Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи

В процессе развития грамматического строя речи у умствен­но отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических зна­чений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.

Большое значение в работе по формированию граммати­ческого строя во вспомогательной школе имеет использова­ние онтогенетического принципа. Многие грамматические формы, которые в норме ребенок усваивает еще в дошколь­ном возрасте, у умственно отсталого ребенка оказываются неусвоенными даже в младших классах. Последовательность работы над грамматическими формами осуществляется как и в нормальном онтогенезе: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к семантически более слож­ным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грам­матическому оформлению к более сложным по грамматичес­кому оформлению.

Рекомендуется следующая последовательность логопеди­ческой работы над падежными формами: дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа винительный падеж, родительный, дательный, творительный (беспредложные), предложно-падежные конструкции, падежные формы множественного числа, При согласовании прилагатель­ного и существительного отрабатываются именительный падеж игужского и женского рода, затем именительный падеж сред­него рода, а далее косвенные падежи словосочетания прила­гательного с существительным.

Развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в настоящем времени (единственное и множествен­ное число), затем в прошедшем времени (изменение по ро­дам, лицам и числам) и, наконец, в будущем времени, которое является наиболее сложной временной формой глагола.

Длительным и трудным процессом является работа по формированию формы словообразования у умственно отста­лых школьников, начинать ее надо с уменьшительно-ласка­тельных и других простых словообразовательных форм су­ществительных. Далее проводится работа по образованию прилагательных от существительных, глаголов с приставка­ми, над родственными словами.

При формировании структуры предложения особое вни­мание уделяется усвоению глубинно-семантических (преди­кативных) отношений внутри речевого высказывания (субъек­тных, объектных, локативных, атрибутивных), которые постепенно усложняются и последовательно включаются в структуру высказывания (предложения). Сначала предложе­ние распространяется за счет простых объектных отношений. (Девочка рвет цветы), затем — локативных (Дети идут в школу), в дальнейшем — атрибутивных (Это мамина сумка; Мама несет красную сумку).

Рекомендуется следующая последовательность работы над предложениями: простые нераспространенные, распространен­ные, сложные предложения. Работа над связной речью снача­ла проводится на материале диалогической, ситуативной речи, а позднее -— контекстной, монологической.

В процессе развития связной речи большое внимание уде­ляется формированию внутреннего (смыслового) программи­рования связных высказываний с постепенным их углубле­нием и расширением. Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением связной речи. Рекомендует­ся следующая последовательность в работе над связным тек­стом: пересказ короткого текста с иллюстрациями, пересказ Длинного текста с опорой на наглядность, короткий рассказ по серии сюжетных картинок, более длинный по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, самостоятельный на заданную тему.

Развитие связной речи у умственно отсталых детей долж­но быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке опера­ций внутреннего программирования.

Каждая из операций порождения связного высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на про­стых заданиях, постепенно операции объединяются в целост­ный процесс порождения связного текста.


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-05-14; view: 224; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию