Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов





Лицевая сторона

Тема Раздел темы Общий термин Ключевой термин
Полное название работы с выходными данными, количеством страниц
Внутренняя нумерация Шифр, код, идентификатор
Информационные материалы по данной работе, отвечавшие разделу темы, проясняющие общие и ключевой термин. Материалы могут даваться в форме как описания, так и цитирования с точным воспроизведением текста и указанием соответствующей страницы

Оборотная сторона

Общая характеристика структуры всей работы

Приведем конкретный пример общего построения информацион­ной карточки.

Лицевая сторона

Теория аргументации Риторика Риторические фигуры Тропы переосмыслений
М.Л. Гаспаров. Античная риторика как система (Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика). М.: Наука, 1991. С. 27-60.
ГЛ 164. 832.00 931 ВГБИЛ
Фигуры переосмысления, тропы, т.е. отклонения от «естественной нор­мы» в пределах одного слова, речевые фигуры (45) Перенос по смыслу дает метафору, сокращенное сравнение (там же) Перенос значения по сменности дает метомонию (46) Перенос значения по количеству дает синедоху (там же).

Оборотная сторона

Общая характеристика античной поэтики (27-29) Четыре основных характеристики статуса (29) Статус определения, установления, оценки, отвода (29-32) Система локусов (33) Характеристики расположения материала (вступление, повествование, доказательство, опровержение) (34-38) Фигуры мысли (четыре'группы) (41-43) Фигуры речи (44-46) Общая характеристика учений о стилистике (47-49)

Изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых данная тема освещается в контексте общей пара­дигмы науки, и двигаться дальше в направлении от общего к частно­му - от базисных положений к более конкретным. Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Ориентация на научный ав­торитет - это хороший способ отделения достоверной информации от менее достоверной. Однако работа с авторитетными источниками может вызвать неосознанное желание прямого заимствования мате­риала. Задача диссертанта - найти самостоятельную позицию, ко­торая опиралась бы на все лучшее, что можно почерпнуть из авто­ритетных источников.



Если диссертант в своей работе использует недостаточно осмыс­ленный и мало переработанный материал, это может привести к тому, что у текста диссертации не будет собственной органичной логики, он превратится в нечто механически сочлененное. Следует понимать, что необходимое условие присутствия элемента новизны в работе - собственное достаточно глубокое осмысление темы в целом.

Может случиться так, что часть выписанной информации все же окажется бесполезной. При этом ни в коем случае не стоит пытаться загнать в диссертацию весь собранный материал. Здесь количество может и не перейти в качество. Обилие необязательных для Вашего изложения цитат и звучных имен, без которых вполне можно было бы обойтись, вовсе не является достоинством, а только загромождает текст и делает расплывчатой мысль, которую Вы хотели донести.

Тем не менее, если Вы занимаетесь исследованием в области кон­кретных наук, может оказаться весьма полезным обращение к рабо­там общеметодологического и философского характера, к трудам фи­лософов-классиков. Из них можно всегда выбрать доступные пони­манию положения, которые будут способствовать раскрытию темы.

Вслед за фундаментальными работами целесообразно заняться конспектированием научных статей по теме в периодических издани­ях. Для того чтобы разобраться в содержании статьи, необходимо ис­ходить из ее специфики. Научные статьи гуманитарного характера в гораздо большей степени насыщены словесными рассуждениями и аргументацией. Достоверность гуманитарного знания - принципи­ально иная, чем достоверность точного. В статьях такого рода важное место занимают мировоззрение автора, его этические, политические, идеологические взгляды. Ввиду такой специфической достоверности гуманитарных статей, содержащаяся в них информация может содержать неточности, полемические преувеличения, а иногда искажения, вызванные политической конъюнктурой. Поэтому при работе с по­добными статьями следует особенно тщательно отделять главное от второстепенного, достоверное от наносного.

Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно - либо внутри Вашего авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е. расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего ис­пользования для обоснования своих доводов или для полемики с ав­тором. Цитаты привлекают и для иллюстрации собственных сужде­ний. Однако соискатель должен тщательно следить за правильностью цитирования. Неполная, неправильная, умышленно искаженная и по­догнанная под цели диссертанта цитата вовсе не украшает его работу и коверкает смысл цитируемого произведения.



 

· Общие принципы построения текста

Вопреки широко распростра­ненному мнению, приступая к написанию диссертации, нельзя сразу писать ее начало-введение. Введение к диссертации - наиболее от­ветственная часть текста, в которой, как в незамутненном зеркале, должны отражаться все его достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положения. Все это может окончательно выкрис­таллизоваться на последнем этапе работы, когда достигнута полная ясность в понимании Выбранной темы. Необходимо начинать с ос­новной части текста, добиться ее оптимального варианта, а затем только переходить к введению и заключению.

Основная часть диссертации должна составлять не менее 70% ее полного объема. Она неизбежно делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. В кандидатской диссертации может быть две, или три главы, в докторской - четыре или более. Каждая глава состоит из двух параграфов, не менее. Же­лательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему.

Логическая структура диссертации вырисовывается далеко не сразу. Для того чтобы она стала предельно ясной. Вы должны мыс­ленно смакетировать диссертацию как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Сначала такой «макет» целесообразно разрабатывать в форме плана, размышляя над правильным наименованием и распо­ложением отдельных параграфов.

Членение работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты-плана должны структурно полностью раскрывать тему. План диссерта­ции - это как бы логический скелет изложения, и в этом скелете все должно быть на своем месте.

Главы диссертации - это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и назва­ние должно отражать эту подчиненность.

После составления плана можно приступать к черновому написа­нию текста. Достаточно большой объем работы подсказывает, что текст лучше писать не целиком, а небольшими частями, причем каж­дая из них должна вписываться в общую интеллектуальную фабулу диссертации.

Конечно, не существует стандарта композиции диссертационно­го труда. Каждый соискатель сам выбирает порядок организации на­учных материалов. Однако выработались определенные общие тре­бования к композиционной структуре диссертационного произведе­ния. Диссертация непременно должна содержать следующие эле­менты:

· Титульный лист.

· Оглавление.

· Введение.

· Главы основной части.

· Заключение

· Библиографический список.

· Приложения.

Вспомогательные указатели.

Титульный лист (образец 1) является первой страницей диссер­тационной работы и заполняется по строго определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения или научной организации. Верхнее поле с указанным текстом отделяется от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

Далее указываются фамилия, имя и отчество диссертанта (в име­нительном падеже).

В среднем поле дается заглавие диссертационной работы, которое проводится без слова «тема» и в кавычки не заключается.

После заглавия диссертации помещается шифр из номенклатуры специальности соискателя и ученая степень, на соискание которой представляется диссертация.

Далее, ближе к правому краю титульного листа указываются фа­милия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень.

В нижнем поле указываются место выполнения диссертационной работы и год ее написания (без слова «год»).

Образец 1

  Ростовский государственный университет   На правах рукописи   Иванов Николай Сергеевич Социализация молодежи в российском вузе: опыт комплексного анализа Специальность 09.00.11 - социальная философия (социологические науки) Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук
  Научный руководитель - доктор социологических наук, профессор И.В. Петров





Ростов-на-Дону - 2000

 

Образец 2

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение .....………………………………………………............................... 3 Глава 1. Методологические проблемы исследования социализации студенческой молодежи ………………………………………………........... 15 1.1. Студенчество в структуре современной моло­дежи ......................……...... 15 1.2. Социализация в вузе: концептуализация поня­тия ..........................……. 35 Глава 2. Социальные детерминанты социализации студенчества в кризисном обществе ……………………………………60 2.1. Рынок труда как фактор профессионально-об­разовательной социализации ………………………………………………………………................................ 60 2.2. Ценностные ориентации студенчества в усло­виях модернизации базовых ценностей российского общества ……………………………............................ 79 2.3. Рыночные преобразования в вузе как фактор профессиональной социализации студентов ………………………………………………........... 100 Заключение .........................………………………….......... 125 Библиографический список использованной литера­туры ........................ 132 Приложения ................................……………… 145

После титульного листа помещается оглавление (см. образец 2), в котором приводятся заголовки всех глав, параграфов и более Мелких рубрик диссертационной работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начина­ются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, пос­ледовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на трих-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столб­це оглавления.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть дис­сертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это ак­туальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранный метод (методы) исследо­вания, теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также Положения, выносимые на защиту.

По поводу актуальности темы уже достаточно было сказано выше. С точки зрения композиционной структуры диссертации обо­снование актуальности темы должно занимать примерно одну-две страницы введения и содержать объяснение того, почему к данной теме целесообразно обратиться именно сейчас, какова научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современ­ные научные представления о предмете исследования.

За обоснованием актуальности должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно пере­числить прошлых и современных, отечественных и зарубежных уче­ных, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой освещенностью темы в отечественной литературе, если таковые имеют место. Обосновать обращение именно к этой теме можно, например, недостаточной ее исследованностью или обилием в зарубежной литературе неизвестного отечественной научной обще­ственности материала по данной теме, который, с Вашей точки зре­ния, следовало бы ввести в научный оборот (Названия основных трудов отечественных и зарубежных исследователей, от­носящихся к теме Вашей диссертации, можно указать в подстрочных сносках). Здесь нужно проде­монстрировать, что Вы хорошо освоились в теме и овладели методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, мо­жете верно оценить вклад Ваших предшественников и современников в решении данной проблемы. Принципиально важно не пройти мимо особо значимых работ, дать им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Необходимо быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение темы. Иногда соискателю без достаточных на то оснований кажется, что до .него никто не обращался к этой теме и не приходил к таким вы­водам. Если у Вас возникло аналогичное ощущение, не торопитесь сообщать об этом в тексте введения. Тщательно проанализируйте всю имеющуюся литературу, проконсультируйтесь с научным руководи­телем, а потом уже решайте, делать или нет столь широкомасштаб­ные заявления.

После рассмотрения степени научной разработанности проблемы осуществляется плавный логически обоснованный переход к форму­лировке лично Вашего места в исследовании проблемы. Здесь фор­мулируются цель диссертационного исследования и его задачи, иначе говоря, его стратегия и тактика. При этом необходимо помнить, что перечисление задач имплицитно задает план и внутреннюю логику текста всей работы. Далее формулируются объект и предмет ис­следования. Объект (научного исследования) - это избранный эле­мент реальности; который обладает очевидными границами, относи­тельной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблем­ную ситуацию и избирается для изучения. Предмет (научного иссле­дования) - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки (мыслен­ного) обзора, аспекта, «среза», отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет ис­следования определяет тему диссертационной работы, которая обо­значается на титульном листе как ее заглавие.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном кон­струировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и разви­тие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия, явления) и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение ко­торых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Не обязательно, но желательно во введении к работе кратко ска­зать о структурных этапах дальнейшего изложения и обосновать ло­гику его построения.

Основная часть работы по объему должна составлять примерно. 70% всего текста и согласовываться в своей структуре с планом дис­сертации. Здесь подробно излагаются ход Вашего исследования, обо­сновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказа­тельность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необяза­тельного и загромождающего текст материала.

Заключительная часть диссертации (заключение) должна со­держать выводы, сделанные по результатам всей работы. Эта часть, самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены на суд научного сообщества итоговые результаты Вашего труда. Заключение - это не просто суммирование достиг­нутых результатов, а своего рода синтез, органично соединяющий экс­плицитный и имплицитный уровни изложения, отдельные результаты по теме и совокупный итог Вашей работы в целом. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, по­ставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные вы­воды, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообраз­но построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых - выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в за­ключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основе результатов работы перспективу дальнейших исследований поданной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные пер­спективы их научного развития.

Вслед за заключением обычно приводится библиографический список, использованной литературы. Это перечень литературных источников, использованных автором в ходе работы над темой.

Каждый включенный в такой список литературный источник не­обходимо отразить в рукописи диссертации. При ссылке на какие-то факты, взятые из работ других авторов, следует обязательно указать в подстрочной сноске, откуда взяты приведенные материалы. Не стоит включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте диссертации и которые Вы не использовали, а также энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует при­вести их в подстрочных ссылках.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загро­мождают текст основной части диссертации, помещают в приложе­нии.

По содержанию приложения очень разнообразны: копии подлин­ных документов, выдержки из отчетных материалов, производствен­ные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и пра­вил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме при­ложения могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Приложения помещаются в конце диссертации. Каждое приложе­ние должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в пра­вом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заго­ловок. При наличии в диссертации более одного приложения они ну­меруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложе­ние I», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых да­ются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц ос­новного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется посред­ством ссылок, которые употребляются со словом «смотри»; напри­мер: (см. приложение 1).

 

 

Рубрикация текста

Текст диссертации, как всякий текст, должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов -глав и параграфов, имеющих заголовки и пронумерованных римскими и арабскими цифрами; более мелкие рубрики, чем параграф, помеча­ются буквами русского или латинского алфавита. Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной едини­цы - параграфа или подпараграфа с помощью абзацев - отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы позволяют более зримо обозначить логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композиционный прием, направленный на выделение логических акцентов, кото­рые невозможно выделить другими способами. Логическая целост­ность высказывания, присущая абзацу, способствует лучшему вос­приятию текста. Поэтому правильная разбивка текста диссертацион­ной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

Деление на более крупные части работы диктуется внутренней ло­гикой текста. Например, если глава делится на параграфы, пос­ледние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом.

Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частнос­ти, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составля­ющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количество парагра­фов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы.

Деление главы на параграфы должно осуществляться на протя­жении всей главы по одному и тому же признаку. Например, если глава «Основные формы религиозного опыта» разбита на параграфы:

1) экстравертный опыт,
2) интровертный опыт,
3) теистический опыт,

то такое деление неправильно, поскольку осуществлено не по одному признаку, а по двум сразу: первые два параграфа классификации раз­деляют религиозный опыт по психологическому критерию, а послед­ний параграф вносит содержательный критерий, поскольку в дейст­вительности теистическим может быть как экстравертный, так и интравертный опыт.

Параграфы, на которые делится глава, не должны сами соотно­сится друг с другом как часть и целое. Например, с точки зрения логики нельзя признать правильным деление главы «Учащиеся, нуж­дающиеся в специальных методиках обучения» на параграфы:

1 )дети, отстающие в развитии,
2) дети, отстающие в развитии речи,
3) дети с органическими отклонениями от нормы.

Ошибка здесь в том, что дети, отстающие в развитии речи, в действительности представляют собой подгруппу детей, отстающих в развитии; таким образом, второй параграф является частью первого по содержанию.

При делении главы на параграфы нельзя перескакивать через от­дельные классификационные виды. Например, деление главы «Виды предложений» на три параграфа:

1) простые предложения,
2) сложносочиненные предложения,
3) сложноподчиненные предло­жения
- явная логическая ошибка смешения в одном ряду понятий различной степени рубрикации. Эту главу следовало бы разделить на два параграфа:

1) простые предложения,
2) сложные предложения,
причем последние в свою очередь могут быть разделены на сложно­сочиненные и сложноподчиненные.

Главы и параграфы должны быть озаглавлены так, чтобы название точно соответствовало содержанию текста. В заголовках следует избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, мате­матических формул. Заголовки должны быть достаточно краткими, т.е. не содержать лишних слов, но в то же время они не должны состоять из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или пара­графа на несколько строк, даже если иначе трудно передать содер­жание главы с достаточной точностью.

Главы и параграфы должны быть пронумерованы. Для этого ис­пользуются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы в сочетании с делением на абзацы. Например, части нумеруются с использованием порядковых числительных (часть первая), разде­лы - с использованием прописных букв, главы - римских цифр, параграфы - арабских цифр. Рубрики внутри текста организуются с помощью русских или латинских строчных букв. В последнее время входит «в моду» чисто цифровая нумерация, когда самые крупные части нумеруются одной цифрой, их подразделы - двумя цифрами:

номером части и номером раздела (например, раздел 2.1),
пара­графы - тремя цифрами (2.1.3).

Такая система допускает отсутствие слов «часть», раздел», «глава», «параграф».

 

 

Методика изложения содержания и стилистика

Поскольку Ваша диссертация будет восприниматься Другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и, грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впе­чатление от самой талантливой и оригинальной, работы.

Каждый исследователь стремится донести до читателя свои мысли оптимальным образом. Здесь могут использоваться различные вари­анты. Это может быть сжатое описание хода исследования с подроб­ным изложением результатов. Другой вариант подачи ориентирован на читателя-неспециалиста и отличается подробным изложением всех стадий работы; автор как бы вводит читателя в свою творческую ла­бораторию, ведет его от этапа к этапу, комментируя удачи и неудачи, и в конечном итоге раскрывает, полученный результат и вытекающие из него следствия.

Этот вариант изложения наиболее приемлем для диссертации, по­скольку позволяет автору лучше раскрыться как начинающему само­стоятельному исследователю и продемонстрировать свое соответст­вие официальным требованиям, предъявляемым к соискателю науч­ной степени.

Способы изложения диссертационного материала весьма разно­образны. Это может быть изложение в виде развернутого доказа­тельства сформулированной в начале работы гипотезы, когда вся дис­сертация представляет собой как бы расширенное подробное единое доказательство. Можно поступить наоборот: вначале формулируется задача исследования, а затем начинается движение от нее к конечному выводу. Изложение может быть дедуктивным, т.е. направленным от общих аксиоматических положений к анализу частных случаев, и ин­дуктивным - направленным от эмпирических случаев, эксперимен­тальных данных к теоретическим обобщениям. Наконец, изложение может быть описательным, когда автор старается скорее показать факты, чем сделать из них какие-то широкомасштабные выводы; в таких фучаях факты должны быть поданы так, чтобы они говорили сами за себя. Значительное место занимает хронологический способ изложения, когда научные факты излагаются в определенной времен­ной последовательности.

Если способ изложения раскрывает научную культуру автора, то его общую культуру характеризует уровень языка и стиля. Стилис­тические требования, предъявляемые к диссертации, складываются из двух компонентов - требований современного русского литера­турного языка и требований так называемого академического этикета. Академический этикет применительно к тексту диссертации - это определенные принципы письменного общения членов научного со­общества между собой.

Наиболее характерной особенностьюязыка письменной научной речи является формально-логическое изложение материала, т.е. по­строение изложения в форме рассуждений и доказательств. Акаде­мический этикет требует исчерпывающей доказательности выдвину­тых соискателем положений, смысловой законченности, целостности и связности текста. Это достигается с помощью специальных языко­вых средств выражения логических связей. Среди таких средств сле­дует назвать функциональные связки (преимущественно вводные слова и обороты):
последовательность развития мысли выражается словами «вначале», «прежде всего», «затем», «во-первых», «во-вто­рых», «значит», «итак» и др.; противоречивые отношения - словами «однако», «между тем», «в то время как», «тем не менее»; причин­но-следственные отношения - словами «следовательно», «поэто­му»,- «благодаря этому», «сообразно с-этим», «вследствие этого», «кроме того», «к тому же»; переход от одной мысли к другой - «прежде чем перейти к...», «обратимся к...», «рассмотрим», «остановимся на...», «рассмотрев, перейдем к...», «необходимо остано­виться на...» и др.; итог выражается словами «итак», «таким обра­зом». «значит», «в заключение отметим», «все сказанное позволяет сделать вывод», «подведя итог», «следует сказать» и т.д.

Подобные слова и обороты не всегда украшают изложение, но стилистически приемлемы и необходимы в научном тексте. Напри­мер, если автор начинает абзац словами «действительно» или «в самом деле», читатель сразу настраивается на восприятие последу­ющего текста как доказательства положений, изложенных выше, а слова «впрочем», «напротив», «с другой стороны» настраивают на ожидание противопоставления нижеследующего сказанному выше. В диссертациях по точным и техническим наукам такие слова всегда используются для эксплицитного выражения логических свя­зей, которые иначе словесно выразить невозможно.

Иногда подобные слова дополнительно несут функцию рубрикации текста, поскольку способствуют более глубокому логическому струк­турированию.

Научный текст отличает прагматическая направленность на ко­нечный результат. Поэтому в диссертационном исследовании слово­употребление должно быть максимально точным, лишенным специ­альных стилистических украшений. Такой текст не требует художе­ственности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные терми­ны, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Нельзя смешивать терминологию различных наук. Помимо единичных слов-терминов в научном тексте используются устойчивые-фразеологические обороты, превратившиеся в своего рода термины. Таковы устойчивые сочетания типа «ток высокого напряжения», «со­циальный институт», «экономическое регулирование» и т.д.

Характеризуя синтаксический строй научного текста, необходи­мо отметить, что логическая цельность и связанность его частей тре­бует широкого использования сложных предложений. Им присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием связок и союзов. Превалируют сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Диссертант не должен стремиться упростить синтаксис своей работы, так как это влечет за собой потерю необходимой логической динамики. Не сле­дует понимать требования простоты и ясности изложения как призыв максимально упростить синтаксис. В то же время синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной, такой, когда читатель, дойдя до конца фразы, забывал, с чего она началась. Нужна оптимальная синтаксическая модель.

Стиль диссертации - это стиль безличного монолога, лишен­ного эмоциональной и субъективной окраски. Не принято исполь­зовать местоимение первого лица единственного числа «я», точку зрения автора обычно отражает местоимение «мы», например:
«нами установлено», «мы приходим к выводу» и т.д. Благодаря такому стилю создается впечатление, что мнение автора как бы имплицитно подкрепляется мнением стоящих за ним людей - научного коллек­тива, школы или направления. Кроме того, -такая подача текста вы­глядит скромнее, позволяя автору не выдвигать себя на первый план. Для того чтобы разнообразить текст, конструкции с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями;
например, «к проблеме социализации подходят с различных точек зрения». Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...») и страдательный залог («раз­работан феноменологический подход к проблеме»).

Принцип точности научной речи должен быть ведущим прин­ципом написания диссертации. Лексические ошибки, связанные с не­правильным выбором слов, чреваты смысловым искажением и по­тому значительно ухудшают текст. Естественно, что текст становится менее читабельным и при излишней книжной витиеватости языка, и при избыточном и не вполне семантически грамотном использо­вании иностранных слов. Текст должен отвечать требованию единства терминологии, т.е. терминологического единообразия. Следует избе­гать использования терминов-синонимов; например «обществен­ный уклад» и «социальный уклад». Значительно ухудшают стиль слова, произведенные из иностранных по правилам словообразования русского языка (например, «дигитальный») и наоборот, слова, об­разованные из русских слов на манер иностранных.

Помимо точности словоупотребления научный текст требует яс­ности изложения. Нередко в тех случаях, когда сам автор не вполне четко понимает, что он хочет сказать, он формулирует свою мысль намеренно неясно. Это особенно характерно для соискателей, кото­рые считают, что наукообразие и научность - одно и то же, и поэтому пересыпают свой текст излишними наукообразными оборотами и тер­минами. Неясность может возникать и из-за неправильного порядка слов в предложении. Например, фраза: «Четыре подобных авто­мата обслуживают несколько тысяч человек» оставляет неясным, кто именно и кого обслуживает. Создают неясность и слова с неопределенным значением, обороты типа «известным образом», «некоторым способом», «в надлежащем направлении» и т.д. Достаточно часто такие обороты отражают элементарное незнание автора тех момен­тов, которые он обозначает этими выражениями.

Еще одним требованием, предъявляемым к научному тексту, яв­ляется краткость. Это не означает, что предложения в тексте долж­ны быть односложными. Просто не следует использовать слова и выражения, которые не имеют смысловой нагрузки, а также повто­ры, слова-паразиты, излишнюю конкретизацию. Например, та­кая фраза, как: «В настоящее время современное общество пережи­вает кризис» содержит неоправданное удвоение указания на время; фраза: «Анализ показывает, что существующие в современном об­ществе социальные институты претерпевают радикальные изменения» содержит лишнее слово «существующие», поскольку несуще­ствующие институты не могут претерпевать изменения. Присутствие в диссертации таких слов говорит либо о том, что автор не имеет четкого представления о том, о чем пишет, либо о том, что он бездумно пользуется словами. Принципы краткости и ясности нарушаются и в тех случаях, когда автор неоправданно употребляет слова иностран­ного происхождения там, где их функцию вполне могли бы выполнить обычные слова русского языка, когда имеет место бессмысленное па­раллельное употребление русских и иностранных синонимичных слов, например, «форсировать ускоренными темпами», «промышлен­ная индустрия». Засоряют научную речь и канцелярские обороты, более уместные в юридических документах; например: «касатель­но решения этой проблемы», «в качестве иллюстративного материала может служить таблица» и т.д.

Как уже говорилось выше, стиль служит показателем как общей культуры соискателя, так и степени его проникновения в суть про­блемы. Поэтому добиться максимально возможного стилистического уровня текста остается обязательной задачей всякого пишущего дис­сертацию.

 

 

Оформление текста

Оформление - одна из важнейших стадий ра­боты над диссертацией. Придание соответствующей формы тексту диссертации имеет принципиальное значение, поскольку диссерта­ция - это формальное квалификационное сочинение и ее оформле­ние должно соответствовать общепринятым требованиям. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать «на потом» - на то время, когда текст в своей основе уже будет написан. Об офор­млении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. Ведь диссертация состоит не только из текстовое части, но включает в себя формулы, приложения, таблицы, диаграм­мы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны бьтъ представлены в диссертации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать.

Текстовой материал диссертации обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.

Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны; на ч пример: десять автомобилей (не: 10 автомобилей). Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами; на­пример: 28 кг, 5 л и т.д. После сокращений единиц меры, длины. массы, объема точка не ставится. При перечислении однородных величин и отношений сокращенное обозначение единицы величины ста­вится только после последнего числа.

Количественные числительные согласуются с именами существи­тельными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей; например: до сорока метров (род. п.), к семидесяти тоннам (дат. п.) и т.д. В формах именительного и вини­тельного падежей количественные, числительные управляют сущест­вительными; например: имеется сто (им. п.) литров (род. п.), получить восемьдесят (вин. п.) рублей (род. п.).

При количественных числительных, записанных арабскими циф­рами, падежные окончания не пишутся, если числительные сопровождаются существительными; например: не 15-ти рублей, а 15 рублей.

Порядковые числительные пишутся словами: седьмой, двад­цать пятый, двестипятидесятый. Порядковые числительные, обозна­ченные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся; например: в гл. 11, на рис. 9, в табл. 6, и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным; например: 3-й раунд.

При перечислении нескольких порядковых числительных падеж­ное окончание ставится только один раз; например: капитаны 1 и 2-го рангов.

Записанные римскими цифрами порядковые числительные падеж­ных окончаний не имеют; например: IV курс, XX век (не: ХХ-й век).

В диссертациях часто используются сокращения. При этом при­меняются три основных способа: 1) сохраняется только первая (на­чальная) буква слова (город - г.); 2) сохраняется часть слова, от­брасываются окончание и суффикс (медицинский - мед.); 3) про­пускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставит­ся дефис (университет - ун-т). При этом сокращение должно окан­чиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву «и», на мягкий и твердый знак.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные со­кращения. После перечисления пишут т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие);
при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если ци­тата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой, буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть пред­ложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата на­чинается с большой буквы и заканчивается многоточием, напри­мер: Г. Спенсер считал явления общественной жизни «...следую­щими общим мировым законам, как и все другие естественные яв­ления».

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она орга­нически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике; например: П.А. Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить мно­гие социологические положения».

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка №, например: рис. 7, табл. 9, с. 73, гл. 6. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений;
например: «из рисунка видно, что...», «данные таблицы показы­вают, что...» и т.д.

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящей в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, и используют сокращение «см.»; например: (см. приложение 5).

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа араб­скими цифрами без скобки и размещают выше текста строки. От ос­новного текста сноска отделяется сплошной короткой чертой. Нуме­рация ссылок осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают с первой.

Перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется офор­млять следующим образом. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых; например: В современной России можно выделить такие социальные слои: 1) верхний, 2) средний, 3) базовый, 4) нижний и 5) «социальное дно».

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими зна­ками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой; например:

Капиталистический строй характеризуется:
а) наличием буржуа и пролетариев;
б) ломкой старых социальных связей;
в) усиленной национальной интеграцией.

Все элементы перечисления в целом должны грамматически под­чиняться вводному предложению, которое предшествует перечис­лению; например: согласно 3. Фрейду, личность характеризуется следующими элементами:

1) это, или Я;
2) подсознанием, или «оно»;
3) суперэго, или «сверх-я».

 

 

Оформление таблиц, формул и иллюстративного материала

Цифровые данные, если они играют существенную роль в работе, представляют в виде таблиц.

Таблица - это система горизонтальных и вертикальных граф, снабженных краткими заголовками и порядковыми номерами. Нужно избегать повторов тематического заголовка в заголовках граф; не сле­дует выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова.

Основные заголовки (как правило, в единственном числе имени­тельном падеже) в самой таблице пишут с прописной буквы. Подчи­ненные заголовки пишут со строчной буквы, если они грамматически связаны с главным заголовком, и с прописной буквы, если такой связи нет. Заголовки (как подчинённые, так и главные) должны быть мак-симально точными и простыми.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указателем порядкового номера таблицы; на­пример: «Таблица б» без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте диссертации только одна таблица, то номер ей не присваивают и слово «таблица» не пишут. Тематический заголовок таблицы располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки в конце.

При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение табл. б»;
заголовок таблицы не повторяют, если головка громоздкая, ее не дуб­лируют, а пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице.

Все цифровые данные должны быть логически однородными и со­поставимыми, основу их группировки должны составлять существен­ные признаки.

При использовании таблиц, которые уже были опубликованы в печати, обязательно следует указать источник.

Если в своем изложении Вы можете обойтись без таблиц, то лучше так и сделать. Ненужные таблицы свидетельствуют о неумении об­ращаться с количественным материалом. Помещать в диссертацию таблицы стоит только в том случае, если их содержание трудно или невозможно передать в обычном тексте или приводимые Вами данные нуждаются в наглядном сопоставлении.

Использование формул в работе также подчиняется определен­ным правилам. Формулы, особенно важные, длинные, изобилующие математическими знаками, лучше помещать на отдельных строках.

Небольшие и не имеющие принципиального значения формулы можно размещать по тексту. Те формулы, на которые придется ссы­латься в дальнейшем, следует пронумеровать, а те, на которые ссылок не будет, нумеровать не нужно, чтобы не загромождать текста.

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы без отточия от формулы к ее номеру. Если номер не умещается в одной строке с формулой, то его располагают в следующей строке ниже формулы; При переносе формулы ее номер ставится на уровне последней строки. Если осо­бенно важная формула заключена в рамку, то ее номер находится в правом краю против основной строки формулы. Номер формулы-дроби располагают на середине основной горизонтальной черты фор­мулы.

Производные от приведенной ранее основной формулы целесооб­разно нумеровать арабской цифрой и прямой строчной буквой рус­ского алфавита, которая пишется слитно с цифрой; например: (9а), (137).

Сквозную нумерацию формул применяют в небольших работах, где нумеруется ограниченное количество наиболее важных формул, а также и в более объемных работах, если пронумерованных формул не слишком много и в одних главах содержится мало ссылок на фор­мулы из других глав.

Что касается знаков препинания при формулах, то формулы, бу­дучи полноправным элементом предложения, не изменяют пунктуа­ции. В тех случаях, когда по правилам пунктуации в тексте перед формулой должно стоять двоеточие, а после формулы - запятая или точка, эти знаки обязательно ставят. Следующие друг за другом фор­мулы разделяются между собой запятой или точкой с запятой.

Иллюстративный материал должен соответствовать общему замыслу диссертации. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики и т.п.) следует давать только там, где это действительно необходимо; они должны строго соответствовать тексту. Обязательна сквозная нуме­рация иллюстративного материала. На иллюстрации делаются ссыл­ки в тексте; например: см. рис. 10. Кроме номера, иллюстрацию снабжают подрисуночной подписью, которая включает в себя: тема­тический заголовок, порядковый номер, обозначаемый арабской циф­рой, экспликацию (объяснение), если это необходимо. В последнем случае детали рисунка обозначают цифрами и соответствующие по­яснения выносятся в подпись; например: - выбор проблемы исследования; 2 - обзор литературы.

Существует несколько разновидностей иллюстративного материа­ла, используемого в диссертациях: чертеж, схема, рисунок, фотогра­фия, диаграмма, график.

Схема - это упрощенное изображение без определенного мас­штаба, дающее возможность понять основную идею конструкции или технического процесса. На схемах используют стандартные обозна­чения. Назначение схемы - способствовать ясности представления, поэтому она должна быть максимально наглядной, простой, позво­ляющей отчетливо увидеть все детали и их связь.

Рисунки в диссертации обычно используются с целью изобразить исследуемый предмет похожим на наше визуальное восприятие, но без лишних подробностей. Наиболее удобна для этого аксонометри­ческая проекция.

К фотографии прибегают, если необходимы особая документаль­ность и наглядность изображения. Нередко фотография выполняет функции не только иллюстрации, но и научного документа, подтверж­дающего правоту автора и подлинность его экспериментов. В диссер­тации допустимо использование как ранее опубликованных фотогра­фий, так и оригинальных фотографий автора. При этом к фотогра­фиям предъявляются требования достаточной четкости и функцио­нальности содержания, т.е. фотография должна отвечать замыслу ра­боты и специфике положения, которое она должна проиллюстриро­вать. Например, если нужно показать размер какого-либо гео­графического или архитектурного объекта, желательно, чтобы на снимке рядом с этим объектом был помещен человек, который будет служить своего рода масштабом изображения, но черты лица чело­века не должны четко просматриваться, чтобы на них не фокусиро­валось внимание читателя.

Диаграммы и графики используются в тех случаях, когда нужно показать графически зависимость друг от друга каких-либо величин. Диаграммы обычно используют линейные, столбиковые и секторные. Линейную диаграмму строят на поле координат, где на оси абсцисс откладывают время (или другие независимые показатели), а на оси ординат - показатели на определенный момент времени; вершины ординат соединяют прямыми, образуя единую ломаную линию. Стол­биковые диаграммы демонстрируют данные в виде столбцов, высота которых пропорциональна изображаемым величинам. Секторная диа­грамма представляет собой круг, который делится на секторы, про­порциональные изображаемым данным.

Графики используют тогда, когда необходимо наглядно продемон­стрировать взаимозависимость математических величин, а также ре­зультаты обработки статистических и других количественных показа­телей. Над графиком помещают его заголовок. В подрисуночной под­писи следует дать масштаб графика, пояснения условных знаков и необходимые уточнения.

Оси абсцисс и ординат графика вычерчивают сплошными линиями., На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжают координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осям абсцисс и ординат; вместо сетки по осям наносить мас­штаб можно короткими рисками.

Обычно числовые деления на осях координат начинают не с нуля, а ограничивают теми значениями, в пределах которых рассматрива­ется данная функциональная зависимость. По осям координат следует указать условные обозначения (только принятые в тексте). Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их немного и они краткие. Многословные надписи заменяют цифрами, а расшифровку приводят в экспликации. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине оси: снизу вверх по оси ординат, слева направо - по оси абсцисс. Так же по­ступают со сложными буквенными обозначениями и размерностями.

 

 

Оформление библиографического аппарата

Библиографичес­кий аппарат - весьма значимая часть диссертации. Во-первых, это ценное указание на источники по теме исследования для тех, кто будет читать диссертацию; во-вторых, он позволяет судить о научной куль­туре автора, глубине его проникновения в тему и этичности его по­зиции по отношению к авторам используемых источников.

Библиографический аппарат диссертаций оформляется в соответ­ствии с требованиями ГОСТ 7.1.84 «Библиографическое описание документа» и с учетом кратких правил «Составления библиографи­ческого описания» (2-е изд., доп. М.: Кн. палата, 1991). Приведем образцы оформления библиографического списка как приложения к диссертации.

Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов

Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
Турсунов А. Основания космологии: Критич. очерки. - М.: Мысль, 1979.-237с.
История социологии в Западной Европе и США: Учебник /Отв. ред. Г.В.Осипов.- М.: Норма - Инфра, 1999. - 576с.
Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичева, А.В.Кабыща и др. / Под ред. Г.В.Осипова, Л.Н. Москвнчева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 461 с.






Date: 2016-05-14; view: 311; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию