Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуальные особенности представления и его развитиеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других - слуховые, а у третьих - двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: · лица с преобладанием зрительных (вспоминают текст, представляет себе страницу книги, запоминание цифр - представляют их написанными или напечатанными), · слуховых (вспоминают текст, слыша произносимые слова, цифры запоминаются в виде слухового образа), · двигательных представлений (вспоминают текст или запомниают какие-либо цифры, произнося их про себя). · лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида. Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов. Индивидуальные различия выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. У некоторых людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т.д. Талант известного русского композитора Римского-Корсакова состоял в том, что у него музыкальное, т.е. слуховое, воображение сочеталось с необычным богатством зрительных образов. Сочиняя музыку, он мысленно видел картины природы со всем богатством красок и со всеми тончайшими оттенками света. Поэтому его произведения отличаются необычайной музыкальной выразительностью и «живописностью». Развитие представлений в онтогенезе. Нет однозначных данных о том, когда формируются представления. 1. Возможно, уже на первом году жизни представления, еще тесно связанные с восприятием, начинают играть значимую роль в психической жизни ребенка. Ряд исследований показал, что первые воспоминания о событиях жизни у детей относятся к возрасту полутора лет. 2. К концу второго года жизни зрительные представления уже играют существенную роль в жизни ребенка. Речевые (слухо-двигательные) представления достигают относительно высокого развития на втором году жизни, поскольку без этого был бы невозможен процесс овладения речью и накопления словарного запаса ребенка. Появлениются первые музыкальные слуховые представления - запоминание мелодий и самостоятельное пение их. 3. Представления играют исключительно важную роль в психической жизни ребенка дошкольника, т.к. дети этого возраста мыслит наглядно, образами. Память в этом возрасте в значительной степени строится на воспроизведении представлений, поэтому первые воспоминания у большинства людей носят характер картин, наглядных образов. Первые представления у детей достаточно бледны, у взрослого они более ярки. Это говорит о том, что в процессе онтогенеза человека происходит развитие представлений. 4. Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала - наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия. Например, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка - слухо-двигательно; родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а иностранный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. 5. В процессе обучения необходимо учитывать, что представления формируются на основе перцептивных образов. Нецелесообразно ставить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в восприятии, оперирования представлениями. Для оперирования представлениями, ребенку необходимо сформировать на основе соответствующих перцептивных образов представления определенного типа и иметь практику оперирования этими представлениями. 6. Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Многие исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. Но!!! Можно выработать умение произвольно вызывать представления. Следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях: · схематизации – когдапредставление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме; развитие пространственных геометрических представлений. · типических образов - представления, не теряя своей индивидуальности, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений - созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения.
Date: 2016-05-14; view: 1869; Нарушение авторских прав |