Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






При акустико-гностической сенсорной афазии

При акустико-гностической сенсорной и при акустико-мне-стической афазии отмечаются повышенная работоспособность больного и активное стремление к преодолению речевых рас­стройств.

При этом у него может наблюдаться состояние депрессии, в связи с чем логопед должен постоянно его ободрять, давать лишь посильные для выполнения домашние задания, инфор­мировать врача об угнетенном или возбужденном состоянии больного.

При акустико-гностической сенсорной афазии задачей кор-рекционно-педагогической работы является восстановление фонематического слуха и вторично нарушенных экспрессив­ной речи, чтения, письма.

Логопед опирается на сохранные анализаторные оптичес­кую и кинестетическую систему, а также сохранные функции лобных долей, которые в комплексе создают предпосылки и компенсаторной перестройке нарушенных акустико-гностичес-ких функций.

Восстановление фонематического восприятия на раннем и резидуальном этапах проводится по единому плану, с тем только различием, что на раннем этапе нарушение фонема­тического восприятия бывает более выраженным.

В особо грубых случаях сенсорной афазии на раннем эта­пе восстановления применяются неречевые формы работы, целью которых является установление контакта с больным, объяснение самого факта заболевания, организация его учебной деятельности (выполнение посильных заданий), концент­рация внимания. Используется списывание коротких слов к картинкам и решение простых арифметических примеров. Как правило, больной охотно приступает к списыванию, но удер­живает в зрительной памяти лишь первую букву слова, а за­тем пишет серию букв, не относящихся к списываемому сло­ву. Ему показывают его ошибки, предлагают списывать слово по буквам, разнося их по клеточкам. В процессе этих заданий появляется частичное осознание самого факта своего заболе­вания, больной, как правило, тяжело его переживает, а в даль­нейшем аккуратно выполняет все задания логопеда. Этап неречевого периода работы с больным может длиться несколь­ко дней.

Работа по восстановлению фонематического восприятия содержит следующие этапы: первый этап-- дифферен­циация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическо­му рисунку (домлопата, ельвелосипед, котмашина).

К каждой паре слов подбираются картинки, а на отдель­ных полосках бумаги пишутся четким почерком слова. Боль­ной соотносит звуковой образ слова с рисунком и подписью, ему предлагают выбрать то одну, то другую картинку, разло­жить подписи к картинкам, картинки к подписям.

Параллельно с этой работой начинается закрепление вос­приятия звучания отдельных слов в процессе их списывания, проговаривания слова во время списывания и воспитания слухового контроля. Для этого берутся короткие слова, состо­ящие из одно-двух слогов. Воспитание акустического внима­ния больного начинается с оживления оптического внимания.

Второй этап — дифференциация слов с близкой слого­вой структурой, но далеких по звучанию, особенно в корневой части слова: рыбаноги, забортрактор, арбузтопор. Работа ведется с опорой на картинки, подписи к ним, списы­вание, чтение; воспитывается акустический контроль за сво­ей речью.

Третий этап — дифференциация слов с близкой слого­вой структурой, но с далекими по звучанию начальными зву­ками (ракмак, рукамука); с общим первым звуком и различными конечными звуками (клювключ, ночьноль, левлес). Больному предлагается выбрать слова, начинаю­щиеся с того или иного звука, опираясь на предметные кар­тинки и подписи к ним.

Четвертый этап — дифференциация фонем, близких По звучанию (домтом, дом — дым и т. д.).

Для закрепления однозначного восприятия фонем ис­пользуются различные варианты упражнения по заполнению в слове и фразе пропущенных букв, слов с оппозиционными звуками, значение которых уточняется уже не через рисунок, а через фразеологический контекст. Например, больному пред­лагается вставить в текст слова туш, душ, тело, дело и т. д.

Пятый этап — закрепление акустических дифферен­циальных признаков фонем при подборе серий слов на за­данную букву из текстов.

Восстановление фонематического восприятия длится от 2 месяцев до 1—1,5 лет, так как во многих случаях понимание значения слова происходит лишь в контексте и трудности в дифференциации близких фонем еще долго испытываются при самостоятельном письменном изложении мысли.

Кроме этого, ведется работа по смысловой отнесенности слова через различные фразеологические контексты: выбрать все изображенные на картинках острые предметы, все дере­вянные, металлические или стеклянные, то, что относится к посуде, к орудиям труда, к обуви и т. д. Такая работа, направ­ленная на оживление различных смысловых связей слова, облегчает выбор слов в процессе общения, снижает количе­ство вербальных парафазии.

Наибольшие трудности преодоления нарушений речи на­блюдаются при сочетании акустической агнозии и акусти-ко-гностической афазии, возникающих при двустороннем по­ражении височных зон. Восстановление речи при этом варианте афазии опирается на охранное чтение про себя, чте­ние с губ и остаточные возможности слухового восприятия, которые позволяют соотнести прочитанную, зрительно вос­принятую артикуляторную позицию звука, способность его имитированного повторения с воспринятым на слух звуко­вым сигналом.

Преодоление вербальных парафазии осуществляется путем обсуждения различных признаков предметов и действий по их смежности и контрастности, по функции, орудийной при­надлежности, по категориальному признаку. Больному пред­лагается заполнить пропущенные глаголы и существитель­ные, подобрать существительные и наречия к глаголу, прилагательные и глаголы к существительному и т. п. Дале­ко не всегда следует исправлять больного во время его выска­зывания, это может травмировать его, вызвать у него раздра­жение, нарушить с ним контакт.

Логопед записывает вербальные парафазии в своем днев­нике и на основе их анализа подбирает серию упражнений для их преодоления.

Для преодоления многоречивости и аграмматизма больно­му предлагается схема предложения, образцы прямых и ин­вертированных предложений из трех — пяти слов.

Одним из эффективных приемов восстановления экспрессив­ной речи при сенсорной афазии (как и при других формах афа­зии) является использование письменной речи. Больному пред­лагается писать фразы и тексты по простым сюжетным картинкам. Эта работа позволяет ему подыскать нужное слово, отшлифовать высказывание. Преодоление ошибок согласования глаголов, существительных и местоимений в роде и числе осу­ществляется путем вставки пропущенных в тексте флексий.

Восстановление чтения, письма и письменной речи ведется параллельно с преодолением нарушения фонематического слу­ха. Восстановлению письма предшествует восстановление чте­ния, опирающегося на звуко-буквенный анализ состава слова. Попытки произнесения читаемого слова, осознание того, что от смешения звуков изменяется смысл слова, создает базу для восстановления аналитического чтения, а затем и письма.


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-05-14; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию