Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организация профилактической логопедической работы
Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактических мероприятий среди детей с фактором'риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи. Это необходимо для предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений. В нашей стране в диспансеризации детей принимают участие врачи-специалисты, которые совместно с педиатром и под его контролем осуществляют профилактический осмотр, начиная с периода новорожденности, и обеспечивают необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. На первом году жизни, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет — стоматологом, в 3—5 лет — теми же специалистами и логопедом. Такие углубленные осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике. Систематический контроль за психофизическим развитием ребенка, проводимый педиатрической службой, позволяет районному логопеду получать сведения о том, сколько детей имеют фактор риска речевых нарушений, в скольких случаях выявлена патология речи. Логопедическая профилактическая работа с такими детьми проводится в логопедических кабинетах при поликлиниках. В процессе подготовки дошкольников к школе проводятся профилактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью выявления отклонений в речевом развитии. Научно обоснованная система диспансеризации, воспитания и обучения детей общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи в нашей стране служит фундаментом для реализации профилактической помощи населению. Контрольные вопросы и задания 1. Раскройте систему профилактики нервно-психических нарушений у детей как основу предупреждения развития речевой патологии. 2. Дайте характеристику форм профилактической логопедической работы. 3. Раскройте направления, форму и содержание пропаганды педагогических и логопедических знаний. 4. Составьте тематический план лекций и докладов для родителей и логопедов по профилактике речевых нарушений. Литература 1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1997. 2. Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. — М., 1985. — С. 56—66. 3. Лангмейер И.,Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте / Пер. с чет. — Прага, 1984. 4. Мастюкова Е. М.,Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. 5. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1976. 6. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. — М., 1981. 7. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1984 Словарь
Автоматизированные речевые ряды — речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания. Агнозия — нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии. Аграмматизм — нарушение понимания (импрес.) и употребления (экспресс.) грамматических средств языка. Аграфия (дисграфия) — невозможность (аграфия) или частичное специфическое нарушение процесса письма (дисграфия). Адаптация — приспособление организма к условиям существования. Акалькулия — нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Различают моторные и сенсорные ала-лии. Существуют и другие систематизации. Алексия (дислексия) — невозможность (алексия) или частичное специфическое нарушение процесса чтения (дислексия). Амнезия — нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга. Анамнез — совокупность сведений о болезни и развитии ребенка. Антиципации — способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящих в конечные слоги слова. Апраксия — нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов. Артикуляция — деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Астения — слабость. Асфиксия — удушье плода и новорожденного — прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра. Атаксия — расстройство координации движений, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга. Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них. Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра). Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Основные формы: акустико-гностическая (сенсорная) — нарушение фонематического восприятия; акустико-мнестическая — нарушение слухорече-вой памяти; семантическая — нарушение понимания логико-грамматических конструкций; афферентная моторная — кинестетическая оральная и артикуляторная ап-раксия; эфферентная моторная — нарушение кинетической основы серий речевых движений; динамическая — нарушения последовательной организации высказывания, планирования высказывания. Афония — полное отсутствие го лоса (дис----- частичное). Афферентный анализ и синтез — анализ и синтез импульса, идущих от рецепторов, от периферии к коре головного мозга, кон-тролирующий выполнение отдельного движения, организован симультанно, пространственно. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Брока центр (зона) — центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. Вербализм — недостаток, при котором словесное выражение у детей не соответствует конкретным представлениям и понятиям. Вернике центр (зона) — центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария. Внутренняя речь — произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления. Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. Гаммацизм — недостаток произношения звуков г, г'. Гемиплегия — поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела. Герц (Гц) — международная единица измерения частоты колебания. Гиперакузия — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсорных нарушениях. Гиперкинез — чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы. Гипоксия — кислородное голодание организма. Декомпенсация — расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболевания, повреждений). Деонтология — термин происходит от греческого слова «де о н» — должный. «Должное» — это то, как логопед должен строить свои взаимоотношения с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и с коллегами по работе. Педагогическая Д. заключает в себе учение о педагогической этике, эстетике, нравственности. Депривация — недостаточное удовлетворение основных потребностей. Дислалия — нарушение звукопро-изношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц, речевого аппарата. Каппацизм — недостаток произношения звуков к, к'. Кинестетические ощущения — ощущения положения и движения органов. Клоническая судорога — быстро следующие одно за другим кратковременные сокращения и расслабления мышц. Коммуникативная функция речи — функция общения. Компенсация — сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Контаминация — ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к различным словам. Коррекция нарушений речи -исправление недостатков речи. Используются также термины «устранение», «преодоление речевых нарушений». Ламбдацизм — неправильное произношение звуков л, л'. Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления, устранения средствами специального обучения и воспитания. Логоррея — бессвязный речевой поток как проявление речевой активности; наблюдается при сенсорных нарушениях. Локализация функции — связь физиологических и психических функций с работой определенных участков коры головного мозга. Микроглоссия — врожденное недоразвитие языка (макро-мас-сивный язык). Мимика — движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д. Модуляция голоса — изменение высоты голоса, связанное с интонацией. Мутация голоса — изменение голоса, наступающее в результате возрастных изменений в голосовом аппарате (13—15 лет). Мутизм — прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы. Нарушение голоса — отсутствие или расстройство фонации вследствие нарушений в голо-сообразующем аппарате. Нарушения речи (синонимы — расстройства речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология) — отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории Н. р. — есть нарушения вербальной коммуникации. Нарушения речевого развития — группа различных видов отклонений в развитии речи, имеющая различную этиологию, патогенез, степень выраженности. При Н. р. р. нарушается ход речевого развития, проявляются несоответствия нормальному онтогенезу, отставание в темпе. Недоразвитие речи — качественно низкий уровень сформированности сравнительно с нормой той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нейролингвистика — отрасль психологической науки, пограничная с психологией, неврологией и лингвистикой. Нейроонтогенез — созревание нервной системы. Нейрон — нервная клетка с отростками (дендритами и аксоном). Нейроны подразделяются на афферентные, несущие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные, в которых происходит предварительная переработка импульсов. Невропатия — конституциональная нервность (повышенная возбудимость нервной системы). Негативизм — немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой н. — упорный отказ от общения. Обтуратор — приспособление для закрытия дефекта твердого нёба при его расщелинах. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Ортодонтия — раздел медицины, занимающийся изучением, предупреждением и лечением деформаций зубных рядов и челюстно-лицевого скелета. Отраженная речь — повторенная за кем-либо. Позотонические рефлексы — врожденные рефлексы, проявляющиеся в изменении позы и мышечного тонуса в зависимости от положения головы. Психическая (в том числе и речевая) система — сложные связи, возникающие между отдельными функциями в процессе развития. Парафазия — нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слов (вербальная) в устной и письменной речи. Патогенез — раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития болезней. Персеверация — патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова. В основе П. лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия. Пренатальный — относящийся к периоду перед рождением. Психотерапия — лечение психическим воздействием. Распад речи — утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга. Релаксация — расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры. Рефлекс — запрещающая позиция — специальная поза ребенка, в которой достигается максимальное расслабление. Рефлексы орального автоматизма — врожденные Р., вызываемые в области рта. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физио-логическими дефектами речевого аппарата. Ротацизм — неправильное произношение звуков р, р'. Сенсорный — чувствующий (противоположный — моторный, двигательный). Сигматизм — недостаток произношения свистящих и шипящих звуков. Синапс — специальное образование, осуществляемое связь между нервными клетками. Синдром — сочетание признаков (симптомов). Синтагма — синтаксическая интонационно-смысловая единица. Симультанный — анализ и синтез, имеющий определенный целостный (одновременный) характер. Сложный (комбинированный) дефект — дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например, речевая и зрительная недостаточность и другие сочетания. Соматический — телесный. Сопряженная речь — одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз. Судороги — непроизвольные сокращения мышц. Сукцессивный — анализ (и синтез), реализуемый по частям (последовательный), а не целостно. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Тоническая судорога — длительное сокращение мышц и вызванное им напряженное положение. Тремор — непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка. Фактор риска — различные условия внешней или внутренней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний. Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонематический анализ и синтез — умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие — специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Ф. с. близок по значению Ф. в.). Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, коррекцию дыхания и личности обучающегося. Экстирпация (гортани) — удаление. Этиология — учение о причинах. Эхолалия — автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением. Церебральный — мозговой. Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и ее хранения.
Date: 2016-05-14; view: 698; Нарушение авторских прав |