Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути ре­ше­ния гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти. 1. За­да­ние 27 № 146. К какой форме куль­ту­ры можно от­не­сти балет?





Человек и общество

1. За­да­ние 27 № 146. К какой форме куль­ту­ры можно от­не­сти балет? На­зо­ви­те любые три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка ба­ле­та, по ко­то­рым вы это опре­де­ли­ли.

2. За­да­ние 27 № 368. Рас­смат­ри­вая игру как вид де­я­тель­но­сти, ис­сле­до­ва­те­ли ха­рак­те­ри­зу­ют ее как сти­хий­ную, вечно об­нов­ля­ю­щу­ю­ся, из­ме­ня­ю­щу­ю­ся, мо­дер­ни­зи­ру­ю­щу­ю­ся. С опо­рой на курс об­ще­ство­ве­де­ния и со­ци­аль­ный опыт при­ве­ди­те три под­твер­жде­ния из­мен­чи­во­сти игры как вида де­я­тель­но­сти.

3. За­да­ние 27 № 405. До­хо­ды пе­чат­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции скла­ды­ва­ют­ся из по­ступ­ле­ний от раз­ме­ще­ния ре­кла­мы и ре­а­ли­за­ции ти­ра­жа. Се­год­ня пер­вые более чем вдвое пре­вос­хо­дят вто­рые. На те­ле­ви­де­нии пре­об­ла­да­ют од­но­тип­ные раз­вле­ка­тель­ные се­ри­а­лы, под­твер­див­шие свою ком­мер­че­скую эф­фек­тив­ность.

Какой вывод о связи со­вре­мен­ных СМИ и мас­со­вой куль­ту­ры вы мо­же­те сде­лать на ос­но­ве при­ве­ден­ных дан­ных? По­яс­ни­те этот вывод, при­ве­дя не менее двух по­ло­же­ний. При­ве­ди­те еще один при­мер, под­твер­жда­ю­щий сде­лан­ный вами вывод.

4. За­да­ние 27 № 442. Рост на­се­ле­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах со всей остро­той по­ста­вил про­до­воль­ствен­ную про­бле­му. Для ее ре­ше­ния ис­поль­зу­ет­ся экс­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­го хо­зяй­ства — осво­е­ние все новых зе­мель. Это ведет к вы­руб­ке тро­пи­че­ских лесов на боль­ших пло­ща­дях. Ин­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства, свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­вре­мен­ной тех­ни­ки, часто не­до­сту­пен этим го­су­дар­ствам в силу их эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти. Вза­и­мо­связь каких гло­баль­ных про­блем здесь про­сле­жи­ва­ет­ся? Ука­жи­те три про­бле­мы.

5. За­да­ние 27 № 627. Уме­ние эф­фек­тив­но дей­ство­вать в не­стан­дарт­ной си­ту­а­ции, на­хо­дить оп­ти­маль­ное ре­ше­ние за­да­чи не за­ло­же­но у че­ло­ве­ка, как у жи­вот­но­го, в ге­не­ти­че­ской про­грам­ме, в ин­стинк­тах, а об­ре­та­ет­ся в он­то­ге­не­зе, в про­цес­се де­я­тель­но­сти. На­зо­ви­те любые два вида де­я­тель­но­сти, ко­то­рые спо­соб­ству­ют раз­ви­тию этого уме­ния. По­яс­ни­те, как им поль­зо­вать­ся в не­стан­дарт­ных си­ту­а­ци­ях.

6. За­да­ние 27 № 664. Оте­че­ствен­ный уче­ный-пси­хо­лог Б.Г. Ана­ньев и его по­сле­до­ва­те­ли утвер­жда­ли, что лич­но­стью яв­ля­ет­ся каж­дый че­ло­век, не под­верг­ший­ся ис­кус­ствен­ной изо­ля­ции в пер­вые ме­ся­цы жизни (как ре­бе­нок-Мауг­ли). Раз­де­ля­е­те ли Вы дан­ную точку зре­ния? При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го мне­ния.

7. За­да­ние 27 № 775. В по­след­нее время в Рос­сии ак­тив­но об­суж­да­ет­ся во­прос, о том что внеш­ний вид дол­жен быть за­креп­лен за­ко­но­да­тель­но. При про­ве­де­нии со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са на во­прос «Внеш­ний вид — это лич­ное дело каж­до­го?» были по­лу­че­ны сле­ду­ю­щие от­ве­ты:

 

Ответ %
А) Да, внеш­ний вид — это лич­ное дело каж­до­го   Б) Нет, внеш­ний вид дол­жен быть ре­гла­мен­ти­ро­ван   В) За­труд­ня­юсь от­ве­тить 1) 73%   2) 25%   3) 2%

 

(опуб­ли­ко­ва­но: «Вер­сия». 2011. № 3)

 

Со­глас­ны ли вы с ре­зуль­та­та­ми со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са? Яв­ля­ет­ся ли за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние внеш­не­го вида на­ру­ше­ни­ем прав че­ло­ве­ка? Свой ответ про­ком­мен­ти­руй­те.

8. За­да­ние 27 № 997. Срав­ни­те три си­ту­а­ции:

 

1) ура­ган­ный ветер валит в лесу де­ре­вья,

2) жи­вот­ное под­ры­ва­ет корни де­ре­ва, чтобы до­брать­ся до пло­дов,

3) ле­со­ру­бам дано за­да­ние с по­мо­щью со­вре­мен­ной тех­ни­ки рас­чисть де­лян­ку.

 

К какой из этих си­ту­а­ций можно при­ме­нить по­ня­тие «де­я­тель­ность»? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го вы­во­да.

9. За­да­ние 27 № 1034. По сло­вам од­но­го из­вест­но­го из­да­те­ля, «га­зе­та без сен­са­ций го­дит­ся толь­ко на то, чтобы в нее за­во­ра­чи­вать рыбу». К какой ауди­то­рии об­ра­ще­на эта га­зе­та? Ис­хо­дя из этого, на­зо­ви­те ка­те­го­рию средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, к ко­то­рой она от­но­сит­ся. На­зо­ви­те любые две дру­гие осо­бен­но­сти средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции дан­ной ка­те­го­рии, не ука­зан­ные в за­да­нии.

 

10. За­да­ние 27 № 1182. Из­вест­ный пси­хо­лог, читая сту­ден­там лек­цию о спо­соб­но­стях че­ло­ве­ка, ска­зал, что спо­соб­но­сти не могут воз­ник­нуть в от­ры­ве от кон­крет­ной де­я­тель­но­сти. Объ­яс­ни­те этот тезис пси­хо­ло­га. Пред­по­ло­жи­те, от­ри­ца­ет ли дан­ный тезис роль при­род­ных за­дат­ков в раз­ви­тии спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка. Как со­вре­мен­ные учёные ре­ша­ют во­прос о роли при­род­ных и со­ци­аль­ных фак­то­ров в раз­ви­тии спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка?

11. За­да­ние 27 № 1219. В стра­не Z ос­нов­ны­ми от­рас­ля­ми эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся мас­со­вое про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство и сфера услуг. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит уста­но­вить тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы стра­ны Z? Сфор­му­ли­руй­те три во­про­са для по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мой до­пол­ни­тель­ной ин­фор­ма­ции.

12. За­да­ние 27 № 1404. В про­цес­се под­го­тов­ки к по­ступ­ле­нию в тех­ни­че­ский вуз стар­ше­класс­ник ис­поль­зу­ет учеб­ни­ки и по­со­бия, ре­ша­ет мно­же­ство задач по ма­те­ма­ти­ке и фи­зи­ке, участ­ву­ет в олим­пи­а­дах. Вы­де­ли­те в дан­ном при­ме­ре субъ­ект и объ­ект, цели и сред­ства де­я­тель­но­сти. К ка­ко­му виду может быть от­не­се­на дан­ная де­я­тель­ность? По­яс­ни­те свой ответ.

13. За­да­ние 27 № 1663. В ре­ше­нии гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти вы­де­ли­лись два на­прав­ле­ния уче­ных: нео­маль­ту­зи­ан­цы, по­ла­га­ю­щие, что рост че­ло­ве­че­ства не­об­хо­ди­мо стро­го кон­тро­ли­ро­вать и огра­ни­чить по­треб­но­сти, и кор­ну­ко­пи­ан­цы, по­ла­га­ю­щие, что тех­ни­че­ский про­гресс и от­кры­тия спо­соб­ны сде­лать ре­сур­сы, не­об­хо­ди­мые для жизни людей, без­гра­нич­ны­ми. Уче­ные опро­си­ли раз­ные ка­те­го­рии уче­ных и обыч­ных граж­дан для вы­яс­не­ния их от­но­ше­ния к по­став­лен­ной про­бле­ме. Ре­спон­ден­там были за­да­ны во­про­сы: «Кто прав: нео­маль­ту­зи­ан­цы или кор­ну­ко­пи­ан­цы?»

Ре­зуль­та­ты опро­са были под­счи­та­ны уче­ны­ми и пред­став­ле­ны в виде таб­ли­цы (дан­ные при­ве­де­ны в %):

 

 

Пути ре­ше­ния гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти

Ка­те­го­рии опро­шен­ных Сто­рон­ни­ки нео­маль­ту­зи­ан­цев Сто­рон­ни­ки кор­ну­ко­пи­ан­цев Не смог­ли от­ве­тить
уче­ные-гло­ба­ли­сты      
эко­но­ми­сты      
де­мо­гра­фы      
ин­же­не­ры      
гу­ма­ни­та­рии      
обыч­ные граж­да­не      

 

Про­ана­ли­зи­руй­те дан­ные таб­ли­цы и сде­лай­те любые три вы­во­да, под­твер­див каж­дый из них ссыл­ка­ми на ма­те­ри­а­лы ис­сле­до­ва­ния.

14. За­да­ние 27 № 1700. Ин­ду­стри­а­ли­за­ция в СССР при­ве­ла к раз­ви­тию со­вре­мен­ной про­мыш­лен­но­сти, но со­про­вож­да­лась ущем­ле­ни­ем прав граж­дан. Какое свой­ство об­ще­ствен­но­го про­грес­са ил­лю­стри­ру­ет­ся дан­ным при­ме­ром? При­ве­ди­те два своих при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щих это свой­ство.

15. За­да­ние 27 № 1737. Чем обу­слов­ле­но вли­я­ние об­ще­ства на из­ме­не­ния био­сфе­ры? Ука­жи­те два фак­то­ра и кон­кре­ти­зи­руй­те один из них с по­мо­щью при­ме­ра.

16. За­да­ние 27 № 1774. Объ­яс­ни­те, что имел в виду Йо­ган­нес Бехер, утвер­ждая: «Че­ло­век ста­но­вит­ся че­ло­ве­ком толь­ко среди людей». (При­ве­ди­те три суж­де­ния-объ­яс­не­ния.)

17. За­да­ние 27 № 1811. Уче­ные на­блю­да­ли за чай­ка­ми, ко­то­рые за­щи­ща­ли от опас­но­сти птен­цов. Когда в их ко­ло­нию про­ни­ка­ли хищ­ни­ки, взрос­лые птицы из­да­ва­ли крик, взле­та­ли и ата­ко­ва­ли хищ­ни­ка — могли даже уда­рить его одной или обе­и­ми ла­па­ми, когда он при­бли­жал­ся к гнез­ду. Можно ли на­звать дан­ные дей­ствия жи­вот­ных це­ле­на­прав­лен­ны­ми? Опи­ра­ясь на зна­ние курса, при­ве­ди­те обос­но­ва­ние сво­е­го от­ве­та и ука­жи­те любое прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие опи­сан­ных дей­ствий жи­вот­ных от за­щи­ты своих детей че­ло­ве­ком.

18. За­да­ние 27 № 1848. В ис­кус­стве до­пус­ка­ет­ся ху­до­же­ствен­ный вы­мы­сел, при­вне­се­ние от са­мо­го ху­дож­ни­ка того, чего имен­но в таком виде нет, не было и, воз­мож­но, не будет в дей­стви­тель­но­сти. По­че­му же, не­смот­ря на это, ис­кус­ство счи­та­ют одной из форм (путей) по­зна­ния объ­ек­тив­но­го мира?

Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те две осо­бен­но­сти этой формы по­зна­ния.

19. За­да­ние 27 № 1959. На ос­но­ве об­ще­ство­вед­че­ских зна­ний и зна­ния дру­гих школь­ных дис­ци­плин по­ка­жи­те, в чем про­яв­ля­ет­ся слож­ность по­зна­ния объ­ек­тив­но­го мира. (На­зо­ви­те три про­яв­ле­ния).

20. За­да­ние 27 № 2218. В те­че­ние 15 лет про­во­ди­лись ис­сле­до­ва­ния по вы­яв­ле­нию от­но­ше­ния рос­си­ян к цен­но­сти сво­бо­ды. Ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в таб­ли­це. Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве пред­став­лен­ных дан­ных? При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния.

 

От­но­ше­ние рос­си­ян к цен­но­сти сво­бо­ды (за­кры­тый во­прос, один ва­ри­ант от­ве­та в каж­дой из би­нар­ных оп­по­зи­ций), %

 

Во­прос №1 1993 г. 2003 г. 2009 г.
Сво­бо­да че­ло­ве­ка ре­а­ли­зу­ет­ся в его по­ли­ти­че­ских пра­вах и сво­бо­дах      
Сво­бо­да — это воз­мож­ность быть са­мо­му себе хо­зя­и­ном      
во­прос №2 1993 г. 2003 г. 2009 г.
Сво­бо­да — то, без чего жизнь че­ло­ве­ка те­ря­ет смысл      
Глав­ное в жизни — ма­те­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие, а сво­бо­да вто­ро­сте­пен­на      

21. За­да­ние 27 № 2292. В те­че­нии 15 лет про­во­ди­лись ис­сле­до­ва­ния по вы­яв­ле­нию от­но­ше­ния рос­си­ян к клю­че­вым цен­ност­ным уста­нов­кам. Ре­зуль­та­ты пред­став­ле­ны в таб­ли­це. Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ве пред­став­лен­ных дан­ных? При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния.

От­но­ше­ние рос­си­ян к клю­че­вым цен­ност­ным уста­нов­кам (за­кры­тый во­прос, доля ре­спон­ден­тов, ис­пы­ты­ва­ю­щих к пе­ре­чис­лен­ным по­ня­ти­ям

по­ло­жи­тель­ные чув­ства), %

 

 

Клю­че­вые цен­ност­ные уста­нов­ки Март 2004 Март 2007 Ап­рель 2009
По­ря­док      
Спра­вед­ли­вость      
Ста­биль­ность      
Труд      
Сво­бо­да      
Успех      
До­ста­ток      
Права че­ло­ве­ка      
Рус­ские      
Пат­ри­о­тизм      
Рос­сия      
Про­гресс      
Де­мо­кра­тия      

22. За­да­ние 27 № 2403. Одни рас­смат­ри­ва­ют тех­ни­ку как ин­стру­мент и сред­ство для уве­ли­че­ния и уси­ле­ния спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка. Дру­гие счи­та­ют, что тех­ни­ка, снаб­жая че­ло­ве­ка раз­но­го рода при­бо­ра­ми и ин­стру­мен­та­ми, огра­ни­чи­ва­ет воз­мож­но­сти про­яв­ле­ния его лич­но­сти. Какую из пред­став­лен­ных точек зре­ния раз­де­ля­е­те Вы? При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния вы­бран­ной точки зре­ния

23. За­да­ние 27 № 2651. По дан­ным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным при­чи­нам не по­се­ща­ют школу. 97% (около 110 млн че­ло­век) из них про­жи­ва­ют в стра­нах «тре­тье­го мира»: 48,5 млн че­ло­век – в стра­нах Южной и Юго-Во­сточ­ной Азии; 42,3 млн че­ло­век – в стра­нах Аф­ри­ки. Сде­лай­те два вы­во­да на ос­но­ве ана­ли­за при­ведённых дан­ных. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские дан­ные, ма­те­ри­а­лы СМИ, ука­жи­те одну из воз­мож­ных при­чин того, что имен­но стра­ны этих ре­ги­о­нов ли­ди­ру­ют по чис­лен­но­сти детей, не по­се­ща­ю­щих школу.

24. За­да­ние 27 № 3285. Со­вре­мен­ный мир на­зы­ва­ют се­те­вым. Мно­гие уче­ные от­ме­ча­ют, что сим­во­ла­ми со­вре­мен­но­го мира и че­ло­ве­ка стали ком­пью­тер и Ин­тер­нет. Сфор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния на роль ком­пью­те­ра и Все­мир­ной па­у­ти­ны в жизни со­вре­мен­но­го об­ще­ства. При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в её обос­но­ва­ние.

25. За­да­ние 27 № 3371. Ан­глий­ский фи­ло­соф Г. Бокль писал: «Встарь бо­га­тей­ши­ми стра­на­ми были те, при­ро­да ко­то­рых была наи­бо­лее обиль­на; ныне бо­га­тей­шие стра­ны - те, в ко­то­рых че­ло­век наи­бо­лее де­я­те­лен». Как это вы­ска­зы­ва­ние, про­из­несённое около двух веков назад, от­ра­жа­ет по­ни­ма­ние эво­лю­ции че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства? Опре­де­ли­те ос­нов­ной век­тор раз­ви­тия об­ще­ства. Ка­ко­вы, на Ваш взгляд, ос­нов­ные цен­но­сти со­вре­мен­но­го об­ще­ства? Ука­жи­те две любые цен­но­сти.

26. За­да­ние 27 № 3513. Мно­гие вид­ные учёные и об­ще­ствен­ные де­я­те­ли по­ла­га­ют, что ве­ду­щей цен­но­стью со­вре­мен­но­го об­ще­ства яв­ля­ет­ся ин­но­ва­ция. Ос­но­ва­тель ком­па­нии «Эппл» Стив Джобс го­во­рил: «Ин­но­ва­ция де­ла­ет ли­де­ра». При­ве­ди­те любые три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние при­ведённой точки зре­ния.

27. За­да­ние 27 № 3550. Со­вре­мен­ный мир не из­бав­лен от ряда ло­каль­ных войн, во­оружённых кон­флик­тов. Мно­гие мыс­ли­те­ли от­но­сят ло­каль­ные войны со­вре­мен­но­сти к гло­баль­ным про­бле­мам, угро­зам, сто­я­щим перед всем че­ло­ве­че­ством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние при­ведённой по­зи­ции.

28. За­да­ние 27 № 3813. Школы стра­ны Z дают стар­ше­класс­ни­кам право опре­де­лять про­грам­му соб­ствен­но­го обу­че­ния, при этом вни­ма­тель­но следя, чтобы вы­бран­ный объём на­груз­ки не вре­дил здо­ро­вью уче­ни­ков. Уча­щи­е­ся также могут обу­чать­ся по­сред­ством со­вре­мен­ных ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий. Какие тен­ден­ции в раз­ви­тии об­ра­зо­ва­ния про­сле­жи­ва­ют­ся в стра­не Z? На­зо­ви­те две тен­ден­ции и под­твер­ди­те их на­ли­чие, опи­ра­ясь на текст усло­вия за­да­чи.

29. За­да­ние 27 № 4035. Отец ве­ли­ко­го Мо­цар­та был от­лич­ным скри­па­чом и ор­га­ни­стом. К нему часто при­хо­ди­ли дру­зья-му­зы­кан­ты, и в доме зву­ча­ла му­зы­ка. Му­зы­кой очень увлёкся сын и уже в ран­нем воз­расте стал на путь му­зы­кан­та и ком­по­зи­то­ра. На­зо­ви­те фак­тор, по­вли­яв­ший на раз­ви­тие лич­но­сти юного Мо­цар­та. Ука­жи­те любые два дру­гих фак­то­ра, опре­де­ля­ю­щих раз­ви­тие лич­но­сти.

30. За­да­ние 27 № 4146. Зри­тель на­ча­ла про­шло­го века так рас­ска­зал дру­зьям о вы­став­ке ху­дож­ни­ков-им­прес­си­о­ни­стов: «Я услы­шал вос­тор­жен­ные от­зы­вы о вы­став­ке ху­до­же­ствен­ных кри­ти­ков и от­пра­вил­ся её по­смот­реть. По­се­ти­те­лей было мало, мно­гие быст­ро ухо­ди­ли, боль­шин­ству по­ло­тен была при­су­ща раз­мы­тость изоб­ра­же­ния. Я решил, что это от не­до­стат­ка вла­де­ния ри­сун­ком и ки­стью. Ре­а­ли­сти­че­ское ис­кус­ство мне ближе. Дома я прочёл об этом ху­до­же­ствен­ном на­прав­ле­нии, но мно­гое оста­лось не­яс­ным». Пред­по­ло­жи­те, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные про­из­ве­де­ния. При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния этого пред­по­ло­же­ния, опи­ра­ясь на текст за­да­ния.

31. За­да­ние 27 № 4257. Зри­тель на­ча­ла про­шло­го века так рас­ска­зал дру­зьям о вы­став­ке ху­дож­ни­ков-им­прес­си­о­ни­стов: «Я услы­шал вос­тор­жен­ные от­зы­вы о вы­став­ке ху­до­же­ствен­ных кри­ти­ков и от­пра­вил­ся её по­смот­реть. По­се­ти­те­лей было мало, мно­гие быст­ро ухо­ди­ли, боль­шин­ству по­ло­тен была при­су­ща раз­мы­тость изоб­ра­же­ния. Я решил, что это от не­до­стат­ка вла­де­ния ри­сун­ком и ки­стью. Ре­а­ли­сти­че­ское ис­кус­ство мне ближе. Дома я прочёл об этом ху­до­же­ствен­ном на­прав­ле­нии, но мно­гое оста­лось не­яс­ным». Пред­по­ло­жи­те, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные про­из­ве­де­ния. При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния этого пред­по­ло­же­ния, опи­ра­ясь на текст за­да­ния.

32. За­да­ние 27 № 4407. Один из уро­ков в 10 клас­се прошёл на вы­став­ке в ис­то­ри­че­ском музее. Школь­ни­кам по­ка­за­ли из­го­тов­лен­ные кре­стьян­ка­ми кру­же­ва, ткани, одеж­ду - для празд­ни­ков, буд­ней, тор­же­ствен­ных со­бы­тий, а также сде­лан­ные в до­маш­них усло­ви­ях гли­ня­ные фи­гур­ки жи­вот­ных в виде сви­сту­лек. Пред­по­ло­жи­те, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные про­из­ве­де­ния, и ука­жи­те, по ка­ко­му при­зна­ку это можно опре­де­лить. На­зо­ви­те любые два не отражённых в усло­вии при­зна­ка дан­ной формы куль­ту­ры.

33. За­да­ние 27 № 4518. Дол­гое время люди счи­та­ли, что Земля плос­кая. Чем это пред­став­ле­ние яв­ля­ет­ся с точки зре­ния со­вре­мен­ных на­уч­ных взгля­дов: от­но­си­тель­ной ис­ти­ной или за­блуж­де­ни­ем? По­яс­ни­те свой ответ и при­ве­ди­те по од­но­му при­ме­ру за­блуж­де­ния и от­но­си­тель­ной ис­ти­ны в по­зна­нии мира.

34. За­да­ние 27 № 5135. В ходе пар­ла­мент­ских де­ба­тов рас­смат­ри­вал­ся во­прос о раз­ра­бот­ке мер, на­прав­лен­ных на огра­ни­че­ние мо­но­по­лиз­ма в эко­но­ми­ке, сти­му­ли­ро­ва­ние кон­ку­рен­ции про­из­во­ди­те­лей. На­зо­ви­те сферу об­ще­ства, связь ко­то­рой с эко­но­ми­кой ил­лю­стри­ру­ет­ся этим при­ме­ром. При­ве­ди­те соб­ствен­ные при­ме­ры, ил­лю­стри­ру­ю­щие связь эко­но­ми­ки с дру­ги­ми двумя сфе­ра­ми об­ще­ствен­ной жизни (сна­ча­ла ука­жи­те сферу, а потом при­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щий при­мер.)

35. За­да­ние 27 № 5209. В стра­не Z про­во­дит­ся ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния. Уча­щим­ся была предо­став­ле­на воз­мож­ность вы­бо­ра спец­кур­сов и про­фи­лей с учётом их ин­те­ре­сов и спо­соб­но­стей. Какую тен­ден­цию раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер? При­ве­ди­те любые два соб­ствен­ных при­ме­ра, ил­лю­стри­ру­ю­щих эту тен­ден­цию.

36. За­да­ние 27 № 5533. В своде обыч­но­го права сред­не­ве­ко­вой Фран­ции ука­зы­ва­лось: «Сле­ду­ет знать, что людям на­ше­го века из­вест­ны три со­сто­я­ния. Пер­вое — это знат­ное. Вто­рое — со­сто­я­ние сво­бод­ных по про­ис­хож­де­нию людей, рождённых сво­бод­ной ма­те­рью. Тре­тье — кре­пост­ное со­сто­я­ние людей. Между пра­ва­ми дво­рян и дру­гих людей су­ще­ству­ет боль­шая раз­ни­ца». Какая сфера об­ще­ствен­ной жизни нашла своё от­ра­же­ние в этих пра­во­вых уста­нов­ле­ни­ях? Какой ис­то­ри­че­ский тип стра­ти­фи­ка­ции за­фик­си­ро­ван этими нор­ма­ми? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те любые три кри­те­рия стра­ти­фи­ка­ции со­вре­мен­но­го об­ще­ства.

37. За­да­ние 27 № 5727. Груп­па школь­ни­ков ре­гу­ляр­но по­се­ща­ет до­пол­ни­тель­ные за­ня­тия в Ис­то­ри­че­ском музее. На за­ня­ти­ях школь­ни­ки зна­ко­мят­ся с сек­ре­та­ми кре­стьян­ских ремёсел, ре­ги­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми гли­ня­ных иг­ру­шек и дру­гих пред­ме­тов кре­стьян­ско­го быта. К какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся дан­ные пред­ме­ты? На­зо­ви­те три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка этой формы куль­ту­ры.

38. За­да­ние 27 № 5846. Во время лет­них ка­ни­кул 17-лет­ний школь­ник Ва­ле­рий решил устро­ить­ся ку­рье­ром. Во время со­бе­се­до­ва­ния ра­бо­то­да­тель объ­яс­нил, что Ва­ле­рия возь­мут на ра­бо­ту без ис­пы­та­тель­но­го срока и ме­ди­цин­ско­го осмот­ра, но для за­клю­че­ния тру­до­во­го до­го­во­ра не­об­хо­ди­мо по­лу­чить со­гла­сие хотя бы од­но­го из ро­ди­те­лей Ва­ле­рия. Что в на­зван­ных усло­ви­ях за­клю­че­ния тру­до­во­го до­го­во­ра про­ти­во­ре­чит рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тель­ству? (На­зо­ви­те два про­ти­во­ре­чия). На­зо­ви­те любые две осо­бен­но­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния труда ра­бот­ни­ков млад­ше 18 лет, не упо­мя­ну­тые в усло­вии за­да­чи.

39. За­да­ние 27 № 5912. В го­су­дар­стве Z глава го­су­дар­ства и члены За­ко­но­да­тель­но­го Со­бра­ния из­би­ра­ют­ся все­на­род­но на сво­бод­ных кон­ку­рент­ных вы­бо­рах. Го­су­дар­ство Z вклю­ча­ет в себя 10 тер­ри­то­рий, об­ла­да­ю­щих опре­делённой по­ли­ти­че­ской и юри­ди­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью и пра­вом при­ни­мать соб­ствен­ные кон­сти­ту­ции, не про­ти­во­ре­ча­щие ос­нов­но­му за­ко­ну стра­ны. Граж­да­не для ре­а­ли­за­ции своих прав и сво­бод со­зда­ют от­но­си­тель­но не­за­ви­си­мые от го­су­дар­ства ас­со­ци­а­ции, в том числе оп­по­зи­ци­он­ные пар­тии, груп­пы по ин­те­ре­сам.

Ка­ко­ва форма го­су­дар­ствен­но­го (тер­ри­то­ри­аль­но­го) устрой­ства Z? Ука­жи­те факт по усло­вию за­да­чи, на ос­но­ве ко­то­ро­го Вы это уста­но­ви­ли. На­зо­ви­те любые два при­зна­ка этой формы го­су­дар­ствен­но­го (тер­ри­то­ри­аль­но­го) устрой­ства, не на­зван­ные в усло­вии за­да­чи.

40. За­да­ние 27 № 6148. Из­вест­ный мо­ре­пла­ва­тель Ма­гел­лан искал крат­чай­ший путь в Индию. Он поль­зо­вал­ся кар­той, где был ука­зан про­лив, со­еди­ня­ю­щий Ат­лан­ти­че­ский и Тихий оке­а­ны. Од­на­ко в от­ме­чен­ном на карте месте Ма­гел­лан про­ли­ва не об­на­ру­жил. Тогда он, изу­чив опи­са­ния, со­став­лен­ные пред­ше­ствен­ни­ка­ми, пред­по­ло­жил, что этот про­лив дол­жен быть южнее. Он ис­сле­до­вал каж­дую бухту, каж­дый залив – и об­на­ру­жил про­лив между ма­те­ри­ком и ар­хи­пела­гом Ог­нен­ная Земля.

О каких уров­нях на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Ука­жи­те формы зна­ния в каж­дом из них. Пе­ре­чис­ли­те три ме­то­да на­уч­но­го по­зна­ния, ис­поль­зу­е­мые Ма­гел­ла­ном.

41. За­да­ние 27 № 6184. На пар­ла­мент­ских вы­бо­рах в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1945 г. мно­гие не со­мне­ва­лись в том, что успех обес­пе­чен ли­де­ру кон­сер­ва­тив­ной пар­тии, пре­мьер-ми­ни­стру У. Чер­чил­лю — од­но­му из глав­ных ор­га­ни­за­то­ров по­бе­ды над Гер­ма­ни­ей во Вто­рой ми­ро­вой войне. Од­на­ко на вы­бо­рах вы­иг­ра­ла лей­бо­рист­ская пар­тия. Её лидер К. Эттли вы­гля­дел рядом с Чер­чил­лем не­зна­чи­тель­ной фи­гу­рой, но в от­ли­чие от него пред­ло­жил из­би­ра­те­лям ши­ро­кую и кон­крет­ную про­грам­му раз­ви­тия стра­ны.

О какой сфере об­ще­ствен­ной жизни идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Какой тип из­би­ра­тель­ной си­сте­мы опи­сан в этом от­рыв­ке? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те любые три при­зна­ка этого типа из­би­ра­тель­ной си­сте­мы.

42. За­да­ние 27 № 6220. Из­вест­ный кон­струк­тор же­лез­но­до­рож­ных мо­стов Брант долго искал ре­ше­ние за­да­чи — пе­ре­бро­сить мост через до­ста­точ­но ши­ро­кую и чрез­вы­чай­но глу­бо­кую про­пасть. О воз­ве­де­нии опор на дне про­па­сти или по её краям не могло быть и речи. Из­му­чен­ный тщет­ны­ми по­ис­ка­ми ре­ше­ния, он вышел во двор по­ды­шать све­жим воз­ду­хом. Была осень, и в воз­ду­хе но­си­лись тон­кие осен­ние па­у­тин­ки. Одна из них при­лип­ла на лицо изоб­ре­та­те­ля. Не пе­ре­ста­вая ду­мать о своей за­да­че, он ма­ши­наль­но стал сни­мать проч­но за­це­пив­шу­ю­ся и при­лип­шую к щеке па­у­тин­ку. И тут вне­зап­но мельк­ну­ла мысль: если паук спо­со­бен пе­ре­ки­нуть па­у­тин­ку-мост через глу­бо­кую и ши­ро­кую для него про­пасть, то по­сред­ством по­доб­ных же тон­ких нитей, не­из­ме­ри­мо более проч­ных (сталь­ных), че­ло­век мог бы пе­ре­бро­сить мост через про­пасть?

О каком уров­не на­уч­но­го по­зна­ния идёт речь в дан­ном от­рыв­ке? Какие формы на­уч­но­го по­зна­ния опи­са­ны в тек­сте? Пе­ре­чис­ли­те два ме­то­да на­уч­но­го по­зна­ния, ис­поль­зу­е­мые Бран­том.

43. За­да­ние 27 № 6256. Зна­ме­ни­тый ху­дож­ник Вин­сент Ван Гог при жизни не был при­знан, его кар­ти­ны не про­да­ва­лись, он тер­пел нужду и на­смеш­ки. После смер­ти его твор­че­ство оце­ни­ли. В на­сто­я­щее время кар­ти­на Ван Гога «Под­сол­ну­хи» яв­ля­ет­ся одной из самых до­ро­гих, была куп­ле­на на аук­ци­о­не «Кри­сти» в Лон­до­не за 22 млн 500 тыс. фун­тов стер­лин­гов. К какой куль­ту­ре можно от­не­сти твор­че­ство Ван Гога? Ис­поль­зуя текст, на­зо­ви­те два при­зна­ка этой куль­ту­ры. Пе­ре­чис­ли­те два при­зна­ка этой куль­ту­ры, не упо­мя­ну­тые в тек­сте.

44. За­да­ние 27 № 6292. В стра­не Z уча­щим­ся предо­став­ле­на воз­мож­ность вы­бо­ра наи­бо­лее удоб­ной формы по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния (до­маш­нее обу­че­ние, экс­тер­нат и т.п.), а также уров­ней и про­грамм обу­че­ния. Какую тен­ден­цию раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер? На­зо­ви­те любые две дру­гие тен­ден­ции раз­ви­тия со­вре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния и крат­ко оха­рак­те­ри­зуй­те любую одну из них.

45. За­да­ние 27 № 6328. Граж­да­не РФ Ва­си­лий и Мар­га­ри­та на­ка­ну­не ре­ги­стра­ции брака ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный до­го­вор. По обо­юд­но­му со­гла­сию они вклю­чи­ли в него пунк­ты о раз­де­ле­нии до­маш­них бы­то­вых обя­зан­но­стей; о спо­со­бах уча­стия в до­хо­дах друг друга; о по­ряд­ке не­се­ния каж­дым су­пру­гом се­мей­ных рас­хо­дов; а также пункт о не­об­хо­ди­мо­сти для су­пру­ги обя­за­тель­но со­гла­со­вы­вать с су­пру­гом все во­про­сы, свя­зан­ные с её пе­ре­дви­же­ни­ем по тер­ри­то­рии Рос­сии. Но­та­ри­ус, к ко­то­ро­му они об­ра­ти­лись за удо­сто­ве­ре­ни­ем брач­но­го до­го­во­ра, ука­зал на не­об­хо­ди­мость ис­клю­чить два пунк­та.

О каких пунк­тах из пе­ре­чис­лен­ных выше идёт речь? Свой ответ объ­яс­ни­те. Какое усло­вие не­об­хо­ди­мо, чтобы со­став­лен­ный в пись­мен­ной форме и удо­сто­ве­рен­ный у но­та­ри­уса брач­ный до­го­вор всту­пил в силу?

46. За­да­ние 27 № 6364. В стра­не Z люди с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья имеют воз­мож­ность по­лу­чить ка­че­ствен­ное общее и про­фес­си­о­наль­ное об­ра­зо­ва­ние. В ходе ре­фор­мы си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния уча­щим­ся была предо­став­ле­на воз­мож­ность вы­бо­ра про­грамм, со­от­вет­ству­ю­щих их ин­те­ре­сам и воз­мож­но­стям. Какую тен­ден­цию раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет этот при­мер? На­зо­ви­те и оха­рак­те­ри­зуй­те любую дру­гую тен­ден­цию раз­ви­тия со­вре­мен­но­го об­ра­зо­ва­ния.

47. За­да­ние 27 № 8239. 15-лет­няя Ма­ри­на Ива­но­ва после окон­ча­ния де­вя­ти клас­сов ре­ши­ла устро­ить­ся на ра­бо­ту, про­дол­жая обу­че­ние в 10 клас­се школы. На­чаль­ник поч­то­во­го от­де­ле­ния, куда она об­ра­ти­лась с прось­бой о тру­до­устрой­стве, от­ка­зал ей в приёме на ра­бо­ту, так как Ма­ри­на не до­стиг­ла воз­рас­та 16 лет, с ко­то­ро­го до­пус­ка­ет­ся приём на ра­бо­ту.

Прав ли на­чаль­ник поч­то­во­го от­де­ле­ния, от­ка­зав Ма­ри­не в приёме на ра­бо­ту? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те две осо­бен­но­сти тру­до­устрой­ства не­со­вер­шен­но­лет­них.

48. За­да­ние 27 № 8268. В стра­не Ъ было вы­пу­ще­но новое пла­теж­ное сред­ство - иму­ще­ствен­ный чек на предъ­яви­те­ля. Чеки вы­да­ва­лись граж­да­нам, ко­то­рые могли их по­тра­тить на при­об­ре­те­ние акций го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, при со­хра­не­нии кон­троль­но­го па­ке­та в руках го­су­дар­ства.

Как на­зы­ва­ет­ся эко­но­ми­че­ский про­цесс, опи­сан­ный в дан­ном при­ме­ре? Какой тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы фор­ми­ру­ет­ся в стра­не Ъ? На­зо­ви­те одно любое по­след­ствие дан­но­го про­цес­са в эко­но­ми­ке.

49. За­да­ние 27 № 8471. На тер­ри­то­рии стра­ны Х в пе­ри­од вы­бо­ров создаётся еди­ный мно­го­ман­дат­ный из­би­ра­тель­ный округ, от ко­то­ро­го будет из­бран весь со­став пар­ла­мен­та. Каж­дая пар­тия со­став­ля­ет спи­сок кан­ди­да­тов, ко­то­рый может быть боль­ше или мень­ше в за­ви­си­мо­сти от того, сколь­ко она рас­счи­ты­ва­ет по­лу­чить го­ло­сов; спи­сок может и пре­вы­шать число име­ю­щих­ся ва­кан­сий. Воз­мож­но также вы­дви­же­ние об­ще­го спис­ка ко­а­ли­ци­ей (бло­ком) не­сколь­ких пар­тий или бло­ки­ро­ва­ние без вы­став­ле­ния еди­но­го спис­ка: пар­тии, со­ста­вив­шие такой блок, за­ра­нее объ­яв­ля­ют, что го­ло­са, по­дан­ные за са­мо­сто­я­тель­ные пар­тий­ные спис­ки, долж­ны тем не менее рас­смат­ри­вать­ся как го­ло­са за общий спи­сок.

Какой тип из­би­ра­тель­ной си­сте­мы су­ще­ству­ет в дан­ном го­су­дар­стве?

На ос­но­ва­нии каких при­зна­ков вы это опре­де­ли­ли? На­зо­ви­те два любых при­зна­ка.

На­зо­ви­те два любых пре­иму­ще­ства дан­ной из­би­ра­тель­ной си­сте­мы.

50. За­да­ние 27 № 8500. Ру­ко­вод­ство фирмы по из­го­тов­ле­нию фей­ер­вер­ков ре­ши­ло рас­ши­рить про­из­вод­ство в связи с при­бли­же­ни­ем празд­ни­ков. В крат­ко­сроч­ной пер­спек­ти­ве были рас­счи­та­ны сле­ду­ю­щие из­держ­ки: за­куп­ка ма­те­ри­а­лов, при­вле­че­ние ра­бо­чих на сдель­ную опла­ту труда, за­куп­ка обёрточ­ной бу­ма­ги и дру­гие.

Как на­зы­ва­ет­ся этот вид из­дер­жек? Какие ещё из­держ­ки этого вида Вы мо­же­те на­звать? При­ве­ди­те два при­ме­ра. Какие ре­ше­ния долж­но при­нять ру­ко­вод­ство для ин­тен­си­фи­ка­ции про­из­вод­ства? При­ве­ди­те два воз­мож­ных ре­ше­ния.

51. За­да­ние 27 № 8529. В стра­не Z воз­ник­ла новая по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция, в ко­то­рую всту­пи­ло боль­шое ко­ли­че­ство граж­дан, не­до­воль­ных про­во­ди­мы­ми пра­ви­тель­ством со­ци­аль­ны­ми ре­фор­ма­ми. Участ­ни­ки ор­га­ни­за­ции вы­сту­па­ют за на­ци­о­на­ли­за­цию стра­те­ги­че­ски важ­ных пред­при­я­тий и вве­де­ние про­грес­сив­ной шкалы по­до­ход­но­го на­ло­га. Ор­га­ни­за­ция пла­ни­ру­ет вы­дви­нуть ряд своих чле­нов кан­ди­да­та­ми в де­пу­та­ты на бли­жай­ших пар­ла­мент­ских вы­бо­рах. К ка­ко­му типу по­ли­ти­че­ских ор­га­ни­за­ций от­но­сит­ся воз­ник­шая в стра­не Z ор­га­ни­за­ция? Какой по­ли­ти­че­ской идео­ло­гии при­дер­жи­ва­ют­ся члены дан­ной ор­га­ни­за­ции? На­зо­ви­те три функ­ции ор­га­ни­за­ции дан­но­го типа, от­ра­зив­ши­е­ся в при­ведённом от­рыв­ке.

52. За­да­ние 27 № 8558. В га­зе­те была опуб­ли­ко­ва­на за­мет­ка о том, что груп­па рос­сий­ских учёных – хи­ми­ков, по­лу­чив грант на ис­сле­до­ва­ние, в ре­зуль­та­те слож­ной ра­бо­ты под ру­ко­вод­ством из­вест­но­го ака­де­ми­ка син­те­зи­ро­ва­ла в ла­бо­ра­то­рии вак­ци­ну от опас­но­го ви­ру­са.

На­зо­ви­те и под­твер­ди­те ссыл­ка­ми на ин­фор­ма­цию, со­дер­жа­щу­ю­ся в пуб­ли­ка­ции, три при­зна­ка науки как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та.

Человек и общество

1. За­да­ние 27 № 146. К какой форме куль­ту­ры можно от­не­сти балет? На­зо­ви­те любые три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка ба­ле­та, по ко­то­рым вы это опре­де­ли­ли.

По­яс­не­ние.

В от­ве­те долж­но быть от­ме­че­но, что:

 

1) балет можно от­не­сти к эли­тар­ной форме куль­ту­ры;

 

2) балет:

— со­зда­ет­ся про­фес­си­о­на­ла­ми, лю­дь­ми со спе­ци­аль­ной под­го­тов­кой

— вос­при­ни­ма­ет­ся не всеми, а це­ни­те­ля­ми

— для ос­нов­ной массы не­по­ня­тен и ску­чен

2. За­да­ние 27 № 368. Рас­смат­ри­вая игру как вид де­я­тель­но­сти, ис­сле­до­ва­те­ли ха­рак­те­ри­зу­ют ее как сти­хий­ную, вечно об­нов­ля­ю­щу­ю­ся, из­ме­ня­ю­щу­ю­ся, мо­дер­ни­зи­ру­ю­щу­ю­ся. С опо­рой на курс об­ще­ство­ве­де­ния и со­ци­аль­ный опыт при­ве­ди­те три под­твер­жде­ния из­мен­чи­во­сти игры как вида де­я­тель­но­сти.

По­яс­не­ние.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

В от­ве­те могут быть даны сле­ду­ю­щие под­твер­жде­ния:

1) с раз­ви­ти­ем об­ще­ства ме­ня­ют­ся и игры (на­при­мер, ро­ди­те­ли се­го­дняш­них школь­ни­ков не иг­ра­ли в дет­стве в ком­пью­тер­ные игры);

2) игры можно вы­ду­мать, т. е. игра как про­яв­ле­ние твор­че­ства;

3) можно из­ме­нять пра­ви­ла игры, в ре­зуль­та­те чего игра фак­ти­че­ски ме­ня­ет­ся;

4) в игре может про­яв­лять­ся вы­дум­ка и фан­та­зия в вы­бо­ре средств, целей игры.

Могут быть даны иные под­твер­жде­ния.

3. За­да­ние 27 № 405. До­хо­ды пе­чат­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции скла­ды­ва­ют­ся из по­ступ­ле­ний от раз­ме­ще­ния ре­кла­мы и ре­а­ли­за­ции ти­ра­жа. Се­год­ня пер­вые более чем вдвое пре­вос­хо­дят вто­рые. На те­ле­ви­де­нии пре­об­ла­да­ют од­но­тип­ные раз­вле­ка­тель­ные се­ри­а­лы, под­твер­див­шие свою ком­мер­че­скую эф­фек­тив­ность.

Какой вывод о связи со­вре­мен­ных СМИ и мас­со­вой куль­ту­ры вы мо­же­те сде­лать на ос­но­ве при­ве­ден­ных дан­ных? По­яс­ни­те этот вывод, при­ве­дя не менее двух по­ло­же­ний. При­ве­ди­те еще один при­мер, под­твер­жда­ю­щий сде­лан­ный вами вывод.

По­яс­не­ние.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

Ответ со­дер­жит вывод: сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции стали важ­ней­ши­ми ка­на­ла­ми рас­про­стра­не­ния мас­со­вой куль­ту­ры. Обос­но­ва­ни­ем этого вы­во­да могут слу­жить сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния:

1) СМИ ак­тив­но рас­про­стра­ня­ют ре­кла­му, а она ти­пич­ный про­дукт мас­со­вой куль­ту­ры;

2) ху­до­же­ствен­ная про­дук­ция, пре­об­ла­да­ю­щая на те­ле­ви­де­нии, также от­ве­ча­ет всем при­зна­кам мас­со­вой куль­ту­ры: упро­щен­ность, ком­мер­че­ская эф­фек­тив­ность.

До­пол­ни­тель­ным при­ме­ром, ил­лю­стри­ру­ю­щим глав­ный вывод, может слу­жить ак­тив­ное про­ник­но­ве­ние в СМИ еще од­но­го вида мас­со­вой куль­ту­ры — шоу-биз­не­са (транс­ля­ция эст­рад­ных вы­ступ­ле­ний, осве­ще­ние раз­лич­ных сто­рон жизни «звезд»).

4. За­да­ние 27 № 442. Рост на­се­ле­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах со всей остро­той по­ста­вил про­до­воль­ствен­ную про­бле­му. Для ее ре­ше­ния ис­поль­зу­ет­ся экс­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­го хо­зяй­ства — осво­е­ние все новых зе­мель. Это ведет к вы­руб­ке тро­пи­че­ских лесов на боль­ших пло­ща­дях. Ин­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства, свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­вре­мен­ной тех­ни­ки, часто не­до­сту­пен этим го­су­дар­ствам в силу их эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти. Вза­и­мо­связь каких гло­баль­ных про­блем здесь про­сле­жи­ва­ет­ся? Ука­жи­те три про­бле­мы.

По­яс­не­ние.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

В от­ве­те ука­за­ны гло­баль­ные про­бле­мы:

— де­мо­гра­фи­че­ская;

— эко­ло­ги­че­ская;

— раз­рыв в уров­нях эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стран «Се­ве­ра» и «Юга».

5. За­да­ние 27 № 627. Уме­ние эф­фек­тив­но дей­ство­вать в не­стан­дарт­ной си­ту­а­ции, на­хо­дить оп­ти­маль­ное ре­ше­ние за­да­чи не за­ло­же­но у че­ло­ве­ка, как у жи­вот­но­го, в ге­не­ти­че­ской про­грам­ме, в ин­стинк­тах, а об­ре­та­ет­ся в он­то­ге­не­зе, в про­цес­се де­я­тель­но­сти. На­зо­ви­те любые два вида де­я­тель­но­сти, ко­то­рые спо­соб­ству­ют раз­ви­тию этого уме­ния. По­яс­ни­те, как им поль­зо­вать­ся в не­стан­дарт­ных си­ту­а­ци­ях.

По­яс­не­ние.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

В от­ве­те могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие виды де­я­тель­но­сти и при­ве­де­ны по­яс­не­ния, на­при­мер:

1) игра (спо­соб­ству­ет раз­ви­тию фан­та­зии, твор­че­ско­го во­об­ра­же­ния, что вли­я­ет на уме­ние при­ни­мать не­стан­дарт­ные ре­ше­ния);

2) учеб­но-по­зна­ва­тель­ная де­я­тель­ность (пред­по­ла­га­ет по­ис­ки спо­со­бов и ва­ри­ан­тов ре­ше­ния учеб­ных задач, пе­ре­но­са по­лу­чен­ных зна­ний со зна­ко­мых си­ту­а­ций на не­зна­ко­мые).

Могут быть на­зва­ны и дру­гие виды де­я­тель­но­сти и/или даны дру­гие по­яс­не­ния.

6. За­да­ние 27 № 664. Оте­че­ствен­ный уче­ный-пси­хо­лог Б.Г. Ана­ньев и его по­сле­до­ва­те­ли утвер­жда­ли, что лич­но­стью яв­ля­ет­ся каж­дый че­ло­век, не под­верг­ший­ся ис­кус­ствен­ной изо­ля­ции в пер­вые ме­ся­цы жизни (как ре­бе­нок-Мауг­ли). Раз­де­ля­е­те ли Вы дан­ную точку зре­ния? При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го мне­ния.

По­яс­не­ние.

В слу­чае со­гла­сия с при­ве­ден­ным мне­ни­ем в от­ве­те могут быть при­ве­де­ны ар­гу­мен­ты, на­при­мер:

 

1) по­ня­тие «лич­ность» под­ра­зу­ме­ва­ет те ка­че­ства, ко­то­рые фор­ми­ру­ют­ся у каж­до­го че­ло­ве­ка в про­цес­се его вхож­де­ния в струк­ту­ру со­ци­аль­ных от­но­ше­ний (по­это­му лич­но­стью не могут быть дети-Мауг­ли);

2) на фор­ми­ро­ва­ние лич­ност­ных ка­честв вли­я­ет об­ще­ние с окру­жа­ю­щи­ми, в ко­то­рое в той или иной сте­пе­ни всту­па­ют все люди;

3) под вли­я­ни­ем со­ци­аль­ной среды и кон­крет­ных со­ци­аль­ных си­ту­а­ций каж­дый че­ло­век осва­и­ва­ет ту или иную со­ци­аль­ную роль, ко­то­рая, в част­но­сти, ха­рак­те­ри­зу­ет его как лич­ность.

 

В слу­чае не­со­гла­сия с при­ве­ден­ным мне­ни­ем в от­ве­те могут быть при­ве­де­ны ар­гу­мен­ты, на­при­мер:

 

1) чтобы «яв­лять­ся лич­но­стью», не­до­ста­точ­но про­сто на­хо­дить­ся среди людей, надо еще и за­ни­мать ак­тив­ную жиз­нен­ную по­зи­цию;

2) про­яв­лять себя как лич­ность — зна­чит, вы­ра­зить себя в каком-то со­ци­аль­но зна­чи­мом деле (на­при­мер, как вы­ра­жа­ют себя люди-ин­ва­ли­ды, вклю­ча­ясь в ин­ди­ви­ду­аль­ную тру­до­вую де­я­тель­ность);

3) де­гра­ди­ру­ю­щие ин­ди­ви­ды (в том числе ал­ко­го­ли­ки, нар­ко­ма­ны), ве­ду­щие образ жизни, ко­то­рый труд­но на­звать че­ло­ве­че­ским, раз­ру­ша­ют свое со­зна­ние и свою лич­ность.

 

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие ар­гу­мен­ты в за­щи­ту как од­но­го, так и дру­го­го мне­ния.

7. За­да­ние 27 № 775. В по­след­нее время в Рос­сии ак­тив­но об­суж­да­ет­ся во­прос, о том что внеш­ний вид дол­жен быть за­креп­лен за­ко­но­да­тель­но. При про­ве­де­нии со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са на во­прос «Внеш­ний вид — это лич­ное дело каж­до­го?» были по­лу­че­ны сле­ду­ю­щие от­ве­ты:

 

Ответ %
А) Да, внеш­ний вид — это лич­ное дело каж­до­го   Б) Нет, внеш­ний вид дол­жен быть ре­гла­мен­ти­ро­ван   В) За­труд­ня­юсь от­ве­тить 1) 73%   2) 25%   3) 2%

 

(опуб­ли­ко­ва­но: «Вер­сия». 2011. № 3)

 

Со­глас­ны ли вы с ре­зуль­та­та­ми со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са? Яв­ля­ет­ся ли за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние внеш­не­го вида на­ру­ше­ни­ем прав че­ло­ве­ка? Свой ответ про­ком­мен­ти­руй­те.

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

 

1) мне­ние вы­пуск­ни­ка по дан­ной про­бле­ме;

2) дан ответ, яв­ля­ет­ся ли за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние внеш­не­го вида на­ру­ше­ни­ем прав че­ло­ве­ка;

3) дан ком­мен­та­рий.

 

На­при­мер, в слу­чае со­гла­сия:

— внеш­ний вид поз­во­ля­ет про­явить свою ин­ди­ви­ду­аль­ность ярче;

— при со­став­ле­нии сво­е­го гар­де­роба че­ло­век может про­явить свое твор­че­ство, фан­та­зию;

— со­ци­аль­ные роли, ко­то­рые ис­пол­ня­ет че­ло­век, могут тре­бо­вать и раз­но­об­ра­зия в его внеш­нем виде.

На­при­мер, в слу­чае не­со­гла­сия:

— это по­мо­жет ре­шить про­бле­му при­ви­тия вкуса к «пра­виль­ной» одеж­де;

— внеш­ний вид вли­я­ет на внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка (ре­гла­мен­та­ция внеш­не­го вида может дис­ци­пли­ни­ро­вать че­ло­ве­ка);

— четко ого­во­рен­ные пра­ви­ла внеш­не­го вида могут по­мочь со­сре­до­то­чить­ся на ре­ше­нии ре­аль­ных про­блем, не от­вле­кая на внеш­ние фак­то­ры (не слу­чай­но мно­гие фирмы вво­дят еди­ную форму одеж­ды).

 

Эле­мен­ты от­ве­та могут быть при­ве­де­ны в иной, близ­кой по смыс­лу форме.

8. За­да­ние 27 № 997. Срав­ни­те три си­ту­а­ции:

 

1) ура­ган­ный ветер валит в лесу де­ре­вья,

2) жи­вот­ное под­ры­ва­ет корни де­ре­ва, чтобы до­брать­ся до пло­дов,

3) ле­со­ру­бам дано за­да­ние с по­мо­щью со­вре­мен­ной тех­ни­ки рас­чисть де­лян­ку.

 

К какой из этих си­ту­а­ций можно при­ме­нить по­ня­тие «де­я­тель­ность»? При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го вы­во­да.

По­яс­не­ние.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

 

В от­ве­те ука­за­но, что по­ня­тие «де­я­тель­ность» при­ме­ни­мо толь­ко к тре­тьей си­ту­а­ции. В ка­че­стве ар­гу­мен­тов при­во­дят­ся сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния:

- имен­но в этой си­ту­а­ции имеет место це­ле­по­ла­га­ние (на­ли­чие иде­аль­но­го об­ра­за ожи­да­е­мо­го ре­зуль­та­та);

- ле­со­ру­бы це­ле­на­прав­лен­но при­ме­ня­ют ис­кус­ствен­но со­здан­ные объ­ек­ты — ору­дия труда.

9. За­да­ние 27 № 1034. По сло­вам од­но­го из­вест­но­го из­да­те­ля, «га­зе­та без сен­са­ций го­дит­ся толь­ко на то, чтобы в нее за­во­ра­чи­вать рыбу». К какой ауди­то­рии об­ра­ще­на эта га­зе­та? Ис­хо­дя из этого, на­зо­ви­те ка­те­го­рию средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, к ко­то­рой она от­но­сит­ся. На­зо­ви­те любые две дру­гие осо­бен­но­сти средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции дан­ной ка­те­го­рии, не ука­зан­ные в за­да­нии.

 

По­яс­не­ние.

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

 

1) Долж­но быть:

- ука­за­на ауди­то­рия, к ко­то­рой об­ра­ще­на га­зе­та, — «мас­со­вая ауди­то­рия», «ши­ро­кий круг чи­та­те­лей»;

- ука­за­на ка­те­го­рия, к ко­то­рой от­но­сит­ся га­зе­та, — «жел­тая прес­са», или «буль­варная прес­са», или «мас­со­вая прес­са»

 

2) могут быть ука­за­ны любые два при­зна­ка «жел­той прес­сы», не ука­зан­ные в за­да­нии, на­при­мер:

- ак­цент на раз­вле­ка­тель­ность;

- отказ от се­рьез­ной ана­ли­ти­ки;

- пре­об­ла­да­ние ин­фор­ма­ции, от­но­ся­щей­ся к част­ной жизни зна­ме­ни­то­стей, криминаль­ной хро­ни­ке, спор­ту и пр.;

- при­о­ри­тет ин­те­ре­сов кол­лек­ти­ва перед ин­те­ре­са­ми лич­но­сти.

10. За­да­ние 27 № 1182. Из­вест­ный пси­хо­лог, читая сту­ден­там лек­цию о спо­соб­но­стях че­ло­ве­ка, ска­зал, что спо­соб­но­сти не могут воз­ник­нуть в от­ры­ве от кон­крет­ной де­я­тель­но­сти. Объ­яс­ни­те этот тезис пси­хо­ло­га. Пред­по­ло­жи­те, от­ри­ца­ет ли дан­ный тезис роль при­род­ных за­дат­ков в раз­ви­тии спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка. Как со­вре­мен­ные учёные ре­ша­ют во­прос о роли при­род­ных и со­ци­аль­ных фак­то­ров в раз­ви­тии спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка?

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) объ­яс­не­ние мысли пси­хо­ло­га, на­при­мер: спо­соб­но­сти обу­слав­ли­ва­ют успеш­ность че­ло­ве­ка в опре­делённом виде де­я­тель­но­сти, т.е. про­явить­ся и раз­вить­ся они могут толь­ко в де­я­тель­но­сти. Может быть при­ве­де­но иное объ­яс­не­ние мысли пси­хо­ло­га.

2) пред­по­ло­же­ние, на­при­мер: дан­ный тезис не от­ри­ца­ет роль при­род­ных за­дат­ков в раз­ви­тии спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка, но ак­цен­ти­ру­ет вни­ма­ние на со­ци­аль­ных фак­то­рах раз­ви­тия спо­соб­но­стей. Может быть вы­ска­за­но иное пред­по­ло­же­ние.

3) ответ на во­прос, на­при­мер: со­вре­мен­ные учёные по­ла­га­ют, что при­род­ные и со­ци­аль­ные фак­то­ры вза­и­мо­свя­за­ны — при­род­ные за­дат­ки яв­ля­ют­ся ос­но­вой раз­ви­тия спо­соб­но­стей, но опре­де­ля­ю­щи­ми яв­ля­ют­ся всё же со­ци­аль­ные фак­то­ры. Ответ на во­прос может быть сфор­му­ли­ро­ван иначе.

11. За­да­ние 27 № 1219. В стра­не Z ос­нов­ны­ми от­рас­ля­ми эко­но­ми­ки яв­ля­ют­ся мас­со­вое про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство и сфера услуг. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит уста­но­вить тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы стра­ны Z? Сфор­му­ли­руй­те три во­про­са для по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мой до­пол­ни­тель­ной ин­фор­ма­ции.

По­яс­не­ние.

Могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие во­про­сы:

 

1) Как ре­ша­ют­ся ос­нов­ные во­про­сы эко­но­ми­ки?

2) Какие формы соб­ствен­но­сти яв­ля­ют­ся пре­об­ла­да­ю­щи­ми? Рав­но­прав­ны ли они?

3) Ка­ко­ва роль го­су­дар­ства в эко­но­ми­че­ской жизни стра­ны?

 

Могут быть сфор­му­ли­ро­ва­ны дру­гие во­про­сы.

12. За­да­ние 27 № 1404. В про­цес­се под­го­тов­ки к по­ступ­ле­нию в тех­ни­че­ский вуз стар­ше­класс­ник ис­поль­зу­ет учеб­ни­ки и по­со­бия, ре­ша­ет мно­же­ство задач по ма­те­ма­ти­ке и фи­зи­ке, участ­ву­ет в олим­пи­а­дах. Вы­де­ли­те в дан­ном при­ме­ре субъ­ект и объ­ект, цели и сред­ства де­я­тель­но­сти. К ка­ко­му виду может быть от­не­се­на дан­ная де­я­тель­ность? По­яс­ни­те свой ответ.

По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) эле­мен­ты­струк­ту­ры де­я­тель­но­сти в дан­ном при­ме­ре:

субъ­ект — стар­ше­класс­ник;

объ­ект — зна­ния и уче­ния в об­ла­сти ма­те­ма­ти­ки и фи­зи­ки;

цель — по­ступ­ле­ние в тех­ни­че­ский вуз;

сред­ства — учеб­ни­ки и по­со­бия;

2) вид де­я­тель­но­сти: учеб­ная или по­зна­ва­тель­ная;

3) по­яс­не­ние, на­при­мер: про­ис­хо­дит со­зна­тель­ное осво­е­ние си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ной пред­мет­ной ин­фор­ма­ции, раз­ви­тие уме­ний и на­вы­ков. Может быть дано дру­гое по­яс­не­ние.

13. За­да­ние 27 № 1663. В ре­ше­нии гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­сти вы­де­ли­лись два на­прав­ле­ния уче­ных: нео­маль­ту­зи­ан­цы, по­ла­га­ю­щие, что рост че­ло­ве­че­ства не­об­хо­ди­мо стро­го кон­тро­ли­ро­вать и огра­ни­чить по­треб­но­сти, и кор­ну­ко­пи­ан­цы, по­ла­га­ю­щие, что тех­ни­че­ский про­гресс и от­кры­тия спо­соб­ны сде­лать ре­сур­сы, не­об­хо­ди­мые для жизни людей, без­гра­нич­ны­ми. Уче­ные опро­си­ли раз­ные ка­те­го­рии уче­ных и обыч­ных граж­дан для вы­яс­не­ния их от­но­ше­ния к по­став­лен­ной про­бле­ме. Ре­спон­ден­там были за­да­ны во­про­сы: «Кто прав: нео­маль­ту­зи­ан­цы или кор­ну­ко­пи­ан­цы?»

Ре­зуль­та­ты опро­са были под­счи­та­ны уче­ны­ми и пред­став­ле­ны в виде таб­ли­цы (дан­ные при­ве­де­ны в %):

 

 

Date: 2016-05-13; view: 2273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию