Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод определения агрессивности и значимых ценностей у старшеклассников





ВЕРБАЛЬНЫЙ ФРУСТАЦИОННЫЙ ТЕСТ

Агрессивность — это то психологическое качество, которое для психолога часто является объектом изучения. Феномен агрессивности толкуется весьма неоднозначно. Нередко об агрессивности говорят в контексте противоправного, криминального поведения; описывают агрессию как импульсивные поведенческие акты незрелой личности (проблемы подросткового периода) или как реакции акцентуированной или психопатической личности по эксплозивному (взрывному), а также возбудимому типу.
В психиатрии болезненные проявления в виде агрессивных действий оцениваются как клинический симптом.
Агрессивное состояние может быть ситуативно обусловленной реакцией в виде ответа на чью-либо агрессию.
Агрессия может быть направлена не только вовне, но и на самого себя. Такая эмоциональная реакция расценивается как аутоагрессия: это и суицидальные тенденции у отчаявшегося человека, и не спровоцированная внешним воздействием аутоагрессия, связанная с клинической депрессией или с иными иррациональными, необъяснимыми с точки зрения здравого смысла мотивами.
В то же время агрессивность в широком смысле можно также понимать как наступательность, настойчивость самореализующейся личности лидерского типа, то есть как черту, необходимую для управленца, военачальника, предпринимателя, политика, командира экипажа, спортсмена. В этом случае агрессивность является продолжением стеничности: личностного качества, противодействующего давлению среды, рутине и устоявшимся традициям, консерватизму окружения или вышестоящего начальства. Подобное противодействие осуществляется человеком ради реализации своих конструктивных намерений или новаторских идей. Такого рода агрессия не является разрушительной и лишь отражает одно из личностных свойств человека.
Провести разделительную линию между стеничной чертой характера и агрессивностью, которая при определенном стечении обстоятельств может проявиться как антисоциальный поступок, нелегко.
Поэтому термин «агрессивность как ведущая тенденция» наиболее уместен. Ведущая тенденция в качестве стержневой индивидуально-личностной характеристики включает в себя и врожденное свойство темперамента, и черту характера, и личностное свойство. Это в равной степени относится также и к другим врожденным стилевым характеристикам, так называемым ведущим тенденциям — базовым свойствам личности, окрашивающим человеческую индивидуальность на всех этапах развития психики (Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: ИПП, 1996, 2001).

Базовые свойства личности обнаруживаются с рождения в виде индивидуальных черт. Далее эти свойства проявляются в виде черт характера, который формируется в процессе взаимодействия индивидуальных черт и воспитывающего влияния среды, затем — как разные уровни самосознания зрелой личности (бессознательное Я, декларируемое субъективное Я, идеальное Я, часто совпадающее с социально-желательной моделью Я, и объективная картина внутреннего Я).
Мы выделяем восемь ведущих тенденций. Каждая тенденция имеет свою полярную, противодействующую антитенденцию:

· интроверсия — экстраверсия;

· ригидность — эмоциональная неустойчивость;

· спонтанность (раскованная самореализация, раскрепощенное самоутверждение) — сенситивность (впечатлительность, чувствительность к требованиям окружающей среды);

· тревожность (повышенная ранимость, преобладание реакций страха) — агрессивность (стеничность, наступательность, жесткость).

Когда все эти свойства выражены умеренно и полярные характеристики уравновешены между собой, то речь идет о разносторонней структуре нормальной, сбалансированной личности. Перевес того или иного индивидуально-личностного свойства, представленного нерезким преобладанием той или иной тенденции в качестве ведущей, проявляется выраженной чертой характера. Более резкий дисбаланс следует определить как акцентуацию личности. При этом у человека отмечаются определенные трудности социально-психологической адаптации. Однако, если задействовать противоположную тенденцию, то можно оптимизировать взаимодействие индивида с социальным окружением. Правда, подобный вариант требует от личности значительных усилий и эмоционального напряжения. Если же ведущая тенденция не компенсируется антитенденцией, то мы имеем дело с психопатическим паттерном личности, что приводит к социальной дезадаптации.
Школьному психологу приходится встречаться с разными аспектами агрессивности. Чаще всего речь идет о поведенческой агрессивности, которая проявляется по разным мотивам.
Это может быть продолжением той самой личностной черты жесткости, наступательности и стремления к самоутверждению, которая свойственна в большей степени мальчикам.

Агрессивность нередко носит подражательный характер, когда агрессия культивируется через средства массовой информации: телевидение, кино, детективные романы и пр.

Агрессия может носить и защитный характер или быть проявлением защитной реакции на жесткие поступки других лиц, в том числе и на репрессивные меры родителей.

Агрессивность зачастую имеет компенсаторный характер как гиперкомпенсация ранимой, впечатлительной личности, маскирующей псевдоагрессивными высказываниями реакции страха и неуверенности.

В последние годы проблема подростковой агрессивности с элементами жестокости стала особенно актуальной. Поэтому для выявления разных форм проявления агрессивности необходимо применение научно обоснованных, надежных психологических тестов, направленных на изучение личности.

Особенности личности, как свидетельствует опыт, проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи, изучая личностные особенности человека, в своих тестах нередко моделируют ситуации фрустрации.

Под фрустрацией чаще всего имеют в виду ситуации, в которых окружающие лица (специально или нечаянно) либо ущемляют интересы индивида, что приводит к блокировке значимых потребностей, либо задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.

В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется:
— как реакции страха, тревоги, отказ от самореализации (может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта);
— как наступательное, обвиняющее других, активное или даже агрессивное поведение, враждебные высказывания или действия;
— как стремление подавить и те и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта.
Естественно, «выбор» типа реагирования в значительной степени зависит от базисных свойств личности.

Широко известный фрустрационный тест Розенцвейга в адаптации Н.В. Тарабриной представлен в виде контурных сюжетных картинок (Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Ленинград: МЗ РСФСР, 1982).

На каждом рисунке (всего их — 24) воспроизведен незаконченный диалог, в котором одно действующее лицо говорит в адрес другого то, что должно так или иначе вызвать у последнего фрустрацию. Картинки моделируют ситуации «препятствия» и «обвинения».

Реакция на ситуацию отражается в том произвольном ответе, который дает испытуемый от имени этого персонажа.
При этом выявляются:
— экстрапунитивные реакции (направленные вовне, на других людей или на окружающие объекты);
— интропунитивные реакции (направленные на самого себя);
— импунитивные реакции: фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначимая, не связанная ни с чьей виной, способная нормализоваться сама собой.
Однако опыт использования данной методики обнаружил следующие ее слабые стороны.
Обследуемый в значительной мере подвержен влиянию установочных реакций (он может настолько хорошо контролировать себя, что истинная реакция на стресс не проявляется).

Методика не дает дифференцированного подхода к разного рода фрустрациям в зависимости от степени значимости тех или иных ценностей в индивидуальной иерархии ценностей.
Кроме того, здесь не учитывается степень значимости того лица, от которого исходит фрустрирующее воздействие, то есть не уточняется направленность агрессивности в разных сферах межличностных отношений.
В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) мы в первую очередь исходили из следующих посылок:

1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, то есть от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.
2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима для обследуемого зона интересов, которая при этом оказалась задетой.
3. Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.

Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным использовать вербальный тест: испытуемый пытается ответить на поставленные фрустрирующие вопросы. При этом процедура обследования включает в себя не только ответы-высказывания (Что бы я сказал?), но и описание чувств (Что бы я почувствовал?).
Приводятся варианты возможных ответов.
Таким образом, сила и направленность агрессии определяется опосредованно, с учетом значимости как фрустрирующего лица, так и фрустрируемой личностно значимой ценности.
В разработанном нами варианте опросника вербального фрустрационного теста для старшеклассников в качестве фрустрирующих лиц упоминаются родители, учителя, сверстники. В группу значимых лиц можно включить тех, кто реально существует, с кем у обследуемого ученика в той или иной степени сложились межличностные отношения.

Date: 2016-05-14; view: 377; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию