Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. Рациональность — иррациональность
Теперь мы уже почти все знаем для того, чтобы уметь определить соционический тип. Но есть одно существенное затруднение. Допустим, мы сумели определить две самые сильные функции. Какую же из них следует считать преобладающей (т. е. какая займет 1-й канал)? Это далеко не всегда видно с первого взгляда. Чтобы разобраться в этом, обратимся еще раз к работе К. Г. Юнга «Психологические типы». Рассматривая две взаимосвязанные пары функций (которые в соционике обозначаются как логика — этика и сенсорика — интуиция),он дает каждой из них общую характеристику. Первую пару (логика — этика) он характеризует следующим образом: «Я называю оба предшествующих типа рациональными или рассудительными, потому что они характеризуются первенством разумно рассуждающей функции. Общим признаком обоих типов является то, что их жизнь в высокой мере подчинена разумному суждению... Рассудочность сознательного руководства жизнью обоих типов означает сознательное исключение случайного и не соответствующего разуму... Не абсолютная сила ощущений, например, является решающей для мотивировки поступка, но суждение». Второй паре функций (сенсорика — интуиция) он дает следующую характеристику: «Я называю оба эти типа иррациональными на том основании, что все их действия основаны не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия... Но было бы совершенно неправильно понимать эти типы как «неразумные» только потому, что они суждение ставят ниже восприятия. Они просто в высокой степени эмпиричны, они основываются исключительно на опыте, даже в такой степени исключительно, что их суждение по большей части не может идти в ногу с их опытом». Итак, рациональные — это логики и этики, а иррациональные — сенсорики и интуиты. Рациональные типы отстранены от непосредственного восприятия мира, между ними и миром существует некая психологическая дистанция, позволяющая обдумывать, давать оценки, заранее принимать решения, ставить цели, планировать действия, подчинять эти действия критериям морали, этики, симпатии или антипатии и т. д. Все задуманное они стараются последовательно довести до конца. Если какие-то обстоятельства помешают рациональному индивиду осуществить его планы, — он ощутит дискомфорт, состояние беспокойства и неудовлетворенности. Бывает даже так, что он никак не может переключиться от одного дела к другому, хотя и желал бы этого, как будто какая-то неведомая сила не позволяет ему это сделать: он «зацикливается» на одном и том же. Иррациональные же типы — непосредственно включены в течение событий, они — вечно «внутри потока», их действия зависят не столько от заранее взятых намерений, сколько от случайностей ситуации. В своем внешнем поведении они бывают непредсказуемы и изменчивы, причем эта изменчивость впрямую зависит от изменчивости мира. Человек этого типа, в частности, может, не докончив, бросить одно дело и увлечься другим. И во многих других проявлениях эти два типа психики проявляют себя полярно противоположным образом. Вот несколько других существенных примет: — человек рационального типа работает планомерно, не любит рисковать, в то время как иррациональный, поддавшись сиюминутному увлечению, спонтанен, способен пойти на рискованное дело, не очень заботясь о том, чем это может для него кончиться; — рациональный очень тяжело переносит состояние неопределенности, поскольку в такой ситуации ничего заранее нельзя предусмотреть и запланировать, в то время как для иррационального состояние неопределенности — его родная стихия, а чересчур «заорганизованная» жизнь его, наоборот, угнетает и утомляет; — разное отношение у них и к смене часовых поясов при дальних перелетах: гораздо легче перестраивается иррациональный, для рационального это сложнее. Таким образом, мы познакомились с последней дихотомией, где каждая пара взаимосвязанных функций характеризуется как единое целое. Теперь выясняется, что логика — этика и сенсорика — интуиция представляют собою две существенно разные области человеческой психики. Если мы вернемся к героям романа Гончарова «Обломов», то сразу же увидим их различие и по шкале рациональность — иррациональность. Вот как с этой точки зрения описывает своих героев Гончаров: «Он, как только проснулся, тотчас же вознамерился встать, умыться и, напившись чаю, подумать хорошенько, кое-что сообразить, записать и вообще заняться этим делом как следует. С полчаса он все лежал, мучаясь этим намерением, но потом рассудил, что успеет еще сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели, тем более, что ничего не мешает думать и лежа. Так и сделал. После чаю он уже приподнялся со своего ложа и чуть было не встал; поглядывая на туфли, он даже начал спускать к ним одну ногу с постели, но тотчас же опять подобрал ее...» Это, конечно, об иррациональном Обломове. А вот — рациональный Штольц: «Он говорил, что «нормальное назначение человека — прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение лучше бурных пожаров...» В заключение прибавляет, что он «был бы счастлив, если б удалось ему на себе оправдать свое убеждение...» ...Но он не способен был вооружиться той отвагой, которая, закрыв глаза, скакнет через бездну или бросится на стену — на авось. Он измерит бездну и стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили». Если мы теперь вспомним, что ведущей функцией ИЭИ Обломова является БИ, а ЛСЭ Штольца — ЧЛ, то ясно, что наше предположение относительно их психотипов полностью подтверждается. Собственно, определяя психотипы этих героев гончаровскогоромана, мы должны были бы, установив их ведущие функции, спросить себя: рационален или иррационален Штольц? Рационален или иррационален Обломов? Ответы напрашиваются сами собой, и мы можем без труда правильно расположить функции в их ведущих блоках. Итак, мы теперь получили возможность выявить еще одно общее правило: всегда в ведущем блоке одна из функций рациональна, другая — иррациональна. Как и в случае с непременным условием разной «вертности», рациональность — иррациональность есть также условие принципа равновесия, по которому обе ведущие функции должны дополнять друг друга. Date: 2016-05-14; view: 428; Нарушение авторских прав |