Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры упражнений Упражнение 1-е

Студенты стоят по кругу и запоминают ритмиче­ский рисунок, который диктует преподаватель.

После троекратного повторения все выполняют этот рисунок шагами, бегом или прыжками под музыку соответствующего размера, но любого рит­мического рисунка.

Диктанты могут звучать примерно так: 4/4 — «четыре четверти, половина и две четвер­ти, половина и четыре восьмые, две четверти и половина».

Или на 3/4 — «три четверти, половина и чет­верть, две четверти и две восьмые, половина с точ­кой». (Это — простейшие примеры.)

Упражнение 2-е

Это упражнение носит название «Эхо». Группа стоит по кругу. Небольшие ритмические рисунки в два или четыре такта, сыгранные только один раз на рояле, повторяются хлопками или шагами, бегом, прыжками также только один раз. Таким образом, непрерывно чередуются звуки рояля и движение ног.

Упражнение 3-е

Всей группой выучить и выполнить шагами, сопровождая пением (называя ноты), следующую тему (рис. 9).

Далее студенты становятся в три колонны ли­цом к преподавателю. Все три колонны одновременно делают следующие движения: на первую фразу двигаются вперед; на вторую — отступают; на третью — делают небольшой круг и возвращают­ся на свое место.

Эту тему следует потом выполнить в форме канона с пением на три голоса.

Другой пример канона в два голоса (Рис..10)

Эту тему следует выполнить сначала одновре­менно, затем в форме канона с пением на два голоса.

Участники упражнения становятся в одну колон­ну попарно. На первую фразу пары движутся впе­ред, на вторую — расходятся (один направо, другой налево) и становятся за последней парой. При выполнении темы в каноне получается одновремен­ное движение (одна пара идет вперед, другая рас­ходится).

Упражнение 4-е

Группа стоит по кругу. Выполняет шагом, бегом, прыжками один из следующих ритмических ри­сунков:

1. Отрывок из «Скерцо» М. Мусоргского. (Му­зыкальное приложение №8.)

2. Отрывок из сонаты Г. Мегюля. (Музыкальное приложение № 9.)

3. Отрывок из «Гопака» М. Мусоргского. (Музы­кальное приложение № 10.)

4. Отрывок из «Грустной песенки» В. Калин­никова. (Музыкальное приложение № 11.)

Упражнение 5-е («Ударный оркестр»)

Следует ознакомить участников с исполняемыми музыкальными произведениями – «Испанский танец» М.Мошковского. (Музыкальное приложение №12)

Дирижёру даётся вся инструментовка музыкального отрывка, участникам раздаются ритмические рисунки, исполняемые на одном из ударных инструментов. Следует каждому разъяснить условные знаки в них:

 

 


«ЦЕПОЧКИ»

Мы заканчиваем работу по изучению элементов музыкальной выразительности упражнениями, но­сящими название «цепочки». В них синтезируется весь пройденный материал.

«Цепочками» мы называем упражнения, в кото­рых каждый студент под музыку выполняет опреде­ленную цепь простейших физических действий, связанных с рядом предметов. Все действия должны укладываться точно в 32 такта. Музыка, сопровож­дающая заданные действия, должна носить, если можно так выразиться, нейтральный характер, так как первоначально все внимание направлено на темповые особенности цепи физических действий, на их кантиленность, непрерывность в медленном темпе и на их подвижность и ловкость в быстром темпе.

За последнее время эти упражнения мы про­делывали в разных вариантах. Они выполнялись иногда и без музыки, с тем чтобы определенные движения совпадали во времени с игрой на рояле «без звука» (на немой клавиатуре). Это требует исключительно точного чувства времени и устойчи­вости темпа движений.

Возможен и такой эксперимент, когда «цепоч­ка» обусловливается определенными предлагаемы­ми обстоятельствами и выполняется также без музыки.

В этих упражнениях впервые поднимается воп­рос о сценическом ритме, возникающем под воз­действием музыкального ритма.Изучение элементов музыки, таким образом, закладывает основу того процесса, который должен привести к конечной цели: овладению сценическим ритмом.

Примеры заданий для «цепочек»

Выгородка: налево диван, перед ним стол, вок­руг него три стула. Стол накрыт темной скатертью. На столе ваза для цветов и пепельница. Направо, в глубине, буфет, на нем поднос с посудой (четыре чашки с блюдцами) и отдельно две вазы — с фрук­тами и печеньем. В буфете лежит белая скатерть. Направо, у входной двери, вешалка. Здесь же стоит

четвертый стул. На одном из стульев висит пиджак. Под диваном стоят ботинки.

Все участники упражнения стоят за кулисами с разных сторон.

1-я «цепочка». Первый студент входит с порт­фелем в руках. Он в пальто, шляпе, перчатках, кашне. Кладет портфель на стул, снимает перчатки, вешает пальто, шляпу, кашне на вешалку. Вынимает из кармана расческу и поправляет волосы. Берет портфель со стула и уходит за кулисы.

2-я «цепочка». Второй студент входит, ото­двигает стулья от стола и ставит их в разных мес­тах комнаты к стене. Переносит вазу для цветов со стола на буфет. Передвигает стол на середину комнаты. Уходит.

3-я «цепочка». Третий студент входит, пере­носит пепельницу на буфет. Снимает со стола тем­ную скатерть, складывает ее и вешает на спинку дивана. Уходит.

4-я «цепочка». Четвертый студент входит, вынимает из буфета белую скатерть и покрывает ею стол. Переносит вазу и пепельницу с буфета на стол. Уходит.

5-я «цепочка». Пятый студент входит, пере­носит поднос с посудой на стол. Расставляет чаш­ки. По очереди переносит обе вазы на стол и ста­вит пустой поднос на буфет. Уходит.

6-я «цепочка». Шестой студент входит в пижаме и тапочках, снимает пижаму и надевает пид­жак. Снимает, сидя на диване, тапочки и надевает ботинки. Уходит.

7-я «цепочка». Седьмой студент приносит завернутый в бумагу букет цветов. Развертывает бумагу, складывает ее и кладет на буфет. Берет вазу, за кулисами наливает в нее воду, ставит ва­зу с цветами на стол. Уходит.

8-я «цепочка». Восьмой студент входит, ста­вит четыре стула вокруг стола, вынимает из кар­мана папиросу и спички. Уходит, закуривая.

(Эти примерные «цепочки» можно выполнить и в обратном порядке, начиная со входа с папи­росой и кончая одеванием.)

Для выполнения «цепочек» под музыку можно играть, например, вальс из балета «Доктор Айбо­лит», музыка И. Морозова (1-я часть для сопро­вождения действия в медленном темпе; 2-я часть — в быстром темпе).

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Мы уже говорили, что изу­чаемые элементы музыкальной выразительности в движении (ритмике) несут в себе зачатки буду­щей работы над сценическим ритмом.

Мы не могли бы приступить к задачам, постав­ленным на втором году обучения, не дав студен­там знания тех средств, которыми пользуется музыкальное искусство для создания своих худо­жественно-музыкальных образов. Мы не могли бы говорить о музыкальных профессиональных навы­ках и о музыкально-ритмических этюдах, преду­смотренных на втором курсе, если бы учащиеся не разбирались в вопросах темпа, динамики и ха­рактера музыкального отрывка, если бы они не зна­ли, что такое метр, ритмический рисунок, затакт, синкопа и т. д.

Мы считаем, что на втором году обучения уже можно приблизить упражнения к требованиям сценического искусства. Теперь это не просто уп­ражнения, выполняемые под диктовку учителя, это уже задания, требующие от студентов творческих способностей, артистичности.

Необходимо в этих упражнениях проявлять все, что усвоено по основной дисциплине (мастерство актера): сценическое внимание, мускульную сво­боду, веру в предлагаемые обстоятельства, обще­ние с партнером и т. д.

Если на первом году обучения мы занимаемся изучением элементов музыкальной выразительно­сти, то данный раздел работы является тем пере­ходным этапом, который должен приблизить сту­дентов к овладению сценическим ритмом через музыку.

Первое полугодие второго года обучения мы посвящаем работе над так называемыми музыкаль­ными профессиональными навыками (Этим термином в училище им. Б.В. Щукина называется игра на воображаемых музыкальных инструментах.). Изучение их необходимо актеру, поскольку ему нередко прихо­дится по роли играть на каком-либо музыкальном инструменте, которым он на самом деле не владеет, или же петь, не обладая вокальными способнос­тями.

Во втором полугодии мы занимаемся музыкаль­но-ритмическими этюдами, которые близки к мо­ментам сценического действия, сопровождаемого музыкой.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-05-14; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию