Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа и основные виды мышленияМышление является высшим познавательным психическим процессом. Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков (рис. 12.1). 1. Обобщенное отражение действительности - отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. 2. Опосредованное познание объективной реальности - выносятся суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Опосредованный характер мышления дает возможность углубить и расширить имеющуюся у нас информацию, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем. В процессе мышления мы познаем то, что вообще недоступно восприятию и представлению.
3. Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления и возникает с помощью определенных умственных операций. 4. А. А. Смирнов предупреждает о необходимости различать мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. В мыслительной деятельности широко пользуются ассоциации, поскольку они оказывают весьма существенную помощь в решении мыслительных задач. Такие ассоциации вплетаются в общую цепь, и каждая из ассоциаций служит ступенью для следующей ассоциации или следующему за ней умозаключению; контролируются нами, а их воспроизведение осуществляется с определенной целью. При ассоциативном течении интеллектуальных процессов не ставится цель, поскольку не решается никакая задача - один процесс сменяется другим только потому, что связан с ним ассоциативно. Мысли и представления могут идти в самых различных направлениях, в том числе уводящих от исходного пункта. Ассоциативное течение интеллектуальных процессов очень часто наблюдается в тех случаях, когда человек утомлен и хочет отдохнуть, но может наблюдаться и в нормальном состоянии человека. Начав говорить об одном, мы под воздействием возникших ассоциаций начинаем говорить о другом и постепенно вообще уходим от темы разговора. 5. Исключительно важная особенность мышления - неразрывная связь с речью. Мысли всегда облекаются в речевую форму, мы всегда думаем словами. Специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата. Речь является орудием мышления. Выражение мысли словами представляет собой достаточно сложный процесс, включающий несколько этапов:
6. Мышление является функцией мозга. В настоящее время нет единого мнения о значимости и порядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспечивающих процесс мышления. Лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности; зоны коры головного мозга, обеспечивающие гностические (познавательные) функции мышления; речевые центры коры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса. Мышление - это деятельность, имеющая свою структуру и виды. Выделяют: 1. Теоретическое мышление, в котором выделяют понятийное и образное мышление: · Понятийное мышление — мышление, в котором используются определенные понятия - готовые знания, полученные другими людьми и выраженные в форме понятий, суждений умозаключений. · Образное мышление — вид мыслительного процесса, в котором используются образы; образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. · Понятийное и образное мышление находятся в постоянном взаимодействии, дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности. 2. Практическое мышление, в которомвыделяют наглядно-образное и наглядно-действенное. · Наглядно-образное мышление — вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может, необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. · Наглядно-действенное мышление — особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами, широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
|