Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образовательные технологии





В рамках дисциплины «Этнопсихология в образовательном пространстве» предполагается использование следующих образовательных технологий и форм организации учебных занятий:

– лекции – проводятся с использованием мультимедиа технологий (демонстрация материала посредством проектора);

– практические занятия – предполагают работу студентов с конкретными методиками психолого-педагогической диагностики этнических особенностей личности, а также разбор проблемных ситуаций и решение вопросов по организации условий для поликультурного взаимодействия субъектов образовательного пространства;

– самостоятельная работа студентов – предполагает внеаудиторную работу по применению психолого-педагогического инструментария для диагностики этнических особенностей личности и отношений к представителям разных этнических групп, а также поиск и осмысление различных ситуаций с позиции поликультурного подхода в образовательной среде.

Задания для самостоятельной работы предусматривают составление обзора диагностических методов и психотехнологий работы педагога-психолога в поликультурной образовательной среде. По результатам изучения тем 5-8 составляется обзор методик диагностики изученного феномена (не менее 5 методик), а также список психологических упражнений (не менее 10) на каждую из вышеуказанных тем.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Для текущего контроля успеваемости предполагается выполнение студентами самостоятельных домашних заданий, направленных на актуализацию умения самостоятельного научного поиска, а также способности связывать полученные научные знания с реальной практической деятельностью.

Примеры домашних заданий:

Задание 1. Составьте на основе анализа научной литературы психологический портрет конкретной национальности, этноса. Примеры наций и этносов: русские, татары, башкиры, армяне, грузины, буряты, украинцы, литовцы, эстонцы, белорусы, поляки, немцы, французы, китайцы, японцы, корейцы, евреи и т.п.

Задание 2. Осуществите поиск определений предложенных ниже понятий в психологической информационно-справочной литературе (словари, энциклопедии и др.), а также смежных с психологией других социальных наук: народ, государство, этнос, нация, национальность, народность, культура, этническое сознание, этническое самосознание, этническая идентичность, социальная группа, социальная общность, этнические стереотипы, этнические установки, национальный конфликт, этническая напряженность. Опираясь ни их феноменологический анализ, изобразите соотношение этих понятий друг с другом, комментируя и поясняя связи и отношений их между собой.

Задание 3. Разработайте программу индивидуально социально-психологической адаптации для учащегося, попавшего в новую для него этнокультурную среду.

Задание 4. Приведите пример из художественной литературы, описывающий межэтнические взаимоотношения. Проведите психологический анализ обозначенной ситуации. Сформулируйте выводы и рекомендации.

Задание 5. Составьте психологические рекомендации администрации, педагогам и родителям, которые взаимодействуют в условиях поликультурной образовательной среды.

 

Для итоговой аттестации студентов используется экзамен, предполагаемая форма проведения устная.

Вопросы к экзамену:

1. Актуальность этнопсихологических знаний.2. Основные тенденции развития этнических общностей.3. Психологические причины роста этнической идентичности.4. Место этнопсихологии среди других наук. Предмет, задачи, основные понятия.5. Основные ветви, разделы этнопсихологии, -emic и -etic подходы и их реализация в психологической антропологии и сравнительно-культурной психологии.6. Ранние историко-философские воззрения на природу психологических особенностей народов, культурно-политическую специфику их жизни.7. Зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки. Психология народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя.8. Вклад В.Вундта в развитие психологии народов.9. Первые этнопсихологические исследования и теоретические подходы к созданию этнопсихологии в России в 40-е годы XIX века.10. Г. Лебон о психологии народов и масс.11. Теория «культура и личность». Предмет, задачи, методы культурной антропологии.12. Основные направления этнопсихологических исследований. Релятивизм, абсолютизм, универсализм - сущность данных подходов, основные положения, задачи.13. Этнопсихологические исследования личностных черт. Понятие о «национальном характере», проблемы исследования национального характера, примеры выделяемых черт.14. Исследование социализации детей (этнография детства).15. Межкультурные различия в экспрессивном поведении.16. Этнокультурные особенности вербальной коммуникации.17. Этнопсихологические исследования невербальной коммуникации.18. Этнические предрассудки, их изучение.19. Кросс-культурные исследования интеллекта, история и основные проблемы.20. Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия.21. Этнические стереотипы, их содержание, функции.22. Этнические предрассудки, их происхождение и функции, теоретические подходы и практические исследования.23. Каузальная атрибуция как механизм межэтнического восприятия.24. Понятие об этнической напряженности и конфликте.25. Возникновение, протекание, разрешение конфликта, модели, механизмы урегулирования.26. Поиски причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках.27. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации.28. Изучение ценностей в этнопсихологии.29. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию.30. Методы этнопсихологического исследования.

 

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

Богомолова, М.И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие. М.: Флинта, 2011. – 176 с.

Крысько В. Г. Этническая психология. М.: Академия, 2011. – 320 с.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2009. – 368 с.

Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение. М.: Форум, 2011. – 176 с.

Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 2008. – 608 с.

 

б) дополнительная литература:

Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: для педагогов и старшеклассников. М.: Смысл, 2002. – 246 с.

Днепрова Т.П. Воспитание межнациональной толерантности: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. – 88 с.

Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-пресс, 1997. – 379 с.

Здравомыслов А.Г. Священность этноса. М.: Аспект-пресс, 1999. – 456с.

Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Социально-психологическое взаимодействие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 169 с.

Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Ростов-на-Дону. 2002. – 146 с.

Лебедева Н.С. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999. – 324 с.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Питер, 1995. – 256 с.

Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2-е изд., переработанное. М.: Смысл; Per Se, 2000. – 549 с.

Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М.: Юнити-дан, 2004. – 564 с.

Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. – 381 c.

Павленко В.Н., Таглин С.А. Общая и прикладная этнопсихология. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. – 483 с.

Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб. 2001. – 340 с.

Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000. – 216 с.

Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. Д.: Сталкер, 1997. – 400 с.

Тавадов Г.Т. Этнология. М.: Проект, 2002. – 399 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Портал психологических изданий – http://psyjournals.ru

Журнал «Вопросы психологии» – http://www.voppsy.ru

Поисковые системы, рекомендованные ФГОС:

§ http://informika.ru

§ http://edu.ru

§ http://rospsy.ru

§ http://rsl.ru

§ http://mon.gov.ru

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для освоения дисциплины «Этнопсихология в образовательном пространстве» необходимо мультимедиа оборудование и видеотехника для реализации принципа наглядности в лекционном курсе.

 


 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Этнопсихология в образовательном пространстве»

 

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Date: 2016-05-13; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию