Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В) программное обеспечение

ВВЕДЕНИЕ

 

Геология – наука о Земле. Она изучает строение, состав и историю Земли, закономерности и процессы формирования и развития земной коры, а также этапы развития органической жизни на Земле. В методических указаниях даны указания и приведены практические задания для отработки соответствующих разделов. Рассмотрена методика выполнения практических заданий.

Цель дисциплины – подготовка бакалавров по промышленному и гражданскому строительству широкого профиля с освоением знаний о геологической среде, протекающих в ней процессах и её месте в строительной отрасли.

Задачи дисциплины:

- Изучение вещественного состава земной коры;

- Формирование знаний о геологических процессах;

- Изучение основ инженерной геологии и методики инженерно-геологических исследований.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Код по ФГОС/ НИУ Компетенция Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию Систематическое изучение конспектов лекций, электронных версий лекций, изучение специальной дополнительной литературы, поиск нужной информации в библиотеке филиала ПсковГУ и в электронных библиотечных системах (IPRbooks, ibooks, Лань) и работа в сети Интернет.  
0ПК-1 использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов математического анализа и математического (компьютерного) моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ОПК-2 способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат
ПК-1 знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест
ПК-2 владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированных
ПК-4 способность участвовать в проектировании и изыскании объектов профессиональной деятельности
ПК-13 знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности
ПК-17 владение методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения

 

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

- законы геологии, гидрогеологии;

- генезис и классификацию пород, классификацию грунтов;

- роль геологии в строительной отрасли;

- виды горных пород и их строительные свойства;

- виды геологических изысканий.

Уметь:

- отличить основные виды горных пород друг от друга;

- читать геологическую графику;

- решать простейшие задачи инженерной геологии;

- строить геологические разрезы на основании существующих норм и правил, разбираться в них и определять возможность дальнейшего строительства.

Владеть:

- методами работы с основными нормативными и справочными документами по инженерно-геологическим изысканиям;

- знаниями для принятия решений по возможному строительству.

 

ПРОГРАММА КУРСА "ГЕОЛОГИЯ"

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ. СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ ГЕОЛОГИИ, РОЛЬ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ. Понятия о геосферах и процессе их взаимодействия. Вещественный состав земной коры, её строение и тепловой режим. Инженерная геология – отрасль строительного производства.

ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ И ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИНЕРАЛОВ. Образование минералов и методы изучения.

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ. Классификация по генезису: магматические, метаморфические и осадочные горные породы. Структура, текстура, формы и основные свойства горных пород и их роль при строительстве зданий и сооружений.

СТРАТИГРАФИЯ И ГЕОХРОНОЛОГИЯ. Возраст горных пород. Шкала геологического времени. Принцип построения геологических карт, геологических разрезов.

ПРОЦЕССЫ ВНУТРЕННЕЙ ДИНАМИКИ ЗЕМЛИ. Магматизм. Метаморфизм. Тектонические движения. Сейсмические явления. Землетрясения.

ПРОЦЕССЫ ВНЕШНЕЙ ДИНАМИКИ ЗЕМЛИ. Выветривание горных пород. Движение масс грунтов на склонах рельефа (обвалы, осыпи, оползни). Геологическая деятельность поверхностных текучих вод, рек, льда (овраги, сели, снежные лавины). Геологическая деятельность озер и болот, морей и океанов.


ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ. Классификация подземных вод. Геологическая деятельность подземных вод (суффозии, карстовые процессы, плывуны). Подземные воды криолитозоны. Грунты, обладающие просадочными свойствами, способы строительства на просадочных грунтах.

ОХРАНА ПРИРОДНОЙ (ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ) СРЕДЫ. Производственно-хозяйственная деятельность человека. Различие в инженерно-геологических условиях на территории России. Охрана земной коры, подземных вод.

 

Изучать различные темы целесообразно по разным учебникам, пособиям, справочникам, монографиям, руководствам, Интернет-ресурсам. В методических указаниях приведен перечень рекомендованной литературы. Студенты могут использовать и другую литературу, имеющуюся в библиотеках.

Изучать темы необходимо последовательно. Целесообразно конспектировать основные положения, вносить в конспект химические и структурные формулы минералов.

После изучения всего курса студенты выполняют контрольную работу, которую высылают в Филиал Псков ГУ г. Великие Луки на кафедру "Строительство" на рецензирование.

Замечания преподавателя должны быть проработаны, ошибки исправлены до защиты контрольной работы. В период экзаменационной сессии читаются обзорные лекции, выполняются практические работы, проводится защита контрольных работ и зачет по программе.

 

Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Бондарик Г.К. Инженерная геология. Вопросы теории и практики. Философские и методологические основы геологии: учебное пособие / Г.К. Бондарик, Л.А. Ярг. – М.: ИД КДУ, 2015. – 296 с.

2. Далматов Б. И. Механика грунтов, основания и фундаменты (включая специальный курс инженерной геологии) [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2012. — 416 с.

3. Карлович И.А. Геология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Карлович И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2013.— 704 c.

б) дополнительная литература, в т.ч. из ЭБС

4. Ермолов В.А. Основы геологии. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Ермолов В.А., Ларичев Л.Н., Мосейкин В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2008.— 622 c.

5. Инженерная геология [Электронный ресурс]: методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов строительных специальностей/ — Электрон. текстовые данные.— Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2009.— 45 c.

6. Калинин Э.В. Инженерно-геологические расчеты и моделирование [Электронный ресурс]: учебник/ Калинин Э.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2006.— 256 c.

в) программное обеспечение

1. Антивирус Касперского

2. Программное обеспечение для архивирования файлов и папок 7-Zip.

3. Пакет MS Office.

4. Программа для просмотра, печати и корректировки документов в формате PDF: Adobe Reader

5. Программа для просмотра файлов формата DjVu – WinDjView

6. Оболочка для тестирования: MytestX.

7. Cправочно - правовые системы Консультант Плюс: Версия Проф.


8. Cправочно - правовая система Консультант: Псковский выпуск

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Поисковые системы:

1. www.yandex.ru

2. http://www.rambler.ru

3. www.google.ru

4. http://www.aport.ru

Справочно-информационные ресурсы:

1. http://e.lanbook.com - ЭБС издательства «Лань»

2. http://www.iprbooks.ru - ЭБС IPRbooks

3. www.library.ru/ - Научная электронная библиотека

4. http://polpred.com/ - Портал Обзор СМИ

5. Bookboon.com предоставляет свободный доступ (без регистрации) к полнотекстовым электронным изданиям по различным дисциплинам для студентов вузов.

6. http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический портал

7. www.megabook.ru - Интернет-версии универсальной и множества отраслевых энциклопедий

8. http://files.stroyinf.ru/ - строительная информация

9. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

 

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 


Контрольная работа состоит из 4 вопросов и 4 заданий. Выполняется на листах А4 с указанием использованной литературы.

Варианты вопросов выбираются из таблицы 1 по двум последним цифрам номера зачетной книжки.

Объем контрольной работы не ограничивается, но ответы на вопросы должны быть четкими.

На титульном листе указывается название учебного заведения, факультета, название предмета, ФИО студента, курс, номер зачетной книжки.

Таблица 1 – Номера вопросов контрольной работы

 

Предпоследняя цифра шифра Последняя цифра шифра
                   
  9,25, 41,57, Зад. 1, 45, 3 а, скважина 1 4,20, 36,52, Зад. 2, 46, 3 б, скважина 2 11,27,43,59, Зад. 3, 47, 3 в, скважина 3 6,22, 38,54, Зад. 4, 48, 3 г, скважина 4 1,17, 33,49, Зад. 5, 49, 3 д, скважина 5 5,21, 35,51, Зад. 6, 50, 3 е, скважина 7 23,39,5,55, Зад. 7, 41, 3 ж, скважина 8 13,29,41,57, Зад. 8, 42, 3 з, скважина 9 7,23, 39,55, Зад. 9, 43, 3 и, скважина 10 8,24, 40,56, Зад. 10, 44, 3 а, скважина 11
  3,19, 35,51, Зад. 11, 51, 3 б, скважина 12 17,33,49,60, Зад. 12, 52, 3 в, скважина 13 15,31, 47,53, Зад. 13, 53, 3 г, скважина 14 23,39,45,56, Зад. 14, 54, 3 д, скважина 15 5,24, 43,58, Зад. 15, 55, 3 е, скважина 16 4,25, 46,52, Зад. 16, 56, 3 ж, скважина 17 8,25, 41,53, Зад. 17, 60, 3 з, скважина 18 6,27, 42,54, Зад. 18, 57, 3 и, скважина 19 9,28, 43,56, Зад. 19, 58, 3 а, скважина 20 6,18, 33,57, Зад. 20, 59, 3 б, скважина 21
  10,29, 38,54, Зад. 21, 66, 3 в, скважина 22 12,37,54,60, Зад. 22, 67, 3 г, скважина 23 13,26,36,55, Зад. 23, 61, 3 д, скважина 24 15,29, 34,51, Зад. 24, 62, 3 е, скважина 25 3,23, 48,59, Зад. 25, 63, 3 ж, скважина 26 18,34, 45,52, Зад. 26, 64, 3 з, скважина 27 19, 25, 42,58, Зад. 27, 65, 3 и, скважина 1 16,24,39,56, Зад. 28, 70, 3 а, скважина 2 11,27, 46,59, Зад. 29, 68, 3 б, скважина 3 11,22,40,57, Зад. 30, 69, 3 в, скважина 4
  13,27,39,51, Зад. 31, 45, 3 г, скважина 5 15,44,36,52, Зад. 32, 46, 3 д, скважина 16 16,21,42,58, Зад. 33, 47, 3 е, скважина 7 12,30, 43,53, Зад. 34, 48, 3 ж, скважина 8 14,25,41,57, Зад. 35, 49, 3 з, скважина 9 23,28,44,58, Зад. 36, 50, 3 и, скважина 10 5,30, 49,51, Зад. 37, 41, 3 а, скважина 11 19,24,55,60, Зад. 38, 42, 3 б, скважина 12 20,36, 47,52, Зад. 39, 43, 3 в, скважина 13 17,38, 49,53, Зад. 40, 44, 3 г, скважина 14
  16,38,48,60, Зад. 1, 55, 3 д, скважина 15 10,26,37,54, Зад. 2, 54, 3 е, скважина 17 13,22,39,50, Зад. 3, 53, 3 ж, скважина 18 15,32, 48,52, Зад. 4, 52, 3 з, скважина 19 4,29, 42,56, Зад. 5, 51, 3 и, скважина 20 24,33,41,53, Зад. 6, 70, 3 а, скважина 21 15,34, 45,58, Зад. 7, 69, 3 б, скважина 22   21,44,52,59, Зад. 8, 68, 3 в, скважина 23 17,26,39,53, Зад. 9, 67, 3 г, скважина 24 18,35,43,57, Зад. 10, 66, 3 д, скважина 25
  15,30,45,56, Зад. 11, 65, 3 е скважина 26 30,44,51,59, Зад. 12, 64, 3 ж, скважина 27 23,36,42,56, Зад. 13, 61, 3 з, скважина 1 26,38,44,52, Зад. 14, 62, 3 и, скважина 2 13,39,43,59, Зад. 15, 61, 3 а, скважина 3 26,40,47,53, Зад. 16, 59, 3 б, скважина 4 28,39,41,55, Зад. 17, 56, 3 в, скважина 5 26,42,54,58, Зад. 18, 57, 3 г, скважина 7 21,40,47,58, Зад. 19, 58, 3 д, скважина 8 12,23,38,53, Зад. 20, 59, 3 е, скважина 9
  24,41,48,52, Зад. 21, 60, 3 ж, скважина 10 25,42,49,59, Зад. 26, 58, 3 з, скважина 11 29,35,47,54, Зад. 27, 63, 3 и, скважина 12 3,23, 46,60, Зад. 28, 41, 3 а, скважина 13 11,26,52,59, Зад. 29, 45, 3 б, скважина 14 18,43,49,52, Зад. 30, 42, 3 в, скважина 15 17,35,40,58, Зад. 31, 43, 3 г, скважина 16 21,34,42,59, Зад. 32, 44, 3 д, скважина 17 22,40,51,56, Зад. 33, 67, 3 е, скважина 18 28,43,47,58, Зад. 34, 68, 3 ж, скважина 19
  13,27,42,58, Зад. 22, 50, 3 з, скважина 20 34,47,51,55, Зад. 23, 51, 3 и, скважина 21 27,39,44,55, Зад. 24, 59, 3 а, скважина 22 25,30,43,58, Зад. 35,46, 3 б, скважина 23 14,35,43,53, Зад. 36, 47, 3 в, скважина 24 14,30,45,57, Зад. 31, 48, 3 г, скважина 25 17,33,52,74, Зад. 37, 49, 3 д, скважина 26 26,43,52,59, Зад. 38, 50, 3 е, скважина 27 29,45,51,56, Зад. 39, 51, 3 ж, скважина 1 24,39, 43,56, Зад. 40, 52, 3 з, скважина 2
  24,37,45,58, Зад. 1, 45, 3 и, скважина 3 2,27, 43,52, Зад. 2, 47, 3 а, скважина 4 23,45,49,52, Зад. 3, 48, 3 б, скважина 5 24,37,46,57, Зад. 4, 49, 3 в, скважина 7 17,44,52,58, Зад. 5, 50, 3 г, скважина 8 22,37,44,59, Зад. 6, 51, 3 д, скважина 9 15,30,44,60, Зад. 7, 52, 3 е, скважина 10 26,39,42,55, Зад. 8, 53, 3 ж, скважина 11 17,22,38,54, Зад. 9, 54, 3 з скважина 12 16,21,38,48, Зад. 10, 55, 3 и, скважина 13
  1,17, 33,52, Зад. 11, 65, 3 а, скважина 14 11,28,34,45, Зад. 12, 64, 3 б, скважина 15 10,28,40,58, Зад. 13, 63, 3 в, скважина 16 8,23, 45,58, Зад. 14, 62, 3 г, скважина 17 27,43,52,60, Зад. 15, 61, 3 д, скважина 18 13,36,42,58, Зад. 16, 60, 3 е, скважина 19 23,35,41,57, Зад. 17, 59, 3 ж, скважина 20 24,40,47,52, Зад. 18, 55, 3 з, скважина 21 22,34,48,57, Зад. 19, 53, 3 и, скважина 22 26,35,43,58, Зад. 20, 59, 3 а, скважина 23

 


 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Предмет, задачи и методы исследований в геологии.

2. Строение Земного шара. Форма Земли, размеры, масса, средняя плотность.

3. Внутреннее строение Земли: земная кора, мантия, ядро их строение и состав.

4. Термодинамические условия Земли.

5. Вещественный состав земной коры. Понятие о минералах. Принципы классификации минералов.

6. Земная кора. Основные черты современного рельефа земной поверхности, как отражение строения земной коры. Континенты и океаны. Основные слои коры.

7. Типы земной коры. Типы сочленения континентальной коры с океанической.

8. Минералы. Формы нахождения в природе. Структура и свойства.

9. Классификация минералов и основные представители по классам.

10. Главнейшие породообразующие минералы класса самородных элементов, их химический состав и физические свойства.

11. Главнейшие породообразующие минералы класса сульфидов, их химический состав и физические свойства.

12. Главнейшие породообразующие минералы класса галогенидов, их химический состав и физические свойства.

13. Главнейшие породообразующие минералы класса окислов и гидроокислов, их химический состав и физические свойства.

14. Главнейшие породообразующие минералы класса карбонатов, их химический состав и физические свойства.

15. Главнейшие породообразующие минералы класса сульфатов, их химический состав и физические свойства.

16. Главнейшие породообразующие минералы класса силикатов, их химический состав и физические свойства.

17. Главнейшие породообразующие минералы класса фосфатов, их химический состав и физические свойства.

18. Понятие о горных породах и их генетическая классификация.

19. Магматические горные породы, их классификация.

20. Осадочные горные породы, их классификация по условиям образования и составу.

21. Метаморфические горные породы их типы и условия образования.

22. Геологическая хронология. Методы определения возраста пород.

23. Палеонтологический метод, его значение в сопоставлении различных геологических разрезов.

24. Абсолютная геохронология. Общая характеристика методов определения абсолютного возраста горных пород, основанных на явлениях радиоактивного распада. Палеомагнитный метод, его сущность и возможности применения.

25. Геохронологическая шкала (шкала геологического времени) и соответствующая ей стратиграфическая шкала. Абсолютный возраст Земли и древнейших пород.

26. Общие понятия о геодинамических системах и процессах. Процессы внутренней динамики (эндогенные) и внешней динамики (экзогенные) формы их проявления.

27. Тектонические движения земной коры и их классификация.

28. Современные колебательные движения земной коры. Примеры современных поднятий и опусканий земной коры на территории России и зарубежных стран.

29. Складчатые нарушения горных пород. Элементы складки. Типы складок. Форма складок в плане.

30. Разрывные нарушения горных пород. Физические условия возникновения разрывных нарушений в твердом теле. Разрывные нарушения без смещения - трещины. Разрывные нарушения со смещением.

31. Землетрясения как отражение интенсивных тектонических движений земной коры и разрядки напряжений.

32. Понятие об эпицентре и гипоцентре землетрясений. Упругие (сейсмические) волны, их типы и скорость распространения. Сейсмические станции и сейсмографы.

33. Сейсмическое районирование и его практическое значение. Строительство сейсмостойких зданий и сооружений. Проблема прогноза землетрясений.

34. Магматизм и формы его проявления. Понятие о магме и о её дифференциации. Превращение расплава в горную породу.

35. Типы вулканов по характеру извержения и строению эруптивного аппарата. Кальдеры и их происхождение.

36. Метаморфизм и его основные факторы.

37. Типы метаморфизма. Полезные ископаемые, связанные с метаморфическими породами и процессами метаморфизма.

38. Тектоносфера и ее строение. Литосфера и астеносфера. Расслоенность земной коры. Континенты и океаны как основные структурные элементы земной коры.

39. Складчатые пояса, области и системы. Распространение, основные черты строения. Представления о развитии складчатых поясов.

40. Физическое и химическое выветривание горных пород.

41. Биохимическое выветривание.

42. Коры выветривания и полезные ископаемые.

43. Геологическая деятельность ветра.

44. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.

45. Геологическая деятельность рек.

46. Развитие и строение речных террас.

47. Геологическая деятельность льда.

48. Подземные воды, их классификация и характеристика.

49. Геологическая деятельность подземных вод. Карстовые формы ландшафта.

50. Осыпи и обвалы. Мероприятия по борьбе с ними.

51. Оползневые процессы, причины возникновения.

52. Просадочность и просадка грунтов. Способы строительства на таких грунтах.

53. Геологические процессы в криолитозоне.

54. Геологическая деятельность озер и болот.

55. Геологическая деятельность морей и океанов.

56. Морская абразия.

57. Законы движения воды, коэффициент фильтрации, Плоские и радиальные потоки.

58. Охрана подземных вод при строительстве зданий и сооружений.

59. Инженерно-геологические работы в период строительства.

60. Цели и задачи инженерно-геологических изысканий. Методы инженерно-геологических изысканий.

Задание 1

Дать характеристику минералам согласно варианту (таблица 1). Ука­зать химическую формулу, класс, происхождение, основные свойства мине­ралов, отметить их степень выветриваемости, в каких горных породах наи­более распространены, применение в народном хозяйстве

Таблица 1 – Минералы

№ п/п Минералы № п/п Минералы
  Золото Галит Апатит   Мирабилит Касситерит Оливин
  Графит Кальцит Фосфорит   Анортит Опал Авгит
  Сера Доломит Кварц   Графит Лимонит Мусковит
  Кальцит Магнезит Халцедон   Алунит Боксит Флогопит
  Антимонит Сидерит Корунд   Нефелин Кварц Биотит
  Галенит Малахит Магнетит   Хлорит Кремень Тальк
  Лимонит Азурит Хромит   Гематит Лабродор Серпентин
  Пирит Ангидрит Пиролюзит   Лазурит Нефелин Каолинит
  Сфалерит Гипс Гематит   Гранат Топаз Янтарь
  Гипсовый шпат Ортоклаз Ильменит   Ортит Берилл Роговая обманка  
  Олигоклаз Авгит Сфалерит   Родонит Киноварь Малахит
  Глауконит Шеелит Корунд   Кремень    
  Монтморрилонит Сидерит Пирит   Цеолит Роговая обманка Гипс
  Цеолит Глауконит Топаз   Муллит Магнезит Сильвин
  Алебастр Магнезит Азурит   Ортит Галит Апатит
  Родонит Сильвин Алмаз   Пиролюзит Алебастр Кальцит
  Селенит Альбит Андезин   Вольфрамит Азурит Галенит
  Сильвин Лимонит Барит   Молибденит Пирит Доломит
  Авантюрин Гранат Гётит   Халькопи­рит Тальк Каолинит
  Асбест Флюорит Малахит   Микроклин Флюорит Гипс

 

Задание 2

Дать характеристику горным породам согласно варианту (таблица 2). Указать класс, группу, строение, основные свойства горных пород. Их про­исхождение, формы залегания, степень выветриваемости, применение в на­родном хозяйстве.

Таблица 2 – Горные породы

№ п/п Горные породы № п/п Горные породы
  Гранит Песок   Гнейс Мигматиты
  Кварцевый порфир Глины   Мрамор Парагнейс
  Трахит Лесс   Кварцит Катаклазиты
  Диорит Аргиллит   Березит Обсидиан
  Порфирит Известняк   Хлорито­вый сланец Эклогит
  Лабрадорит Трепел   Гранулиты Базальт
  Диабаз Торф   Ортогнейс Перидотит
  Пироксенит Супесь   Милониты Дунит
  Пегматит Суглинок   Скарн Пемза
  Глинистые сланцы Богхед   Тальковый сланец Яшма
  Филлит Липарит   Брекчия Диатомит
  Слюдяной сланец Сиенит   Конгломе­рат Антрацит
  Роговик Порфир   Песчаник Мергель
  Лиственит Андезит   Травертин Лигнит
  Амфиболит Габбро   Мел Гейзерит

Задание 3. Построить геологический разрез по фрагменту геологических карт.

 

На рис.1 изображены фрагменты геологических карт территорий с примерно горизонтальной поверхностью рельефа масштаба 1:2000. Покажите возможный разрез по линии I-I в предположении, что слои горных пород залегают согласно и каждый слой в пределах карты имеет постоянную мощность. При построении разреза используйте соответствующие цветные краски. Какая форма нарушенного залегания пород (дислокация) видна на карте в разрезе? Укажите между какими породами и какого возраста есть стратиграфический перерыв?

Ход работы

Пример построения разреза I-I по фрагменту карты, изображённой на рис. 1 к, приведен на рис. 1л и 1м.

Разрез рекомендуется строить в следующем порядке. Проводят линию топографического профиля поверхности Земли, которая по условию задачи горизонтальна. На профиль вносят точки пересечения разреза со стратиграфическими границами на карте. как показано на рис. 1 л. В разрезе эти точки будут лежать на линиях границ слоев (кровле или подошве), поэтому справа и слева от точек на топографическом профиле карандашом обозначают индексы возраста пород. До проведения границ между слоями необходимо в самых общих чертах восстановить геологическую историю развития района. Наиболее древними отложениями, выходящими на поверхность в пределах карты, являются пермские (Р). Рядом с ними на тех же абсолютных отметках симметрично обнажаются породы триаса (Т) и далее юры (J). Первоначально эти породы лежали горизонтально: внизу - пермские, на них триасовые выше - юрские. Оказаться на одной высоте над уровнем моря они могли только вследствие погружения в одних местах и поднятия в других, то есть вследствие деформации. Деформация привела к смятию слоев в складки, прогнутые вниз (синклинали) и выпуклые вверх (антиклинали). При размыве и формировании равнинного рельефа складки срезаны. Обнажено ядро антиклинали, в котором залегают наиболее древние породы, и ядро синклинали, в котором сохранились от размыва наиболее молодые породы. Сделав такой анализ, возрастные геологические границы (между Т и Р и др.) проводят наклонно и так, чтобы древние породы везде лежали под более молодыми (рис. 1 м ). Разрушенные части складки восстанавливают пунктиром. Карандашные записи убирают. Несмотря на принципиально правильную рисовку антиклинальной и синклинальной складок, их углы при вершинах, а следовательно, и наклон крыльев принимают произвольно, так как для однозначного решения вопроса информации в данном случае недостаточно. Между юрой и неогеном имеется стратиграфический перерыв.

Примечание:при описании геологической истории развития района пользоваться приложением 1.


 

Задание 4. Построить геологическую колонку скважины, пробуренной в пределах геологической карты (рис. 2), используя описание буровых скважин (приложение 2). Изучив стратиграфическую колонку к карте (рис. 3) и приложение 3, опишите и обозначьте тип горных пород, вскрытых скважиной.

Пример геологической колонки скважины 6 показан на рис. 4. Масштаб колонки принимают 1:500.

Ход работы

В графе 1 проставляют в заданном масштабе шкалу глубин, считая началом устье скважины (точку пересечения ствола скважины с поверхностью Земли). Затем по данным гр. 5 откладывают на шкале глубин глубину залегания подошвы каждого слоя и через полученные точки проводят горизонтальные линии. В графе 2 обозначают номер слоя. В гр. 3 показывают геологический возраст горных пород. В графе 4 рассчитывают мощность каждого слоя. Мощность первого слоя равна глубине залегания его подошвы. Мощность остальных слоев вычисляют как разность глубин залегания подошв последующего и предыдущего слоев. Например, для слоя 3 мощность равна 20,8-13,9 = 6,9 м. В графе 5 абсолютные отметки подошв слоев определяют как разность абсолютной отметки устья скважины и глубины залегания подошвы соответствующего слоя. Например, для слоя 3 абсолютная отметка подошвы равна 116,7-20,8 = 95,9 м. После записи в графе 5 можно сделать проверку: разность абсолютных отметок подошв соседних слоев равна мощности слоя. Например, для слоя 3 мощность определим повторно вычитанием 102, 8-95,9 = 6,9 м. В середине гр. 6 двумя тонкими линиями обозначают ствол скважины и с обеих сторон от ствола показывают условными обозначениями литологический состав пород каждого слоя. Эти обозначения берут из стратиграфической колонки (рис. 3). Стволы скважин в интервалах развития водоносных слоев затемняют. В гр. 7 приводят абсолютные отметки установившегося уровня грунтовых вод и обоих уровней напорных вод. Вертикальной линией со стрелкой на конце показывают высоту подъема напорных вод.

Из описания видно, что скважиной вскрыты (сверху вниз) верхнечетвертичные отложения, представленные тремя слоями: суглинком бурым плотным, супесью желтой и песком средней крупности. Ниже лежит нижнекаменноугольные трещиноватые известняки, подстилаемые верхнедевонскими серыми аргиллитами. Под аргиллитами встречены протерозойские трещиноватые граниты.

 



<== предыдущая | следующая ==>
Необходимость рекламы, как составляющей успеха в ресторанном бизнесе | Геологическая колонка буровой скважины № 6





Date: 2016-05-14; view: 684; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.042 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию