Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тебе свой приговор произнесет потомство! ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Но стихотворению присущ романтический контраст: благодаря лексике Поэт создает представление о любви к свободе и ненависти к тирании: «Образуется исполненный контрастов, но внутренне единый поток слов, которые воспринимаются как символы общественного блага и зла»» (Гуревич А.М. С.40). Открытое публицистическое звучание дает стихотворению повышенную эмоциональность, свойственную произведениям романтизма. Это стихотворение относится к политической лирике, как и ряд других: «Гражданское мужество» (23), «А.П.Ермолову» (21), «Стансы (К А.Бестужеву) (24-25), «Гражданин» (24-25) и др. Лирические произведения гражданской направленности соединяли в себе жанровые признаки оды и элегии. Интересно в этом отношении стихотворение «Я ль буду в роковое время…» - призыв к совести, сердцу, разуму молодого поколения.
6. К политической лирике примыкает и стихотворный цикл «Думы» - «это романтическая «летопись» Древней Руси («Олег Вещий», «Ольга при могиле Игоря», «Святослав», «Святополк», «Димитрий Донской») и отчасти Нового времени («Петр Великий в Острогожске», «Наталия Долгорукова», «Державин»). Толчком и источником для создания «Дум» послужила «История государства Российского» Карамзина. Первым появилось стихотворение «Курбский», начавшее цикл стихов на темы русской истории. Обозначив произведения «Думами», Рылеев сближал их с лиро-эпическими историческими произведениями славянского фольклора. Особенности композиции: в центре оказывается событие, в котором главный герой выступает как противостоящий власти. Он изображается романтически, на фоне дикой природы, в монологе герой раскрывается. Необходимо заметить, что герой не подлинная историческая личность, а псевдоисторическая, с романтическим ореолом, перенесенная в другие времена и место. Он изображал исторических деятелей такими, какими требовала поставленная перед ним задача. Поэтому перед читателем предстает историческая справка, написанная историками, и ее поэтическая интерпретация. Успех дум определялся их «наставительными истинами». Братья-славяне – великороссы, украинцы, белорусы – имеют общих предков, героев нашей истории, и должны наследовать их опыт, их моральные заповеди, а в основе всего лироэпического повествования лежит представление о единстве земли Русской. Рылеев смотрел на историю глазами вольнодумца 20-хгг 19 в. и искал в ней своих единомышленников. «Морально-эстетическим идеалом «Дум» стали поиски бессмертия и мысль об обретении его в патриотизме: «Бессмертна к родине любовь» (Аношкина, Громова, С.145). 7. Следующий жанр, к которому тяготел Рылеев, традиционный для романтиков жанр поэмы. В них Рылеев намеревался продолжить историческую тематику, в основном по истории Украины. Первая поэма «Войнаровский» (1823-1825). Она во многом примыкает к «Думам», в основе ее также лежит исторический факт, который сочетается с нравоучительностью. Произведение сопровождается историческими и этнографическими примечаниями, историческими справками А.О.Корниловича – о Мазепе, А.А.Бестужева – о Войнаровском. Обращаясь к романтической поэме и сознательно отталкиваясь от ее пушкинского образца, Рылеев ищет самостоятельный творческий путь. Разочарованному герою Байрона и Пушкина он противопоставил страдающего гражданина, борца с тиранией за права народа. Войнаровский – не героическая личность, а заблудившийся в дебрях истории персонаж, племянник Мазепы. Он глубоко сомневается в правоте своего дела, в том, насколько справедливым было выступление Мазепы против Петра. В целом в поэме отразилась двойственное понимание деятельности Петра: высоко оценивая дела Петра и его личность, Рылеев вслед за декабристскими историками не мог принять применяемых Петром деспотических средств борьбы за реформы. Романтические приметы соблюдены: герой находится вдали от родины, он сослан в Якутск, дано описание суровой природы. Герой одинок, мучим сомнениями в правоте своего дела и тоской по родине «О, край родной! Поля родные! Мне вас уж боле не видать!» 8. Вторая поэма «Наливайко» (24-25) осталась незаконченной. Но «Исповедь Наливайки» - центральная часть поэмы – была опубликована в литературном альманахе «Полярная звезда», который Рылеев издавал со своим другом А.Бестужевым. Для Рылеева важно было показать перекличку эпох рубежа XVI-XVII вв и начала XIX, которую он увидел в столкновении старого с новым, в росте народного недовольства против угнетения, появлении освободительного движения. Идея о неизбежности протеста народа против угнетения, стремление к свободе развертывалась в романтическом русле. 9. Также Рылеев вместе с Бестужевым пишет агитационные песни, предназначенные для распространения в народе. Они носили сатирический характер А уж правды нигде, Не ищи мужик в суде, Без синюхи, Судьи глухи, Без вины ты виноват. Чтоб в палату дойти Прежде сторожу плати За бумагу, За отвагу Ты за все, про все давай! Там где каждая душа Покривится из гроша. Заседатель, Председатель Заодно с секретарем. Нас поборами царь Иссушил, как сухарь; То дороги, То налоги Разорили нас вконец. А под царским орлом Ядом потчуют с вином, И народу Лишь за воду Велят вчетверо платить. Уж так худо на Руси, Что и Боже упаси! (Ах, тошно мне и в родной стороне, 1824) Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846) Декабрист-романтик и в творчестве, и в жизни. Еще в лицейские годы проявились его свободолюбиво-романтические стремления, начали зарождаться гражданские настроения (Первое значительное стихотворение «Бессмертие есть цель жизни человеческой» заполнено гражданственными обличениями тиранов, честолюбцев, пресыщенных богатством и властью). И после казни декабристов, находясь в одиночном заключении и в ссылке, остался верен возвышенным гражданским идеалам Блажен и славен мой удел: Свободу русскому народу Могучим гласом я воспел, …………… И ты, я знаю, пламенел К отчизне чистою любовью. Грядущее твоим очам Разоблачу я в утешенье – Поверь, не жертвовал ты снам: Надеждам будет исполненье!» ……………………………… Воздвиг певец восторженные взоры – И видит: на Руси святой Свобода, счастье и покой. (Тень Рылеева, 1827) Его творчество в 20-е годы имеет ярко выраженное гражданско-романтическое звучание. «Молитва воина», «К Румью!», «К Ахатесу», «Ермолову», «Пророчество», «А.С.Грибоедову» - образцы гражданской лирики, где поэт как истинный романтик «ликовал от осознания высокой истины, овладевшей его душой». Он открыто призывал к патриотическому пробуждению, в самоотдаче святому делу свободы. Образ родины в таких стихах также имеет романтическую окраску: родина милая и далекая, о которой тоскует душа. Кроме этого уделял внимание программной для романтиков теме поэта и поэзии. Для него поэт, это, как и для Пушкина, поэт-пророк, и участь всех истинных поэтов трагична. Пророков гонит черная судьба; Их стерегут свирепые печали; Они влачат по мукам дни свои, И в их сердца впиваются змии. Об этом он говорит в стихах «Участь поэтов» (1823), «Проклятие» (1824), «Жребий поэта» (1824), другие. И прямо заявляет об этом в стихотворении «Участь русских поэтов», написанном в 1845 г. в Кургане Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию: Для славы и Рылеев был рожден; Но юноша в свободу был влюблен… Стянула петля дерзостную выю. Кюхельбекер – друг Пушкина по Лицею, и в своем стихотворении «Тени Пушкина» (37) он указывает на то, что Пушкин выше всех поэтов Гордись! Никто тебе не равен, Никто из сверстников певцов: Не смеркнешь ты во мгле веков; В веках тебе клеврет Державин. Талант Кюхельбекера проявился достаточно рано. Уже в лицее многие признавали, что «ему нельзя отказать ни в гении, ни в таланте» (Гаккель П.Ф. Воспоминания // Лит.наследство. – Т.59. – Кн.1. – С.346). По преимуществу он был поэтом-романтиком. В раннем творчестве обращался (вослед классикам) к античной литературе и мифологическим образам, выражая свои взгляды в соответствующих жанрах – дифирамбах и гимнах. Кюхельбекер был и философом. Его философские взгляды (античные веяния сочетаются у него с философией немецких и французских мыслителей – Гердера, Шиллера, Гете, Руссо) отражались в стихотворениях «Гимн Земле. Из Гомера!», «Сократизм», «Первое раскаяние» (18-20). В позднем творчестве начинают появляться реалистические черточки. Например, в стихотворении «19 октября» (38) Теперь пора! – Не пламень, не перун Меня убил; нет, вязну средь болота, Горою давят нужды и забота, И я отвык от позабытых струн. Или «Они моих страданий не поймут». Лирические произведения К. отличаются «тонким изяществом, романтической одухотворенностью, искренностью самовыражения, музыкальностью. Показательно в этом отношении стихотворение «Ночь» (28) Ночь, - приди, меня покрой Тишиною и забвеньем. Обольсти меня виденьем, Отдых дай мне, дай покой!
Пусть ко мне слетит во сне Утешитель мой ничтожный, Призрак быстрый, призрак ложный, Легкий призрак милых мне! Ночная дума поэта лишена мрачного разъедающего душу скептицизма, романтик во власти мечты-грезы об общении с дорогими его сердцу людьми, он разговаривает с их «призраками…» (В.Н.Аношкина. С.142). Излюбленным жанром, как и многих романтиков, становится послание. Но К. обращается и к крупной форме, создает поэму «Кассандра», начинает поэму о Грибоедове. В ссылке пишет поэму «Юрий и Ксения» на древнерусскую тему, а также «Сирота», «Давид», «Зоровавель» и др. В 1822-24 гг. К. работал над тираноборческой трагедией «Аргивяне», но из-за цензурных препятствий смог напечатать ее только в отрывках. Также и многие стихи К. оставались ненапечатанными из-за того, что были посвящены прославлению свободы и обличению деспотизма. В ссылке создает мистерию «Ижорский», трагедию «Прокофий Ляпунов». Занимался К. и издательской деятельностью. Совместно с В.Ф.Одоевским издавал литературный альманах «Мнемозина». Именно в нем была напечатана его литературно-критическая статья, явившаяся своеобразным манифестом гражданских романтиков, «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». В ней осуждалось подражание иноземным писателям и «унылый» элегический романтизм. В ноябре 25 г. К. был принят в Северное общество, руководителем не был, видел своих единомышленников. 14 декабря принял участие в восстании, пытался застрелить князя Михаила Павловича и генерала Воинова, построить солдат, рассеянных выстрелами царских войск. После разгрома восстания бежал, но был задержан через месяц в Варшаве и приговорен к смертной казне, замененной по просьбе о помиловании кн.Михаила каторжными работами на двадцать лет. Десять лет поэт провел в одиночном заключении в крепостях, в конце 1835 г. он был отправлен в ссылку в Сибирь, в которой пробыл до самой смерти. Несмотря на то, что возможности публиковать свои произведения у К. не было, он очень много и вдохновенно писал. В литературном движении 1810-1820-х годов творчество писателей и поэтов-декабристов занимало очень важное место. После поражения восстания в творчестве Кюхельбекера, Одоевского, Бестужева усиливаются настроения глубокой скорби и безнадежности, с одной стороны, Однако сохраняются устремленность в лучший иной мир и верность идеалу общественной свободы в новых, трагических условиях, с другой.
Литература: 1. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе: пособие для уч-ся. – М:Просвещение, 1980. – С.37-44. 2. История русской литературы XIX века, 1800 – 1830-е гг:Учебное пособие для студентов /Под редВ.Н.Аношкиной, С.М.Петрова. – М.:Просвещение, 1989. 3. Цейтлин А.Г. Творчество Рылеева. – М., 1955. 4. Литературное наследие декабристов /Под ред. В.Г.Богданова, В.Э.Вацуро. –Л, 1975. 5. Мейлах Б. В.Кюхельбекер. Вступительная заметка. //Поэты-декабристы. Стихотворения. – Л.:Сов.пис., 49. – С.125-129. (Сер. Библиотека поэта). 6. Базанов В.Г. Поэты-декабристы. – М.-Л., Изд-во Академии наук СССР, 1950. – С.64-65. 7. Гуляев Н.А. Литературные методы и направления в русской и зарубежной литературе XVII-XIX веков. – М.:Просвещение, 1983. – С.88-89. 8. Макагоненко Г.П. О романтическом герое декабристкой поэзии// Литературное наследие декабристов. – Л.:Наука, 1975. – С.22-23. 9. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.:Наука, 1976. – С.100-141. 10. Рылеев К.Ф. Думы, поэмы, стихотворения, проза. – М., ХЛ., 1988. – С.110-135. 11. Их вечен с вольностью союз. Литературная критика и публицистика декабристов. – М., 1983. 12. Пигарев К. Жизнь Рылеева. –М., 1947. Date: 2016-05-14; view: 300; Нарушение авторских прав |