Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии законодательного процесса ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Стадия законодательного процесса - урегулированная Конституцией Российской Федерации, и федеральными законами совокупность действий полномочных органов государственной власти по внесению, рассмотрению, одобрению, подписанию и опубликованию нормативно правового акта. Иными словами это процесс рождения закона. Можно выделить следующие стадии данного процесса: Принятие решения о подготовке законопроекта. Сделать это может Государственная Дума, Президент, Правительство, составляя план подготовки законопроектов. Сбор необходимой информации. Она служит базой всей законотворческой работы. Сейчас редко законопроект пишется с «чистого листа». Информация должна быть объективной, достоверной, своевременной и полной (но не избыточной), доступной и удобной для пользования. Разработка концепции законопроекта. Концепция законопроекта, как правило, составляется специально подобранной для этой цели группой и предназначена для законодателей. Вот почему ее важно грамотно сформулировать в письменном виде и оформить в виде документа под названием «Концепция закона (далее идет его примерное название)». Возможно, при разработке проекта закона название придется уточнить или изменить. Составление проекта закона. Если концепция закона одобрена органом, принявшим решение о принятии закона, для разработки законопроекта создается группа разработчиков. Проведение экспертизы. Экспертиза призвана дать оценку законопроекта по многим параметрам: ♦ соответствия общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции и другим законам ♦ соответствия всем правилам правотворческой техники (содержательным, логическим, структурным, языковым, реквизитным). В конце проделанной работы составляются сопроводительные документы: ♦ пояснительная записка; ♦ перечень актов, подлежащих признанию, утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению и принятию в связи с иступлен нем в силу данного закона; ♦ финансово-экономическое обоснование (если предполагаются материальные затраты); ♦ заключение Правительства. Внесение законопроекта (стадия законодательной инициативы). Составить свой законопроект и предложить его законодательному органу может любое лицо. Но парламент не обязан принять его к рассмотрению. Он должен рассматривать только проекты, внесенные органами, которые по Конституции пользуются правом законодательной инициативы. Это право не означает, что парламент непременно должен принять положительное решение, он лишь обязан выразить свое отношение к проекту (отклонить или принять его за основу и направить на доработку). Рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях парламента. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется ее Советом в соответствующий комитет нижней палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Обсуждение концепции законопроекта. Обсуждение концепции считается первым чтением законопроекта. Рассмотрение поправок к законопроекту. Рассмотрение поправок — второе чтение законопроекта. Принятие закона. Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона. Здесь уже не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. Утверждение Советом Федерации. Этот орган существует для дополнительной проверки того, нужен пи принятый закон, каково его качество, есть ли средства для его исполнения и др. Верхней палате для выяснения этих вопросов дается дне недели. Подписание Президентом Российской Федерации. Президент России выполняет координирующие функции между ветвями власти. Подписание законопроекта Президентом в двухнедельный срок можно рассматривать в этом ключе. Кроме того, это еще один способ контроля правовых актов, по которым будет жить вся страна. Президент может не подписать закон (право вето), но обычно после этого следует разъяснение причин такого решения.
39. Опубликование нормативных актов: значение, сроки, источники, язык, ограничительные грифы. Опубликование — это действие, заключающееся в доведении нормативных актов до сведения всех граждан, кому они адресованы. Для того чтобы обеспечить соблюдение норм права, обязательно нужно добиться их известности. Это необходимо не только для законов, но и для подзаконных актов, которые также затрагивают значительное число граждан или групп населения. В основе этого правила лежит презумпция, согласно которой объективная невозможность узнать содержание нормативных актов логически должна освобождать от обязанности их выполнения. Право на информацию о новых законах и иных нормативных актах — это одно из признанных международным сообществом прав человека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации. Сроки опубликования: На этот счет установлены следующие правила. Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации. Указы должны быть доведены до сведения всех путем опубликования в течение десяти дней после их подписания. Постановления Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Ведомственные акты официально публикуются в течение десяти дней после их регистрации. Источники опубликования. Законы публикуются вПарламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации имеют тот же источник официального опубликования — Российская газета и Собрании законодательства Российской Федерации. Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в Российской газете, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Сохранилась и такая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ведомствами. Язык. Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории России, так и на государственных языках республик в составе Российской федерации. Ограничительный гриф. Тексты законов и других федеральных актов должны быть опубликованы как на русском языке, признанном государственным на всей территории России, так и на государственных языках республик в составе Российской федерации.
40. Способы вступления НПА в силу. Вступление в силу нормативного правового акта - есть момент, после наступления которого правовые нормы, содержащиеся в акте, начинают действовать и явл-ся обязат-ми к применению. Момент вступления в силу нормативных правовых актов опред-ся разл. способами. 1 способ. В законод-ве устанавливается общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликований, Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не ера после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение. 2 способ. нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. 3 способ — вступление закона в силу со дня его официального опубликования — стал приоритетным в последнее время. 4 способ. Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий. 41. Систематизация нормативных актов: понятие, значение, принципы. Систематизация правовых актов — это деят-ть, направленная на их упорядочение и приведение действующих юридических документов в единую, согласованную систему. Значение С. 1) Необходимость распространения сведений о праве и углубленного, специализированного знания его вызывает потребность в С, например, в виде сборников; 2) С в различных своих видах представляет собой материальную и публичную опору науки права, а также важна для обучения студентов; 3) Кол-во и непостоянство законов, разнообразие их объектов, дробление административных регламентов, увеличение числа особых законов — все это делает точное знание права затруднительным далее для специалистов. Требуется очень серьезная работа по классификации юридической документации, с тем чтобы она (классификация) по возможности стала легко доступной и удобной в обращении; 4) Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деят-ти. Принципы С -это обязат-е требования, реализация которых позволит субъектам С достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов сбалансированную и пригодную для использования систему: -♦ плановость (установление этапов проведения систематизации сроков, конкретных исполнителей и др.); ♦ стремление к минимальному количеству нормативных актов; ♦ полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их по всем основаниям); ♦ целесообразность (ревизию актов стоит проводить лишь тогда, когда есть опасность снижения эффекта от использования правовых актов); ♦ оперативность (поскольку право это динамичная система приведение ее в рабочее состояние должно быть быстрым, ибо последующие ее изменения только осложнят работу); ♦ непрерывность (достижение гармонии правовых актов явление временное, динамизм правовой системы не предполагает приостановку этой работы); ♦ экономичность (работа по систематизации относится к числу высокоинтеллектуальных, поэтому повышение ее производительности, а также возможное снижение издержек может ее удешевить); ♦ доступность (поскольку юридические документы затрагиваю интересы людей, следует думать о том, как расширить и сделать достаточно легким пользование ими); ♦ демократичность (имеется в виду выявление общественного мнения относительно того, какая форма систематизации будет более подходящей); ♦ гласность (процесс и результаты работы по систематизации полезно делать достоянием общественности, т.к. правовые акты затрагивают их интересы); ♦ профессионализм (желательно, чтобы систематизаторской работой занимались знатоки этого дела); ♦ научность (привлечение разработок ученых в области систематизации позволит использовать не только освоенный, но и зарубежный опыт, а также новые прогрессивные идеи). 42. Кодификация и правила ее проведения. Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта. Поскольку по своей сути кодификация относится к правотворчеству и лишь примыкает к систематизации, правила ее проведения в большей мере относятся к правотворческой технике. Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, которые применяются при создании других нормативных актов. Это: 1) такая работа очень сложна и высоко затратна. Поэтому она должна начинаться только тогда, когда вынесено решение гос. органа о ее проведении и финансировании. Именно гос. орган берет па себя решение вопроса, необходима ли кодификация; 2) создание рабочего коллектива — задача не из легких. В нем должны быть собраны профессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, которая стала объектом кодификации, и политики, и практические работники с большим опытом; 3) план работы коллектива должен быть разбит на этапы с указанием примерных сроков выполнения работ на каждом из них; 4) распределение обязанностей между членами рабочего коллектива и определение этапа включения их в работу; 5) сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации; 6) обобщение зарубежного опыта в сфере законодательства, являющейся объектом законопроектных работ; 7) предварительный анализ нормативного материала и решение вопроса о целесообразности кодификации. 8) необходимо изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, которые могут сказаться на действии будущего кодекса. 9) анализ собранных для переработки нормативных актов и выл членение нормативных предписаний, которые войдут в кодекс. Одним из важных моментов является решение вопроса, однородные ли общественные отношения они регулируют; в противном случае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт. 10) нормативные предписания, отобранные для переработки, должны быть классифицированы по вопросам, которые предположительно должны найти отражение в будущем кодексе. Эта классификация должна стать основой разработки структуры кодекса; 11) самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесь классификацией отобранных и переработанных нормативных предписаний, как правило, не удается обойтись. Приходится их дополнять новыми нормативными предписаниями, как бы восполнять имеющиеся пробелы в правовом регулировании этой сферы общественных отношений. Конечно, одному человеку это не по силам. Распределение структурных элементов текста между составителями должно проводиться с учетом их желания, которое обычно определяется их компетентностью в том или ином вопросе; 12) текст проекта должен подвергнуться широкому обсуждению среди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынестиина суд широкой общественности; 13) после этого проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др.); 14) далее проекту кодекса с учтенными замечаниями предстоит утверждение на комиссии по кодификации; 15) обычно проводится отраслевая кодификация. Однако может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например, Лесной кодекс, Закон о несостоятельности (банкротстве), Правила дорожного движения). Из истории известны общеправовые кодификации, например, Соборное уложение.
43. Консолидация и правила ее проведения. Консолидация — это объединение множества правовых актов по одному или нескольким смежным вопросам в один новый правовой акт. Примером консолидированного нормативного акта является Закон «О ветеранах», объединяющий несколько сотен нормативных актов, устанавливавших социальные льготы для этой категории граждан. Они довольно специфичны и отражают, прежде всего, ее юридическую природу как преимущественно разновидности правотворческой деятельности: 1) консолидации подлежат не только нормативные акты, но и акты толкования (в частности, постановления судов высших инстанций), а также правоприменительные акты (обзоры судебной практики); 2) в консолидированном акте могут быть объединены акты не только одного уровня, но и относящиеся к разным источникам права. Так, в Законе «О ветеранах» были объединены льготы, установленные различными видами нормативных актов, но имеющие федеральный источник финансирования. Правда, возникает множество вопросов в связи с утратой юридической силы актов, вошедших в укрупненный акт. Они вполне разрешимы, но уже по правилам юридической техники, касающейся опубликования и вступления в силу нормативных актов; 3) консолидация осуществляется в отношении быстро меняющихся сфер общественной жизни: там, где жизнь требует незамедлительного совершенствования норм права, их уточнения, изменения отмены (сфера образования, информационных технологий и т.п.); I 4) юридические документы, ставшие объектом консолидации как минимум должны регулировать вопросы, носящие смежный характер. Жесткое требование об их однородности, как при кодификации, здесь не выдвигается; 5) консолидированный акт в отличие от кодифицированного новые правовые предписания не устанавливает. Содержание правовой регламентации остается прежним; 6) правовые предписания, перешедшие из объединяемых актов, размещаются в определенной последовательности. Схема их расположения — ноу-хау создателей консолидированного акта; 7) придание акту целостности требует также использования следующих правотворческих правил: логических (устранение устаревших положений, противоречий, дублирования, неоправданных длиннот; близкие по содержанию нормы объединяются в одну статью, пункт и т.п.); языковых (текст проверяется на унифицированность терминологии, стиля и др.); 8) консолидированный акт приобретает собственные реквизиты, соответственно прежние акты утрачивают не только свои реквизиты, по и юридическую силу; 9) консолидация в основном носит официальный характер. Конечно, нельзя отказать никому в составлении проекта нормативного акта или единого документа из множества регулирующих определенный круг вопросов, постановлений Верховного Суда РФ. Но это будет документ индивидуального пользования. Что касается обзоров судебной практики, то эти документы могут быть составлены любым лицом и будут относиться к неофициальной консолидации; 10) акты консолидации в основном обязательны для адресатов. О частных обзорах судебной практики этого сказать нельзя; 11) процесс консолидации должен состоять из двух частей: ♦ совершение всех инкорпорационных операций. Именно они обеспечивают добротную основу для создания консолидированного акта; ♦ совершение правотворческих операций, направленных на внешнюю обработку объединяемых правовых предписаний.
44. Инкорпорация и правила ее проведения. Инкорпорация — это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники. Технико-юридические правила инкорпорации Их множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку юридических документов. Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник: ♦ юридическая сила. Именно этот критерий взят в качестве первоначального в Собрании законодательства. Если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу значительного объема; ♦ хронологический. Он может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в Собрании законодательства; ♦ систематический. Это очень трудный вид инкорпорации, хотя дает возможность обстоятельней сгруппировать правовой материал. Такая инкорпорация может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще — ее часть, поскольку современное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Допустим, создать сборник нормативных актов по финансовому праву физически невозможно, по налоговому — крайне трудно, по бюджетному — вполне реально. Обычно данный вид инкорпорации используется применительно к молодым отраслям права (например, экологическое право) или, что чаще, к подотраслям пли институтам права; ♦ предметный. Здесь речь не идет о всеобъемлющей инкорпорации и привязке к отрасли или подотрасли права. Выбирается определенная разновидность общественных отношений или явление, получившее правовую окраску, и проводится сбор соответствующих нормативных актов, например касающихся образования, здравоохранения, охоты, садово-товарищеских кооперативов и т.п. Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы: ♦ нормативны акты; ♦ акты толкования (например, постановления судов высших инстанций); ♦ правореализационные акты (их образцы), например договоры; ♦ правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам). Текст правового документа освобождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу. В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения. Если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит и индивидуальные распоряжения, их следует исключить, нопри этом в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют. Инкорпорируемые правовые акты сохраняют свои реквизиты. Юридическая сила объединяемых правовых документов остаетсяпрежней.
45. Понятие и значение учета правовых актов. Учет правовых актов — это разновидность систематизации правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования. Значение учета правовых документов не стоит переоценивать,однако с определенностью можно констатировать, что это весьма полезная юридическая деятельность. Во-первых, велико его значение для реализации нрава, в которой участвует широкий круг граждан и организаций. Руководители любой организации озабочены тем, чтобы не конфликтовать с законом, а для этого законодательство надо иметь под рукой, уметь в случае необходимости быстро им воспользоваться. Учет правовых актов здесь обычно поручается юристу предприятия. Во-вторых, учет еще более необходим в правоприменительной деятельности. Ведь здесь государственным органам приходится принимать властные решения, оказывающие серьезное воздействие на субъектов права. Особенно это касается прокурорских, судебных органов, адвокатских бюро. Ошибиться нельзя, лучше лишний раз заглянуть в правовой акт, а для этого необходимо быстро его найти, установить связи с другими актами. В-третьих, правотворческая деятельность вообще немыслима без точного налаженного учета законодательства; в противном случае ждать квалифицированного подхода к подготовке закона, его экспертизе не следует. В-четвертых, учет правовых актов — это органическая часть кодификации, консолидации и инкорпорации, своего рода их первоначальная стадия, хотя, как было указано выше, учет имеет и самостоятельное значение. В-пятых, без учета правовых актов нельзя осуществлять работу по правовому воспитанию, подготовке специалистов в области права, заниматься научной работой в области юриспруденции. Одним словом, учет правовых актов обслуживает информационные потребности субъектов права.
46. Толкование: понятие, структура, причины толкования. Толкование — это деятельность по установлению содержания правовых норм для их практической реализации. Структура Т. Толкование-уяснение. Уяснение смысла правовых норм — главная и обязательная части толкования. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, поэтому оно, как правило, не имеет внешних форм выражения. Так поступает судья при вынесении решения по делу. Конечно, судья может и озвучить ход своих рассуждений (только не вприсутствии других лиц, если толкование идет в совещательной комнате), но это не часто встречается. Толкование-уяснение может осуществляться чисто в познавательных целях, присущих лицам, обучающимся в юридических вузах. Так поступают и граждане, желающие приобрести определенные юридические знания, с тем чтобы не иметь конфликтов с законом. Иногда Толкование ими осуществляется при реализации права (например, при намерении поступить в вуз или на работу). Т-уяснение всегда предшествует разъяснению. Толкование-разъяснение. Разъяснение — это вторая часть толкования. Она не всегда следует за уяснением. Разъяснение — это изложение смысла нормативного акта, которое стало возможным в результате деятельности по уяснению. Оно адресовано не себе, а другим участникам правоотношения. Его цель: ♦ внести дополнительную ясность для себя; ♦ озвучить смысл нормы для других заинтересованных лиц или для всеобщего сведения. Необходимость в разъяснении возникает в правоприменительной деятельности, когда исполнительный или правоохранительный орган, рассматривая конкретное юридическое дело, объясняет его участникам смысл нормы права и установленные ею их права и обязанности. Причины Т. Объективные причины — это причины, которые нельзя устранить и которые не могут быть поставлены в вину законодателю. Среди них можно назвать следующие: 1) абстрактный характер норм права. Однако абстрактные правовые нормы применяются к конкретным ситуациям. Поэтому норму права нужно растолковать и понять, охватывается ли ее содержанием и объемом регулируемая ситуация, т.е. норму «привязать» к конкретной ситуации. 2) усложнение жизни и появление ситуаций, которые приобрели новые признаки, не известные на момент принятия нормы права. 3) уяснение воли законодателя, которая может меняться с течением времени. 5) уяснение любой формы речи, которая имеет определенную автономность от мысли. Нормы права выражаются посредством слои предложений, формулировок. Для того чтобы понять их смысл и значение, логическую связь между ними, необходимо проделать немалую мыслительную работу. 6) уяснение специальных терминов (оферта, акцепт, невменяемость, вина, неустойка), юридических конструкций (состав преступления, состав правоотношения, состав договора и др.), системы отсылок и т.п. 7) использование оценочных понятий, имеющих открытое содержание или, иначе, неточных, неопределенных понятий. Субъективные причины есть результат упущений субъектов правотворчества, и при внимательном отношении к делу создания нормативных актов они вполне могли быть устранены. Их достаточно много: ♦ неумелое применение правил правотворческой техники (содержательных, логических, структурных, языковых); ♦ плохая редакция текста нормативного акта; ♦ отсутствие предвидения обстоятельств, при которых норма права будет применяться; ♦ отсутствие изменений в нормативном акте, когда изменились предполагаемые обстоятельства или появились новые; ♦ отсутствие специальных знаний автора нормативного акта, который касается той или иной специальной области 47. Техника толкования правовых актов. Толкование — это сложная интеллектуальная деятельность, которая ведется по определенным правилам. При ее осуществлении используется целый набор приемов, способов, методов толкования. Рассмотрим наиболее важные способы толкования т.е. совокупность мыслительных операций или специальных приемов выяснения воли правотворческого субъекта, содержащейся в нормативном акте. Языковое Т. Этот вид предполагает уяснение смысла нормы права на основе анализа ее текста. Языковое толкование состоит из следующих стадий: 1) выясняется значение отдельных слов (например, убийство - это лишение человека жизни, а не моральное убийство, не подрыв его достоинства, не унижение чести); 2) производится грамматический разбор предложения (например, причинение вреда в случае совершения халатности наказываете лишь тогда, когда он носит существенный характер); 3) устанавливаются связи слов в предложении (например, выясняется, наказывается ли причинение ущерба личности и (или) имуществу); 4) определяется структура предложения в целом и роль знаков препинания, союзов (хрестоматийный пример: казнить нельзя помиловать). Языковое толкование предшествует применению других способов толкования. Логическое Т. Логическое Т основано на использовании средств формальной логики. Его суть состоит в исследовании логического по строения нормативного материала. Здесь применяются такие логические инструменты, как понятие, суждение, умозаключение, закон логики, аксиома и др. Юрист производит дедуктивные действия, для того чтобы расположить согласно этим правилам нормативные предписания, принципы и аксиомы, вытекающие из всех норм, которые ему поручено применить или объяснить. В этом случае юридические умозаключения будут использоваться постоянно, часто в инстинктивной или подразумеваемой форме. Систематическое Т. Этот способ толкования предполагает анализ и сравнение не отдельных слов, а связей между частями нормы права (гипотезой, диспозицией, санкцией), между разными нормами права одного закона, а иногда между нормами, находящимися в различных нормативных актах. Поэтому требуется установление места нормы права в системе отрасли или даже в системе права в целом. Гл.я мыслительная операция здесь — сравнение. Однако сравнивать можно лишь нормативные предписания, регулирующие однородные общественные отношения или выполняющие сходные функции. Историческое Т. Этот способ толкования предполагает уяснение смысла норм права с опорой па знание фактов, связанных с историей возникновения толкуемых норм. Здесь интерпретатор выясняет конкретно-исторические условия, существовавшие па момент принятия толкуем нормы, экономическую, социальную обстановку, причины, повода вызвавшие к жизни нормативные акты, ставшие объектом толкования. Понятно, что эти сведения из текста толкуемого нормативного акта получить нельзя, следовательно, придется использовать источники, лежащие за пределами системы права: проекты нормативных актов, пояснительные записки, протоколы заседаний правотворческих органов, доклады и содоклады, выступления в прениях по проекту нормативного акта. Телеологическое (целевое) Т. Суть телеологического Т состоит в выяснении целевой направленности нормы права. Цель нормы лежит в основе формирования правила поведения. Оно структурируется так, чтобы достичь определенный результат. В процессе телеологического толкования все знания и приемы их использования привязываются к цели нормативного установления, которая выходит за пределы непосредственного содержания нормы права, но объясняет ее содержание. Функциональное Т. Его выделяет и обосновывает А.Ф. Черданцев. Он считает, что, при данном способе Т внимание обращается, прежде всего, на условия, в которых норма права функционирует, а не создается. Во внимание могут быть приняты существующие в момент толкования политические, экономические, социальные, нравственные и другие моменты. Т.о., при историч-м Т изучается обстановка, существовавшая в момент издания нормы права, а при функциональном — обстановка на момент толкования. 48. Неофициальное толкование: его признаки и виды. В юридической науке аксиоматичным является деление толкования по субъектам на неофициальное и официальное. Признаки неофициального толкования: 1) субъектами неофициального толкования могут являться организации (коммерческие и некоммерческие), ученые, адвокаты, практикующие и непрактикующие юристы, отдельные граждане; 2) между указанными субъектами нет четкой координации, и, как правило, они осуществляют деятельность по толкованию автономия 3) большинство тех, кто берется за неофициальное толкование, отличает высокий уровень подготовки в области права; 4) оно осуществляется субъектами права по доброму разумению,не основано на вменении им в обязанность делать это; 5) содержание неофициального толкования очень часто ограничивается уяснением нормативных актов, разъяснение отнюдь не является обязательным дополнением к нему; 6) оно является необязательным для субъектов права и посему не имеет юридической силы, однако порой отличается высокой авторитетностью, что не позволяет к нему относиться как к толкованию второсортному; 7) оно не регламентировано законом и осуществляется в свободной форме. Это касается всех ого параметров: результатов (актов толкования), процедур и др.; 8) его значимость состоит в выполнении им познавательной, воспитательной роли, а также функции ориентирования субъектов в правовом пространстве. Виды неофициального толкования. 1) обыденное толкование осуществляется субъектами, которые не являются специалистами в области права. 2) профессиональное толкование. Его еще называют компетенционным. Оно исходит от сведущих в области права лиц, хотя их действия по толкованию норм права и не приобретают обязательного значения. 3) доктринальное толкование. Для его наименования используется и другой термин: научное толкование.
49. Официальное толкование: его виды и особенности. Аутентичное толкование является разновидностью официального толкования. Официальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, осуществляемое компетентными органами, как правило, в виде письменных документов и влекущее определенные юридические последствия. В зависимости от того, кто из государственных органов его осуществляет, официальное толкование делится на два вида: аутентичное и судебное. Прежде всего, уясним специфику аутентичного толкования. Особенности аутентичного толкования Оно имеет небольшое распространение, что придает ему особую значимость и оттеняет специфические свойства: 1) ему присущ обязательный характер. Проигнорировать акты аутентичного толкования нельзя. Их следует принимать как руководство к действию. Более того, если сравнить акты аутентичного толкования с актами судебного толкования, следует отметить, что первым свойственна повышенная степень обязательности; 2) его целью является не просто последующее компилятивное изложение норм, а их творческий анализ в связи с выявленными недостатками по применению норм права и нежеланием допускать их в будущем; 3) по содержанию оно очень близко к правотворчеству. Порой их трудно различить, поскольку в результате аутентичного толкования формулируются конкретизирующие положения, иногда содержащие элементы новизны (правоположения); 4) оно имеет вспомогательный характер по отношению к правотворчеству, поскольку акты аутентичного толкования не могут применяться отдельно от толкуемого нормативно акта; 5) актам аутентичного толкования свойственна иерархичность. Их соподчиненность определяется местом правотворческого органа в структуре государственного аппарата. В целом же аутентичное толкование выполняет важную роль правовом регулировании, поскольку служит эффективным средством эффективной реализации нрава. Особенности судебного толкования. Эти особенности весьма красноречивы и оттеняют особый статус этого вида толкования: 1) судебное толкование осуществляется судебными органами, где заняты профессионально подготовленные работники, осуществляющие деятельность по рассмотрению юридических дел. Согласно действующему законодательству чтобы стать судьей, обязательно надо иметь высшее юридическое образование, пятилетний стаж работы по юридической профессии; 2) судебное толкование бывает нормативным и казуальным. Казуальное толкование могут давать все судьи в связи с рассматриваемыми делами. Однако если казуальное толкование дает суд высшей инстанции, оно в силу особой авторитетности толкователя может приобрести характер судебного прецедента, т.е. учитываться и другим правоприменительными органами при разрешении аналогичных дел. Нормативное толкование — прерогатива только высших судебных инстанций, где работают высшие профессионалы своего дела. Оно производится на основе обобщения судебной практики; 3) поводами и причинами судебного толкования являются выявленные недостатки и ошибки в применении закона, нарушения законов, отсутствие единства в правоприменительной практике, затруднения в применении законов, неправильное понимание и истолкование законов и т.п.; 4) судебное толкование преследует следующие цели: ♦ установить единообразие в применении законов; ♦ устранить недостатки в судебной практике; 5) основой судебного толкования является судебная практика; 6) результаты нормативного судебного толкования судов высших инстанций обязательны для нижестоящих судов. 50. Правореализационные документы: значение, виды, техника их создания. Значение документов при различных формах реализации прав. Фактическое содержание реализации права — это социально-полезная деятельность (материальная или духовная) субъектов права, совершаемая в соответствии с предписаниями норм права. Фактическая реализация права имеет место, когда, например, гражданин участвует в митинге, не нарушает экологическое законодательство, находясь на природе или используя свою машину, покупает товары, поступает на работу, вступает в брак и т.п. Довольно часто это происходит в виде совершения определенного поведения. Рассмотрим основные правила составления правореализационных документов. Документ должен быть: ♦ кратким; ♦ точным; ♦ ясным для адресатов; ♦ содержать все необходимые сведения (и это самое главное). Виды правореализационных документов. Заявления, доверенности, расписки.
51. Договор: понятие, содержание, типовая структура.
52. Ведение договорной работы. Её основные стадии.
53. Правоприменение: понятия, причины, формы, виды. Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний. Обойтись без правоприменения не представляется возможным по нескольким причинам: 1) ограниченность общественных ресурсов (финансовых, материальных, природных, человеческих и т.п.) и необходимость обеспечить справедливое их распределение и использование; 2) возможность злоупотребления своими правами со стороны субъектов права, а отсюда необходимость контроля, с тем чтобы предотвратить вред и обезопасить других лиц; 3) различия в интересах субъектов права и их нежелание это учитывать; 4) совершение правонарушений. Именно эти причины и вызывают необходимость подключения применения права к различным формам непосредственной реализации права. Различают 4 формы применения: ♦ конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право (например, произвести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу). Одним словом, «наделить» правом (что чаще) или обязанностью (гораздо реже) — это то, что требуется от государственного органа. Данную форму правоприменения условно и с натяжкой можно было бы назвать право наделением. Сюда относятся ситуации, которые так или иначе связаны с использованием общественных ресурсов; ♦ контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разрешения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предотвратить возможный вред обществу или государству; ♦ разрешение споров. Споры о праве — ситуация обыденная, и вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию. Не секрет, что субъекты права имеют свои собственные интересы и порой видят все только со своей позиции. Суд — независимый орган, он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в спорной ситуации (например, раздел имущества, определение места жительства детей в случае развода и т.п.); ♦ наложение санкции. Ситуация встречается, когда совершено правонарушение, т.е. умалено чье-то субъективное право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к юридической ответственности и восстановить права потерпевшего. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд. Виды П. 1) исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих случаях правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов. Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, поскольку они при этом должны руководствоваться принципом законности, т.е. точно соблюдать все требования нормативных актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и компетентность. Это обеспечивается предъявлением требований к подготовке государственных служащих как при поступлении их на государственную службу, так и в процессе ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов и др.); 2) правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах применения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. В подлинно развитой юридической системе в настоящий принцип возведено то, что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, независящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз. Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды.
54. Виды судебных актов, их краткая характеристика. Виды судебных актов. Перечень судебных актов довольно значительный. Вот почему следует классифицировать. В качестве классификационного критерия выберем значимость актов (или выполняемые ими функции) судебном процессе: 1) основные судебные акты — судебные решения и приговоры. И принадлежит особая роль в связи с тем, что ими разрешается право вой казус по существу; 2) вспомогательные судебные акты — акты, сопровождающие раз личные действия суда. Они фиксируют суждения суда по отдельным вопросам, которые возникают в процессе рассмотрения юридически дела (например, отложить дело, приостановить его, прекратить судебное производство и т.п.). В уголовном процессе они облекаются в форму постановлений, в гражданском процессе — в форму определений; 3) дополнительные акты — судебные акты, сопровождающие судебное производство (протоколы судебного заседания, вопросный лист присяжным заседателям и др.). Нет никакого основания умалять значение этих судебных актов, поскольку порой в них содержится информация, влияющая на исход дела. Наиболее внушительны с точки зрения количества и разнообразия акты уголовного судопроизводства — постановления суда. Они используются в уголовном процессе, где речь идет о применении репрессивных мер, поэтому для контроля над действиями суда важно иметь о них полную информацию. Именно действия суда просматриваются из его постановлений. Один их перечень убеждает в этом: ♦ о назначении предварительного слушания; ♦ о назначении судебного заседания без предварительного слушания; ♦ о направлении уголовного дела по подсудности; ♦ о приостановлении производства по уголовному делу или отложении судебного разбирательства; ♦ о прекращении уголовного дела; ♦ о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; ♦ о назначении судебного заседания по итогам предварительного слушания;
55. Структура судебного решения. Судебное решение — это процессуальный документ, разрешающий дело и восстанавливающий нарушенные права, вынесенный судом в установленной законом процессуальной форме на основе рассмотрения дела по существу. Судебное решение состоит из четырех частей, изложенных в строгой последовательности: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной. Вводная часть судебного решения должна содержать указание на время вынесения решения, т.е. указывается тот день, когда решение было подписано. Описательная часть судебного решения должна содержать изложение исковых требований, а также обстоятельств, подтверждающих эти требования. В ней отражается позиция ответчика. При возражении с его стороны кратко излагаются мотивы непризнания иска. Если истец изменил предмет или основания иска, увеличил или уменьшил размер исковых требований, об этом также указывается в описательной части решения. Аналогичные требования предъявляются и к описанию встречного иска, если он был предъявлен и принят судом к рассмотрению в данном судебном заседании. Обстоятельства, приведенные сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в подтверждение своих требований и возражений, а также в обоснование высказанной ими позиции по делу, излагаются в том виде, как они представлялись в судебном заседании и отражены в протоколе судебного заседания либо в направленном в суд письменном заявлении. Мотивировочная часть суде бного решения должна содержать фактическое и правовое обоснование выводов суда по делу. В ней указываются обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны его выводы, и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, а также закон, которым руководствовался суд при вынесении решения. Фактическое основание решения составляет суждение суда о фактах, положенных в основу иска, и возражения на иск. Здесь же Суд указывает, почему он считает те или иные обстоятельства дела установленными и в силу чего он пришел к определенному выводу относительно взаимоотношений сторон. Резолютивная часть решения имеет важное значение, поскольку в ней в концентрированном и окончательном виде представлены итоги судебного разбирательства, а именно: вывод об удовлетворении иска или об отказе в иске полностью либо в части. Текст резолютивной части решения должен отличаться лаконичностью, четкостью и императивностью формы, с учетом того, что он вносится в исполнительный лист, если решение требует исполнения.
56. Структура судебного приговора. Понятие судебного приговора. Вопросам постановления приговора посвящена глава 39 УПК РФ. Приговор — это решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания. В отличие от иных процессуальных документов приговор характеризуется следующими признаками: ♦ он постановляется от имени государства — именем Российской Федерации. Это положение относится ко всем судам общей юрисдикции, военным судам, а также к мировым судьям, рассматривающим уголовные дела. Поэтому приговор после вступления его в законную силу обязателен для всех субъектов права; ♦ в приговоре фиксируются результаты процессуальной деятельности участников уголовного судопроизводства, определяется правовое положение соответствующего лица на определенный период времени. Вступивший в законную силу приговор имеет преюдициальное значение для иных дел, препятствует повторному привлечению лица к уголовной ответственности за те же деяния; ♦ судебный приговор является важнейшим актом правосудия, поскольку в соответствии со статьей 49 Конституции Российской федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Это положение обязывает суд неукоснительно соблюдать требования уголовно-процессуального закона, предъявляемые к форме и содержанию приговора.
57. Языковые правила составления судебных актов, их специфика. Языковые правила, используемые при написании судебных актов, можно разделить на три группы: 1) лексические; 2) синтаксические; 3) стилистические. Лексические правила. Они регламентируют выбор нужных слов, правильное по смыслу сочетание слов. Юридический текст отличается использованием в нем специальной терминологии. Но как бы ни было насыщено решение (приговор) специальным содержанием, все же основу его должны составлять общеупотребительные слова. Судебный акт — не статья по праву. Он адресован участникам судебного процесса, и они должны его понимать без «юридического переводчика». Синтаксические правила. Эта группа языковых правил составления судебных актов определяет соединение выбранных слов в предложении. Их не столь много, но они носят фундаментальный характер. Все члены предложения должны быть согласованы между собой. Допустимо использование устойчивых оборотов, парных ключевых слов. Это обеспечивает связанность текста и его логическую стройность. В предложении следует использовать прямой порядок слов. Он таков: подлежащее предшествует сказуемому, определение — определяемому слову, дополнения следуют за управляющим словом, обстоятельства стоят по возможности ближе к тому слову, с которым они соотнесены по смыслу. Конечно, в ряде случаев возможен и обратный порядок слов (например, допрошенный по делу свидетели), но он должен применяться не столь часто и обоснованно. Использование прямой речи или цитирование показаний участников процесса должно производиться лишь для отражения особенностей их речи. Прямая речь делает судебный приговор более убедительным. Однако это должно делаться в небольших объемах, иначе приговор может потерять официальность и будет неоправданно большим по объему. Кроме того, прямая речь усложняет судебный акт, придает ему нежелательную эмоциональную окраску и может создать впечатление о необъективности суда. Стилистические правила. Рассмотрим их применительно к структуре решения (приговора). Вводная часть. Здесь большого стилевого разнообразия не наблюдается. Обычно эта часть состоит из распространенного предложения с несколькими рядами однородных членов и деепричастных оборотов. Суду надо в одном предложении уместить все необходимые данные. Своего рода вся вводная часть представляет собой стилевое клише. Описательная часть. Ее стиль более свободный. И хотя описательная часть составляется в речевых формах описания и рассуждения, стиль ее все равно должен быть официально-деловым. Такому стилю свойственны краткость и четкость изложения, отсутствие эмоциональной окраски в словах и выражениях, использование формулировок, соответствующих тексту закона. Решение (приговор) должно быть написано от третьего лица. Описательная часть должна быть по возможности краткой, но достаточно полной. Не следует загромождать судебный акт описанием обстоятельств, не имеющих никакого правового значения. Мотивировочная часть может предваряться следующей формулировкой: «Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению». Стилистически она является самой сложной, Здесь в основном используются сложные предложения, в составе которых придаточные предложения выражают причинно-следственные зависимости. Правда, иногда в мотивировочной части можно встретить и уступительные выражения (хотя...), а также слова с модальным значением достоверности, реальности фактов. Это допустимо, поскольку закон требует от правоприменителя принимать решение на основе совокупности доказательств. Резолютивная часть. Ее стиль отличается императивностью. Он представляет собой логический и юридический вывод из описательной и мотивировочной частей. Эта часть судебного акта представляет собой обличенное в строгую юридическую форму сжатое предложение, в котором не должно быть ничего лишнего. Здесь каждое слово должно нести смысловую нагрузку. Резолютивная часть характеризуется еще одной особенностью. Решение суда оформляется не для искушенных правоведов или профессиональных практиков судебного процесса. Оно предназначено для «человека с улицы», поэтому для него важно сочетание строгого изложения правовой нормы (однозначного смысла правовых предписаний) с доступностью изложения. Поскольку эта часть содержит юридические последствия для участников процесса и первоначально усваивается ими на слух, она должна быть максимально ясной и понятной. Для этой цели судья должен пояснить или расшифровывать псе юридические термины или дать их общеупотребительный эквивалент.
Date: 2016-06-09; view: 16873; Нарушение авторских прав |