Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Готическое искусство (вторая половина XII вв. – XV вв.)Стр 1 из 8Следующая ⇒ В романских церквях массивные стены, узкие окна и таинственная полутьма символизировали непостижимость Бога, одновременно ограждая верующих от грехов внешнего мира. Эту традицию наследуют и православные храмы, делая, однако, акцент на объединяющем объеме подкупольного пространсва. Аббат Сугерий (XII в.) решил прорезать сплошную стену восточной части храма высокими и широкими окнами. В новые большие окна вставили цветные стекла, и солнечные лучи радужным мерцанием наполнили интерьер: «Все святилище залито дивным и немеркнущим светом, проникающим сквозь священные окна!» – восклицает аббат Сугерий, в сочинении о своем новом храме. Выскажите свое мнение: изменилось ли что-то в мировоззрении верующих с изменением архитектурного стиля готического храма? В готических соборах повышается конструктивная роль окон, заменяющих собой стены. Данный прием визуализирует прозрачность границы внутреннего и внешнего миров. Конструктивная система контрфорсов и аркбутанов организована так, что демонстрирует исходящие изнутри собора силы, разрушающие пределы. Душевный мир, жаждущий самораскрытия навстречу высшей духовности, трансформирует оболочку, превращая материю из плоти в скелет, каркас, остов, пропускающий душевное устремление ввысь. Готический собор - качественно новое культовое пространство, по сравнению с романской монастырской церковью. Храм раскрывается окружающему пространству, миру, городу. Идея стремления к бесконечности пронизывает собой все элементы устройства готического собора. Во-первых, строительный материал - камень - теряет свое основное свойство каменности и прочности, приобретая вид легкой, пластичной растительной формы, камень плавится и преодолевает силу притяжения. Каждая архитектурная форма уподобляется растительному цветущему природному элементу. Во-вторых, строительный материал - камень, будучи частью земли, обеспечивает собору проявление качества репрезентации земного начала. В таком отношении готическая трансформация камня означает визуализацию процесса поднятия земли к небесам. Готический собор - это та часть земли, та земная форма, которая вздымается над ровной земной поверхностью, противореча всем своим устройством объективным законам всего земного и подчиняясь лишь одному закону - преодоления и выхода за пределы этих объективных земных законов. В-третьих, пористая конструкция башен обеспечивает эффект входа стихии воздуха в здание. Тем самым происходит слияние и взаимное растворение архитектурных-земных и воздушных пространств. Помимо стихийного соприкосновения и взаимопроникновения, важен также аспект цветового взаимодействия. Небесный цвет через пористую структуру ажурных галерей, арок и окон проникает в собор и становится частью цветовой природы готического здания. Слияние небесного и земного начал в соборе обеспечивает эффект взлета соборных форм. В-четвертых, система контрфорсов и аркбутанов дает собору возможность бесконечного роста из центра, организуя собор по законам мощных центробежных сил. Ни одна форма готического здания принципиально не завершена, но подчиняется законам открытости. В-пятых, интерьер готического собора образован сцеплением, объединением многих отдельных вертикалей в единое целое - в «пучки колонн», которые становятся источником порождения нервюр сводов. Нервюры, имея происхождение от понятия «нерв», придают интерьеру характер пронизанности нервными токами. Архитектурные элементы, обладающие подобными значениями, обнаруживают иное измерение соборного пространства, обретающего себя не только и не столько в объективной действительности, сколько в пространстве энергетики душевного мира, душевных сил, объединяющих мир реальный и мир идеальный.
Переход от романского к готическому стилю в архитектуре является визуальным свидетельством коренных перемен в мироотношении, потребовавших новых принципов строения модели мироздания - католического храма. Среди обстоятельств актуально-исторического характера, повлиявших на возникновение памятников готического стиля, можно отметить рост национального самосознания народов Европы, приведший к пестованию человеческого земного качества; урбанизацию Европы, сказавшуюся в укреплении городов как локальных центров воспитания ценности земного строительства, земного существования человеческого. Политическая и экономическая независимость городов определяла ценность качества горожанина, «гражданина» и повышала значимость независимого и достойного земного бытия. Корпоративный цеховой принцип трудовой деятельности установил ценность коллективного строительства города, значение причастности единому делу, дал человеку осознание себя как части целого - Единичного, которая участвует в создании Общего и Всеобщего. А также значение сакрального труда, приобщающего к благу. Городские цеха - аналог монашеских орденов/братств. Города, купечество, ремесленные цеха, королевская власть, а не церковь выступают главными строителями- заказчиками. Интеллектуальным ядром города, начиная с XII в., стал университет, сформировавший основу для познавательной активности человека как субъекта, пребывающего в постоянных самостоятельных поисках истины. Религиозная ситуация середины XII в. характеризуется кризисом системы бенедиктинского ордена. Центростремительные силы, организующие религиозную практику бенедиктинского братства внутри монастырских стен, обернулись разрушением заповедей святого Бенедикта Нурсийского. Священнослужители декларировали себя и свои обители как средоточие богатств духовных, а в действительности превращались в накопителей богатств материальных, тем самым теряя подобие деяниям Христа в своем удалении от мира. И внутри самой христианской церкви созрела необходимость ее реформирования. Эта реформа воплотилась в деятельности Франциска Ассизского, ставшего основателем ордена францисканцев. Устав францисканского ордена провозглашал принципы нищенства, странничества, обращения к миру, определял ценность расконечивания человеческого начала в стремлении к духовному преображению.
Периодизация
|