Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые нормы, предусматривающие исключительную правоспособность юридического лица





Согласны ли Вы с высказанным в литературе предложением выделять исключительную правоспособность юридического лица? Назовите правовые нормы, предусматривающие исключительную правоспособность юридического лица.

В настоящее время обосновано ставится вопрос о существовании исключительной правоспособности, в частности Андреем Андреевичем Слугиным. По его мнению, существуют виды деятельности, которые осуществляются в качестве исключительных (банковская, страховая, биржевая). Организации, осуществляющие такие виды деятельности можно подразделить, на коммерческие и некоммерческие. Признак исключительности деятельности для них является обобщающим. Если в организациях со специальной правоспособностью ведущим признаком является цель, то в организациях, осуществляющих исключительные виды деятельности, - вид деятельности. В последнем случае исключительное место цели занимает вид деятельности. Он подчиняет себе цель, пути и средства. Не подпадает такая конструкция и под признаки общей правоспособности, так как цель и виды деятельности строятся не на подчинении одного другим. Цель может быть реализована в не запрещенном законе виде деятельности. Свобода цели и видов деятельности ограничена законом. На основании этого можно утверждать о самостоятельном виде правоспособности, подразделяющемся на два подвида и имеющем отличную конструкцию, которую можно представить следующим образом.

«Коммерческие организации, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, только в соответствии с исключительным видом деятельности, определенные законом имеют исключительную правоспособность». «Некоммерческие организации, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности только в соответствии с исключительным видом деятельности, определённым законом и некоммерческим характером цели имеют специально-исключительную правоспособность».

Предполагаемые варианты правоспособности как исключительная, специально – исключительная или дополнительная правоспособность имеют право на жизнь, но официально закон не дает пока определения ни одному из этих понятий, а раскрываются они лишь в научных трудах цивилистов. Исходя из вышесказанного, автор статьи полагает, что с развитием такого института как лицензирование, со временем этот пробел будет ликвидирован.
По мнению Серовой О.А., в настоящее время отсутствует единое определение, позволяющее разграничить специальную и исключительную правоспособность юридических лиц. Всеми признается, что отдельные коммерческие и некоммерческие организации в силу закона осуществляют исключительные виды деятельности (которыми не вправе заниматься иные юридические лица), им запрещено заниматься иными видами деятельности. Речь идет о кредитных, страховых организациях, биржах и пр. Так, например, в диссертационном исследовании А. А. Марьиной доказывается точка зрения, что аудиторская организация обладает не специальной правоспособностью, а исключительной, которая предполагает наличие у юридического лица только таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах. Тем не менее данное определение не содержит критерия, позволяющего разграничить специальную и исключительную правоспособность.

Одним из возможных критериев для разграничения специальной и исключительной правоспособности мог бы стать такой признак, как уникальность вида деятельности, осуществляемой организацией. Исключительной правоспособностью является способность субъекта иметь гражданские права, необходимые для осуществления видов деятельности, определяемых в законодательстве в качестве исключительных, и нести соответствующие данной деятельности гражданские обязанности. Считаем, что основанием для установления исключительной правоспособности как самостоятельного вида является наличие общего запрета (в отличие от принципа общего дозволения при специальной правоспособности и критерий соответствия интересам (при специальной правоспособности таким критерием станет следование частным интересам, а для исключительной правоспособности основой будет соответствие публичным интересам общества.

Введение категории "исключительная правоспособность" как самостоятельного вида позволит отказаться от использования таких дополнительных характеристик юридического лица, как наличие особого правового статуса. На наш взгляд, введение подобной категории неоправданно, так как не имеет под собой четких оснований. Предлагается ввести понятие уставной правоспособности как способности субъекта иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления видов деятельности, указанных в уставе учредителями (акционерами, участниками и т. д.), реализовавшими свое право на ограничение правоспособности создаваемого ими юридического лица. Однако данный подход нецелесообразен, так как не позволяет четко выявить специфику правосубъектности входящих в группу лиц организаций. Кроме того, нами ранее уже давалась характеристика подобных действий со стороны учредителя как способ отказа от реализации прав, не являющегося по своей природе самостоятельным видом правоспособности
С целью установления четкого перечня видов правоспособности юридического лица необходимо отметить недопустимость смешения таких понятий, как "ограничение правоспособности" и "ограниченная правоспособность". Считается, что ограничение правоспособности имеет место в случаях установления учредителями (участниками) запрета на осуществление отдельных видов деятельности в учредительных документах юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной правоспособности; в иных случаях, на которые не распространяется принцип специальной правоспособности (осуществление отдельных видов деятельности только на основании соответствующего разрешения (лицензии); занятие отдельными видами деятельности лишь определенными юридическими лицами (например, деятельность, которая составляет государственную монополию); запрет осуществления отдельных видов деятельности отдельными организациями, содержащийся в соответствующем акте). Так как четкие правила в отношении этой категории в законе отсутствуют, одни и те же факты у разных авторов то подпадают под определение ограничения правоспособности, то служат основанием для выделения исключительной правоспособности. Учитывая легальный характер исследуемой классификации, разрешение споров возможно только на законодательном уровне.

Одной из основных задач современного периода реформирования гражданского законодательства выступает необходимость систематизации видов правоспособности юридических лиц. Предлагаем на уровне Гражданского кодекса РФ закрепить следующий перечень видов правоспособности юридического лица: - общая; - специальная; - исключительная.

Учитывая вышеизложенные мнения, и научные подходы относительно вопроса целесообразности выделения исключительной правоспособности юридического лица, можно назвать данный вопрос - дискуссионным.

 

Правовые нормы, предусматривающие исключительную правоспособность юридического лица.

 

Под категорией «исключительная правоспособность» предполагается понимать те юридические лица, которые ограничены в правах законом, осуществлять специфические (исключительные) виды деятельности при одновременном запрете осуществлять другие и могут заниматься деятельностью на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК, п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Нормативно - правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности представлено рядом законодательных и подзаконных актов, которые регламентируют порядок проведения мероприятий в рамках процедуры лицензирования.

Анализируя законодательные основы данного правового института, прежде всего следует отметить, что в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) содержится положение, согласно которому отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании)

При применении Закона о лицензировании следует учитывать, что его действие не распространяется на лицензирование деятельности кредитных организаций, деятельности в области связи, биржевой деятельности, страховой деятельности, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществления внешнеэкономических операций и др. (п. 2 ст. 1 Закона). Такое положение неоднозначно воспринимается учеными. В частности, предлагается "...в одном законе изложить общие принципы и требования к процедуре лицензирования". В настоящий же момент унификация лицензионного законодательства проведена, но только в части установления единого перечня лицензируемых видов деятельности.

Значительное место в системе источников нормативно-правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности отведено подзаконным нормативным правовым актам, которые принимаются на основании и во исполнение Закона о лицензировании.

Закон о лицензировании, определяя полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования, предусматривает, что Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется лицензирующими органами субъектов РФ (ст.5). Правовой формой реализации этих полномочий Правительства РФ является форма постановлений.

В частности, Постановлением Правительства РФ от 21.11. 2011г. № 957 «ОБ организации лицензирования отдельных видов деятельности» (далее - Постановление о лицензировании) определены важнейшие вопросы, касающиеся сферы лицензирования предпринимательской деятельности. Утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, указано, какие виды деятельности лицензирует каждый из них; определен Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется лицензирующими органами субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. Структура федеральных органов исполнительной власти существенным образом изменена, но соответствующие уточнения в данное Постановление Правительства РФ не внесены. Пунктом 24Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (с изм. от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября 2005 г.) установлено, что лицензирование отдельных видов деятельности может по решению Правительства РФ производиться федеральным министерством или федеральным агентством // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.

Далее, среди подзаконных актов следует обозначить постановления Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании конкретных видов деятельности. В этих положениях определяются: а) лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензий и лицензиатам; б) круг соискателей лицензии; в) срок действия лицензии; г) виды дополнительных документов, которые нужно представить соискателю лицензии (при предоставлении лицензии в общем порядке).

В отношении большинства видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, утверждены соответствующие положения

Таким образом, подзаконное нормативно-правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности дополняет и развивает законодательные основы регламентации указанных отношений

 

Date: 2016-05-14; view: 1101; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию