только поворотов нашей мысли, но даже и содержания следующего абзаца. О чем это говорит? - О том, что мы не знаем его содержания. А следующую нашу фразу предвидеть вы можете? Нет? И мы тоже. 11. Текст, который вы сейчас читаете, оригинален потому, что оригинальны задачи, решаемые нами на каждом шагу. А наша - авторская - забота сводится лишь к одному: чтобы решения задач преподносить вам в простой и ясной форме. Чем точнее мы решили задачу, тем решение проще; чем больше энергии вложили в информационное переложение этого решения, тем оно для вас яснее. Продолжая это рассуждение, любой разумный человек неминуемо (а самое главное - самостоятельно) придет к мысли, что если человек оригинальничает - это не талант. Мысль не бог весть какая ценная, а все же мысль, к тому же известная нам давно. И вот почему-то нам показалось обидным, что эту мысль, к которой мы приставили читателя буквально носом, кто-нибудь примет за свою. Ну - вот такая минута слабости; как видите, и у нас случается. Возможно, будь мы в лучшем энергетическом состоянии, выйди мы на это место с утра, полные сил, - может, мы б и скинули его, как шубу с барского плеча: пусть дойдут своим умом да получат удовольствие... Но сейчас уже вечер, мы устали, щедрости у нас поубавилось - и потому мы перекручиваем этот кусок мяса на своей мясорубке: отведайте, дорогие читатели, наших котлеток... Почему талант оригинален? Потому что нестандартен его подход к работе. Пусть вся его оригинальность - это отражение оригинальности, обнаруженной им в материале. Мы судим о таланте именно по этому результату. Значит, оригинален или нет - зависит от нашей (желательно - объективной) оценки. Станет ли талант оригинальничать? Талант - никогда. Даже если он захочет произвести впечатление, он это сделает своею работой. Этого достаточно. И талант знает, что этого достаточно: его чувство меры утверждает его достоинство, его и без того высокую цену. Он талант - и уже тем интересен. Кто в таком случае оригинальничает? Человек на уровне чувств. Потребитель. Зачем ему это нужно? А как же! Ведь он должен действовать, а инструмент у него такой неудобный, такой неэффектный: шаблон. Дай ему волю - он тут же удрал бы от этой работы подальше. Но обстоятельства вынуждают его оставаться здесь. Как спастись от монотонности? Напомним: у него для этого есть два приема: 1) он разрушает монотонность работы чередованием шаблонов (там, где раб покорно работает одним); его великолепная память позволяет это делать в огромном диапазоне; 2) он отключается от монотонности (и работает одним-единственным шаблоном), замкнувшись на зрителей, от которых и получает положительные эмоции. Следовательно, он должен произвести на зрителей впечатление. Сделать это ему не стоит большого труда: он отыскивает в своем багаже самый неожиданный для зрителей шаблон - и работает по древнему правилу потребителей: «Новое - это хорошо забытое старое». Потребителю важен результат (но это не конечный продукт, к которому он равнодушен; для него результат - только удовольствие) - вот почему он оригинальничает. Таланту важен процесс - вот почему он оригинален. Между ними - не различие в нюансах; между ними - пропасть. Примечание. Не сомневаемся, что для некоторых читателей различение понятий «продукт» и «результат» сопряжено с трудностями. Мы привыкли небрежно обращаться с языком, привыкли к приблизительности, расплывчатости, многозначности понятий. Принцип - «главное, чтобы тебя поняли» - работает лишь на самом примитивном уровне. И на этом уровне знак равенства между «продуктом» и «результатом» - вполне уместен. Авторы не могут позволить себе роскошь, чтобы каждый читатель понимал их «по-своему». Мы хотим, чтоб вы понимали нас «по-нашему», чтоб вы понимали именно то, что мы хотели вам сообщить. В таком случае давайте условимся, что «продукт» - это нечто реальное, существующее вне нас. Оно имеет форму и содержание; его можно увидеть, пощупать, услышать, обонять - либо все это сразу. То есть «продукт» - это некогда решенная задача. «Результат» - это субъективная оценка «продукта»; он зависит от личного «аршина» (мерки) каждого из нас. Конечно, в тех аспектах, где «продукт» поддается точному измерению, «результаты» сближаются; и все же - практически - равными они не бывают никогда. 12. РАБ РАБОТАЕТ ШАБЛОНОМ (11/90 – 20) (и уродует материал: ведь шаблон - всегда чужой; он всегда - прокрустово ложе; раба не интересуют ни продукт, ни результат; раб только глядит на часы: сколько еще осталось до окончания работы), потребитель работает набором шаблонов (при этом материал остается неизменным: прочитанная книга, прослушанная музыка, увиденная картина - с ними не происходит ничего; продукт его работы - толика энергопотенциала, ровно столько, чтобы быть в комфорте; результат - опьянение, обычно возникающее в нем при встрече с гармоничной Новизной; само собой: результат для него - все, а о продукте он даже не задумывается), талант работает... Кстати, а чем работает талант? Ведь какой-то инструмент у него должен быть, не голыми же руками он хватается за колючку дискомфорта!.. Признаемся: мы специально тянули с этим делом, специально не проявляли этот вопрос - держали паузу, как актер на сцене перед эффектной репризой. Но дальше тянуть некуда: и материал требует, и вы созрели. Прежде всего определимся: что для таланта самое главное в работе? Ему должно быть интересно. Вывод вам уже знаком: в работе талант интересуется только процессом. Продукт оставляет его равнодушным, поскольку в нем нет задачи (ведь продукт - это уже решенная задача; решенная в соответствии с нынешним эпк таланта). Результатом он недоволен всегда, потому что между идеей и воплощением обязательно есть зазор. Их сравнение всегда не в пользу воплощения. Кто видит этот зазор? - критичность. - Что она там видит? - Новые задачи. «Всегда-то всегда, - недоверчиво пробурчит, прочитав эти строки, талант, - но ведь я помню, как решил задачу (а я уверен, что это была именно задача), и был при этом страшно доволен...» Таланту нужно верить, потому, что он либо молчит (если 1) не знает, как подступиться к задаче, или 2) думает), либо говорит дело. И наш талант не врет. Он действительно решил задачу - и при этом был действительно доволен. Когда это может быть? 1) Когда масса открывшейся ему задачи больше его энергопотенциала. 2) Когда в процессе решения задачи он осознал себя в новом качестве. 3) Когда зазор между идеей и воплощением слишком узок для его критичности. 13. Вот мы и подошли к ответу на вопрос - чем работает талант. Если самое привлекательное для него - процесс, значит, все дело в самовыражении. Творческий процесс - это материализация себя. Не чужой воли - как у раба; не в общем-то безликих положительных эмоций и чувств - как у потребителя. Он именно себя материализует. (Вот подсказка искателям смысла жизни!) В чем материализует? - Разумеется - в материале задачи. Чем? - Самим собой. Точнее - слепком себя, своей души. Матрицей. Значит, матрица - это слепок души таланта. Из чего складывается матрица? Опишем ее с помощью триады ЭПК. Поскольку нам нужен слепок души - вспомним, как матрица формировалась. 1) Она, безусловно, была намечена в самых общих чертах (то есть черновой рисунок уже был) еще в генах. И по мере того, как во взаимодействии с миром разворачивалась программа генотипа, проявлялось лица необщее выраженье. Человек открывал окружающий мир, сам открывал его правила и законы, (открывал чувственно: другой человек - прямой передачей знания - никогда не научит действовать; опыт - знание, способное работать, - человек чувственно добывает сам; при этом он может не знать ни названий законов, ни их определений, зато умеет пользоваться ими), открывал, словно он самый первый в этом мире, на этой планете, инопланетянин среди этих людей. Инопланетянин, который а) вынужден приспосабливаться, памятуя в то же время б) о своей единственности и неповторимости и потому в) стремясь остаться самим собой. Короче говоря, намеченный в генах - и реализуемый генотипом - человек приспосабливался к прокрустову ложу обстоятельств жизни. Возникало единственное, неповторимое видение и понимание (трактовка) мира - индивидуальное сочетание и трактовка универсальных законов. Сочетание, которым человек пользуется для ориентации и действий в мире. А это не что иное, как мерка. Тот единственный аршин (другого у него нет), с которым человек подступается к любому действию, явлению, предмету. Когда он прикладывает эту мерку, мы говорим: работает механизм критичности. Значит, критичность - это отпечаток рисунка матрицы. А если совсем точно - отпечаток ее скелета. 2) Если общие черты скелета матрицы были намечены еще в генах, то тело матрицы начинает формироваться с началом формирования плода, Пока - опосредованно: через мать. Она живет, создавая, перерабатывая и накапливая информацию, - и эта информация как бы дублируется: второй экземпляр получает плод - и лепит из нее тело своей матрицы. После рождения он это делает уже самостоятельно. Вначале - только эмоции, а потом - эмоции и чувства переводит в информацию и лепит ее на растущий, формирующийся скелет матрицы. Как вы поняли, тело матрицы - это продукт работы психомоторики. 3) Но матрица сама по себе немного стоит. Идеальный скелет, прекрасное тело - это еще не все. Прекрасный труп. А тело должно жить. Да не просто жить - оно должно действовать. Что обеспечивается - как вы помните - энергопотенциалом. Работа матрицы обеспечивается ВСЕМ энергопотенциалом человека. Это значит - и 1) основным, базисным - которым поддерживается жизнь и в каждой отдельной клетке, и во всем организме; и 2) оперативным, тактическим, возобновляемым - которым человек пользуется для любых действий. Едва произошло оплодотворение, едва была запущена в работу пока микроскопическая машина, которой еще только когда-то предстоит стать человеком, - деятельность этого живот механизма уже обеспечивается максимально возможным энергопотенциалом. И если плод развивается нормально - энергопотенциал поддерживается генной программой в близких к максимальным пределах. И если нормально развивается человек - его энергопотенциал поддерживается программой генотипа все на том же уровне. Лишь когда (к совершеннолетию) генотип себя исчерпал - энергопотенциал поддерживается главным образом усилиями (осознанными или бессознательными) самого человека. Значит - намечается ли скелет матрицы, разрастается ли он, твердеет, обрастает ли мышцами чувственного опыта, - все это материализуется из окружающей среды за счет энергопотенциала. А когда матрица образовалась - энергопотенциал определяет ее КПД. Глубина отпечатка, четкость отпечатка - это обеспечивает он. Следовательно, отпечаток матрицы - это результат работы энергопотенциала. Подводим итог. Матрица состоит из трех материй: 1) скелета (усвоенные законы), 2) тела (чувственный опыт), 3) жизненной силы (проявляющей матрицу в материале). Матрица - это дискета, в которой весь опыт человека - от заложенной в нем генной программы и до сегодняшнего дня - уложен в соответствии с законами природы, которые он открыл и которыми пользуется, не задумываясь об этом. А если вы уже привыкли к нашему понятийному аппарату, если он вам кажется более емким и конкретным - попробуйте на вкус вот такую формулировку: Матрица - это весь опыт жизни человека (совокупность памяти, совести и мышления), материализованный его ЭПК (в зависимости от состояния ЭПК в данный момент). Из этого следует, что к любой задаче талант подступается с одной и той же матрицей. Почему же все ответы у него разные, хотя матрица - одна? Потому что матрица - это только молоток, а ответы он находит внутри всевозможных орехов, которые этим молотком разбивает. Хотя матрица у таланта одна, ее нельзя считать неизменной. Решая задачи - талант развивается, и при этом что-то видоизменяется в матрице. Но по отношению к отдельно взятой, очередной задаче можно считать матрицу постоянной (поскольку предшествующий опыт постоянен). Значит ли это, что и способность решать задачи у таланта постоянна? Нет. Потому что эта способность зависит не от матрицы, а от эпк. Чем выше уровень и гармония ЭПК - тем быстрей и легче решаются задачи. У скептика может зародиться подозрение, что авторы опять затеяли лингвистические игры. Ведь матрица - в момент работы, в момент разбивания ореха - это тот же шаблон. Судите сами. Шаблон - чужое знание. Матрица - свое, выстраданное. Шаблон - шоры. Матрица - очки, через которые талант видит мир. Шаблон - это остановленное прошлое. Матрица - бесконечно растянута во времени. Это сиюмгновенный отпечаток прошлого, повернутый в будущее. Шаблон - неизменная мера. Матрица - развивающийся, самосовершенствующийся аппарат. 14. Как же талант решает задачу? Прежде всего, задачу нужно увидеть. Все задачи находятся в области банального, обжитого, известного. Рабы и потребители живут среди них вполне уютно. Они не замечают задач и не испытывают потребности что-либо менять. Означает ли - это, что в обществе сперва возникает какая-то потребность - и лишь затем оно призывает талант, который засечет задачу и решит ее? Конечно, бывает и так; и общество в лице творческих личностей ведет сознательный поиск в определенном направлении. Индустрия науки - в идеале - построена на этом. Но естественный процесс - иной. Его ведет не заказ общества, а случай. Талант решает задачу не потому, что ему это заказали (хотя могли и заказать), а потому, что почувствовал дискомфорт - и избавился от него. Он решил задачу, открыв тем самым новые возможности, - и у людей (рабов и потребителей) в этой новой возможности образовалась потребность. А как же иначе! Ведь 1) можно хотеть только то, о чем знаешь, что есть, существует в природе; 2) решенная задача - это гармония, она комфортна, а комфорт любят все. Итак, в обжитой, банальной среде талант почувствовал дискомфорт. Каким образом? Это ему подсказала критичность. От него для этого не требуется усилий - критичность работает автономно, помимо воли и желания. Просто при достаточном энергопотенциале чувствительность критичности максимально (для данного таланта) высока, при низком уровне энергетики (после болезни, дистресса, переутомления) она служит только самосохранению - как у раба. Критичность подсказала: тут что-то не то. Отчего она вдруг подала голос - вы знаете: человек попал на прокрустов ложе. Иначе говоря: гармония материала, с которым он соприкоснулся, ниже его внутренней гармонии. Как только критичность подала голос, не сомневайтесь - перед талантом задача. Игнорировать ее он не может: каждая минута промедления, каждая минута пребывания в дискомфорте оплачивается потерей энергопотенциала. И он начинает действовать. Любое действие - прерогатива психомоторики. Она действие организует - значит, планирует, направляет и контролирует. И все это обеспечивается, энергопотенциалом. Схема, с которой в этой книге вы уже встречались неоднократно. И мы это называли: работает механизм ЭПК. И теперь можем признаться, что допускали натяжку. Потому что механизм ЭПК - это всего лишь схема; технологическая - но схема. Чтобы схема могла заработать, прежде она должна материализоваться. Так вот, матрица - это материализованный механизм ЭПК. Она выплавлена из опыта жизни данного человека. Значит - из опыта овладения определенным материалом (у музыканта - свой, у математика - свой, у биолога - свой материал). То есть матрица немыслима без конкретного материала, ведь он ее основа. Напрашивается вывод, что матрица - специализирована. Но! - помните? - мы всегда утверждали: талант не имеет специфики, талант - это механизм, которому безразлично, с каким материалом работать. Напрашивается вопрос: как может быть талант универсальным, если его главная рабочая деталь - матрица - специализирована? И в самом деле: если человек всю жизнь посвятил созданию музыки - его матрица по логике вещей должна быть сплошной звучащей музыкальной памятью- мыслью? А математик - получается - должен жить-считать?.. Если вы сами успели сообразить, что это глупость - мы рады за вас: вы делаете успехи. Дело в том, что определенный материал, из которого выплавляется матрица - это только руда и шихта, которые должны покипеть определенное время при определенной температуре, чтобы выплавился необходимый металл. Это - грядка, в грунте которой в нужной пропорции замешены гумус и минеральные соли и добавлено точно в срок и не больше, чем необходимо, воды, чтобы поднялось мощное, охотно плодоносящее растение. Что ж это за металл? что ж это за растение? Это - культура мышления. Культура мышления - это способность таланта приводить к общему знаменателю задачу и матрицу. Надеемся, вы понимаете, что между матрицей и культурой мышления ставить знак равенства нельзя. Во-первых, культура мышления - это производное матрицы. Во-вторых, это инструменты для разной работы. Какой применять - зависит от материала. Если материал знакомый - работает матрица. И как красиво работает! Ведь матрица - это инструмент, который позволяет решать задачи, не думая. При этом талант сливается с материалом. Помните? Вдохновение это творческий процесс, который происходит при слиянии с материалом без энергетических затрат. Значит, при вдохновении работает матрица. Если материал незнаком - работает культура мышления. Попросту говоря - талант думает. Теперь вы знаете, что он (как и любой из нас) предпочитает действовать не размышляя. А тут пришлось. Когда же ему приходится думать (размышлять, вспоминать, строить гипотезы, сомневаться)? 1. Когда талант не владеет материалом. 2. Когда между ним и материалом - дистанция. Но в обоих случаях события должны происходить на территории таланта. В освоенных им пределах. Потому что, если задача находится в пределах его территориального императива (в пределах его притязаний), но за границами территории, - талант не станет ее решать. Ведь она не создает ему дискомфорта! Так кто же будет делать необязательную работу? Как культура мышления приводит к общему знаменателю на территории таланта задачу и матрицу - сообразить нетрудно. Культура мышления позволяет во всем видеть все. Поэтому именно она интерпретирует и перекристаллизовывает в ракурсе задачи всю наличную информацию - до тех пор, пока матрица не сольется с задачей. Только в этот момент известный вам мыслитель голышом выскакивает из ванны с криком «эврика!». В этом месте приходится разрушить еще один миф. Мы не сомневаемся, что потребители с удовольствием прочли о культуре мышления - и приняли это на свой счет. А зря. Ведь мы же сказали, что культура мышления 1) прерогатива таланта и 2) возникает в результате творческого действия. Действия матрицы. Едва матрица начала действовать - стала формироваться и развиваться культура мышления. Единственная. Индивидуальная. Следовательно - и в этом суть дела! - развитие культуры мышления - это автономный процесс, независимый ни от материала, ни от наших сознательных усилий по «накоплению знаний». Ради нее - культуры мышления - все предварительные труды, потому что потом, обретя жизнь и автономию, она начинает трудиться сама, возвращая сторицей все, что в нее вложили. Значит, когда мы говорили, что матрица раскалывает все орехи подряд (разумеется, те, что ей по силам), - мы имели в виду работу культуры мышления. Вот почему - благодаря культуре мышления - талант универсален. Вот почему не имеет значения, из какого материала выросла матрица. Человек на 95% состоит из воды, углерода и кальция, но разве это нам позволяет утверждать, что человек - это вода + углерод + кальций + еще всевозможная химическая мелочовка? Человек - это инструмент природы! Это - антиэнтропийная машина! Это - материализованное орудие нашей души! - а из чего он сложен, мы вспоминаем разве что при случайном рассуждении о бренности бытия. Вот почему даже самый маленький талант - но талант! - ни на кого не похож. Вот почему его перспектива развития, роста, движения вверх ничем не ограничена, - потому что развитие культуры мышления не имеет пределов. 15. Напомним о главных героях этой главы: учителе, враче и хлеборобе. Теперь вы знаете, что в работе они пользуются одним из трех способов: 1. Работают знанием (заимствованным, выученным). 2. Работают матрицей (своей). 3. Работают культурой мышления (наработанной). Первый способ: учитель работает по инструкции, врач - по прописи, хлебороб - по рекомендации агронома. Второй способ: учитель поощряет индивидуальность ученика; врач находит потаенные истоки болезни пациента; хлебороб ищет целостность земли, погоды, семян и работы. Третий способ: учитель учит культуре мышления; врач возвращает к жизни без болезней; хлебороб слышит голос земли. 16. Чтобы проиллюстрировать смысл культуры мышления, рассмотрим два типа замечательных людей, которые посвящают ей жизнь. Это 1) умельцы и 2) мудрецы. Общее у них то, что они самоучки. Им изначально повезло, причем не раз, а трижды: 1) их ЭПК развивалось свободно и гармонично; 2) их энергопотенциал - предохраняемый, контролируемый и регулируемый чувством меры - сохранился на оптимальном уровне; 3) их не захватила религия книжного знания. Из первого следует, что они как минимум талантливы. Второе поднимает планку несравненно выше; следовательно - это гении. А третье заставляет нас снять перед ними шляпу: ведь до всего дошли сами! да как далеко! да как высоко дошли!.. Марья Ивановна, всю жизнь преподававшая русский язык и литературу, на это скажет: «Как жаль! Ведь если б им еще и систематическое образование: вначале спецшколу, а потом университет - им бы цены не было. Они бы сделали, они бы смогли во много раз больше!» С Марьей Ивановной мы никогда не спорили - и сейчас не станем. Потому что она нас не поймет. Просто не поймет, о чем мы говорим. Самое большее, на что ее хватит, - это показать, что и у нее есть чувство юмора: «Ладно, ребята, - скажет она нам, - я же понимаю, что вы меня разыгрываете...» Она не может забыть, как ставила нам тройки за диктант, и это укрепляет ее в уверенности, что максимум, до которого мы можем подняться, - это ее минимум. А между тем это все всерьез, и никакой Америки мы не открыли. Ведь еще древние проблему обучения, проблему самосовершенствования, проблему пути к истине решили просто: многознание уму не научает. Откуда берется многознание? Как оно живет? И почему оно устойчиво и самодостаточно (а потому - и путь в тупик)? Иначе говоря: что здесь источник? каков процесс накопления многознания? и как работает его механизм? Мы говорим 1) о книге, 2) памяти и 3) доминанте. 17. (12/90 – 21) Книга - обоюдоострая бритва. Книга ширпотребовская (детектив, приключения, бытовые и социальные романы, прозаические и поэтические штамповки) - это ластик, который стирает время нашей жизни без следа. Безобидного чтения нет. Читать пустую либо плохую книгу - убивать, себя. Книга высокохудожественная - желанное лакомство для потребителя и укромная гавань, где во время бури может залатать порванные паруса души талант. Книга-первоисточник (классиков науки) - приглашает на свою территорию и дает образцы культуры мышления. Она учит верить себе, учит не доверять очевидному и убеждает, что и ты бы так смог. («И я так думал!») Книга-учебник - это заслонка, которая укрепляет нишу раковину, но одновременно отгораживает от мира. Это мир, подвергнутый вивисекции. В нем все описано, все известно, все понятно; на все дан ответ. В этом мире жизнь комфортна, но ни одна задача не пробьется через стальные жалюзи неоспоримых и неколебимых законов и формул. Вывод: ни одна из этих книг не учит мыслить; ни одна не учит решать задачи. Потому что только действуя - мы самостоятельно мыслим, только действуя - решаем задачи. 2. Память - кладбище чужих мыслей. Если вы сами дошли до какой-то мысли, что-то поняли, осознали - ваша мысль наполнена энергией эмоций, которые давали жизнь чувству, родившему эту мысль. И если потом вы ею пользуетесь, она становится вашим надежным подспорьем, инструментом действия. Ведь она полна энергией ваших эмоций и чувств - что позволяет пользоваться ею без усилий; и поскольку она - часть вас, вы пользуетесь ею не размышляя. Ее не надо вспоминать! Чужая, извлеченная из книги мысль не имеет энергии. Значит, в таком виде она не может быть инструментом действия. Вначале ее нужно наполнить энергией, между прочим - своей, и кстати - колоссальной энергией. Вы должны ее пережить! Не кажется ли вам, что и проще, и интересней пользоваться собственными мыслями?.. 3. Доминанта «хочу все знать» - лабиринт, из которого единственный выход - на входе. Напоминаем, что у человека может быть только одна доминанта. И едва она возникла - она тащит на себя всю энергию и информацию, подавляя уже в зародыше остальные доминанты. Доминанта всезнайства, доминанта «сперва изучу весь материал, а потом буду создавать свое» - исключает творчество. Потому что установка на «изучу» не имеет конечной реальной цели. Если у человека возникла доминанта на задачу (истинная доминанта возникает сама!), она тащит на себя энергию и информацию лишь до тех пор, пока задача не будет решена. Решил задачу - процесс прекратился и место в сознании освобождается для новой доминанты. Если человек решил: «сперва изучу весь материал» (эта доминанта взята извне, она придумана, и, поскольку в ней нет стержня задачи, человек убеждает себя в необычайно высокой ценности этого фантома - ведь иначе она не сможет зарядиться достаточной энергией, чтобы задавить все сомнения в своей истинности), - он идет практически в никуда. «Все» не имеет границ; значит, движение в никуда - это ходьба на месте. Задача имеет дело с 1) неизвестным; с неизвестным, которое определяет и 2) цель, и необходимый 3) минимум информации. Задание «сперва изучу» имеет дело с 1) неусвоенным; отсутствие ясной конечной цели вынуждает идти по 2) цепочке мелких целей; при этом процесс накопления информации растет как снежный ком, стремится к 3) посильному максимуму. Эту цепочку целей отличает неотвратимая их девальвация. Если начальная цель - порождающая - «изучу все!», кажется грандиозной и поражает воображение, то с каждым шагом, с каждой новой целью возникает привыкание - и цели соответственно мельчают, пока в один прекрасный день не исчезнут совсем, убитые простой мыслью: «знаю все». Как вы понимаете, все это время доминанта жила эмоциями наслаждения. Но если в начале работы эти эмоции рождало действие (первоначальное изучение материала), то с какого-то момента (чем мельче цель - тем меньше действие) все большее место стала занимать оценка, гурманство. Откуда же появляется «знаю все»? - Раковина стала настолько толстой и твердой, что уже не пропускает не только задач, но и мало-мальски свежей информации. С этого момента о нашем эрудите и крупнейшем знатоке в данной области знания можно говорить как о законченном творческом импотенте. Date: 2016-05-15; view: 314; Нарушение авторских прав |