Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа и основные виды мышления

Мышление является высшим познавательным психическим процессом.

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис. 12.1).

1. Обобщенное отражение действительности - отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений.

2. Опосредованное познание объективной реальности - выносятся суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Опосредованный характер мышления дает возможность углубить и расширить имеющуюся у нас информацию, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем. В процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

 
 

 

 

Рис.12.1. Общая характеристика мышления как психического процесса

 

 

3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления и возникает с помощью определенных умственных операций.

4. А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. В мыслительной деятельности широко пользуются ассоциации, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыс­лительных задач. Такие ассоциации вплетаются в общую цепь, и каждая из ассоциаций служит ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению; контролируются нами, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью.

При ассоциативном течении интеллектуальных процессов не ставится цель, поскольку не решается никакая задача - один процесс сменяется другим только потому, что связан с ним ассоциативно. Мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Ассоциативное течение интеллектуальных процессов очень часто наблюдается в тех случаях, когда человек утомлен и хочет отдохнуть, но может наблюдаться и в нормальном состоянии человека. Начав говорить об одном, мы под воздействием возникших ассоциаций начинаем говорить о другом и постепенно вообще уходим от темы разговора.

5. Исключительно важная особенность мышления - неразрывная связь с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму, мы всегда думаем словами. Специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.

Речь является орудием мышления. Выражение мысли словами представляет собой достаточно сложный процесс, включающий несколько этапов:

  • должен быть соответствующий мотив высказывания - необходимость решить какую-либо проблему;
  • возникает мысль и общая схема содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании; происходит перешифровка (перекодирование) замысла в развернутую речь и создание порождающей (генеративной) схемы (внутренняя речь) развернутого речевого высказывания; внутренняя речь обеспечивает переходный этап между замыслом (или «мыслью») и развернутой внешней речью через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание;
  • генерирующая роль внутренней речи обеспечивает последний этап появления развернутого внешнеречевого выражения мысли; мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы.

 
 

 

 

Рис. 12.2. Основные виды мышления

 

6. Мышление является функцией мозга. В настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности; зоны коры головного мозга, обеспечивающие гностические (познавательные) функции мышления; речевые центры коры голов­ного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса.

Мышление - это деятельность, имеющая свою структуру и виды.

Выделяют:

1. Теоретическое мышление, в котором выделяют понятийное и образное мышление:

· Понятийное мышление — мышление, в котором используются определенные понятия - готовые знания, полученные другими людьми и выраженные в форме понятий, суждений умозаключений.

· Образное мышление — вид мыслительного процесса, в котором используются образы; образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества.

· Понятийное и образное мышление находятся в постоянном взаимодействии, дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

2. Практическое мышление, в которомвыделяют наглядно-образное и наглядно-действенное.

· Наглядно-образное мышление — вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может, необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

· Наглядно-действенное мышление — особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами, широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Поточний рахунок № 26008013038749 | 

Date: 2016-05-14; view: 1093; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию