Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания части 2 2015года
34 1.К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары? 2.Известно, что при высокой температуре окружающей среды кожа лица краснеет, а при низкой бледнеет. Объясните, почему это происходит. 3.Малярия – заболевание человека, в результате которого развивается малокровие. Кем оно вызвано? Объясните причину малокровия. 4.По каким признакам можно определить венозное кровотечение? 5.С какой целью при выпечке хлеба и хлебобулочных изделий применяют дрожжевые грибы? Какой процесс при этом происходит? 6.Для установления причины наследственного заболевания исследовали клетки больного и обнаружили изменение длины одной из хромосом. Какой метод исследования позволил установить причину данного заболевания? С каким видом мутации оно связано? 7.Объясните, почему кровь в сердце течёт только в одном направлении. 8.В какой области научно-практической деятельности человек применяет анализирующее скрещивание и с какой целью? 35 1.На рисунке изображён стрелолист с листьями разных форм (1, 2, 3). Какая форма изменчивости характерна для разнообразия этих листьев? Объясните причину их появления. Какую форму листьев будет иметь стрелолист, выросший на отмели? 2. Какой критерий вида свидетельствует о принадлежности изображённых на рисунке бабочек к одному виду? При какой форме отбора и почему увеличивается число тёмноокрашенных бабочек в местности, где промышленное производство преобладает над аграрным? Ответ обоснуйте. 3.Какой орган человека обозначен на рисунке цифрой 4? Какое строение он имеет? Объясните выполняемые им функции, исходя из его строения. 4.Назовите структуры, обозначенные на рисунке буквами А и Б. Какие функции выполняют эти структуры? Какая часть слухового анализатора обеспечивает передачу нервного импульса? 5.Определите фазу и тип деления клетки, изображённой на рисунке. Дайте обоснованный ответ, приведите соответствующие доказательства. 6.Назовите плод, разрез которого изображён на рисунке. Какие элементы строения обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3 и какие функции они выполняют? 36 1.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. В благоприятных условиях бактерии образуют споры. 2. С помощью спор у бактерий происходит бесполое размножение. 3. В экосистеме гнилостные бактерии разрушают азотсодержащие органические соединения мёртвых тел, превращая их в перегной. 4. Минерализующие бактерии разлагают сложные органические соединения перегноя до простых неорганических веществ. 5. Небольшая группа бактерий имеет хлоропласты, при участии которых происходит фотосинтез. 2.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью. 3.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. При недостатке поступления в организм человека йода нарушается синтез тироксина. 2. Недостаточное количество тироксина в крови снижает интенсивность обмена веществ, замедляет ритм сердечных сокращений. 3. В детском возрасте недостаток тироксина приводит к быстрому росту ребёнка. 4. При избыточной секреции щитовидной железы ослабляется возбудимость нервной системы. 5. Функции щитовидной железы регулируются корой больших полушарий. 4.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. В мейозе происходит два следующих друг за другом деления. 2. Между двумя делениями имеется интерфаза, в которой происходит репликация. 3. В профазе первого деления мейоза происходит конъюгация и кроссинговер. 4. Кроссинговер – это сближение гомологичных хромосом. 5. Результатом конъюгации служит образование кроссоверных хромосом. 5.Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их. 1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена. 6.Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их. 1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эндокринные железы выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны. 3. Все гормоны по химической природе являются белками. 4. Инсулин – гормон поджелудочной железы. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При недостатке инсулина концентрация глюкозы в крови уменьшается. 7. При недостатке инсулина развивается заболевание сахарный диабет. 7.Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их. 1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов, которые относят к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме у человека эти гены блокируются и не «работают» 6. Но бывают случаи, когда они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей. 8.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники, мочеточник, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2. Основным органом выделительной системы являются почки. 3. В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ. 4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках. 5. Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона. 6. По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь. 7. В норме моча здорового человека не содержит глюкозу и белки. 37 1.В чём проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырёх признаков и объясните их значение. 2.В чём проявляется забота о потомстве у птиц? Приведите не менее трёх примеров. Какие рефлексы лежат в основе заботы о потомстве? 3.Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах? 4.Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врождённой и приобретённой дальнозоркости. 5.Какие особенности внешнего строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее трёх особенностей. 38 1.Какие организмы первыми обеспечили образование кислорода в атмосфере и как повлияло накопление кислорода на дальнейшую эволюцию жизни на Земле? 2.Прочитайте текст. Комнатная муха – это двукрылое насекомое, её задние крылья превратились в жужжальца. Ротовой аппарат лижущего типа, муха питается полужидкой пищей. Муха откладывает яйца на гниющие органические остатки. Её личинка белого цвета, не имеет ног, питается пищевыми отходами, быстро растёт и превращается в красно-бурую куколку. Из куколки появляется взрослая муха. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. 3.Какие растения преобладают в тропических лесах – насекомоопыляемые или ветроопыляемые? Ответ обоснуйте. 4.Какие ароморфозы в процессе эволюции появились у папоротниковидных по сравнению с моховидными и позволили им завоевать сушу? Приведите не менее четырёх признаков. 5.Прочитайте текст. Сосна обыкновенная – светолюбивое растение, имеет высокий стройный ствол. Крона формируется только вблизи верхушки. Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. У неё хорошо развиты главный и боковые корни. Листья сосны игловидные, по двехвоинки в узле на побеге. На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение. Через полтора года созревают семена, с помощью которых сосна размножается. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните. 6.Почему ныне живущую кистепёрую рыбу латимерию нельзя считать предком земноводных? Приведите не менее трёх доказательств. 7.Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение. 39 1.Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК. Фрагмент этой молекулы имеет нуклеотидную последовательность: ГУГАУАГГУЦУАУЦУ. Определите нуклеотидную последовательность фрагмента двухцепочечной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте ДНК. Матрицей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является вторая цепь ДНК, которая комплементарна первой цепи ДНК, найденной по вирусной РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. 2.Отрезок молекулы ДНК, определяющий первичную структуру полипептида, содержит следующую последовательность нуклеотидов: ААТГЦАЦГГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, число тРНК, участвующих в биосинтезе пептида, нуклеотидный состав их антикодонов и последовательность аминокислот, которые переносят эти тРНК. Для решения задачи используйте таблицу генетического года. Объясните полученные результаты. 3.Кариотип одного из видов рыб составляет 56 хромосом. Определите число хромосом при сперматогенезе в клетках зоны роста и в клетках зоны созревания в конце первого деления. Объясните, какие процессы происходят в этих зонах. 4.В кариотипе одного из видов рыб 56 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне роста в конце интерфазы и в конце зоны созревания гамет. Объясните полученные результаты. 5.Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются. 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток восьмиядерного зародышевого мешка и зародышевой почечки семени пшеницы. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются. 40 1.У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов. При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании. 2.При скрещивании дигетерозиготного растения китайской примулы с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой и растения с красными цветками круглой пыльцой в потомстве получилось: 51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой, 15 – с фиолетовыми цветками, круглой пыльцой, 12 – с красными цветками, овальной пыльцой; 59 – с красными цветками, круглой пыльцой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1. Объясните формирование четырёх фенотипических групп. 3.Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген окраски глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами всё потомство имело нормальные крылья и красные глаза. Получившихся в F1 самцов скрещивали с исходной родительской самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Какие законы наследственности проявляются в двух скрещиваниях? 4.Форма крыльев у дрозофилы - аутосомный ген, ген формы глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с редуцированными крыльями и щелевидными глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы потомства F2. Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы. 5.У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены. Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте. 6.У канареек наличие хохолка – аутосомный ген, ген окраски оперения сцеплен с Х-хромосомой. Гетерогаметным у птиц является женский пол. Хохлатую коричневую самку канарейки скрестили с хохлатым (А) зелёным (B) самцом, в результате получилось потомство: хохлатые коричневые самцы, самцы без хохолка коричневые, хохлатые зелёные самки, самки без хохолка коричневые. Получившихся самцов без хохолка коричневых скрестили с получившимися гетерозиготными хохлатыми зелёными самками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте. ответы 34 1. Элементы ответа: 1) к исчезновению некоторых видов животных и растений; 2) к изменению состава биоценоза, смене экосистемы 2. Элементы ответа: 1) сосуды кожи при высокой температуре рефлекторно расширяются, кровь приливает к коже, она краснеет; 2) при низкой температуре сосуды кожи, напротив, рефлекторно сужаются, крови в них становится меньше и кожа бледнеет 3. Элементы ответа: 1) малярия вызывается простейшим животным – малярийным паразитом (малярийным плазмодием); 2) малокровие развивается в результате паразитирования плазмодия в эритроцитах крови, их разрушения при выходе паразитов в плазму крови, вследствие чего число эритроцитов на единицу объёма крови уменьшается, что приводит к уменьшению гемоглобина 4. Элементы ответа: 1) при венозном кровотечении кровь имеет тёмно-красный цвет; 2) кровь вытекает из раны ровной струёй, без толчков 5. Элементы ответа: 1) дрожжи, питаясь сахаром, превращают его в спирт и углекислый газ, этот процесс называют брожением; 2) этот процесс используют в хлебопечении, так как выделяемый углекислый газ способствует поднятию теста. 6. Элементы ответа: 1) причина болезни установлена с помощью цитогенетического метода; 2) заболевание вызвано хромосомной мутацией – утратой или присоединением фрагмента хромосомы 7. Элементы ответа: 1) между предсердиями и желудочками находятся створчатые клапаны, а на границе между желудочками и артериями – полулунные клапаны; 2) клапаны открываются только в одном направлении и предотвращают обратный ток крови 8. Элементы ответа: 1) в селекции растений и животных; 2) при выведении новых сортов или пород, если необходимо выяснить генотип особи, обладающей доминантным признаком 35 1. Элементы ответа: 1) разнообразие форм листьев у одного растения – это модификационная изменчивость; 2) листья растения развивались в разных средах и условиях жизни, поэтому у него сформировались листья разных форм; 3) стрелолист на отмели будет иметь стреловидные листья 2. Элементы ответа: 1) морфологический критерий – проявляется в окраске покровов тела бабочек, сходных по форме и размерам крыльев, усиков и частей тела; 2) движущая форма отбора – сохраняет тёмноокрашенных бабочек; 3) тёмная окраска крыльев служит условием для выживания в промышленных районах: так как тёмноокрашенные бабочки в меньшей мере заметны на тёмных стволах деревьев, их реже склёвывают птицы 3. Элементы ответа: 1) орган – трахея; 2) стенки трахеи образованы хрящевыми полукольцами, задняя стенка мягкая; 3) через трахею проходит воздух к бронхам и лёгким, хрящевые полукольца не позволяют трахее спадаться; 4) мягкая задняя стенка прилегает к пищеводу и не препятствует прохождению по нему пищи 4. Элементы ответа: 1) А – орган равновесия (полукружные каналы); Б – слуховая труба (евстахиева труба); 2) орган равновесия определяет положение тела в пространстве; 3) слуховая труба обеспечивает выравнивание давления в среднем и наружном ухе; 4) проводниковая часть – слуховой нерв обеспечивает передачу нервного импульса (возбуждения) 5. Элементы ответа: 1) метафаза первого деления, мейоз I; 2) в метафазе I хромосомы расположены над и под плоскостью экватора; 3) гомологичные хромосомы располагаются в виде бивалентов, что характерно для мейоза I 6. Элементы ответа: 1) плод – зерновка; 2) 1 – эндосперм – запасание органических веществ; 3) 2 – семядоля (часть зародыша) – транспорт питательных веществ из эндосперма при прорастании семени; 4) 3 – зародыш (зародышевый корешок, стебелёк, почечка) – даёт начало новому растению 36 1. Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 1 – споры образуются у бактерий при неблагоприятных условиях; 2) 2 – споры у бактерий не выполняют функцию размножения, а способствуют перенесению неблагоприятных условий; 3) 5 – бактерии не содержат хлоропластов 2. Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 1 – полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения структурную функцию (образует клеточную стенку); 2) 2 – накапливаясь, углеводы в клетке выполняют главным образом энергетическую (запасающую) функцию; 3) 4 – клеточные стенки образованы полисахаридом целлюлозой 3. Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 3 – недостаток тироксина приводит к задержке роста (карликовость); 2) 4 – при избыточной секреции гормона щитовидной железы усиливается возбудимость нервной системы; 3) 5 – функции щитовидной железы регулируются гипофизом 4. Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 2 – между двумя делениями мейоза в интерфазе репликация отсутствует; 2) 4 – кроссинговер – это обмен генами между гомологичными хромосомами; 3) 5 – результатом конъюгации служит сближение гомологичных хромосом и образование пар (бивалентов) 5. Элементы отв ета: ошибки допущены в предложениях: 1) 3 – близнецовый метод не позволяет прогнозировать рождение близнецов, а даёт возможность изучать взаимодействие генотипа и факторов среды, их влияние на формирование фенотипа; 2) 4 – цитогенетический метод не позволяет установить группы крови, а позволяет выявить геномные и хромосомные аномалии; 3) 5 – характер наследования гемофилии был установлен путём составления и анализа родословного древа 6. Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 1 – железы внутренней секреции не имеют протоков, а выделяют секрет непосредственно в кровь; 2) 3 – гормоны могут быть не только белками, но и другими органическими веществами (липидами); 3) 6 – при недостатке инсулина концентрация глюкозы в крови повышается 7. Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 2 – рудименты у человека встречаются часто, у животных – это обычно развитые признаки; 2) 3 – обильный волосяной покров на теле человека – это пример атавизма: 3) 6 – индивидуальное развитие называют онтогенезом 8. Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 1 – надпочечники относят к эндокринной системе, а не к выделительной; 2) 3 – в почки по сосудам поступает только кровь, лимфа не поступает; 3) 4 – фильтрация крови происходит в нефронах почек 37 1. Элементы ответа: 1) увеличение количества позвонков шейного отдела, позволяющего не только поднимать и опускать голову, но и поворачивать её; 2) удлинение воздухоносных путей (появление бронхов), дыхание только с помощью лёгких, имеющих ячеистое строение, что увеличивает площадь газообмена в лёгких и его интенсивность; 3) появление в трёхкамерном сердце неполной перегородки в желудочке, поэтому кровь смешивается частично; 4) внутреннее оплодотворение, появление в яйце запаса питательных веществ и защитных оболочек; 5) усложнение нервной системы и органов чувств, развитие переднего мозга; 6) сухая кожа без желёз с роговыми образованиями, обеспечивающая защиту от потерь влаги в организме 2. Элементы ответа: 1) птицы строят гнёзда (некоторые охраняют гнездовые участки); 2) насиживают яйца и выводят птенцов; 3) выкармливают, защищают и обучают своё потомство; 4) в основе заботы о потомстве лежат безусловные рефлексы (инстинкт) 3. Элементы ответа: 1) кровь в капиллярах большого круга отдаёт кислород и насыщается углекислым газом; 2) в капиллярах большого круга кровообращения питательные вещества переходят из крови в тканевую жидкость, а продукты обмена веществ – из тканевой жидкости в кровь; 3) кровь из артериальной превращается в венозную; 4) медленный ток крови в капиллярах способствует полному обмену веществ между кровью и клетками тела 4. Элементы ответа: 1) изображение близких предметов возникает за сетчаткой; 2) при врождённой форме глазное яблоко укорочено; 3) приобретённая форма возникает из-за уменьшения выпуклости хрусталика и потери его эластичности 5. Элементы ответа: 1) обтекаемая форма тела, слитность его отделов; 2) черепицеобразное расположение чешуи; 3) слизь, обильно покрывающая кожу; 4) наличие плавников, особенности их строения 38 1. Элементы ответа: 1) повышение концентрации кислорода в атмосфере произошло благодаря возникновению у одноклеточных организмов (цианобактерий) способности к фотосинтезу; 2) накопление кислорода сделало возможным появление аэробов и кислородного этапа энергетического обмена; 3) накопление кислорода обеспечило образование защитного озонового экрана и выход организмов на сушу; 4) кислородное окисление обеспечило эффективность обмена и появление многоклеточных организмов 2. Элементы ответа 1) морфологический критерий – описание внешнего вида мухи, личинки, куколки, ротового аппарата; 2) экологический критерий – особенности питания, место обитания; 3) физиологический критерий – особенности размножения, развития и роста 3. Элементы ответа: 1) в тропических лесах преобладают растения, опыляемые насекомыми; 2) в тропических лесах деревья вечнозелёные, листва затрудняет перенос пыльцы ветром; 3) обилие растений, приходящихся на единицу площади, также препятствует переносу пыльцы (высокая плотность растений) 4. Элементы ответа: 1) преобладающее поколение – спорофит, редукция гаметофита; 2) появление корней способствовало широкому распространению на суше, позволило всасывать воду из почвы; 3) развитие проводящих тканей – позволило проводить её по растению на большую высоту; 4) совершенствование покровной ткани – позволило выжить в более сухом климате; 5) развитие механической ткани – обеспечило появление древесных форм 5. Элементы ответа 1) морфологический критерий – описание корневой системы, ствола, хвои, шишек; 2) экологический критерий – особенности жизни, светолюбивость, требования к почве; 3) физиологический критерий – особенности опыления, оплодотворения, созревания семян, размножения 6. Элементы ответа: 1) предки земноводных жили в пресных водоёмах, в прибрежной зоне, а латимерия приспособлена к жизни в глубинах солёных водоёмов (океана); 2) предки земноводных могли дышать атмосферным кислородом с помощью лёгких, а латимерия атмосферным кислородом не дышит; 3) предки земноводных могли передвигаться по дну водоёма с помощью парных плавников, латимерия с помощью парных плавников может только плавать в воде 7. Элементы ответа: 1) костистые рыбы характеризуются большим видовым разнообразием и высокой численностью; 2) они имеют большой ареал (Мировой океан и водоёмы Земного шара); 3) они имеют многочисленные приспособления к разнообразным условиям водной среды (окраска, форма тела, строение плавников и т. д.). 39 1. Элементы ответа: 1) фрагмент двухцепочечной молекулы ДНК: -ЦАЦТАТЦЦАГАТАГА- -ГТГАТАГГТЦТАТЦТ-; 2) последовательность иРНК: -ЦАЦУАУЦЦАГАУАГА-; 3) последовательность аминокислот: -гис-тир-про-асп-арг- 2. Схема решения задачи включает: 1) на матрице ДНК синтезируется иРНК по принципу комплементарности; её последовательность: УУАЦГУГЦЦ; 2) антикодон каждой тРНК состоит из трёх нуклеотидов, следовательно, в биосинтезе пептида участвуют три молекулы тРНК, антикодоны тРНК: ААУ, ГЦА, ЦГГ, комплементарны кодонам иРНК; 3) последовательность аминокислот определяется по кодонам иРНК: – лей – арг – ала – 3. Элементы ответа: 1) в зоне роста 56 хромосом; 2) в зоне созревания в конце первого деления в клетках 28 хромосом; 3) в зоне роста диплоидная клетка растёт, накапливает питательные вещества, число хромосом соответствует кариотипу организма (56); 4) в зоне созревания клетка делится мейозом, и в конце первого деления в клетках находится по 28 хромосом 4. Элементы ответа: 1) в зоне роста в период интерфазы в клетках число хромосом 56; число молекул ДНК равно 112; 2) в зоне окончательного созревания гамет в клетках 28 хромосом; число молекул ДНК – 28; 3) в зоне роста в период интерфазы число хромосом не изменяется; число молекул ДНК удваивается за счёт репликации; 4) в конце зоны созревания гамет происходит мейоз, число хромосом уменьшается в 2 раза, образуются гаплоидные клетки – гаметы, каждая хромосома содержит одну молекулу ДНК. 5. Элементы ответа: 1) в клетках спороносных побегов диплоидный набор хромосом – 2n; 2) в клетках заростка гаплоидный набор хромосом – n; 3) спороносные побеги развиваются на взрослом растении в результате митоза; 4) заросток развивается из споры в результате митоза 6. Элементы ответа: 1) клетки восьмиядерного зародышевого мешка гаплоидные – n; 2) в клетках зародышевой почечки диплоидный набор хромосом – 2n; 3) клетки зародышевой почечки развиваются из зиготы в результате митоза; 4) клетки восьмиядерного зародышевого мешка развиваются из гаплоидной мегаспоры митозом 40 1. Схема решения задачи включает: 1) первое скрещивание: генотипы родителей P: ♀ ААВb х ♂ ааВВ чёрная шерсть, белая шерсть, короткий хвост длинный хвост G: АВ, Аb аВ F1: АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост; АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост; 2) второе скрещивание: генотипы родителей P: ♀ АаВb х ♂ ааВb чёрная шерсть, белая шерсть, короткий хвост короткий хвост G: АВ, Аb, аВ, аb аВ, аb F2: 1АаВВ – чёрная шерсть, длинный хвост; 2АаВb – чёрная шерсть, короткий хвост; 1ааВВ – белая шерсть, длинный хвост; 2ааВb – белая шерсть, короткий хвост; 3) во втором скрещивании фенотипическое расщепление особей: 1: 2: 1: 2, так как особи с генотипом Ааbb и ааbb погибают на эмбриональной стадии. 2. Схема решения задачи включает: 1) Р: АаВb х ааbb фиолетовые цветки, красные цветки овальная пыльца круглая пыльца G: АВ, Аb, аВ, аb аb 2) F1: 51 АаВb – фиолетовые цветки, овальная пыльца; 15 Ааbb – фиолетовые цветки, круглая пыльца; 12 ааВb – красные цветки, овальная пыльца; 59 ааbb – красные цветки, круглая пыльца; 3) присутствие в потомстве двух групп особей (51 растение с фиолетовыми цветками, овальной пыльцой; 59 растений – с красными цветками, круглой пыльцой) примерно в равных долях – результат сцепления генов А и В, а и b. Две другие фенотипические группы образуются в результате кроссинговера. 3. Схема решения задачи включает:
3) проявляются законы независимого наследования признаков, так как гены двух признаков находятся в разных парах хромосом, и сцепленного с полом наследования, так как один из генов находится в Х-хромосоме. 4. Схема решения задачи включает: 1) Р: ♀ АаХВХb х ♂ АаХВY нормальные крылья нормальные крылья нормальные глаза нормальные глаза G: АХВ, АХb, аХВ, аХb, АХВ, аХВ, АY, аY Генотип родившегося самца - ааХbY; 2) Р1: ♀ АаХВХb х ааХbY нормальные крылья редуцированные глаза нормальные глаза щелевидные глаза G: АХВ, АХb, аХВ, аХb, аХb, аY F2: АаХВХb и АаХВY – нормальные крылья, нормальные глаза; АаХbХb и АаХbY – нормальные крылья, щелевидные глаза; ааХВХb и ааХВY – редуцированные крылья, нормальные глаза; ааХbХb и ааХbY – редуцированные крылья, щелевидные глаза; 3) самки – 1/8 часть от общего числа потомков во втором поколении фенотипически сходны с родительской самкой; это самки с нормальными крыльями, нормальными глазами - Аа ХВХb. 5. Схема решения задачи включает:
в F2 получится 4 разных фенотипа в соотношении: 3/8 AABB, 2AABb – красные комолые; 3/8 AaBB, 2AaBb – чалые комолые; 1/8 AAbb – красные рогатые; 1/8 Aabb – чалые рогатые; 3) проявляется закон независимого наследования признаков, так как гены двух признаков находятся в разных парах хромосом. 6. Схема решения задачи включает:
3) проявляются закон независимого наследования признаков, так как гены двух признаков находятся в разных парах хромосом, и закон сцепленного с полом наследования, так как один ген находится в Х-хромосоме.
Date: 2016-05-15; view: 7797; Нарушение авторских прав |