Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа как объект философского и научного познания





В предельно широком, философском смысле категория «природа» соразмерна категории «бытие», трактуемой как все сущее, включая и самого человека.

Понимаемая в более узком смысле как естественная среда обитания человека, природа является основным объектом изучения естествознания.

Близким по значению к понятию «природа» является понятие «материя», но материя не включает психических явлений, присущих животным, как природным существам.

В античной философии существовало понятие «фюсис», что значило «природа», причем, имелась в виду «природа, как «природа чего-либо», т.е. как сущность чего-либо. Такой подход стал основанием для развития науки, суть которой - найти за миром видимых вещей скрытые связи, закономерности, причины всего происходящего. В Новое время природа понимается как «натура», как совокупность всех видимых явлений.

В итоге, мы понимаем, что природа – это и видимые явления и скрытые связи, ей характерны и случайность и необходимость, она есть единство сущности и явлений и т.д. Природа развивается, она подвижна и изменчива, качественно и количественно неисчерпаема.

Выше сказанное подводит к пониманию того, что понятие природы и отношение к ней исторически изменялись, будучи тесно связанны с развитием практики, науки и культуры.

Есть природа как объективная реальность (уровень онтологии), а есть наше понимание этой природы (уровень гносеологии).

 

Классический образ природы формировался в 17-18 веках и просуществовал почти до 20 века. Многим эти представления присущи и сегодня. Классические представления природы связаны с развитием классической, механистической науки и метафизического философского подхода. Механистический подход рассматривал целое как сумму частей, не видел, что в целом есть связи и появляются новые, интегративные закономерности (поэтому, если вырубить лес, то обмелеет река – они являют собой целостную, органическую, а не механическую систему).

Природа понималась как нечто неизменное. Изменения носят в основном количественный характер, качественно же, в сущности своей, природа не меняется. Биолог 17 в. Линней: видов столько, сколько создал Бог. Позже начинаются попытки как-то классифицировать естественнонаучный материал. Для этого надо найти, как связаны природные явления между собой (Ламарк).

В 17 веке Р.Декарт разделил мир на объект и субъект. Природа, как объект (объект, по определению, пассивная сторона субъект-объектного взаимодействия), рассматривалась как существующая сама по себе, независимо от человека (субъекта, являющегося активной стороной взаимодействия). Человек смотрит на мир как бы со стороны. Он независим.

Какое отношение к природе при этом формируется? Покорительское. Природа понималась как нечто бесконечное, неисчерпаемое, неизменное. Что бы мы с ней не сделали, ничего существенного не случится. Природные катаклизмы вызывали страх у людей, но человек верил в могущество разума и техники. Развиваются природоохранные законодательства, но охраняются только те ресурсы, объекты природы, которые нужны человеку. Само понятие «охрана» говорит о патерналистском отношении человека к природе, к животным, как «братьям меньшим». Все это характеризуют как зазнайство разума.

В целом можно констатировать двойственное отношение к природе: и боязнь и стремление господствовать над ней.

Date: 2016-05-14; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию